АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЕ
консультация по психологии

Жукова Оксана Владимировна

Адаптация к школе – это период приспособления ребенка к условиям образовательного учреждения (регулярным урокам, порядкам и новым людям: учителям и одноклассникам).

Специалисты называют примерные сроки адаптации от 5 недель до 7 месяцев. Длительность будет зависеть от сложившейся атмосферы в семье, психологических особенностей и характера ребенка, уровня его знаний, а также от типа школы и сложности обучающих программ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЕ

Адаптация к школе – это период приспособления ребенка к условиям образовательного учреждения (регулярным урокам, порядкам и новым людям: учителям и одноклассникам).

Специалисты называют примерные сроки адаптации от 5 недель до 7 месяцев. Длительность будет зависеть от сложившейся атмосферы в семье, психологических особенностей и характера ребенка, уровня его знаний, а также от типа школы и сложности обучающих программ. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющие:

• физиологическая;

• психологическая;

• социальная (личностная).

Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

Физиологическая адаптация

Этапы физиологической адаптации:

1. Острая адаптация (первые 2-3 недели) – это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.

2. Неустойчивое приспособление – организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3. Период относительно устойчивого приспособления – организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Проявления:

• некоторые дети к концу первой четверти худеют:

• снижение артериального давления (признак утомления) иди значительное его повышение (признак переутомления):

• головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита;

• появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.

Выход: режим дня.

Самым рациональным распределением времени ученика является режим дня, в котором будут учтены индивидуальные особенности самого ребенка. Наиболее активные часы детей 6-7 лет: 8.00-11.00 часов и 16.00-17.00.

• Постарайтесь, чтобы ваш ребенок ложился не позднее 21.00. и вставал в 7.00. утра, т.к. младший школьник, особенно первоклассник, должен спать не меньше 10 часов, плюс дневной сон, к которому привык организм.

• Ребята должны находиться на свежем воздухе не менее 3-3,5 часов в день, поэтому сразу после уроков погуляйте с ребенком хотя бы минут 40. Только потом идите на обед.

• Обед должен быть в 13.30-14.00.

• После этого дайте ребенку отдохнуть. Не нужно сразу же усаживать его за уроки, после обеда наступает спад работоспособности. Если ребенок привык к просмотру мультфильмов или к играм, то в период с 15.00-16.00 это самое подходящее время.

• Только лишь, когда ребенок поел и отдохнул, можно сесть за уроки. Оптимальное время: 16.00-17.00. В первом классе домашнего задания, как правило, не задают, но это время можно потратить на то, чтобы пролистать вместе с ребенком изученный в школе материал, помочь ребенку воспроизвести то, что ему запомнилось больше всего в течение дня, выяснить с какими темами могли возникнуть затруднения и помочь ему разобраться.

• После приготовления домашнего задания ваш ребенок может пойти в секцию или кружок. Дорогу туда как раз можно совместить с прогулкой. Отход ко сну должен быть спокойным, без разговоров о дневных трудностях и без напоминаний о досадных ошибках или неудачах прошедшего дня.

• Отход ко сну должен быть спокойным, без разговоров о дневных трудностях и без напоминаний о досадных ошибках или неудачах прошедшего дня.

Совместно с ребенком разработайте удобный режим дня. Можно акцентировать его внимание на том, что после того, как он потрудится, его обязательно будет ждать какое-нибудь развлечение. Продумайте в режиме дня смену видов деятельности. «Завизуализируйте» режим дня – оформите на листе, выделите разные виды деятельности цветными маркерами или стикерами и т.п. Разместите режим дня в районе рабочего места ребенка. Он может сам себя контролировать или совместно с вами.

Нельзя:

• Будить ребёнка в последний момент перед выходом в школу.

• Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами.

• Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.

• Заставлять ребёнка спать днём после уроков (если он не испытывает такого желания) или лишать его сна.

• Сидеть у телевизора и за компьютером более 1 часа в день.

• Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.

