Упражнение "Шесть шляп"
методическая разработка по психологии
Упражнение для педагогического совета "шесть шляп" с примером ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнение "Шесть шляп" | 16.29 КБ |
Задания для выполнения уроажнения "Шесть шляп" | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Я предлагаю вам упражнение построенное на методе ситуационного анализа Эдварда. де Боно «Шесть шляп мышления».
Оно поможет вам понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны и понимая позиции сторон.
Данную ситуацию мы рассмотрим при помощи шести волшебных шляп. Но сначала послушайте историю о них.
Жил-был на свете мастер-шляпник. Он изготавливал такие шляпы, которые делали людей привлекательными и уверенными. Но однажды мастер умер и шестеро его детей получили в наследство мастерскую. В ней они нашли шесть шляп разного цвета. Каждый взял себе по одной.
И дальше произошли невероятные события.
Надевший белую шляпу научился хорошо разбираться в фактах и цифрах, легко следил за хроникой событий, однако все эмоции он утратил навсегда.
Надевший чёрную шляпу стал всё подвергать сомнению и критике, видеть во всём недостатки и отрицательные последствия.
Владелец красной шляпы стал жить во власти эмоций, она тонко чувствовал происходящее, но не всегда мог своими эмоциями управлять.
Владелец жёлтой шляпы видел в окружающем мире только хорошее. Ничто не могло повергнуть в уныние истинного оптимиста.
Владелец зелёной шляпы открыл в себе огромные творческие возможности и жил во власти искусства.
Владелец синей шляпы приобрёл качества исследователя и научился извлекать из разных ситуаций жизненные уроки для себя.
.
Наша задача будет состоять в том, чтобы проанализировать ситуацию с позиции волшебных шляп.
Урок рисования был практически сорван: Андрей, никогда не блиставший примерным поведением, распевал песню, не реагировал на замечания учителя, ходил по классу. Остальные ученики были тоже возбуждены — кто смеялся над клоунадой Андрея, а кто стремился ему подражать. В довершение всего Андрей накинулся с кулаками на своего соседа по парте за то, что тот перевернул его банку с водой. Молодая учительница чувствовала себя абсолютно беспомощной, но в такой ситуации необходимо было что-то предпринять. Она быстро подошла к дерущимся, взяла с ближайшей парты стакан с водой и плеснула в лицо Андрею. Тот остолбенел, по нему текла вода, в классе наступила полная тишина. «Выйди и приведи себя в порядок», — сказала учительница. Андрей вылетел из класса, громко хлопнув дверью. Учитель продолжила вести урок.
Когда дети шляпника через несколько лет собрались вместе, они пришли к выводу, что ни одна шляпа не может служить только одному владельцу, а надевая их попеременно, можно несказанно обогатиться
Итак, мы надеваем эти шляпы.
Белая —нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе
С чего всё началось? Что было дальше? Что случилось потом? А затем? Чем всё закончилось?
Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
Что самое неприятное в этой ситуации? Какие отрицательные последствия здесь могут быть? Что самое страшное может произойти?
Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Что чувствовала учительница в этой ситуации? Что чувствовал мальчик? Что чувствовали родители?
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты. Нет ситуаций абсолютно плохих или абсолютно хороших. Что полезного может быть в этой ситуации? Какие есть положительные стороны?
Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.. Давайте поищем выход из этой ситуации!
Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение. Какой жизненный урок вы извлекли из этой ситуации?
Предварительный просмотр:
Команда белой шляпы
Задание: проанализируйте ситуацию с позиции белой шляпы и ответьте на ключевые вопросы.
Белая шляпа — нейтральная. Участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Урок рисования был практически сорван: Андрей, никогда не блиставший примерным поведением, распевал песню, не реагировал на замечания учителя, ходил по классу. Остальные ученики были тоже возбуждены — кто смеялся над клоунадой Андрея, а кто стремился ему подражать. В довершение всего Андрей накинулся с кулаками на своего соседа по парте за то, что тот перевернул его банку с водой для рисования. Молодая учительница чувствовала себя абсолютно беспомощной, но в такой ситуации необходимо было что-то предпринять. Она быстро подошла к дерущимся, взяла с ближайшей парты стакан с водой и плеснула в лицо Андрею. Тот остолбенел, по нему текла вода, в классе наступила полная тишина. «Выйди и приведи себя в порядок», — сказала учительница. Андрей вылетел из класса, громко хлопнув дверью. Учитель продолжила вести урок.
Ключевые вопросы: С чего всё началось? Что было дальше? Что случилось потом? А затем? Чем всё закончилось?
Команда черной шляпы
Задание: проанализируйте ситуацию с позиции черной шляпы и ответьте на ключевые вопросы.
Черная шляпа — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
Урок рисования был практически сорван: Андрей, никогда не блиставший примерным поведением, распевал песню, не реагировал на замечания учителя, ходил по классу. Остальные ученики были тоже возбуждены — кто смеялся над клоунадой Андрея, а кто стремился ему подражать. В довершение всего Андрей накинулся с кулаками на своего соседа по парте за то, что тот перевернул его банку с водой для рисования. Молодая учительница чувствовала себя абсолютно беспомощной, но в такой ситуации необходимо было что-то предпринять. Она быстро подошла к дерущимся, взяла с ближайшей парты стакан с водой и плеснула в лицо Андрею. Тот остолбенел, по нему текла вода, в классе наступила полная тишина. «Выйди и приведи себя в порядок», — сказала учительница. Андрей вылетел из класса, громко хлопнув дверью. Учитель продолжила вести урок.
Ключевые вопросы: Что самое неприятное в этой ситуации? Какие отрицательные последствия здесь могут быть? Что самое страшное может произойти?
