Профилактическая психолого-педагогическая прогроамма "НЕзависимость"
материал по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Карачакова Наталья Сергеевна

Данная программа направлена на профилактику употребления ПАВ и на формирование устойчивости личности, предполагающей психологическую коррекцию выявленных (актуализированных) факторов риска и редуцированных (сниженных) факторов защиты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilakticheskaya_programma_nezavisimost_mbou_tshi_no1.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Таштыпская школа-интернат №1»

                                                                        

Утверждаю

                                                                                Директор школы

Карпова Н.В.

Профилактическая

психолого-педагогическая программа

«НЕзависимость»

Составитель: Карачакова Н.С., педагог-психолог

 

с. Таштып, 2020 г.

Аннотация программы

Как известно, подростковый возраст – один из самых остро протекающих периодов в жизни человека. Именно этот возраст часто характеризуется различными негативными проявлениями, внутренней и внешней дисгармонией личности, изменением интересов, переоценкой ценностей. В этом возрасте часто отмечаются протестные реакции относительно всего, что исходит от взрослых. Конечно, есть и положительные аспекты: возрастает самостоятельность, отношения со сверстниками и взрослыми становятся более разнообразными и содержательными, расширяется круг интересов и увлечений. В этот период подросток переходит на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

К сожалению, подростки часто не находят понимания и поддержки со стороны взрослых, они чувствуют себя одинокими даже в кругу семьи. Ощущение одиночества, непонимания со стороны родителей и педагогов, недовольство собой, желание скорее приобщиться к взрослой жизни часто толкает подростков на необдуманные поступки. Стараясь казаться взрослыми, они примеряют на себя различные модели поведения, при этом часто не задумываются о последствиях и не пропускают свои поступки через фильтр безопасного поведения. Одни в стремлении казаться старше и взрослее приобретают вредные привычки. Другие, уходя от одиночества и непонимания, примыкают к различным асоциальным группам. Последствия влияния таких групп часто заканчиваются трагедией.

Профилактика   употребления   психоактивных   веществ   в образовательной среде введена в требования Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС, стандарт) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника основной школы осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового и экологически целесообразного образа  жизни,  безопасного для человека и окружающей его среды.

Данная программа направлена на формирование устойчивости личности, предполагающей психологическую коррекцию выявленных (актуализированных) факторов риска и редуцированных (сниженных) факторов защиты.

Основная цель: Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ путем формирования  личности стойкой к жизненным трудностям, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни (ЗОЖ).

Задачи:

  1. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
  • позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям не только совершать ошибки, но и исправлять их;
  • адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
  • ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
  • контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
  • осознавать, что происходит с собственной личностью и почему, анализировать свое состояние.
  1. Развитие  стратегий   и   навыков   поведения,   ведущего   к   здоровью и препятствующего злоупотреблению ПАВ:
  • принятие решения и преодоление жизненных проблем;
  • оценка социальной ситуации и принятие ответственности за собственное поведение в ней;
  • защита своего «Я», самоподдержка и взаимоподдержка;
  • избегание ситуаций, связанных с употреблением ПАВ и с другими формами саморазрушающего поведения;
  • развитие умений использовать альтернативные ПАВ способы получения радости и удовольствия;
  • развитие умений разрешать конфликты и эффективно общаться.
  1. Информирование о воздействии и последствиях злоупотребления ПАВ, о причинах и формах заболеваний, связанных с ними, о путях к выздоровлению,    о связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, со стрессом, о путях преодоления последнего.

Научно-методические и нормативно-правовые основания программы:

- Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

2. Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2007 № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»;

3. Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»;

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».

6. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Программа основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного психорегулирующего воздействия факторов риска и факторов защиты (протективных факторов).

Факторы риска – социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение. Анализируются на 2 уровнях:

  1. качества и условия, регулирующие взаимоотношения личности и социума
  2. качества, влияющие на индивидуальные особенности поведения:

        потребность в одобрении        

        склонность к риску (опасности)

        принятие асоциальных установок социума        

        импульсивность

        подверженность влиянию группы

        тревожность

        наркопотребление в социальном окружении        

        фрустрация

Факторы защиты (протективные факторы) - обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска:

  • принятие родителями,
  • принятие одноклассниками,
  • социальная активность,
  • самоконтроль поведения,
  • самоэффективность.

Целью реализации программы  выступает уменьшение  факторов риска и повышение факторов защиты у учащихся.

Критерии оценки достижения планируемых результатов: качественные и количественные.

