Программа внеурочной деятельности "Выступление без волнения" для 8 классов
рабочая программа по психологии (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Выступление без волнения" для 8 классов | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Выступление без волнения»
направление - социальное
для учащихся 8 классов
Разработала: Барышкова Ольга Владимировна, педагог-психолог, высшей квалификационной категории |
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Выступление без волнения» для учащихся 8 классов разработана на основе программы Н. Зверевой «Вам слово!» в соответствии с ФГОС и ООП ООО МБОУ «Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева».
Ученики сталкиваются с публичными выступлениями почти каждый день – когда отвечают у доски, выступают с докладами и презентациями, защищают проекты и пр. При этом если знания по школьным предметам они получают в процессе освоения образовательных программ, то знания и навыки публичных выступлений приобретаются отрывочно, только на основе собственного, не всегда удачного опыта. Поэтому часто оказывается так, что качество образования ребенка, его самооценка, уверенность в себе снижаются из-за неумения говорить перед аудиторией.
Эту проблему давно заметили не только на уровне школьной практики, но и на государственном уровне. Попытки научить детей уверенно чувствовать себя на публике часто предпринимались и в отдельных школах (например, вводились часы риторики, или включались специальные темы в такие школьные предметы, как русский язык, литература, история, обществознание и др.), и на государственном уровне (так, коммуникативная компетенция была включена в разряд ключевых, это же умение рассматривается в Федеральных государственных образовательных стандартах в качестве одного из универсальных учебных действий и пр.).
Однако, как показало изучение материалов по данной теме, большее внимание во многих курсах уделяется содержанию публичного выступления, а психологический аспект остается как бы за кадром. Поэтому, одна из отличительных особенностей программы «Выступление без волнения» заключается в том, что основная роль в содержании занятий отводится таким психологическим аспектам, как эмоциональный настрой на выступление, изучение тонкостей вербальных и невербальных средств управления вниманием аудитории, особенностей поведения выступающего на публике.
Исходя из этого, определены цель и задачи программы.
Цель – формирование у обучающихся навыков эффективного публичного выступления, а также умения мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
- обучить системе подготовки к публичному выступлению;
- освоить вербальные и невербальные приемы, повышающие эффективность публичного выступления;
- развивать умение отвечать на вопросы по выступлению;
- сформировать умение управлять своим эмоциональным состоянием и выходить из стрессовых ситуаций;
- повысить самооценку и уверенность в своих силах;
- формировать позитивную установку на успех в публичных вступлениях.
Данная программа разработана на основе программы Зверевой Н. Вам слово! Выступление без волнения. - ООО «Альпина Паблишер», 2015.
В программу внесены следующие изменения: убраны разделы «Импровизация» и «Вспомогательные материалы и приспособления»; расширены разделы «Если волнение захлестывает» и «Невербальное общение во время выступления».
Программа реализуется в качестве курса занятий по социальному направлению внеурочной деятельности для учащихся 8 классов и рассчитана на 34 часа в год.
Принципы построения программы:
- принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;
- системность;
- доступность материала;
- связь теории с практикой;
- наглядность;
- диалогичность.
Реализация программы осуществляется на основе личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, с помощью информационно-коммуникационных, коммуникативно-диалоговых и игровых технологий.
Занятия проводятся с элементами тренинга.
Используются различные методы:
- игра,
- тренировочные упражнения,
- моделирование и анализ проблемных ситуаций;
- тематическое рисование;
- техники саморегуляции;
- дискуссия;
- наблюдение.
Осваивая содержание курса, обучающиеся получат следующие теоретические знания:
- о способах позитивного настроя на выступление;
- об алгоритме подготовки к публичному выступлению и алгоритме выступления;
- о приемах привлечения и удержания внимания публики,
- об особенностях вербального и невербального поведения при выступлении;
- о требованиях к презентациям для выступления;
- о типах вопросов по выступлению и вариантах ответов на них.
