Развитие личности в условиях депривации.
статья по психологии
«Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deprivatsiya_111.pptx | 192.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Термин «депривация» активно используется в психологической литературе последних лет. Слово «депривация» (от англ. deprivation ) означает лишение, потерю. Й . Лангмейер и З. Матейчек дают такое определение : «Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных ) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени»
Основные (жизненные ) потребности При этом в число «основных (жизненных )» потребностей Й . Лангмейер и З. Матейчек включают : 1 ) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов; 2 ) потребность в действенной интеграции личности в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом); 3 ) потребность, в овладении различными общественными ролями и ценностными целями.
Виды деприваций: Стимульная (сенсорная) депривация: пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла , которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне . Депривация эмоционального отношения (эмоциональная ): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли .
Двигательная депривация С двигательной депривацией человек сталкивается тогда , когда есть ограничения в движениях (в результате травмы , болезни или в других случаях ). Такая депривация, не являясь непосредственно психической , оказывает тем не менее сильное воздействие на психическое состояние человека. Двигательная депривация влияет и на психическое развитие. В частности, в возрастной психологии получены данные о том, что развитие движений в детстве является одним из факторов формирования «образа Я».
Сенсорная депривация Сенсорная депривация иногда описывается понятием « обедненная среда », то есть среда, в которой человек не получает достаточное количество зрительных, слуховых, осязательных и прочих стимулов.
Сенсорная недостаточность (сенсорный голод) Сенсорная недостаточность или недогрузка систем анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств. В условиях госпитализации у больных усиливается потребность в ощущениях и аффективных переживаниях , что осознается в форме сенсорного эмоционального голода.
Когнитивная депривация Когнитивная депривация понимается как дефицит информации, а также как ее хаотичность, изменчивость, неупорядоченность, препятствующая построению адекватных моделей окружающего мира и, следовательно, возможности продуктивно действовать в нем, а также вызывающая ряд определенных психологических феноменов.
Эмоциональная (материнская) депривация Материнская депривация формирует тип личности ребенка, характеризуемый без эмоциональностью психических реакций. Ф ормируется устойчивое отставание в интеллектуальном развитии, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность , неуверенность в себе.
Специальные эксперименты по изучению эмоциональной депривации у животных проводились путем ограничения контакта детеныша с матерью. Наибольшую известность приобрели эксперименты Г. Харлоу с обезьянами
Харлоу помещал в клетку новорожденного детеныша макаки-резус. При этом у обезьянки был доступ к двум манекенам – моделям матери. У одной из них было «тело» из проволочной сетки, сидя на которой можно было попить молока. У другой сетка была затянута мохнатой материей и не была снабжена едой. Оказалось, что обезьянки значительно больше держались за матерчатую «мать », прижимались к ней, висли на ней. На проволочном манекене они только ели, затем возвращались снова на мягкий. Это позволило сделать вывод, что телесный контакт и комфорт более важны, чем просто возможность поесть. Если возникала ситуация опасности ( перед детенышами помещали двигающегося и бьющего в барабан медвежонка), то они в ужасе убегали и прятались где-нибудь в уголке. Однако если вблизи находилась замещающая матерчатая «мать », то они бежали и прижимались к ней. Там они постепенно успокаивались, оборачивались к неизвестному страшному предмету, затем даже приближались к нему и начинали исследовать его . Детеныши без матери замирали в уголке, тогда как детеныши с «матерью» оказывались способными преодолевать свой страх в пользу познания окружающего мира. Когда обезьянки подросли , они часто в таких случаях брали матерчатую «мать» с собой, так как она была нетяжелой.
Дети в условиях эмоциональной депривации В частности, Дж . Боулби пришел к выводу о том, что первое чувство привязанности у человека очень похоже на аналогичное чувство у макаки-резус, хотя и основывается все же на специфически человеческих формах поведения . Мать является для ребенка своеобразной базой , где он чувствует себя в безопасности и покидает ее время от времени для изучения окружающего мира . При этом дети обычно стараются оставаться в поле зрения матери.
Влияние эмоциональной депривации на развитие особенно ярко проявляется в условиях воспитания ребенка в детском доме или подобном ему учреждении. В 40-е гг. ХХ в. Р. Шпитц изучал детей, потерявших в годы войны родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. Результаты его исследований показали наличие у данных детей задержки когнитивного, эмоционального и социального развития. Для обозначения этого феномена он использовал понятие « госпитализм », определяя его как совокупность психическихих соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в лечебном учреждении в отрыве от близких людей и дома.
К симптомам госпитализма у детей Р. Шпитц относил в первую очередь следующее: замедление психического и физического развития; отставание в развитии речи; пониженный уровень адаптации к окружению; слабая сопротивляемость к инфекциям и т. д. В качестве основной причины этого явления он видел разлуку с матерью.
Жизнь в детском доме накладывает свой отпечаток на развитие эмоциональной сферы. У младенцев , воспитывающихся в доме ребенка, эмоциональные проявления бедны, невыразительны. Наблюдается менее точное различение эмоций взрослого, слабое дифференцирование положительных и отрицательных эмоциональных воздействий.
Социальная депривация в литературе трактуется достаточно широко. С ней сталкиваются и дети, живущие или обучающиеся в закрытых учреждениях, и взрослые люди, которые по тем или иным причинам находятся в изоляции от общества или имеют ограниченные контакты с другими людьми, пожилые люди после выхода на пенсию и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подростки с проблемами развития: специфика мотивации в условиях депривации"
В зависимости от области развития , которая может быть подвержена депривационному воздействию можно выделить депрвацию физическую, когнитивную и психосоциальную. Социальная депривация стано...
Специфика речевого развития детей в условиях депривации
депривация личности...
Педагогический проект на тему: «Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС второго поколения
Федеральный государственный стандарт определил цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. ...
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Здесь представлены результаты исследования особенностей личностной сферы младших и старших подростков Ненецкой школы-интернат, в которой обучаются дети сироты и "родительские" дети из поселков Ненецко...
Коммуникативная система как способ формирования сознания, психики, развития личности учащихся со слуховой депривацией
В статье рассказывается о коммуникативная системе обучения языку детей с нарушением слуха, действующей ныне и направленной на развитие словесной коммуникации....
Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования.
Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста – основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают в...
«Развитие личности в условиях депривации»
laquo;Развитие личности в условиях депривации»...