Профилактическая психолого-педагогическая прогроамма "НЕзависимость"
материал по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Данная программа направлена на профилактику употребления ПАВ и на формирование устойчивости личности, предполагающей психологическую коррекцию выявленных (актуализированных) факторов риска и редуцированных (сниженных) факторов защиты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilakticheskaya_programma_nezavisimost_mbou_tshi_no1.docx | 36.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Таштыпская школа-интернат №1»
Утверждаю
Директор школы
Карпова Н.В.
Профилактическая
психолого-педагогическая программа
«НЕзависимость»
Составитель: Карачакова Н.С., педагог-психолог
с. Таштып, 2020 г.
Аннотация программы
Как известно, подростковый возраст – один из самых остро протекающих периодов в жизни человека. Именно этот возраст часто характеризуется различными негативными проявлениями, внутренней и внешней дисгармонией личности, изменением интересов, переоценкой ценностей. В этом возрасте часто отмечаются протестные реакции относительно всего, что исходит от взрослых. Конечно, есть и положительные аспекты: возрастает самостоятельность, отношения со сверстниками и взрослыми становятся более разнообразными и содержательными, расширяется круг интересов и увлечений. В этот период подросток переходит на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
К сожалению, подростки часто не находят понимания и поддержки со стороны взрослых, они чувствуют себя одинокими даже в кругу семьи. Ощущение одиночества, непонимания со стороны родителей и педагогов, недовольство собой, желание скорее приобщиться к взрослой жизни часто толкает подростков на необдуманные поступки. Стараясь казаться взрослыми, они примеряют на себя различные модели поведения, при этом часто не задумываются о последствиях и не пропускают свои поступки через фильтр безопасного поведения. Одни в стремлении казаться старше и взрослее приобретают вредные привычки. Другие, уходя от одиночества и непонимания, примыкают к различным асоциальным группам. Последствия влияния таких групп часто заканчиваются трагедией.
Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде введена в требования Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС, стандарт) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника основной школы осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Данная программа направлена на формирование устойчивости личности, предполагающей психологическую коррекцию выявленных (актуализированных) факторов риска и редуцированных (сниженных) факторов защиты.
Основная цель: Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ путем формирования личности стойкой к жизненным трудностям, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Задачи:
- Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
- позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям не только совершать ошибки, но и исправлять их;
- адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
- ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
- контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
- осознавать, что происходит с собственной личностью и почему, анализировать свое состояние.
- Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению ПАВ:
- принятие решения и преодоление жизненных проблем;
- оценка социальной ситуации и принятие ответственности за собственное поведение в ней;
- защита своего «Я», самоподдержка и взаимоподдержка;
- избегание ситуаций, связанных с употреблением ПАВ и с другими формами саморазрушающего поведения;
- развитие умений использовать альтернативные ПАВ способы получения радости и удовольствия;
- развитие умений разрешать конфликты и эффективно общаться.
- Информирование о воздействии и последствиях злоупотребления ПАВ, о причинах и формах заболеваний, связанных с ними, о путях к выздоровлению, о связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, со стрессом, о путях преодоления последнего.
Научно-методические и нормативно-правовые основания программы:
- Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
2. Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2007 № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».
6. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Программа основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного психорегулирующего воздействия факторов риска и факторов защиты (протективных факторов).
Факторы риска – социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение. Анализируются на 2 уровнях:
- качества и условия, регулирующие взаимоотношения личности и социума
- качества, влияющие на индивидуальные особенности поведения:
потребность в одобрении
склонность к риску (опасности)
принятие асоциальных установок социума
импульсивность
подверженность влиянию группы
тревожность
наркопотребление в социальном окружении
фрустрация
Факторы защиты (протективные факторы) - обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска:
- принятие родителями,
- принятие одноклассниками,
- социальная активность,
- самоконтроль поведения,
- самоэффективность.
Целью реализации программы выступает уменьшение факторов риска и повышение факторов защиты у учащихся.
Критерии оценки достижения планируемых результатов: качественные и количественные.
Учащиеся должны знать:
- влияние социальных стереотипов на употребление ПАВ;
- причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);
- связь между употреблением ПАВ и преступность.
Учащиеся должны уметь:
- применять полученные знания на практике;
- уметь говорить «Нет»;
- ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих;
- анализировать социальные ситуации;
- нести ответственность за принятое решение;
- преодолевать жизненные трудности;
- вести активный здоровый образ жизни.