Кроме того, они смогут приобрести практические навыки:
- возможность исследовать собственные страхи перед выступлениями на публике;
- определят свои возможности в выработке уверенности в себе, уверенном поведении и уверенном выступлении;
- получат навыки использования быстрых способов саморегуляции эмоционального состояния;
- попрактикуются в применении приемов привлечения и удержания внимания публики, вербального и невербального воздействия на публику;
- получат навыки подготовки и защиты публичного выступления с презентацией;
- попрактикуются в умении отвечать на вопросы по выступлению.
Личностные УУД
У обучающихся будут сформированы:
- самоуважение и вера в свой успех;
- способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха;
- умение видеть свои достоинства и недостатки.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
- умения объяснять смысл своих мотивов, целей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанной ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
- проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
- осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге;
- проявлять устойчивый интерес к общению в групповой работе;
- принимать участие в коллективном выполнении заданий;
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Обучающийся получит возможность научиться:
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- проявлять самостоятельность и контролировать свои действия в групповой работе;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний о системе подготовки к публичному выступлению и алгоритме выступления, вербальных и невербальных приемах, повышающих эффективность выступления, о типах вопросов по выступлению и вариантах ответов на них, техниках эмоциональной саморегуляции в стрессовой ситуации.
Второй уровень результатов – применение обучающимися приемов эффективного публичного выступления (правильно устанавливать контакт с аудиторией, уверенно держаться и пр.), умение настраиваться на выступление, выбирая оптимальное эмоциональное состояние.
Контроль за результатами освоения программы:
- Защита публичного выступления по проектам с презентацией.
- Анкета по итогам курса «Чему я научился на занятиях».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из 4 разделов и рассчитана на 34 часа в год.
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Вводное. Образ оратора. | 1 |
2 | Барьеры публичного выступления. | 7 |
3 | Секреты невербального общения во время выступления. | 8 |
4 | Подготовка содержания и структура выступления. | 8 |
5 | Учимся владеть аудиторией. | 8 |
6 | Итоговое занятие. | 2 |
34 |
Вводное занятие. Образ оратора.
Цели:
- введение в курс;
- знакомство с навыками успешного оратора.
Раздел I. Барьеры публичного выступления.
Цели:
- исследование эмоциональных состояний публичного выступления, через определение понятий «страх публичного выступления», «неуверенность в себе»;
- развитие умение преодолевать ненужные состояния (стеснение, волнение, страх) и входить в нужные (уверенность, позитив) перед и в процессе выступления;
- обучение навыкам настройки на выступление, выбирая оптимальное эмоциональное состояние.
Изучаемые темы: Как побороть страх и волнение публичного выступления? Мое напряжение и зажимы. Как избавиться от неуверенности? Как настроиться на выступление? Позитивное мышление.
Раздел II. Секреты невербального общения во время выступления.
Цели:
- знакомство с невербальными средствами общения во время выступления;
- обучение невербальным навыкам уверенного поведения при выступлении;
- выявление элементов личного стиля выступления (жесты, позы, мимика, взгляд), мешающие эффективному выступлению и замена их на помогающие (адекватные) конкретной ситуации.
Изучаемые темы: Роль и значение зрительного контакта. Поза – главный показатель вашего успеха. Выбор правильных жестов. Говорите с помощью мимики. Улыбка – волшебная палочка в выступлениях.
Раздел III. Подготовка содержания и структура выступления.
Цели:
- знакомство с правилами подготовки выступления;
- формирование умения ставить цель выступления;
- развитие навыков подготовки выступления.
Изучаемые темы: Цель выступления. Алгоритм подготовки выступления. Алгоритм выступления. Вступительная часть и заключение. Презентация. Рассчитайте время и прорепетируйте. Одежда для выступления.
Раздел IV. Учимся владеть аудиторией.
Цели:
- знакомство с секретами успешного выступления;
- развитие навыков владения аудиторией (привлекать и удерживать внимание, управлять своим голосом);
- формирование умения отвечать на вопросы по выступлению.
Изучаемые темы: Как установить и удержать контакт с аудиторией. Приемы ораторского мастерства. Работа над голосом. Ответы на вопросы.
