«Стресс. Способы нейтрализации стресса у детей»
план-конспект по психологии
В наши дни проблема стресса изучена достаточно глубоко. Стресс многолик в своих проявлениях. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. Но стресс не только зло, не только беда, но и великое благо, ибо без стрессов различного характкра наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий для проявления его творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_stress.docx | 81.1 КБ |
stress._sposoby_neytralizatsii.pptx | 872.79 КБ |
stress_foto.docx | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом Детского Творчества»
Конспект занятия
по теме «Стресс. Способы нейтрализации стресса у детей»
Подготовила:
Педагог – психолог МБУ ДО «ДДТ»
Гарькуша Татьяна Викторовна
г. Вихоревка, 2022 г.
Пояснительная записка
В наши дни проблема стресса изучена достаточно глубоко. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую (особенно в наше время) актуальность проблемы защиты человека от действий неблагоприятных факторов среды. Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и о способах его предотвращения и преодоления. Стресс – не только зло, не только беда, но и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание. Стресс многолик: это не только повреждения и болезни, но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости, он способен привести человека к вершинам творчества. В этом, естественно, положительная роль стресса, его важное социальное значение. В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития. Стресс вызывает изменение физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становится достаточно сильным и даже повреждающим. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной учебной и трудовой деятельности. Все это свидетельствует о несомненной актуальности темы стресса и его всестороннего изучения в различных формах и проявлениях.
Дата проведения:
Тип открытого занятия: отработка методов и приемов, направленных на развитие навыков стрессоустойчивости.
Цель: формирование навыков стрессоустойчивости у ребенка, через метод технологии арт- терапии «Рисунок по кругу».
Задачи:
знать что такое стресс, его причины, симптомы, позитивное и негативное влияние на человека;
уметь контролировать себя, владеть методами и приемами нейтрализации стресса;
развивать навыки самостоятельной работы и её оценивания, навыки делового общения, работы в команде; творческие способности; воображение; самостоятельность; инициативность; выражения индивидуальности, формировать навыки стрессоустойчивости у ребенка, которые могут помочь его дальнейшему психосоциальному развитию.
Форма организации учебной деятельности: тренинговое занятие (групповая).
Оборудование: ноутбук для использования музыки при выполнении упражнений и показа презентации. Простые карандаши, краски, кисти для рисования; листы бумаги формата А-4, емкость для воды, салфетки, палитра.
Методы, приемы, способы: беседа (диалоговое общение), метод работы с текстом, метод анализа продуктов деятельности (анализ рисунка), метод арт-терапии, коллективно-творческое дело, ситуативные упражнения.
Структура урока:
- Вводная часть (организационный момент);
- Повторение (закрепление темы «Стресс»). Целеполагание и мотивация.
- Изучение нового материала (групповая работа, индивидуальная работа).
- Рефлексия. Контроль частоты сердечных сокращений (перед началом работы над рисунком и по возвращению его). Сделать самоотчет (провести сравнительный анализ и сформировать вывод). Ответить на вопросы:
- изменился ли ваш пульс (увеличился, уменьшился)?
- почему изменился?
- какие эмоции испытываете, рассматривая свой рисунок?
- хотите ли вы что - то изменить на своем рисунке (дорисовать)?
- можно ли с помощью арт – терапии (изо – терапии) нейтрализовать стресс?
Ход совместной образовательной деятельности:
Педагог: Всем добрый день! Я рада, что вы пришли на занятие, давайте поприветствуем, друг друга нетрадиционным способом, подарим друг другу хорошее настроение.
Тема нашего урока «Стресс. Способы нейтрализации стресса». Ребята, данная тема для вас актуальна? (Ответ детей).
Педагог: идет период по подготовке к самой напряженной поре – экзаменам. И вам помогут приобретенные знания о стрессе, способах его нейтрализации достойно подготовиться к экзаменам.
Цель занятия: ознакомление со способами снятия психоэмоционального напряжения.