Учащиеся должны знать:

- влияние социальных стереотипов на употребление ПАВ;

- причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);

- связь между употреблением ПАВ и преступность.

Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- уметь говорить «Нет»;

- ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих;

- анализировать социальные ситуации;

- нести ответственность за принятое решение;

- преодолевать жизненные трудности;

- вести активный здоровый образ жизни.

Учащиеся должны приобрести навык:

- высказывания своих мыслей;

-ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ;

- преодоления жизненных трудностей в целом;

-самовыражения через увлечения, развивающие личность.

Описание ожидаемых результатов

1. Снижение количества обучающихся, входящих в группу с повышенной вероятностью вовлечения.

2. Позитивная динамика у школьников, задействованных в реализации программы, развития таких личностных свойств, как: адекватная самооценка; ценностное отношение к своему здоровью и жизни; способность управлять эмоциями, принимать решения, избегать ситуаций риска; развитие критического мышления, умения оказывать сопротивление давлению; ответственности; навыков конструктивного общения, стремления к самореализации.

3.В сфере общения у подростков: развитии позитивных отношений со сверстниками; улучшении социально-значимых способностей; развитии коммуникативных навыков.

4.Формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков и других психоактивных веществ.

5. Обобщение и распространение опыта работы по Программе посредством семинаров, конкурсов, конференций.

Участники программы: обучающиеся 7-11 классов, дети «группы риска» выявленные в ходе прохождение социально-психологического тестирования.

Программа прошла апробацию в образовательной организации  с 2020 г. по 2021 г. Ее участниками стали более 170 подростков.

Структура и содержание программы

Срок реализации программы: октябрь 2020 г. – октябрь 2021г. Данную программу можно разрабатывать и реализовывать каждый учебный год.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Первый этап: диагностический.

Время проведения: октябрь - ноябрь 2020.

1. Проведение и изучение результатов социально-психологического тестирования.

2. Изучение и создание базы данных детей «группы риска».

3.Определение степени информированности детей и подростков по проблеме.

Методы:

2) результаты социально-психологического тестирования обучающихся 7-11 классов;

3) диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение).

Второй этап: Практический.

Время проведения: в течение учебного года (ноябрь 2020г. – май 2021г.)

Цель: реализация работы в образовательном учреждении по профилактике употребления наркотических средств.

1. Предоставление объективной, соответствующей возрасту информации о вреде ПАВ.

2. Формирование активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

3. Расширение знаний обучающихся о жизненных ценностях; осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него.

5. Развитие умения у обучающихся осознавать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.

6. Создание условий для формирования у обучающихся культуры выбора, ответственности за принятие собственных решений; ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям.

Методы:

  1. информирование;
  2. групповые дискуссии;
  3. игровые методы;
  4. моделирование ситуаций;
  5. конструктивно-позитивный метод (организация занятий с элементами тренинга, направленных на повышение психологической устойчивости).

Формы работы:

  1. беседы;
  2. занятия с элементами тренинга;
  3. ролевые и деловые игры;
  4. мозговой штурм;
  5. дискуссии;
  6. показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием;
  7. квесты, акции.

Третий этап: заключительный.

Время проведения: сентябрь- октябрь 2021г.

Цель: определение и изучение эффективности разработанной системы профилактики употребления ПАВ в образовательной организации.

  1. Выявление достижений и недостатков в проделанной работе.
  2. Изучение изменений позиции обучающихся в отношении проблемы наркомании; изучение изменения ценностных установок личности.
  3. Обобщение и систематизация информации, накопленной в процессе проведения профилактической работы; выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики.
  4. Анализ и планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании и употребления ПАВ.

Методы:

  1. анализ отчетной документации;
  2. опрос, беседа;
  3. анкетирование.

Содержание  программы.

Программа включает в себя три направления:

Первое направление – позволяет глубже узнать свои особенности, чувства, характер, знакомит учащихся с такими понятиями, как самоуважение, стресс, ценности.

Второе направление – групповые формы работы, которые содержат фактическую информацию о вреде курения, алкоголя, наркотиков, способах противостояния негативному влиянию среды.

Третье направление представляет собой некий промежуточный итог работы, где учащиеся «группы риска» наравне с ребятами с «активной жизненной позицией» участвуют в организации общешкольного мероприятия по профилактике «ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ» Учащиеся включаются в организационную деятельность, что помогает им выработать навыки сотрудничества.

