Программа профилактики суицидального поведения "Выбери жизнь"
рабочая программа по психологии

Суворова Екатерина Эдуардовна

Программа направлена на обеспечение организации деятельности психолога по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения, составлена с учетом ФГОС и содержит описание модели профилактической работы по предотвращению рисков суицида и суицидальных намерений среди обучающихся общеобразовательных организаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilaktiki_suitsida.docx63.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора

МБОУ СОШ № 3

от 01 июля 2021 года № 265

ПРОГРАММА

профилактики суицидального поведения

«Выбери жизнь»



                                                                                         
Составитель:
                                                                                  педагог-психолог

                                                                                   Суворова Екатерина Эдуардовна

2021-2022 учебный год

  1. Пояснительная записка

Данная Программа направлена на обеспечение организации деятельности психолога по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения, составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и содержат описание модели профилактической работы по предотвращению рисков суицида и суицидальных намерений среди обучающихся общеобразовательных организаций.

При реализации данной программы поддерживается приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

  1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  • Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");
  • Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;
  • Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  от 28 декабря 2010 г.;
  • Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный Закон РФ от 24 июня 2010 г. №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в ОУ Министерства образования и науки РФ от 18.01.16 №7-149;
  • Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 № 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида";
  • Распоряжение министра образования Иркутской области от 4 апреля 2018 года № 198-мр «Об утверждении алгоритма».

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы: профилактика суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся МБОУ СОШ № 3.

Задачи:

- разработка и проведение психологических мероприятий и проектов, направленных на профилактику суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения;  

- проведение комплекса мероприятий для выявления обучающихся группы лиц, склонных к суицидальному   и  саморазрушающему поведению и  их комплексное психолого-педагогическое сопровождение (выявление причины склонности, психокоррекция поведения);

- осуществление психологического просвещения учащихся, педагогов, родителей (законных представителей) в области профилактики, причин, признаков и опасностей суицидального и саморазрушающего поведения;

- разработка психологических рекомендаций  для учащихся, родителей и педагогов по устранению суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения;

 - повышение уровня самооценки, уровня социально – психологической адаптации детей и подростков.

- формирование осознанного и ответственного отношения к своей жизни и здоровью у учащихся общеобразовательного учреждения;

- оформление и ведение документации по реализации программы (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

1.3 Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения

 В современных условиях предупредить суицидальное и саморазрушающее поведение учащихся возможно только при реализации системного подхода. Системный подход включает в себя следующие  направления деятельности психолога.

1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации,  суицидального  и саморазрушающего поведения обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возникшей ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

2. Диагностика (индивидуальная и групповая) - выявление явлений и признаков дезадаптации,  суицидального  и саморазрушающего поведения обучающихся и их психического состояния, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной траектории работы с  ребенком.

3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для предупреждения и коррекции  дезадаптации,  суицидального  и саморазрушающего поведения, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательной организации.

4. Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новой модели поведения, возможности ее приобретения и реализации в жизни.

5. Психологическое просвещение участников образовательного процесса - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

6. Организационно-методическая работа - разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на развитие универсальных учебных действий, преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся; оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

Участниками программы являются все субъекты образовательной среды, между которыми осуществляется взаимодействие: обучающиеся, специалисты образовательных учреждений (педагоги, медицинские работники, педагоги-психологи, социальные педагоги, другие специалисты), представители государственных учреждений, участвующие в жизнедеятельности вышеуказанных групп.

Ожидаемый результат

Организованная таким образом работа позволит:

осуществлять социальную и психологическую защиту подростков;

снизить количество обучающихся с девиантным поведением;

предотвратить суицидальные попытки среди обучающихся в ОУ;

организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде;

продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.

  1. Основные психолого-педагогические мероприятия по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения

Первый уровень – общая профилактика.

Цель – повышение уровня психологического климата и групповой сплоченности в школе.

Мероприятия:

Создание общих школьных программ психологического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.

Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

• Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

• Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

• Психологическое просвещение среди родителей в первую очередь через выступления на родительских собраниях, лекториях, конференциях, через информирование на сайте гимназии.

• Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

• Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей на различных уроках и занятиях по психологии.

• Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

Второй уровень – первичная профилактика

Цель - предупреждение потенциально возможных ситуаций связанных с суицидальной проблематикой в ОО (выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств).

Мероприятия

1.Диагностика суицидального поведения

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

• Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.

• Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

• Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

2.Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблеморазрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

• Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.

• Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

3.Просветительские  мероприятия - классные часы, круглые столы, стендовая информация.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

• Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

• Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

С педагогами проводится психологическое просвещение в вопросах психологического здоровья самих педагогов, а также дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Родителей знакомим с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, даются рекомендации, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.

С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.

4.Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

• Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.

• Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.

Третий уровень – вторичная профилактика (предотвращение суицидальных действий, снятие острого кризиса)

Цель - Предотвращение самоубийства.

Мероприятия

1.Оценка риска самоубийства.

Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

• Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

• Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.

2.Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника), запрос помощи. Оповещение родителей.

3.Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.

Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки.

Четвертый уровень – третичная профилактика 

Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия

1.Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).