Педагог: а нужны ли нам знания о стрессе? (ответ детей)
Знать позитивное и негативное влияние стресса на человека, изучать его симптомы. Учиться контролировать себя, владеть методами релаксации и приемами нейтрализации стресса с помощью арт - терапии (изо – терапии).
Что же такое стресс? Давайте попробуем определить понятие стресс.
Педагог: немного разные толкования, но все они едины в чем? Давайте сделаем обобщение, что такое стресс? (дети формулируют свой вариант ответа).
В словаре Ожегова С.И. дается следующее определение стресса. Стресс – вызванное каким-нибудь сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения.
Стресс – состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально сложных условиях.
(«Современный словарь психологии»)
Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возникшим требованиям.
(Ганс Селье 1936 год)
Презентация, слайд № 1(определение понятия «Стресс»)
Педагог: в современной жизни стрессы играют значительную роль. Влияют ли стрессы на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. (Ответ детей)
Педагог: стресс – это универсальная реакция нашего мозга и тела, которая помогает преодолевать любые препятствия: болезни, выпускные экзамены и т.д. улучшить качество нашей жизни. Все ли легко справляются со стрессом? (Ответ детей)
Педагог: действительно, все реагируют на стресс по разному: кто-то справляется с ним легко, кому-то это достаточно сложно. Но любой стресс протекает по одной и той же схеме, давайте определим стадии развития стресса и признаки стресса.
Презентация, слайд № 2 (стадии развития стресса)
Стадии развития стресса:
- тревоги или напряжения, в период которой мобилизуются адаптационные ресурсы организма;
- сопротивления (резистентности), на которой происходит сбалансированное расходование резервов адаптации;
- стадия истощения, когда энергия исчерпывается, и развиваются психические и соматические расстройства (дистресс - разрушительный стресс, когда внутренние резервы организма заканчиваются, сопротивляемость резко снижается и наступает стадия дистресса, во время которой организм не в состоянии уже не только приспосабливаться к воздействиям внешней среды, но и не всегда может поддержать нормальную жизнедеятельность).
Педагог: можно ли распознать стресс и по каким признакам? (ответ детей)
Презентация, слайд № 3
Признаки стресса
- физические (общее напряжение мышц, боли в груди, животе и спине, дрожь или нервный тик, расстройства стула, частое мочеиспускание, головные боли, повышенная потливость и др.)
- психологические (беспокойство или повышенная возбудимость, раздражительность, гнев, невозможность сосредоточиться, агрессивность, чувство беспомощности, страх)
- поведенческие (потеря аппетита или переедание, дрожание голоса, потеря внимания к своему внешнему виду, антисоциальное поведение)
Педагог: стресс является состоянием общего напряжения организма, возникающего у человека под действием чрезвычайного раздражителя. Например, на морозе мы дрожим, чтобы больше выделить тепла, на солнцепеке потеем, и испарение пота охлаждает нас. Экспериментально установлено, что у людей, которые находится в состоянии страха или тревоги, в крови повышено содержание адреналина. Поэтому адреналин чаше называют аварийным гормоном или гормоном тревоги. Существуют методы и способы нейтрализации стресса и стрессорные факторы, которые влияют на нас.
Вам необходимо выполнить Задание 3 (приложение 2) с помощью которого вы перечислите методы и способы нейтрализации стресса и стрессорные факторы. Презентация, слайд № 4
Методы нейтрализации стресса
- Дыхательные техники
- Медитация
- Физические упражнения
- Психотерапия
Педагог: с помощью этих методик мы учимся контролировать свои реакции, но контролировать стрессор не всегда возможно. Что такое стрессоры? (дети отвечают)
Стрессоры – неблагоприятные факторы, вызывающие стресс. Я вас попрошу назвать стрессоры, которые влияют на нас (ответ детей).
Слайд № 4 Стрессорные факторы:
- качество питания;
- эмоции;
- темп жизни;
- взаимоотношения;
- физическое наказание;
- экзамены и др.