Организация рабочего места

Очень важно выбрать стол, который будет подходить ребёнку по габаритам, и за которым ему будет удобно и комфортно. Край стола должен находиться точно на уровне груди сидящего ребёнка, чтобы колени не подпирали столешницу, а локти свободно лежали на рабочей поверхности. Глубина рабочей поверхности должна составлять не менее 60-80 сантиметров, ширина 120-160 сантиметров.

Также обратите внимание на расстояние между коленками школьника и столешницей. Оно должно быть около 10-15 см. Правильное расстояние удаленности от крышки стола до лица ребенка легко измерить – оно должно быть таким же, как расстояние от кончиков пальцев ребенка до локтя.

Стол можно поставить непосредственно у окна. Когда ребёнок сидит, окно будет находиться прямо напротив него. С одной стороны, стол будет хорошо освещаться, но с другой стороны, ребёнок может отвлекаться на всё, что происходит за окном. Если днём в окно светит яркое солнце, обязательно повесьте жалюзи или лёгкий тюль, иначе заниматься будет невозможно.

Школьные принадлежности, учебники и пр. должны храниться в легкодоступном месте, в непосредственной близости от письменного стола. Кроме того, над столом можно повесить пару обычных полок. Приучайте ребенка к порядку, нужно дать понять: учебники нужно ставить на место, а карандаши не должны лежать под столом или под кроватью. Чем проще и компактнее организована система хранения школьных вещей, тем лучше поддерживать в ней порядок.

На стену можно повесить доску: магнитную, пробковую или грифельную. Это очень удобно: можно прицеплять записки, оставлять напоминания, выписывать словарные слова или новые слова на иностранном языке. Рядом приклеить расписание уроков, распорядок дня, плакат с таблицей умножения или алфавитом. На стол можно поставить глобус, яркий органайзер для ручек и карандашей, разноцветные стикеры и др.

Психологическая адаптация

Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». В поддержании у ребенка «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям.

Совет родителям: ваше серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Социальная адаптация

Включает развитие умений:

• слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;

• налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами;

• правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Основные показатели успешной адаптации ребенка

• положительное отношение ребенка к школе;

• принятие школьных норм и правил;

• сформированность мотивации учения;

• хорошее эмоциональное самочувствие ребенка;

• формирование адекватного поведения.

Совокупность данных признаков (показателей) характеризует степень адаптированности ребенка в школе, в то время как отклонения в определенной сфере свидетельствуют о нарушениях приспособления к школе и риске дезадаптации.

Советы родителям в период адаптации:

1. Поддержите в ребенке его стремлении стать школьником. Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка. Сравнивать можно только новые успехи ребенка с его прежними достижениями.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что- то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению.

Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.

5. Не пропускайте трудности, возникающие у ребенка на начальном этапе. Если у первоклассника есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

6. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. От бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

7. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

8. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У него должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

9. Желательно не загружать ребенка большим количеством секций или кружков. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом. Расставьте приоритеты. Если ребенок не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.

10. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи.

11. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать ребенку физическую разрядку. Например, попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение рекомендательных заданий, если таковые есть, лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать 1-1,5 ч.

12. Уже в начальной школе ребенок должен освоить методики тайм-менеджмента. Тайм-менеджмент – в переводе с английского дословно «управление временем». Простыми словами – это методы эффективного распределения времени на выполнение конкретных задач.

Удачи вам, дорогие родители!

Педагог-психолог МБОУ Кулундинская СОШ №1 Оксана  Жукова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к школе

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с шести, и с семи лет....

Трудности адаптации первоклассников к школе

Адаптация – это процесс привыкания к новым школьным условиям...

Буклет для родителей "Адаптация первоклассника в школе"

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, безз...

Родительское собрание. Трудности адаптации первоклассников к школе

Обучение в школе – это совершенно новая деятельность для ребёнка. Для формирования положительного отношения к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными задан...

Трудности адаптации первоклассников к школе

Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.Предложить практические советы организации общения с первоклассником.Вопросы для обсуждения....

Адаптация первоклассников к школе

Принципы адаптации. основные этапы адаптации по М.М.Безруких...