Методика проведения мониторинга и анализа психологической готовности к прохождению проверочной работы (ВПР) в 7 классе
методическая разработка по психологии (7 класс)

Выявление обучающихся с низкой психологической готовностью может позволить своевременно принять меры для снижения дезорганизующей роли тревоги, вызванной недостаточной психологической готовностью.

На основе методики Чибисовой  М.Ю «Готовность к ЕГЭ» была адаптирована и апробирована Анкета для диагностики психологической готовности к проверочной работе (ВПР) в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения мониторинга и анализа  психологической готовности к прохождению проверочной работы (ВПР) в  7 классе

Подготовка к проверочной работе (ВПР, экзамену) включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

             Под психологической готовностью к проверочной работе (ВПР, экзамену) подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализацию и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры любого испытания (экзамена).

Низкая психологическая готовность может провоцировать повышение тревоги, волнения в будущем в ситуации сдачи экзамена.  

Основные причины волнения (тревоги) у обучающихся:        

  • сомнения в полноте и прочности знаний;
  • сомнения в собственных способностях – умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание;
  • психофизические и личностные особенности – тревожность,  астеничность,  неуверенность в себе;
  • стресс в незнакомой ситуации;
  • стресс из-за ответственности перед родителями и педагогами лицея.

Выявление обучающихся с низкой психологической готовностью может позволить своевременно принять меры для снижения дезорганизующей роли тревоги, вызванной недостаточной психологической готовностью.

На основе методики Чибисовой  М.Ю «Готовность к ЕГЭ» была адаптирована и апробирована Анкета для диагностики психологической готовности к проверочной работе (ВПР) в 7 классе:

Инструкция: Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты. Если вы согласны с утверждением, ставьте «+», если не согласны -  ставьте «-»?

  1. Я хорошо представляю, как проходит ВПР  ___
  2. Понимаю, что могу правильно распределить силы во время ВПР_____
  3. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящей работе ____
  4. Я могу обратиться за помощью  к  учителю (родителю, значимому взрослому), он меня выслушает, поддержит ___
  5. Я достаточно знаю про ВПР ____
  6. Я думаю, что смогу справится с тревогой на ВПР ___
  7. Я знаю, какие задания следует выполнить, чтобы получить хорошую отметку ___

Методика обработки и интерпретации полученных анкетных данных.

Критерии (показатели):

1)Осведомленность  (знакомство с процедурой экзамена) – низкие показатели указывают на низкий уровень знакомства с процедурой экзамена. Данный показатель оценивается  на основе ответов на вопросы 1,5. Положительные ответы на оба вопроса означают уровень осведомленности выше среднего, отрицательные ответы на оба вопроса означают уровень осведомленности ниже среднего.

2) Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля. Данный показатель оценивается  на основе ответов на вопросы 2,7. Положительные ответы на оба вопроса означают уровень владения навыками самоконтроля выше среднего, отрицательные ответы на оба вопроса означают уровень владения навыками самоконтроля ниже среднего.

3) Уровень тревожности. Данный показатель оценивается  на основе ответов на вопросы 3,6. Положительный ответ на  вопрос 3  и отрицательный ответ на вопрос 6 означает высокий уровень тревожности. Отрицательный ответ на  вопрос 3  и положительный ответ на вопрос 6 означает низкий уровень тревожности. Оба положительных или оба отрицательных ответа – средний уровень тревожности.

Высокий уровень тревожности -  часто у ребят с сильной критикой к себе, им сложно расслабиться, подросток испытывает беспокойство почти постоянно, поэтому в ситуации стресса его показатели могут быть ниже возможных.

Средний уровень тревожности – норма

Низкий уровень тревожности – подросток  может быть излишне самоуверенным, либо, наоборот,  из-за  особенностей личности (постоянная критика в адрес подростка, непоследовательность и недостоверность  получаемой им  информации от окружающих, неумение мыслить критично, прочие факторы), недостаточно адекватно оценивает ситуацию.

Вопрос 4 позволяет проясняет ситуацию о возможности получения помощи: уверенность в том, что можно обратиться за помощью, в том, что помощь будет оказана.

Была проведена апробация методики на 24 обучающихся из 7 класса. Обобщенные результаты диагностики отражены в таблице №1.

Таблица №1  Мониторинга психологической готовности к ВПР в 7 классе.

Показатель 

Уровень выраженности

Осведомлен-ность

Уровень тревоги

Самоконтроль, самоорганизация

уч..

%

уч.

%

уч.

%

слабый

4

17,4

7

30,4

8

34,8

средний

18

78,3

6

26,1

9

39,1

высокий

2

8,7

11

47,8

7

30,4

В дальнейшем в этом классе была проведена проверочная работа (ВПР) по математике. Итоги написания  проверочной работы представлены в таблице №2.

Табл. №2 Итоги работы по предмету «математика»в 7 классе:

Кол-во

Процент

Отметку «5» получили

1

4,2%

Отметку «4» получили

7

29,1%

Отметку «3» получили

15

62,5%

Отметку «2» получили

1

4,2%

Качество знаний:

33,3%

По результатам сравнения мониторинга психологической готовности к ВПР с итоговыми отметками выявлены следующие особенности:

  • обучающиеся со средним уровнем осведомленности, низким уровнем самоорганизации и средним уровнем тревожности написали на двойку;
  • дети с высоким и низким уровнем тревожности и средним и низким уровнем самоорганизации написали работы на удовлетворительные оценки;
  • дети со средним уровнем тревожности и высоким уровнем самоорганизации написали на пятерки.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Методика позволяет выявить детей, у которых в будущем выше вероятность возникновения  трудностей при написании проверочной работы (ВПР).

На основании проведенной диагностики можно дать рекомендации педагогам по профилактике низкой психологической готовности к проверочным работам и необходимости:

  1. Развивать познавательный компонент психологической готовности к проверочным работам: отрабатывать навыки самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развивать внимание, память, мышление.
  2. Уменьшать уровень тревожности с помощью обучения навыкам психофизической саморегуляции.
  3. Содействовать адаптации учащихся к ситуации проверки знаний.
  4. Проводить индивидуальные консультации с теми учениками, которые испытывают трудности в психологической готовности к экзаменам.
  5. Проводить работу  по формированию необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей во время подготовки и проведения экзаменационных испытаний.

Педагог-психолог ГБОУ лицея № 572 Петрова АВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа в 7 классе по биологии по теме:"Класс Млекопитающие"

Проверочная работа содержит 10 вопросов: на выбор правильных ответов, правильные-неправильные утверждения, задания на проверку терминологии темы, и многообразия млекопитающих...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

Методика проведения мониторинга музыкального развития детей в ДОУ

В данной разработке указаны основные виды мониторинговой деятельности для выявления музыкального развития ребенка в ДОУ....

Методика проведения мониторинга сформированности УУД учащихся

Листы наблюдений данной методики дают возможность учителю оценить уровень сформированности познавательных, регулятивных, коммуникативных результатов обучающихся...

Методика проведения мониторинга сформированности УУД учащихся

Листы наблюдений данной методики дают возможность учителю оценить уровень сформированности познавательных, регулятивных, коммуникативных результатов обучающихся...

Методика проведения мониторинга сформированности УУД учащихся

Листы наблюдений данной методики дают возможность учителю оценить уровень сформированности познавательных, регулятивных, коммуникативных результатов обучающихся...