Итоговое занятие. (2 часа)
Защита выступлений по проектам с презентациями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Темы, разделы | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
1 | Вводное. Образ оратора. | 1 | Тест «Оцените свои проблемы». |
Раздел I. Барьеры публичного выступления. (7 часов) | |||
2 | Как побороть страх публичного выступления? | 1 | Рисунок «Мой страх выступления». Упражнения: «Думайте о цели», «Момент счастья», «Якорь для момента счастья». |
3 | Как побороть волнение? | 1 | Рисунок «Мое волнение». Техника «Дыхание на счет». |
4 | Мое напряжение. | 1 | Рисунок «Мое напряжение». Техника напряжение-расслабление. |
5 | Мои зажимы | 1 | Упражнения: «Зажим», «Свободное тело». Техника «Очищающее дыхание». |
6 | Как избавиться от неуверенности? | 1 | Визуализация «Зеркала». Техника «Надпись уверенности». |
7 | Как настроиться на выступление? | 1 | Аутогенная тренировка. Техники: «Корона уверенности», «Накачка уверенностью». |
8 | Позитивное мышление. | 1 | Аффирмации. Техника «Зеркало для героя». |
Раздел II. Секреты невербального общения во время выступления. (8 часов) | |||
9 | Средства невербального общения. | 1 | Схема средств невербального общения. Упражнение «Визитка». |
10 | Зрительный контакт – основа для взаимопонимания. | 1 | Упражнения: «Взгляд», «Установите зрительный контакт», «90 градусов». |
11 | Поза – главный показатель вашего успеха. | 1 | Упражнения: «Что говорит поза», «Уверенная поза». |
12 | Выбор правильных жестов. | 2 | Жесты-паразиты. Упражнения: «Запрет на жесты», «Держим жесты под контролем», «Одно слово – один жест». |
13 | Говорите с помощью мимики. | 2 | Упражнение «Мимическая гимнастика», «Передай Маску», «Разговор через стекло». |
14 | Улыбка – волшебная палочка в выступлениях. | 1 | Упражнение «Гимнастика для губ». Техника «Улыбка». |
Раздел III. Подготовка содержания и структура выступления. (8 часов) | |||
15 | Почему важно определить цель выступления? | 1 | Рисунок «Моя цель». |
16 | Алгоритм подготовки выступления. | 1 | Кто здесь? Что ты хочешь? Как достичь цели? |
17 | Алгоритм выступления. | 1 | Вступление. Основная часть. Кульминация. Заключение. |
18 | Позаботьтесь о вступительной части. | 1 | Теория. Видеоматериал. |
19 | Подумайте о заключении. | 1 | Теория. Видеоматериал. |
20 | Презентация. | 1 | Требования к презентации выступления. |
21 | Рассчитайте время и прорепетируйте. | 1 | Упражнение «Зеркало», «Видео», «Диктофон». |
22 | Какую одежду выбрать для выступления? | 1 | Теория. Видеоматериал. |
Раздел IV. Учимся владеть аудиторией. (8 часов) | |||
23 | Как установить и удержать контакт с аудиторией. | 2 | Упражнения «30 секунд», «Обратная связь». |
24 | Приемы ораторского мастерства. | 1 | «Описательные прилагательные», «Паузы», «Личный опыт», «Сравнение и метафоры». |
25 | Работа над голосом. | 3 | Упражнения «Разговор затылком», «Регулируем голос» «Растягиваем звуки», «Поиграем в Демосфера», «Меняем настроение». |
26 | Ответы на вопросы. | 2 | Типы вопросов и варианты ответов на них. |
27 | Итоговое занятие. | 2 | Защита выступлений. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Важным условием для проведения занятий является объём группы. Для большей результативности группа не должна превышать 8-10 человек.
Не рекомендуется проводить занятия в том же помещении, где у школьников проводятся уроки. Помещение для занятий должно быть просторным, так как формы пространственной организации постоянно меняются. Часть занятий проводится в зоне мягкой мебели для обучения техникам эмоциональной саморегуляции и отработки навыков публичного выступления. А также необходима зона со столами для рисования и просмотра видеоматериалов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Владыкина И.К. Психология публичных выступлений. - Изд-во: МБА, 2011. – 108с.