Команда желтой шляпы
Задание: проанализируйте ситуацию с позиции желтой шляпы и ответьте на ключевые вопросы.
Желтая шляпа — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Урок рисования был практически сорван: Андрей, никогда не блиставший примерным поведением, распевал песню, не реагировал на замечания учителя, ходил по классу. Остальные ученики были тоже возбуждены — кто смеялся над клоунадой Андрея, а кто стремился ему подражать. В довершение всего Андрей накинулся с кулаками на своего соседа по парте за то, что тот перевернул его банку с водой для рисования. Молодая учительница чувствовала себя абсолютно беспомощной, но в такой ситуации необходимо было что-то предпринять. Она быстро подошла к дерущимся, взяла с ближайшей парты стакан с водой и плеснула в лицо Андрею. Тот остолбенел, по нему текла вода, в классе наступила полная тишина. «Выйди и приведи себя в порядок», — сказала учительница. Андрей вылетел из класса, громко хлопнув дверью. Учитель продолжила вести урок.
Ключевые вопросы: Что полезного может быть в этой ситуации? Какие есть положительные стороны?
Команда зеленой шляпы
Задание: проанализируйте ситуацию с позиции зеленой шляпы и ответьте на ключевые вопросы.
Зеленая шляпа— творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
Урок рисования был практически сорван: Андрей, никогда не блиставший примерным поведением, распевал песню, не реагировал на замечания учителя, ходил по классу. Остальные ученики были тоже возбуждены — кто смеялся над клоунадой Андрея, а кто стремился ему подражать. В довершение всего Андрей накинулся с кулаками на своего соседа по парте за то, что тот перевернул его банку с водой для рисования. Молодая учительница чувствовала себя абсолютно беспомощной, но в такой ситуации необходимо было что-то предпринять. Она быстро подошла к дерущимся, взяла с ближайшей парты стакан с водой и плеснула в лицо Андрею. Тот остолбенел, по нему текла вода, в классе наступила полная тишина. «Выйди и приведи себя в порядок», — сказала учительница. Андрей вылетел из класса, громко хлопнув дверью. Учитель продолжила вести урок.
Ключевые вопросы: Как можно разрешить эту ситуацию?
Что может поможет решить ее?
Команда красной шляпы
Задание: проанализируйте ситуацию с позиции красной шляпы и ответьте на ключевые вопросы.
Красная шляпа — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Урок рисования был практически сорван: Андрей, никогда не блиставший примерным поведением, распевал песню, не реагировал на замечания учителя, ходил по классу. Остальные ученики были тоже возбуждены — кто смеялся над клоунадой Андрея, а кто стремился ему подражать. В довершение всего Андрей накинулся с кулаками на своего соседа по парте за то, что тот перевернул его банку с водой для рисования. Молодая учительница чувствовала себя абсолютно беспомощной, но в такой ситуации необходимо было что-то предпринять. Она быстро подошла к дерущимся, взяла с ближайшей парты стакан с водой и плеснула в лицо Андрею. Тот остолбенел, по нему текла вода, в классе наступила полная тишина. «Выйди и приведи себя в порядок», — сказала учительница. Андрей вылетел из класса, громко хлопнув дверью. Учитель продолжила вести урок.
Ключевые вопросы: Что чувствовала учительница в этой ситуации? Что чувствовал мальчик? Что чувствовали родители?
Команда синей шляпы
Задание: проанализируйте ситуацию с позиции синей шляпы и ответьте на ключевые вопросы.
Синяя шляпа — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Урок рисования был практически сорван: Андрей, никогда не блиставший примерным поведением, распевал песню, не реагировал на замечания учителя, ходил по классу. Остальные ученики были тоже возбуждены — кто смеялся над клоунадой Андрея, а кто стремился ему подражать. В довершение всего Андрей накинулся с кулаками на своего соседа по парте за то, что тот перевернул его банку с водой для рисования. Молодая учительница чувствовала себя абсолютно беспомощной, но в такой ситуации необходимо было что-то предпринять. Она быстро подошла к дерущимся, взяла с ближайшей парты стакан с водой и плеснула в лицо Андрею. Тот остолбенел, по нему текла вода, в классе наступила полная тишина. «Выйди и приведи себя в порядок», — сказала учительница. Андрей вылетел из класса, громко хлопнув дверью. Учитель продолжила вести урок.
Ключевые вопросы: Какой жизненный урок вы извлекли из этой ситуации?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-рефлексия "6 шляп мышления"
Разработка игры "6 шляп мышления". Презентация....
Загадка восьми шляп Наполеона
Учебный видео-проект по материалам статьи А.Зотова "Загадка восьми шляп Наполеона".Работа подготовлена учащимися 9 Б класса ГБОУ СОШ № 1018 ЗАО г. Москвы Ярыгиной Татьяной, Мартемьяновой Екатери...
Презентация по изготовлению композикии "Дама в шляпе"
В эрой презентации показано поэтапное выполнение объёмной композиции "Дама в шляпе". Техника выполнения - модульное оригами. Автор -педагог дополнительного образования сак Наталья Александровна, МБОУ ...
Метод Шести шляп
Метод тренинга для подрастка с целью профилактики суицида....
« Метод шести шляп, терминокарта».
Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых предст...
Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).
Метод Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления"...
Сценарий корпоратива на 8 марта "Дело в Шляпе"
ВЕДУЩИЙ (в огромном цилиндре и мантии).Дорогие друзья! Сегодня мы рассматриваем дело, которое находится у меня в шляпе. Мы и предупреждали всех вас, что сегодня все дело в вашей шляпе. Как ...