Положительные мысли создают благоприятные ситуации в нашей жизни, а негативные – болезни и страдания (Синельников В.В) (презентация, слайд № 5)
Педагог: положительный стресс улучшает качество жизни (улучшается учеба в школе, повышаются результаты в спорте, производительность труда и т.д., обеспечивает чувство удовлетворенности). Негативный стресс вводит человека в депрессию, его общее состояние здоровья ухудшается.
Существуют множество нетрадиционных техник рисования, которые развивают: воображение, творчество, самостоятельность, инициативность, выражения индивидуальности, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию, а самое главное - снимают психоэмоциональное напряжение человека любого возраста: «Каракули», «Кляксография с трубочкой», рисование пальцами рук).
Презентация, слайд № 6 (что дает нам арт-терапия, изо-терапия, нетрадиционные техники)
Презентации с работами детей, слайд № 8,9,10, 11.
Сегодня мы с вами рассмотрим и проработаем с техникой групповой дорисовки «Рисунок по кругу» (слайд № 12).
Что мы можем получить от такого рисования?
Вами начатый рисунок отправится в путешествие, это маленькая игра, которая предполагает подарить вам радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая положительные эмоции, вы способствуете снятию плохого настроения, повышаете самооценку, развиваете навыки принятия решений, приобретаете уверенность не только в себе, но другим даете возможность поверить в свои силы.
Техника групповой дорисовки очень проста, для этого нам понадобятся: простые карандаши, краски, кисти для рисования; листы бумаги формата А-4, емкость для воды, салфетки, палитра. Под музыку вы начинаете рисовать свой рисунок, вкладывая в него только позитивные мысли, хорошее настроение, подбираете яркие цвета. Время для каждого рисунка от пяти минут до десяти. По сигналу педагога вы передаете свой рисунок влево по кругу, т.е. ваш рисунок отправляется в путешествие. При создании изображения на рисунке, вам необходимо обращать внимание на отсутствующие части изображения (возможно, их не успели дорисовать) и пустые пространства на рисунке. Путешествие рисунка продолжается до тех пор, пока каждый из вас не получит его обратно. По возвращению вашего рисунка, вы внимательно его рассматриваете, возможно, захотите что – то дорисовать и на это у вас будет такая возможность.
Если у вас возникли вопросы по технике групповой дорисовки, прямо сейчас мы их рассмотрим (вопросы детей)
Прежде чем приступить к технике групповой дорисовки, мы с вами начнем выполнять упражнение «Измерение физиологического состояния человека при актуализации психологического стресса» и закончим его по возвращению вашего рисунка к вам (приложение № 3).
Частоту сердечных сокращений (измерять пульс) измеряем на лучезапястной артерии, данные вносим в таблицу.
Если вам понятен расклад техники групповой дорисовки, тогда приступим к творческой работе, но прежде я вам предлагаю организовать свое рабочее место, убрать все лишнее (словари), набрать воду в емкость для рисования.
Сейчас мы с вами будем медитировать (включается музыка для медитации) Сядьте удобно, сделайте несколько глубоких медленных вдохов и выдохов, закройте глаза и погрузитесь в себя. Поговорите со своим внутренним «Я», вспомните красивые, насыщенные эпизоды из вашей жизни, позитивные моменты. Вам хорошо, у вас хорошее настроение, положительные эмоции.
А сейчас откройте глаза и приступайте к зарисовке своих позитивных эмоций на лист бумаги (включается музыка для зарисовки), по истечению времени (5 мин – 10 мин) отправляем свой рисунок в путешествие.
По возвращению вашего рисунка, вновь измеряем частоту сердечных сокращений, данные вносим в таблицу (заканчиваем начатое упражнение).
Делаем самоотчет (провести сравнительный анализ и сформулировать вывод).
Сравнить ваши данные частоты сердечных сокращений в начале работы над рисунком и по его возвращению. Ответить на вопросы:
- изменился ли ваш пульс (увеличился, уменьшился)?
- почему изменился?
- какие эмоции испытываете, рассматривая свой рисунок?
- хотите ли вы что - то изменить на своем рисунке (дорисовать)?
- можно ли с помощью данной техники «Рисунок по кругу» нейтрализовать стресс?