- Гандапас Р. Учимся выступать публично. Обучающая видеопрограмма. – 2003.
- Голованова И.И. Методика публичного выступления: Учебное пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2009.
- Зверева Н. Вам слово! Выступление без волнения. - ООО «Альпина Паблишер», 2015.
- Непряхин Н. Как выступать публично: 50 вопросов и ответов. - М.: Альпина Паблишер, 2012. — 245 с.
- Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - Изд-во Лениздат, 2014. – 288 с.
- Кузнецов И. 100 самых эффективных приемов в публичных выступлениях. – Изд-во Харвест, 2011. – 640 с.
- Левассер Л. 50 упражнений, чтобы успешно выступать / Лоренс Левассер; [пер. с фр. И. Шкурко]. - М.: Эксмо, 2014. – 128 с.
- Лементуева Л.В. Публичное выступление. Теория и практика. - «Инфра-Инженерия», 2016.
- Пильчена С. Страхи публичных выступлений. Очерк по материала исследований Като Хавас. - Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru. 2015.
- Пинтосевич И. Выступай! Уверенность в себе и ораторское мастерство за 30 дней / Ицхан Пинтосевич. - М.: Эксмо, 2013. – 192 с.
- Пожарская А. Эту речь невозможно забыть. Секреты ораторского мастерства. - «Питер», 2018.
- Родченко И. Хозяин слова. Мастерство публичного выступления. – Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 192 с.
- Седнев А. Блестящее выступление. Как стать успешным оратором. – ООО Издательство «Питер», 2014.
- Халин С.М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. - Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2006. – 70 с.
Приложение 1
Тест «Оцените свои проблемы»
Инструкция. Чтобы понять, какие разделы программы вам будут наиболее полезны, давайте разберемся, как обстоят дела! Какие затруднения вы испытываете при выступлении на публике? Проведя самооценку, вы сможете гораздо эффективнее раскрыть свой потенциал, узнаете собственные слабые и сильные стороны.
Для каждого из предложенных параметров обведите соответствующую цифру, а затем подсчитайте общее количество баллов.
Во время выступления вы сталкиваетесь со следующими трудностями...
№ | Проблемы | никогда | редко | часто | очень часто | всегда |
1 | Я теряю нить повествования. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Я не знаю, куда деть руки. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я стесняюсь смотреть на слушателей. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я забываю некоторые детали. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Задаваемые вопросы ставят меня в тупик. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я хожу из стороны в сторону или раскачиваюсь на месте. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | У меня слишком тихий голос. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Меня начинает трясти. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я говорю слишком громко и затем срываю голос. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я сильно волнуюсь. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я запинаюсь. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я теряюсь в своих записях. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я постоянно смотрю на экран проектора. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | У меня не хватает времени рассказать все, что хочу. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не могу устоять на месте. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я впадаю в ступор. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я читаю по бумаге на протяжении всего выступления. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я не умею обращаться с техникой (видеопроектором, микрофоном, компьютером). | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Я прихожу неподготовленным. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | У меня не получается импровизация на месте. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Сумма в каждой колонке | ||||||
Общая сумма |
Анализ результатов
Вы набрали менее 20 баллов. Вы определенно умеете выступать перед публикой, но тем не менее некоторые упражнения вы найдете для себя полезными.
Вы набрали от 20 до 50 баллов. Используйте приведенную ниже таблицу, чтобы определить, какие разделы программы окажутся для вас наиболее актуальными (с такими проблемами вы сталкиваетесь очень часто или всегда).
Вы набрали более 50 баллов. Эта программа поможет вам кардинально исправить положение, если вы будете выполнять все предложенные в ней упражнения. Но вам все будет крайне полезно поучиться этому искусству на практике.