Учащиеся должны приобрести навык:
- высказывания своих мыслей;
-ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ;
- преодоления жизненных трудностей в целом;
-самовыражения через увлечения, развивающие личность.
Описание ожидаемых результатов
1. Снижение количества обучающихся, входящих в группу с повышенной вероятностью вовлечения.
2. Позитивная динамика у школьников, задействованных в реализации программы, развития таких личностных свойств, как: адекватная самооценка; ценностное отношение к своему здоровью и жизни; способность управлять эмоциями, принимать решения, избегать ситуаций риска; развитие критического мышления, умения оказывать сопротивление давлению; ответственности; навыков конструктивного общения, стремления к самореализации.
3.В сфере общения у подростков: развитии позитивных отношений со сверстниками; улучшении социально-значимых способностей; развитии коммуникативных навыков.
4.Формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков и других психоактивных веществ.
5. Обобщение и распространение опыта работы по Программе посредством семинаров, конкурсов, конференций.
Участники программы: обучающиеся 7-11 классов, дети «группы риска» выявленные в ходе прохождение социально-психологического тестирования.
Программа прошла апробацию в образовательной организации с 2020 г. по 2021 г. Ее участниками стали более 170 подростков.
Структура и содержание программы
Срок реализации программы: октябрь 2020 г. – октябрь 2021г. Данную программу можно разрабатывать и реализовывать каждый учебный год.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый этап: диагностический.
Время проведения: октябрь - ноябрь 2020.
1. Проведение и изучение результатов социально-психологического тестирования.
2. Изучение и создание базы данных детей «группы риска».
3.Определение степени информированности детей и подростков по проблеме.
Методы:
2) результаты социально-психологического тестирования обучающихся 7-11 классов;
3) диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение).
Второй этап: Практический.
Время проведения: в течение учебного года (ноябрь 2020г. – май 2021г.)
Цель: реализация работы в образовательном учреждении по профилактике употребления наркотических средств.
1. Предоставление объективной, соответствующей возрасту информации о вреде ПАВ.
2. Формирование активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
3. Расширение знаний обучающихся о жизненных ценностях; осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него.
5. Развитие умения у обучающихся осознавать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.
6. Создание условий для формирования у обучающихся культуры выбора, ответственности за принятие собственных решений; ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям.
Методы:
- информирование;
- групповые дискуссии;
- игровые методы;
- моделирование ситуаций;
- конструктивно-позитивный метод (организация занятий с элементами тренинга, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
- беседы;
- занятия с элементами тренинга;
- ролевые и деловые игры;
- мозговой штурм;
- дискуссии;
- показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием;
- квесты, акции.
Третий этап: заключительный.
Время проведения: сентябрь- октябрь 2021г.
Цель: определение и изучение эффективности разработанной системы профилактики употребления ПАВ в образовательной организации.
- Выявление достижений и недостатков в проделанной работе.
- Изучение изменений позиции обучающихся в отношении проблемы наркомании; изучение изменения ценностных установок личности.
- Обобщение и систематизация информации, накопленной в процессе проведения профилактической работы; выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики.
- Анализ и планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании и употребления ПАВ.
Методы:
- анализ отчетной документации;
- опрос, беседа;
- анкетирование.
Содержание программы.
Программа включает в себя три направления:
Первое направление – позволяет глубже узнать свои особенности, чувства, характер, знакомит учащихся с такими понятиями, как самоуважение, стресс, ценности.
Второе направление – групповые формы работы, которые содержат фактическую информацию о вреде курения, алкоголя, наркотиков, способах противостояния негативному влиянию среды.
Третье направление представляет собой некий промежуточный итог работы, где учащиеся «группы риска» наравне с ребятами с «активной жизненной позицией» участвуют в организации общешкольного мероприятия по профилактике «ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ» Учащиеся включаются в организационную деятельность, что помогает им выработать навыки сотрудничества.
