Уметь услышать (Моя педагогическая философия)
статья по психологии

Каримова Эльмира Юсуповна

Для каждого взрослого человека есть определенные принципы, которых он придерживается в жизни и работе. Для психологов, на мой взгляд, есть постулат, значимость которого неоспорима. Это умение слушать и слышать. В статье раскрывается смысл этого навыка и собственные профессиональные уроки, которые автор извлёк в течение двух десятков лет существования в любимом деле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Уметь услышать

(Моя педагогическая философия)

    Что для меня быть психологом? За время своей работы психологом основополагающим для меня стал слоган «Уметь слушать и слышать».

  Как вы думаете, умеет ли слышать глухой? «Оксюморон», «нелепица», - скажете вы и, возможно, будете правы. Мне кажется, все ограничения у нас в голове (работая с тотально незрячими детьми, я поняла, что мир таких мальчиков и девочек не менее красочный, чем у тех, кто имеет зрение). Научно зафиксирован такой факт, что низкочастотные звуки, такие как гудок паровоза, барабан, стук, большинство глухих людей слышат гораздо лучше. И классика жанра: поздно оглохший Людвиг ван Бетховен, зажимал в зубах деревянную палочку и дотрагивался ею до струн рояля, чтобы ощутить их вибрации.

   Самое сложное – слушать самого себя. Один из моих учителей – Виктор Ефимович Каган – любит повторять: «Психотерапевт работает собой». Чтобы не «выгореть», любому представителю помогающей профессии необходимо прислушиваться к самому себе. Периодически брать паузу в ежедневной стрессогенной гонке – и…(здесь каждый выбирает свой путь регуляции). Мне важно погружаться в удивительный мир джаза и рока, классики и этнической музыки. Мне одинаково интересно слушать симфонические концерты, оперу, соул, рок-баллады; недавно я открыла для себя мир мюзиклов.

  Уметь слушать и слышать – мое профессиональное кредо. Каждый (не только клиент) хочет высказаться и быть услышанным. «Хочешь стать хорошим другом – стань хорошим слушателем» - один из постулатов, который я транслирую младшим школьникам во время занятий психологического кружка. И одно из заданий, которое я даю, - «услышать звуки» (когда дети закрывают глаза и пытаются уловить все поступающие сигналы или по мелодии, которую они слышат, понять, на что похожа та или иная музыка).

   Во время своей профессиональной деятельности мне посчастливилось работать на Детском Телефоне доверия. Даже когда ребенок звонит, чтобы произнести невинную шутку или даже нецензурную брань, когда рассказывает якобы произошедшую с ним историю, главным остается желание – быть услышанным. Поэтому и студентам-волонтерам я рекомендовала отвечать на любые розыгрыши серьезно. Поняв, что на другом конце провода есть человек, который готов его выслушать, подросток позвонит второй и третий раз. Умение услышать истинную причину обращения среди потока слов – то, что необходимо телефонному консультанту и любому психологу.

  Иногда полезно слушать без анализа, слушать молча и внимательно – именно такому нерефлексивному слушанию я обучаю взрослых на тренингах деловых переговоров. И упражнения, способствующие выработке такого навыка, - одни из самых сложных для моих обучающихся.

Эмпирическое наблюдение за время работы психологом: больше всего в современном мире кинестетиков, далее – визуалы и меньше всего аудиалов (уверена, представители нейролингвистического программирования со мной согласятся). Поэтому важно учить слышать и слушать.

Умение слушать – качество, не имеющее границ совершенства. Каждый ребенок, каждый человек – своя музыка. Услышать эту музыку – значит, получить истинное наслаждение (гедонисты меня поймут). Уметь слушать – учить других, а самое главное – постоянно учиться самой – это то, что составляет мой смысл профессионального бытия. И самое замечательное – я получаю от этого удовольствие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...

Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия»

У каждого человека свой путь – путь, который мы выбираем и идём по нему всю свою жизнь. Мой жизненный путь –  быть учителем....