№ | Над чем работать | вопросы |
1 | Подготовка содержания и структуры выступления. | 1, 4, 12, 14, 17, 19 |
2 | Работа над голосом. | 7, 9, 11 |
3 | Упражнения для тела. | 2, 3, 6, 8, 15 |
4 | Добавьте динамики. | 3, 16 |
5 | Использование вспомогательных материалов и техники. | 12, 13, 18 |
6 | Взаимодействие с залом. | 1, 5 |
7 | Импровизация. | 5, 20 |
8 | Победа над страхом. | 1, 3, 8, 10, 11, 16 |
Приложение 2
Упражнение «Расслабиться»
Чтобы побороть свой страх, важно уметь расслабляться. Следующее упражнение можно выполнять где угодно, даже в аудитории, однако приятнее всего это делать дома, на улице, на природе или, по крайней мере, в приятном для вас месте.
Вы можете стоять, сидеть или лежать.
- Примите удобное положение тела с учетом расположения вашего центра тяжести.
- Дышите животом: спокойно и медленно.
- По очереди прислушайтесь к каждому своему чувству.
Зрение
- Смотрите на пол, на стол, на свою одежду... Вглядывайтесь в мельчайшие детали, словно затем вам предстоит все это в подробностях описать: форму, цвет, материал...
- Теперь посмотрите как можно дальше, в сторону горизонта. Изучайте цвета, формы, движения. Вообразите, что может происходить по ту сторону горизонта.
Слух
- Прислушайтесь ко всем звукам и шумам, которые вас окружают. Определите, откуда исходит каждый из них.
- Теперь послушайте, что происходит вдалеке. Представьте, что может издавать подобные звуки.
Обоняние
- Почувствуйте все окружающие вас запахи (если вы выполняете упражнение на улице).
Осязание
- Почувствуйте землю у себя под ногами, стул под ягодицами, его спинку за вашей спиной, одежду на коже.
- Ветер у себя на лице или в волосах, солнце, тепло или холод.
Почувствуйте, что происходит внутри вашего тела, движения своих внутренних органов, биение сердца, переливание крови, сокращения мускулов, движения легких, урчание живота.
- Вернитесь постепенно в реальность…
Комментарии
После выполнения этого упражнения вы будете чувствовать себя полностью расслабленным спокойным, отдохнувшим, безмятежным, и всего за несколько минут! Выполняйте его сколько угодно, особенно во время стрессовых ситуаций, например, перед выступлением на публике.
Приложение 3
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы представляют трудность, особенно для начинающего оратора. Опытный оратор, как правило, конструктивно отвечает даже на самые каверзные вопросы.
Для чего задают вопросы докладчику?
- Критерии оценки текста и оформления работы и устного доклада различаются.
- Ответы на вопросы показывают «владение материалом». Если участник прекрасно доложил работу, но потом не смог ответить на вопросы, это ухудшает впечатление.
- Предложить возможные пути продолжения работы в данном направлении.
Техники ответов на вопросы:
- Вербализация: «Если я вас правильно понял, вы спрашиваете о...»;
- Оценка вопроса: «Как хорошо, что вы задали именно этот вопрос»; «Это очень нужный вопрос!»; «Вы задаете очень своевременный вопрос».
- Определение типа вопроса и местоимения, которое стоит впереди вопроса:
- кто - предполагает уточнение персоны, субъекта деятельности;
- что - предполагает описание объекта или предмета разговора;
- куда - предполагает определение направления в пространстве;
- где - предполагает оценку местонахождения в пространстве;
- когда - предполагает определение времени события;
- сколько - предполагает оценку количества;
- как – предполагает описание способа и средств деятельности.
При ответе на вопрос, прежде всего, необходимо понять, какое местоимение заключено в вопросе. Ответ должен быть четкий, без дополнительной аргументации.