- какие затруднения встретились на занятии, почему? (Ты это преодолел, молодец)
- что было интересным на занятии, или, что тебе понравилось на занятии?
- что нового на занятии вы узнали?
- какое настроение у тебя сейчас? (ребенок показывает смайлик)
На этом наше занятие закончилось, большое вам спасибо за прекрасную работу, до свидания. Дети убирают свои рабочие места.
Список литературы
- Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.,2007г.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.,2007г.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. –М.,2010г.
- Губачев Ю.М. Эмоциональный стресс. Л.,2010г.
- Лешли Дж. Работа над собой М. -2012г.
- Реан А. Бордовская Н. Розум С. Психология и педагогика. Питер- 2010г.
Приложение 1
Стресс – это ответная реакция организма на воздействие, требующее приспособления к изменениям среды.
Для сохранения здоровья при воздействии стресса организму потребуется дополнительная энергия. Воздействие стрессора приводит к мобилизации энергетических ресурсов.
Задание 2 (первая подгруппа)
Существуют стадии развития стресса.
Первая стадия – истощения (дистресс – разрушительный стресс);
Вторая стадия – тревоги (напряжения);
Третья стадия – сопротивления (адаптации).
1. Внимательно посмотрите на стадии развития стресса, определите, верна ли их последовательность? Приведите аргументированные опровержения или подтверждения последовательности стадий (определите их последовательность).
2. Приведите пример из жизни.
Задание 2 (вторая подгруппа)
Существуют признаки развития стресса:
- физические (общее напряжение мышц, боли в груди, животе и спине, дрожь или нервный тик, расстройства стула, частое мочеиспускание, головные боли, повышенная потливость и др.)
- поведенческие (потеря аппетита или переедание, дрожание голоса, потеря внимания к своему внешнему виду, антисоциальное поведение).
1. Внимательно посмотрите на признаки развития стресса, определите, все ли признака перечислены?
2. Определите, какого признака не хватает, впишите и дайте его характеристику.
Приложение 2
Стресс является состоянием общего напряжения организма, возникающего у человека под действием чрезвычайного раздражителя. Например, на морозе мы дрожим, чтобы больше выделить тепла, на солнцепеке потеем, и испарение пота охлаждает нас.
Задание 3 (первая подгруппа)
1. Существуют методы и способы нейтрализации стресса, перечислите их.
2. Внимательно прочитать утверждение и приведите аргументированные опровержения или подтверждения данному представлению о стрессе.
«Только слабые люди страдают от стресса»
Стресс является состоянием общего напряжения организма, возникающего у человека под действием чрезвычайного раздражителя. Например, на морозе мы дрожим, чтобы больше выделить тепла, на солнцепеке потеем, и испарение пота охлаждает нас.
Задание 3 (вторая подгруппа)
Стрессоры – неблагоприятные факторы, вызывающие стресс.
1. Перечислите стрессоры, которые влияют на нас.
2. Внимательно прочтите утверждение и приведите аргументированные опровержения или подтверждения данному представлению о стрессе
«В состоянии стресса, всё, что должен сделать человек - это сесть и расслабиться»
Приложение № 3
Упражнение «Изменение физиологического состояния человека при актуализации психологического стресса»
Ф.И. _______________________________________________________________
Инструкция.
1. Перед началом работы над рисунком, вам необходимо измерить частоту сердечных сокращений (измерять пульс на лучевой артерии), данные внести в таблицу.
2. По возвращению вашего рисунка, вновь измерить частоту сердечных сокращений, данные внести в таблицу.
3. Сделать самоотчет (провести сравнительный анализ и сформулировать вывод).
Сравнить ваши данные частоты сердечных сокращений в начале работы над рисунком и по его возвращению. Ответить на вопросы:
- изменился ли ваш пульс (увеличился, уменьшился)?
- почему изменился?
- какие эмоции испытываете, рассматривая свой рисунок?
- хотите ли вы что - то изменить на своем рисунке (дорисовать)?
- можно ли с помощью арт – терапии (изо – терапии) нейтрализовать стресс?
