Психологическое сопровождение программы мониторинга УУД.
методическая разработка по психологии (5 класс)

Палагина Маргарита Николаевна

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения.

            Задачи психологического сопровождения формирования универсальных учебных действии у обучающихся:

- выявление возрастных особенностей для формирования универсальных учебных действий применительно к среднему образованию;

- выделение условий и факторов развития   универсальных учебных действий  в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию;

- подбор методов и средств оценки сформированности  универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_monitoringa_uud.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

        Психологическое сопровождение программы мониторинга УУД.

        Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование. Программа психологического сопровождения, при введении пограммы развития универсальных учебных действий,    обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

        Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения.

        Задачи психологического сопровождения формирования универсальных учебных действии у обучающихся:

- выявление возрастных особенностей для формирования универсальных учебных действий применительно к среднему образованию;

- выделение условий и факторов развития   универсальных учебных действий  в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию;

- подбор методов и средств оценки сформированности  универсальных учебных действий.

        Направления работы психологического сопровождения универсальных учебных действий.:

1) Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно - воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий, оказание помощи педагогам в планировании урока с учетом требований ФГОС ООО).

2) Диагностика с точки зрения требуемых компетенций обучающихся по завершении определенного этапа обучения.

3) Просвещение — преодоление ложных и надуманных психологических знаний, которые бытуют как среди учителей, так и родителей.

4) Экспертная оценка образовательных и учебных программ, проектов, пособий, профессиональной деятельности специалистов.

5) Развитие и коррекция.

        Ожидаемый результат психологического сопровождения универсальных учебных действий:

- в сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников среднего звена будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

- в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

- в сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

- в сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

УУД        

Уровни сформированности

Класс        

Диагностика

Временные рамки

Высокий

Средний

Низкий

Самопознание и самоопределение (личностные УУД)

- чувство необходимости учения,

- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»,  

-адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание  способов поддержания своей самооценки.

- Высокая степень и особенность приспособления к новым социально-психологическим условиям.

Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

- выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем,

интерес к учению

 адекватная степень  и особенность приспособления к новым социально-психологическим условиям.

Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

-неумение адекватно оценить свои способности.

-самооценка ситуативна

-самооценка зависит  не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников,

поручение небольших поручений, но с достижимым положительным результатом

5-6

Методика «Адаптация к школе» Александровской

Методика Дембо-Рубинштейн Исследование уровня самооценки

«Тест школьной тревожности» Филлипса

Опросник Г.Айзенка для определения типа темперамента

Октябрь-ноябрь (5 класс)

Декабрь

Январь-февраль

Март (5 класс)

Смыслообразование (регулятивные УУД)

Обучающийся:

- устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью,

- стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

- мотивирован  на высокий результат учебных достижений

Рекомендации:

привлечение ученика к проектно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня

Обучающийся:

- частично устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью,

– стремится к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые нравятся;

Рекомендации:

- придание личностного смысла учебной деятельности школьника, через проектную и исследовательскую деятельность.

частично сформированы познавательные мотивы и интересы,

-частично сформированы  социальные мотивы (чувство долга, ответственность),

- склонность выполнять облегченные задания,

- ориентирован на внеурочную деятельность,

- слабо ориентирован на процесс обучения

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- использовать облегченные виды работы, дифференцированные задания на уроках.

5-6

Методика «Адаптация к школе» Александровской

Методика «Учебная мотивация» Карпова Н.И.

Октябрь-ноябрь (5 класас)

Ноябрь

Сотрудничество, взаимодействие

(коммуникативные УУД)

сформированы представления о моральных нормах,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении,

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

знает суть нравственных норм,

- слабый уровень управления поведением партнера, слабый уровень контроля, коррекции, оценки действий партнера и себя в отношении с ним.

5-6

Методика «Наша группа» Моткова О.И.

Январь

(Познавательные УУД)

        

- самостоятельное выделение и формулирование познава тельной цели;

- структурирование знаний;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- слабое определение основной и второстепенной информации;

- не возможность создания самостоятельного поля для способов решения проблем

творческого и поискового характера.

5-6

Групповой интеллектуальный тест Р.Амтхауэра

Методика «Репрезентативные системы» Выявление доминирующего способа восприятия информации

Февраль-Март

Март

Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО.

         1. Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.

Основным  объектом  оценки  личностных  результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

самоопределение  —  сформированность  внутренней  позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися  на  основе  устойчивой  системы  учебно-познавательных  и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

морально-этическая  ориентация  —  знание  основных моральных норм и ориентация на их выполнение  на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических  чувств  —  стыда,  вины,  совести  как  регуляторов морального поведения.

Основным объектом оценки метапредметных результатов  служит  сформированность  у  обучающегося  указанных выше  регулятивных,  коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  т. е.  таких  умственных  действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую   задачу   в   познавательную;   умение   планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;   умение   контролировать   и   оценивать   свои действия,  вносить  коррективы  в  их  выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;

умение  осуществлять  информационный  поиск,  сбор  и выделение  существенной  информации  из  различных  информационных источников;

умение  использовать  знаково-символические  средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым  признакам,  установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;

умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  учебных  проблем,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий.

2.  Успешная адаптация учащихся в учебно воспитательном процессе;

Успешная адаптация и социализация выпускников школы;

Создание мониторинга психологического статуса школьника.

Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.

ОБРАЗЕЦ

6 "А" класс

Самопознание и самоопределение (личностные УУД)

Смыслообразование (регулятивные УУД)

Сотрудничество, взаимодействие (Коммуникативные УУД)

Познавательные УУД

№ п/п

Фамилия

Имя

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

среднее

1

3

 

 

 

2

 

3

 

 

3

 

 

2,75

2

 

2

 

 

2

 

 

 

1

 

 

1

1,5

3

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

2

4

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

2

5

3

 

 

 

2

 

3

 

 

 

2

 

2,5

6

 

2

 

 

2

 

 

2

 

3

 

 

2,25

7

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

2

8

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

 

1

1,75

9

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

2

10

3

 

 

 

2

 

3

 

 

 

2

 

2,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»

Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Данная программа   направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

Программа мониторинга профессиональных достижений педагогических работников, методического сопровождения педагогов в межаттестационный период

Программа организации и мониторинга профессиональных достижений, методического сопровождения педагогов в межаттестационный период разработана с целью системной деятельности по созданию условий для пов...

Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )

Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...

Рабочая программа "Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развития и социальной адаптации"

Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Уровень образования основной общий (2018-2019 учебный год)...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - основной общий)

Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования (2018-2019 учебный год)...