Психологическое сопровождение программы мониторинга УУД.
методическая разработка по психологии (5 класс)
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения.
Задачи психологического сопровождения формирования универсальных учебных действии у обучающихся:
- выявление возрастных особенностей для формирования универсальных учебных действий применительно к среднему образованию;
- выделение условий и факторов развития универсальных учебных действий в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию;
- подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение программы мониторинга УУД.
Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование. Программа психологического сопровождения, при введении пограммы развития универсальных учебных действий, обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения.
Задачи психологического сопровождения формирования универсальных учебных действии у обучающихся:
- выявление возрастных особенностей для формирования универсальных учебных действий применительно к среднему образованию;
- выделение условий и факторов развития универсальных учебных действий в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию;
- подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
Направления работы психологического сопровождения универсальных учебных действий.:
1) Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно - воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий, оказание помощи педагогам в планировании урока с учетом требований ФГОС ООО).
2) Диагностика с точки зрения требуемых компетенций обучающихся по завершении определенного этапа обучения.
3) Просвещение — преодоление ложных и надуманных психологических знаний, которые бытуют как среди учителей, так и родителей.
4) Экспертная оценка образовательных и учебных программ, проектов, пособий, профессиональной деятельности специалистов.
5) Развитие и коррекция.
Ожидаемый результат психологического сопровождения универсальных учебных действий:
- в сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников среднего звена будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
- в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
- в сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
- в сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
УУД | Уровни сформированности | Класс | Диагностика | Временные рамки | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Самопознание и самоопределение (личностные УУД) | - чувство необходимости учения, - адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик», -адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание способов поддержания своей самооценки. - Высокая степень и особенность приспособления к новым социально-психологическим условиям. Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. | - выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению адекватная степень и особенность приспособления к новым социально-психологическим условиям. Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. | -неумение адекватно оценить свои способности. -самооценка ситуативна -самооценка зависит не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением. Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, поручение небольших поручений, но с достижимым положительным результатом | 5-6 | Методика «Адаптация к школе» Александровской Методика Дембо-Рубинштейн Исследование уровня самооценки «Тест школьной тревожности» Филлипса Опросник Г.Айзенка для определения типа темперамента | Октябрь-ноябрь (5 класс) Декабрь Январь-февраль Март (5 класс) |
Смыслообразование (регулятивные УУД) | Обучающийся: - устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью, - стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; - мотивирован на высокий результат учебных достижений Рекомендации: привлечение ученика к проектно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня | Обучающийся: - частично устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью, – стремится к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые нравятся; Рекомендации: - придание личностного смысла учебной деятельности школьника, через проектную и исследовательскую деятельность. | частично сформированы познавательные мотивы и интересы, -частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность), - склонность выполнять облегченные задания, - ориентирован на внеурочную деятельность, - слабо ориентирован на процесс обучения Рекомендации: - консультация специалистов, - использовать облегченные виды работы, дифференцированные задания на уроках. | 5-6 | Методика «Адаптация к школе» Александровской Методика «Учебная мотивация» Карпова Н.И. | Октябрь-ноябрь (5 класас) Ноябрь |
Сотрудничество, взаимодействие (коммуникативные УУД) | сформированы представления о моральных нормах, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении, - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | знает суть нравственных норм, - слабый уровень управления поведением партнера, слабый уровень контроля, коррекции, оценки действий партнера и себя в отношении с ним. | 5-6 | Методика «Наша группа» Моткова О.И. | Январь |
(Познавательные УУД) |
- самостоятельное выделение и формулирование познава тельной цели; - структурирование знаний; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; | - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | - слабое определение основной и второстепенной информации; - не возможность создания самостоятельного поля для способов решения проблем творческого и поискового характера. | 5-6 | Групповой интеллектуальный тест Р.Амтхауэра Методика «Репрезентативные системы» Выявление доминирующего способа восприятия информации | Февраль-Март Март |
Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО.
1. Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
2. Успешная адаптация учащихся в учебно воспитательном процессе;
Успешная адаптация и социализация выпускников школы;
Создание мониторинга психологического статуса школьника.
Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
ОБРАЗЕЦ
6 "А" класс | Самопознание и самоопределение (личностные УУД) | Смыслообразование (регулятивные УУД) | Сотрудничество, взаимодействие (Коммуникативные УУД) | Познавательные УУД | ||||||||||
№ п/п | Фамилия Имя | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | среднее |
1 | 3 |
|
|
| 2 |
| 3 |
|
| 3 |
|
| 2,75 | |
2 |
| 2 |
|
| 2 |
|
|
| 1 |
|
| 1 | 1,5 | |
3 |
| 2 |
|
| 2 |
|
| 2 |
|
| 2 |
| 2 | |
4 |
| 2 |
|
| 2 |
|
| 2 |
|
| 2 |
| 2 | |
5 | 3 |
|
|
| 2 |
| 3 |
|
|
| 2 |
| 2,5 | |
6 |
| 2 |
|
| 2 |
|
| 2 |
| 3 |
|
| 2,25 | |
7 |
| 2 |
|
| 2 |
|
| 2 |
|
| 2 |
| 2 | |
8 |
| 2 |
|
| 2 |
|
| 2 |
|
|
| 1 | 1,75 | |
9 |
| 2 |
|
| 2 |
|
| 2 |
|
| 2 |
| 2 | |
10 | 3 |
|
|
| 2 |
| 3 |
|
|
| 2 |
| 2,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-136248-1351877659.jpg)
«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»
Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-162084-1355205011.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Данная программа направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-556379-1420310917.jpg)
Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ
Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-461929-1416747161.jpg)
Программа мониторинга профессиональных достижений педагогических работников, методического сопровождения педагогов в межаттестационный период
Программа организации и мониторинга профессиональных достижений, методического сопровождения педагогов в межаттестационный период разработана с целью системной деятельности по созданию условий для пов...
Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )
Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...
Рабочая программа "Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развития и социальной адаптации"
Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Уровень образования основной общий (2018-2019 учебный год)...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - основной общий)
Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования (2018-2019 учебный год)...