Типы вопросов:
- открытые - вопросы, предлагающие оратору ответить таким образом, каким он пожелает;
- закрытые - узкосфокусированные вопросы, требующие кратких, определенных ответов;
- наводящие - вопросы, сформулированные таким образом, что они предполагают наличие наиболее предпочтительного ответа для выступающего;
- дополнительные - вопросы, которые задают после ответов на основные вопросы;
- уточняющие - вопросы, требующие более полного раскрытия темы и предполагающие вербализацию по типу: «Если я вас правильно понял»;
- развивающие идеи - вопросы, в которых спрашивающий продолжает размышлять о проблемах, поднятых в докладе, такой вопрос строится по типу: «Опираясь на то, что вы говорите, можно ли...»;
- каверзные - вопросы, с помощью которых задающий их пытается в чем-то уличить выступающего: в незнании материала, непонимании темы или предмета выступления и пр. Задающий может и не догадываться о том, что вопрос является каверзным, а может и специально его так сформулировать. Оратор может попасться на уловку и не почувствовать каверзность, тогда он попадает впросак, не отвечает на вопрос или отвечает искренне, и тогда задающий добивается своего - ставит оратора в затруднительное положение. Все выступление может рухнуть, если оратор не распознает и не ответит правильно на каверзный вопрос.
- Открытые – вопросы. Предлагающие оратору ответить таким образом, каким он пожелает. Открытые вопросы требуют развернутого ответа и каких-либо пояснений. На них невозможно ответить либо «да», либо «нет». Такие вопросы начинаются следующими вопросительными словами: «как», «что», «где», «когда», «почему», «для чего», «как», «сколько», «какой», «каково ваше мнение» и т.п.
- Закрытые вопросы. На такие вопросы можно ответить либо «да», либо «нет». Часто в закрытых вопросах используется частица «ли». Они максимально сужают свободу собеседника, подводя его к односложному ответу. Такие вопросы используются для получения фактов и конкретной информации.
- Каверзные вопросы. В данной инструкции предлагаются методы, позволяющие не только выгадать время на размышления, но и грамотно оформить свой ответ.
Шаг 1: Сделайте паузу.
Дослушайте вопрос до конца. Сделайте паузу не более 2-3 секунд. Только после этого начните отвечать. Подсказка. Иногда тот, кто задает вопрос, сам же на него и отвечает. Также надо избежать ошибки неправильного понимания вопроса и, наконец, выгадать несколько секунд на размышления.
Шаг 2: Поблагодарить за вопрос.
Таким образом, вы налаживаете контакт с задающим вопрос и, опять же, выгадываете время.
Шаг 3: Охарактеризовать вопрос.
«Это интересный вопрос», «это вопрос, который я задаю себе каждый день», «это актуальный (злободневный, важный) вопрос» и так далее. Подсказка. Сделав комплимент вопросу, мы делаем комплимент задающему вопрос. Таким образом, мы как бы становимся его союзником и не даем повода спорить с нами дальше.
Шаг 4: Трансформировать вопрос.
Переформулируйте вопрос таким образом, чтобы вам было удобнее на него отвечать. Используйте конструкции: «Если я вас правильно понял…», «То есть, вас интересует…» и пр.
Шаг 5: Отсрочка ответа.
Иногда вопрос требует дополнительной подготовки. Если есть возможность, возьмите паузу. Подсказка. «Я буду готов ответить на этот вопрос буквально через несколько минут, мне необходимо посмотреть некоторые детали…».
Шаг 6: Раздробить вопрос на части. Если вопрос содержит несколько частей, выберите ту, которая удобнее для вас.
Шаг 7: Вопросы без вопроса.
Иногда на нас обрушивается не столько вопрос, сколько поток мыслей. Отвечать здесь бессмысленно, поскольку цель вопрошающего – просто поделиться, а не получить конкретный ответ. Подсказка. «Я вас услышал. А в чем, собственно, вопрос?»
Шаг 8: Заменить адресат.
Если вопрос задан не по адресу, не надо выдумывать ответ. Порекомендуйте задающему того, кто располагает нужной информацией. Подсказка. «С этим вопросом вам лучше обратиться к руководителю моего проекта, это в его компетенции».
Шаг 9: Ответить на вопрос.
Ответьте на вопрос, используя доступные источники.
Шаг 10: Поставить точку.
Подытожьте диалог. Получите подтверждение, что вопрос исчерпан. Подсказка. «Я ответил на ваш вопрос?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса
Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"
Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная информатика"
С целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирования и развития логического и алгоритмического мышления для учащихся 1-х классов был разработан...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...