2.Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. В целом, данная работа – уровень медицинских психологов, психотерапевтов.

  1. Календарное планирование

№ п/п

Название работы

Категория сопровождения

Условия проведения

Специалисты

Срок проведения

Предполагаемый результат

Организационно-методическая деятельность

1

Создание плана по профилактике  на учебный год.

Согласование и утверждение годового плана.

-

-

педагогический совет

педагог-психолог, директор, заместители директора, социальный педагог

август-сентябрь

утвержденный годовой план по профилактике

2

Организационная и методическая подготовка к проведению психолого-педагогических мероприятий: материал для семинаров и родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, диагностический инструментарий, программы тренингов и развивающие программы, раздаточный материал, презентации для выступлений, информационные

листовки (буклеты)

все категории

педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог

в течение

учебного года

материалы для

психолого-педагогических

мероприятий;

3

Подготовка к индивидуальным и групповым занятиям с детьми (подбор содержания, материалов,

составление коррекционно-развивающих программ)

учащиеся ОУ

педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

в течение

учебного года

материалы для

коррекционно-развивающих занятий

4

Оформление документации:

- составление анкет, диагностических комплексов,

подбор и изготовление материалов для диагностической работы;

- обработка и анализ результатов диагностических исследований (групповых и индивидуальных);

- обобщение полученных результатов, написание справок и отчетов, оформление заключений по итогам индивидуальной и групповой диагностики;

- заполнение журнала заключений по итогам диагностики, групповой и индивидуальной работы, консультаций,

- заполнение индивидуальных карт

психологического развития детей, индивидуальных маршрутов развития, документов на обучающихся, имеющих риск суицидального и саморазрушающего поведения;

- написание анализа по проведенным мероприятиям

учащиеся ОУ, родители учащихся

педагог-психолог

в течение

учебного года

заключения по итогам диагностики,

карты психологического сопровождения детей с признаками саморазрущающего поведения или подобным риском

Просветительская  деятельность

5

Выступления на педагогических советах и семинарах с целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов  в части признаков и причин саморазрушающего и суицидального  поведения

педагогический коллектив ОУ

педагогический совет, семинар

педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог

в течение

учебного года

повышение психолого-педагогической

компетентности педагогов ОУ

6

Выступления на родительских собраниях с целью повышения психолого-педагогической

компетентности родителей  (законных представителей) по вопросам признаков и причин саморазрушающего и суицидального  поведения

родители обучающихся  ОУ

родительские собрания

педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог

в течение

учебного года

повышение психолого-педагогической

компетентности родителей  учащихся  ОУ

7

Выступление на родительских собраниях и совещаниях педагогического коллектива по выявленным в ходе диагностических исследований по данной теме

родители обучающихся  ОУ, педагогический коллектив ОУ

педагогические советы, родительские собрания

педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог

в течение

учебного года

осведомленность родителей  обучающихся  ОУ и педагогов ОУ о результатах диагностики

9

Выступления на классных часах по профилактике саморазрушающего и суицидального  поведения

обучающиеся ОУ

классные часы

педагог-психолог, зам. директора по ВР и УВР, социальный педагог, классные руководители

в течение

учебного года

разрешение и обсуждение с обучающимися вопросов опасности и нецелесообразности  саморазрушающего и суицидального  поведения, повышение уровня компетенций учащихся по данной проблеме, по возможностям решения проблем иными безопасными методами

10

Оформление информационного стенда педагога-психолога

Учащиеся, родители, педагоги ОУ

педагог-психолог

в течение

учебного года

оформленный информационный стенд педагога-психолога;

увеличение доступа актуальной психолого-педагогической информации

Профилактическая деятельность

11

Профилактические занятия с обучающимися средней школы для предупреждения суицидального и саморазрушающего поведения среди обучающихся (развитие навыков улучшения своего психоэмоционального состояния, саморефлексии, проблем-разрешающего поведения, способности доверия педагогам и обращения за помощью)

учащиеся средней школы

Профилактические занятия

педагог-психолог, классные руководители

в течение

учебного года

отсутствие/снижение суицидального и саморазрушающего поведения  у  обучающихся;

развитие мотивационной  и коммуникационной сфер, устойчивость мотивации к жизни  и разрешению собственных проблем безопасными способами;

развитие навыков улучшения своего психоэмоционального состояния, саморефлексии, проблеморазрешающего поведения, способности доверия педагогам и обращения за помощью

12

Профилактика буллинга среди учащихся

учащиеся начальной  и средней школы

Профилактические занятия

педагог-психолог,

социальный педагог,  классные руководители

в течение

учебного года (по запросу, в профилактические недели)

отсутствие буллинга в образовательном учреждении

13

Индивидуальная просветительская работа с обучающимися  с высоким риском и присутствием признаков

суицидального и саморазрушающего поведения

обучающиеся с высоким риском саморазрушающего поведения

Индивидуальные и групповые занятия

педагог-психолог

в течение

учебного года

создание индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с высоким риском и присутствием признаков

суицидального и саморазрушающего поведения;

