Девиантное поведение несовершеннолетних
статья по психологии

Мария Владимировна Сухомлинова

Статья предназначена для родителей, педагогов, психологов. Воровство несовершеннолетних имеет психологический смысл, в основе которого неудовлетворенные потребности ребенка во взаимоотношениях с родителями, что находит выражение в поступках ребенка, управляет его поведением.  Воровство является заполнением определенной пустоты,  возникающей из-за нехватки опоры, чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorovstvo.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Девиантное поведение несовершеннолетних.

 Воровство несовершеннолетних имеет психологический смысл, в основе которого неудовлетворенные потребности ребенка во взаимоотношениях с родителями (в близости, внимании, совместной деятельности), что находит выражение в поступках ребенка, управляет его поведением.  Воровство является заполнением определенной пустоты,  возникающей из-за нехватки опоры, чувств, (тепла, любви, внимания).

Тем самым выявляются следующие проблемы родителей:

-  сложности в выстраивании близких, доверительных отношений с ребенком;

- трудность слышать и понять его потребности, высокий уровень требовательности, при неудовлетворенных потребностях ребенка (физических, душевных, духовных, эмоциональных);

- попустительство по отношению к ребенку, что не помогает возникновению самостоятельности; отсутствие четких границ по отношению к ребенку.

Воровство представляет собой девиантное поведение, которое может быть обусловлено следующими факторами:

    - индивидуальными, имеющими биологические предпосылки;

    - психолого-педагогические, проявляющие в изъянах воспитания (семейного, школьного); социально-психологические, характеризующиеся неблагоприятными особенностями взаимодействия в семье, на улице, в учебной среде;

- личностные, проявляющиеся через отношение к нормам и ценностям; социально-экономические (т.е. условия существования).

В основе девиантного поведения часто лежит нарушение родительской привязанности. Привязанность - это теплые, близкие, основанные на любви взаимоотношения между человеческими существами.

Тогда воровство, можно рассматривать как способ восполнения утраченных взаимоотношений "мать-ребенок", акт агрессии и защита от страха, способ восстановления или повышения самооценки, реакция на семейную тайну.

Воровство - это форма реагирования в отношениях со значимыми другими.

Нереализованные эмоциональные потребности могут привести к стремлению любой ценой заслужить внимание (даже с помощью лжи, девиантного поведения), или вести к эмоциональной холодности, уходу с головой в учебу, стремлению реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений, чрезмерной привязанности к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения. 

Детская импульсивность является одной из причин, побуждающих к воровству. В норме, произвольное поведение формируется к 6-7 годам. Если ребенок старше, а управлять импульсивностью не может, значит, произвольное поведение не достаточно сформировалось.   То есть ребенок может не удержаться, спонтанно и импульсивно «взять», то, что хочет, так как не может предвидеть последствия. 

В младшем школьном возрасте происходит нравственное развитие, освоение социальных норм, формируется шкала ценностей, закладывается моральная основа личности. Надо ли говорить, что самыми первыми и важными «нравственными» воспитателями ребенка являются родители. Для ребенка в этом возрасте очень важно также быть принятым сверстниками. А чтобы удовлетворить свою потребность в познании, или чувствовать себя не хуже сверстников, ребенку необходимо обладать определенными ресурсами.

Воровство может быть символическим замещением родительской любви или радости в жизни ребенка, таким образом, является симптом психологической неудовлетворенности, способом привлечь внимание, компенсацией фрустрации значимых потребностей и являться реакцией на травмирующие ситуации или эмоциональную холодность. Воровство - это крик о помощи, попытка достучаться до взрослых, привлечение внимания негативным способом. 

Что важно делать родителям и о чем знать и помнить:

-  Создать безопасную обстановку, доверительную атмосферу, в которой ребенок мог бы без страха делиться своими чувствами и переживаниями со взрослыми; помочь открыто выражать свои чувства; быть честными с детьми, открытыми для контакта.  Часто ли вы говорите с детьми по душам?

-  Для того, чтобы хорошо себя чувствовать не  достаточно слов "Я люблю тебя ". Любовь ощущается через поступки, а по отношению к ребенку - это такое общение, чтобы на душе у ребенка было светло, тепло, радостно и спокойно. Для того, чтобы быть эмоционально здоровым, ребенку необходимо чувствовать, что его уважают, ценят, принимают таким, какой он есть, защищают его.

-  Эмоции показывают состояние души, подобно барометру, измеряющему атмосферное давление.  Важно заботиться о чувствах ребенка. Именно родитель несет ответственность за систему ценностей будущего взрослого человека.  Не допускать двойной морали.

-  «Эмоциональный сосуд» ребенка должен быть наполнен любовью родителей. Если сосуд пуст, появляются нарушения в поведении. 

-  Уважительное отношение, принятие, уважение и безусловная любовь - необходимые компоненты для того, чтобы ребенок рос психологически здоровым.

-  Ощущение своей значимости и в семье и среди сверстников - важная потребность ребенка.

«Для человека, который сильно и опасно голоден, не существует других интересов кроме еды. Она ему снится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены ее чувства: только ее он воспринимает и только ее хочет. О таком человеке можно сказать, что он жив хлебом единым».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе образовательных учреждений

Цель исследования: разработать систему психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанные с алкогольно-зависимыми родителями....

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе детского сада и школы

Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. В основе работы с учащимися, оказ...

Девиантное поведение несовершеннолетних

Растет число преступлений, совершенных подростками. В чем причина? Откуда берутся "плохие" дети?...

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе детского сада и школы

Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.В основе работы с учащимися, оказав...

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе образовательных учреждений

Цель исследования: разработать систему психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанные с алкогольно-зависимыми родителями....

Рекомендации родителям в случаях обнаружения признаков суицидального и девиантного поведения несовершеннолетних, рекомендованные психологом колледжа для внимания родителей студентов 1-2 курсов

Что такое вейп и чем он вреден, исследования ученых. Дорогие родители, прошу ознакомиться с материалами, посвященными вопросам курения подростов и использования мим вейпов. Материал по данно...

"Причины девиантного поведения несовершеннолетних."

Девиантное поведение — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с друг...