Учебно-тематический план \Темы занятий

Количество учебных часов

Первое направление: Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

12 часов (на каждого учащегося)

Занятие 1. «Ознакомительное занятие»

Занятие 2. «Я – уникальность»

Занятие 3 «Мои ценности»

Занятие 4. «Я и другие»

Занятие 5. «Если друг оказался вдруг…»

Занятие 6. «Я и семья»

Занятие 7. «Мои интересы и способности »

Занятие 8  «Стресс – как справиться с эмоциями»

Занятие 9. Курение. Алкоголь. Наркотики. Как сказать «нет»

Занятие 10. «Я могу!»

Занятие 11. «Я учусь принимать решения»

Занятие 12 «Итоговое занятие»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 Второе направление: Групповая профилактическая работа:

4 часа

Тренинг: «Моя уверенность в себе. Как сказать «нет».

Классный часы с элементами тренинга «Опасные привычки»

Классный часы с элементами тренинга «Жизнь человека и его ценности»

Просмотр видеороликов о вреде ПАВ

1

1

1

1

Третье направление: Общешкольное мероприятие.

6 часов

Мероприятие «День независимости»

1.        Акция «Избавляемся от вредных привычек».  Ящик с записками.

2.Плакат «Мои достижения»  Я смогу отказаться от….   Мне не нужны ВП, потому что я …(достижения, любимые занятия и пр.)

3.Буклеты ЗОЖ  (пропаганда ЗОЖ)

4.Квест для  7 - 8 классов.

Цель пройти все этапы и собрать слово «Независимость»

4 команды. 4 этапа

Задания закодированы: шифр, английский, загадка

Задания:  

  • Составить пословицы ЗОЖ.
  • Ситуация отказа от ВП.
  • Викторина о ВП
  • Спортивная

Список основной литературы:

1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления. Учебное пособие / Под ред. Э. Ф. Вагнера и Х. Б. Уолдрон. – М.: Академия, 2006. – 185 с.

2. Волкова Т. В., Яшин Д. П. Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики курения, злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами у подростков 12–15 лет «Точка опоры». НКО Фонд «Система профилактических программ». – М.: МАКС Пресс, 2004. – 38 с.

3. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Социально-психологическая работа. — 2009. — No 4.— С. 53—57.

4. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков.—М.,2003. –144с.)

5. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Внешкольное воспитание. — 2007. — No 9. — С. 23—27.

6. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.-М.: Политиздат, 1999г. – 247с.

7. Ляхович А. В., Маркова А. И. Здоровый образ жизни – альтернатива наркомании. –Москва-Воронеж, 2004. – 292 с.

8. Мухина В.С.«Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество».– М.: Академия, 2000.-452 с.

9. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. – М.: Планета, 2011. – 208 с.

10. Николаева, Л.П. . Уроки профилактики наркомании в школе: Пособие для учителей /Л.П. Николаева, Д.В. Колесов. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2002. – 432с.

11. Правдина О.В., Просвирнова О.Е., Мишина С.Е., Коротеева Т.В. методическое пособие по воспитательной работе. По курсу «Мой выбор». – М.: Ижица, 2005.-176с.

12. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Сост. и ред. Ю. В. Науменко.– М.: Глобус, 2009. – 250 с.

13. Романова Е.С., Гребенников Л.Г. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика – Талант, 1996г. - 144 стр.

14. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под ред. Л. М. Шипицыной, Л. С. Шпилени / – СПб., 2003. – 464 с.

15. Суслова И. А. Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений Наро-Фоминского муниципального района по работе с детьми «Группы риска». – Наро-Фоминск, 2014г. – 22 с.

16. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. /Под научн. ред. А. Ф. Шадуры – СПб.: Речь, 2005. – 154 с.

17. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей// Изд. 2-е, перераб. и допол.// Под ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я в мире профессий Профилактическая психолого-педагогическая программа для учащихся 9 классов МКОУ «Волчихинская СШ№1»

Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, спосо...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Психологическая подготовка к экзаменам"

Программа «Психологическая подготовка к экзаменам» является профилактической психолого-педагогической программой. Программа направлена на профилактику трудностей психологического характера...

профилактическая психолого-педагогическая программа "Возьми с собою в жизнь"

Данная программа направлена на социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, стоящей на пороге выхода из детского дома....

Профилактический психолого-педагогический проект "Умение жить среди людей"

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  определяет  личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я - пятиклассник"

Для работы с детьми "группы риска" при адаптации к среднему звену...