снижение  и нивелирование  уровня риска и признаков

суицидального и саморазрушающего поведения

Диагностическая деятельность

14

Изучение психоэмоционального состояния обучающихся 5-11х классов (групповая диагностика)

обучающиеся 5-11х классов

групповая диагностика

педагог-психолог,

классные руководители

Ноябрь

справка по итогам психолого-педагогической диагностики;

актуальная информация о психоэмоциональном состоянии обучающихся 5-11х классов;

записи в журнале заключений по итогам диагностики;

выводы  и рекомендации по результатам диагностики

15

Индивидуальная углублённая диагностика обучающихся с выявленными высоким риском и присутствием признаков

суицидального и саморазрушающего поведения

обучающиеся с высоким риском саморазрушающего поведения

индивидуальная диагностика учащихся

педагог-психолог,

Ноябрь-декабрь

справка по итогам психолого-педагогической диагностики;

выводы  и рекомендации по результатам диагностики

Коррекционно-развивающая деятельность

28

Индивидуальная коррекционно-развивающая

работа с обучающимися с выявленным высоким риском и присутствием признаков

суицидального и саморазрушающего поведения

обучающиеся с высоким риском саморазрушающего поведения

индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

педагог-психолог

ноябрь -

май

снижение  и нивелирование  уровня риска и признаков

подобного  поведения; индивидуальное личностное развитие;

развитие навыков улучшения своего психоэмоционального состояния, саморефлексии, обращения за помощью, проблеморазрешающего поведения

Коррекционно-развивающая работа с семьями обучающихся с высоким риском или признаками саморазрушающего поведения

Семьи обучающихся с высоким риском или признаками саморазрушающего поведения

индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

педагог-психолог, социальный педагог

в течение

учебного года

снижение  и нивелирование  уровня риска и признаков

суицидального и саморазрушающего поведения;

коррекция детско-родительских отношений и ситуации в семье

29

Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа (по запросу)

обучающиеся ОУ

групповые  и индивидуальные занятия

педагог-психолог

в течение

учебного года

решение индивидуальных проблем лично и в группе

Консультационная работа

31

Индивидуальное консультирование обучающихся, родителей и педагогов по вопросам, возникающим в части причин и действий при наличии  признаков  саморазрушающего и суицидального  поведения

все категории

индивидуальные консультации

педагог-психолог

в течение года

(по запросу)

решение индивидуальных вопросов в части причин и действий при наличии  признаков  саморазрушающего и суицидального  поведения

32

Групповое консультирование обучающихся, родителей и педагогов по вопросам, возникающим в ходе образовательного процесса

все категории

групповые  консультации

педагог-психолог

в течение года

(по запросу)

решение индивидуальных проблем лично и в группе

33

Консультирование педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) по результатам проведенной психолого-педагогической диагностики по выявлению риска и признаков суицидального и саморазрушающего поведения

(индивидуальные и групповые консультации)

все категории

индивидуальные и  групповые консультации

педагог-психолог

в течение года

формирование правильного и   ясного понимания интерпретации   результатов диагностики  у педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей);

формирование плана действий педагогов, обучающихся, родителей на основе результатов диагностики

Аналитическая и экспертная деятельность

36

Посещение и анализ уроков и мероприятий с целью наблюдения за обучающимися с высоким риском саморазрушающего поведения

обучающиеся с высоким риском саморазрушающего поведения

уроки и внеклассные

мероприятий

педагог-психолог, социальный

педагог, педагогический

коллектив

в течение года

(по запросу)

протоколы наблюдений;

создание выводов и рекомендаций на основе проведенных наблюдений

38

Подготовка аналитического отчета по итогам проделанной работы за год и планирование работы на новый учебный год

-

-

педагог-психолог, администрация

май – июнь

аналитический отчет по итогам

проделанной работы за год;

формирование плана работы на следующий учебный год;

совершенствование деятельности

педагога-психолога на основе саморефлексии и обратной связи всех участников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Мы выбираем жизнь!"

Программа разработана с учетом рекомендаций Типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихсЦель:...

Тематическое занятие по профилактике суицидального поведения "Жизнь - прекрасная штука!"

В последнее десятилетие XX века во многих странах мира отличается рост числа самоубийств, особенно среди подростков и юношей. Современная молодёжь гораздо труднее, чем предыдущее поколение  наход...

Тематическое занятие по профилактике суицидального поведения "Жизнь дороже всех сокровищ"

Пояснительная запискаПроблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. По данным ВОЗ Россия занимает второе место в мире по ...

ПРОГРАММА профилактики суицидального поведения учащихся « Я учусь ценить жизнь»

Программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы  по профилактике суицидального поведения обучающихся...

Программа профилактики суицидального поведения "Я люблю тебя, жизнь!"

quot;Бывает, что не хочется жить, но это вовсе не значит, что хочется не жить!" Станислав Ежи Лец.Данная Программа профилактики суицидального поведения "Я люблю тебя, жизнь!"  был...

Программа профилактики суицидального поведения «Выбери жизнь» 5-11 класс

Данная Программа направлена на обеспечение организации деятельности психолога по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения, составлена с учетом требований Федерального государственного о...