Учебно-тематический план \Темы занятий | Количество учебных часов |
Первое направление: Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. | 12 часов (на каждого учащегося) |
Занятие 1. «Ознакомительное занятие» Занятие 2. «Я – уникальность» Занятие 3 «Мои ценности» Занятие 4. «Я и другие» Занятие 5. «Если друг оказался вдруг…» Занятие 6. «Я и семья» Занятие 7. «Мои интересы и способности » Занятие 8 «Стресс – как справиться с эмоциями» Занятие 9. Курение. Алкоголь. Наркотики. Как сказать «нет» Занятие 10. «Я могу!» Занятие 11. «Я учусь принимать решения» Занятие 12 «Итоговое занятие» | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Второе направление: Групповая профилактическая работа: | 4 часа |
Тренинг: «Моя уверенность в себе. Как сказать «нет». Классный часы с элементами тренинга «Опасные привычки» Классный часы с элементами тренинга «Жизнь человека и его ценности» Просмотр видеороликов о вреде ПАВ | 1 1 1 1 |
Третье направление: Общешкольное мероприятие. | 6 часов |
Мероприятие «День независимости» 1. Акция «Избавляемся от вредных привычек». Ящик с записками. 2.Плакат «Мои достижения» Я смогу отказаться от…. Мне не нужны ВП, потому что я …(достижения, любимые занятия и пр.) 3.Буклеты ЗОЖ (пропаганда ЗОЖ) 4.Квест для 7 - 8 классов. Цель пройти все этапы и собрать слово «Независимость» 4 команды. 4 этапа Задания закодированы: шифр, английский, загадка Задания:
|
Список основной литературы:
1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления. Учебное пособие / Под ред. Э. Ф. Вагнера и Х. Б. Уолдрон. – М.: Академия, 2006. – 185 с.
2. Волкова Т. В., Яшин Д. П. Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики курения, злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами у подростков 12–15 лет «Точка опоры». НКО Фонд «Система профилактических программ». – М.: МАКС Пресс, 2004. – 38 с.
3. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Социально-психологическая работа. — 2009. — No 4.— С. 53—57.
4. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков.—М.,2003. –144с.)
5. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Внешкольное воспитание. — 2007. — No 9. — С. 23—27.
6. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.-М.: Политиздат, 1999г. – 247с.
7. Ляхович А. В., Маркова А. И. Здоровый образ жизни – альтернатива наркомании. –Москва-Воронеж, 2004. – 292 с.
8. Мухина В.С.«Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество».– М.: Академия, 2000.-452 с.
9. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. – М.: Планета, 2011. – 208 с.
10. Николаева, Л.П. . Уроки профилактики наркомании в школе: Пособие для учителей /Л.П. Николаева, Д.В. Колесов. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2002. – 432с.
11. Правдина О.В., Просвирнова О.Е., Мишина С.Е., Коротеева Т.В. методическое пособие по воспитательной работе. По курсу «Мой выбор». – М.: Ижица, 2005.-176с.
12. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Сост. и ред. Ю. В. Науменко.– М.: Глобус, 2009. – 250 с.
13. Романова Е.С., Гребенников Л.Г. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика – Талант, 1996г. - 144 стр.
14. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под ред. Л. М. Шипицыной, Л. С. Шпилени / – СПб., 2003. – 464 с.
15. Суслова И. А. Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений Наро-Фоминского муниципального района по работе с детьми «Группы риска». – Наро-Фоминск, 2014г. – 22 с.
16. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. /Под научн. ред. А. Ф. Шадуры – СПб.: Речь, 2005. – 154 с.
17. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей// Изд. 2-е, перераб. и допол.// Под ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я в мире профессий Профилактическая психолого-педагогическая программа для учащихся 9 классов МКОУ «Волчихинская СШ№1»
Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, спосо...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Психологическая подготовка к экзаменам"
Программа «Психологическая подготовка к экзаменам» является профилактической психолого-педагогической программой. Программа направлена на профилактику трудностей психологического характера...
профилактическая психолого-педагогическая программа "Возьми с собою в жизнь"
Данная программа направлена на социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, стоящей на пороге выхода из детского дома....
Психологическое занятие из профилактической психолого-педагогической программы «Социального и личностного развития подростка и профилактики отклоняющегося поведения «Свой выбор!»
Знакомство участников со структурой эмоциональных переживаний. Обучение приемам снятия стрессового напряжения....
Профилактический психолого-педагогический проект "Умение жить среди людей"
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...
Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, фор...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я - пятиклассник"
Для работы с детьми "группы риска" при адаптации к среднему звену...