Частота сердечных сокращений (в начале работы над рисунком) | Частота сердечных сокращений (по возвращению рисунка) | Самоотчет (мышечные и кожные реакции во время опыта: побледнение или покраснение кожи, мышечные сокращения, видимые напряжения мышц, эмоции и т. д.) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое стресс? Стресс – состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально сложных условиях. («Современный словарь психологии», с.682) Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возникшим требованиям. ( Ганс Селье 1936 год )
Стадии развития стресса: тревоги или напряжения, в период которой мобилизуются адаптационные ресурсы организма; сопротивления ( резистентности ), на которой происходит сбалансированное расходование резервов адаптации; стадия истощения , когда энергия исчерпывается, и развиваются психические и соматические расстройства ( дистресс - разрушительный стресс).
Признаки стресса физические (общее напряжение мышц, боли в груди, животе и спине, дрожь или нервный тик, расстройства стула, частое мочеиспускание, головные боли, повышенная потливость и др.) психологические (беспокойство или повышенная возбудимость, раздражительность, гнев, невозможность сосредоточиться, агрессивность, чувство беспомощности, страх) поведенческие (потеря аппетита или переедание, дрожание голоса, потеря внимания к своему внешнему виду, антисоциальное поведение )
Методы нейтрализации стресса Дыхательные техники Медитация Физические упражнения Психотерапия Вы можете быть не в силах контролировать стрессор, но можете научиться контролировать свои реакции Гремлинг С. СТРЕССОРЫ – ФАКТОРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ СТРЕСС Стрессорные факторы : качество питания; эмоции; темп жизни; взаимоотношения; физическое наказание; Экзамены погода и др .
Нетрадиционные техники рисования – развивают воображение, творчество, самостоятельность, инициативность, выражения индивидуальности. Виды нетрадиционных техник рисования - «Рисунок по кругу»; техника «Каракули»; «Рисование на мокрой бумаге»; «Рисование нитками»; «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами, ногами»; «Мятый рисунок»; «Рисование по стеклу»; « Кляксография »; « Монотопия »
Нетрадиционная техника « Кляксография с трубочкой »
Техника групповой дорисовки «Рисунок по кругу» Это, прежде всего, лечение, оздоровление и исцеление нашей психики. Поэтому, использование нетрадиционной техники «Рисунок по кругу» является инструмент для снятия психоэмоционального напряжения человека любого возраста. Рисование - стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает напряжение , избавляет от страха
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ищите и имейте свой набор способов снятия стресса и усталости.
Очень часто окружающие нас люди не то что не берегут наше настроение, а как раз наоборот – всеми силами его портят. Значит, нам надо взять за правило – заботиться о собственном настроении...
Способы снятия стресса у педагогов (мастер-класс)
Представлены практические упражнения для преодрления стрессов у педагогов....
Телесно-ориентированная терапия при работе со стрессами родителей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, как инновационный метод профилактики социального сиротства
Сопровождение ребенка с ОВЗ должно быть организованно таким образом, чтобы помочь не только ребенку, но и его родителям адаптироваться к ситуации воспитания и обучения. Данная статья рассказывает как ...
Конспект практического занятия в рамках муниципального семинара-практикума «Психологический аспект урока» для педагогов, учителей Братского района. По теме: «Профессиональный стресс. Способы нейтрализации стресса»
Стресс неизбежный спутник жизни человека. Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания и входит в группу профессий с большим присутствием стресс факторов.От многочисленных инте...
Рекомендации педагогам: "Способы снятия стресса".
Способы снятия стресса Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Здесь Вы можете познакомимся с полезными психологическими, терапевтич...
Стресс и его причины, виды стрессов, пути снятия стресса
Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда, наверное, они даже ...
Коррекционно-развивающее занятие для старшеклассников "Способы преодоления стресса, способы саморегуляции"
Данное занятие по стрессоустойчивости предназачено для учащихся старшей школы. Согласитесь, в современном мире возникает все больше причин, ведущих к стрессовому состоянию. В результате сегодня ...