Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
статья по психологии

 Актуальность изучения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяется высокой распространенностью данного заболевания и высокой степенью социальной дезадаптации, возникающей на его фоне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_sindromom_defitsita_vnimaniya_i_giperaktivnostyu.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

 Актуальность изучения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяется высокой распространенностью данного заболевания и высокой степенью социальной дезадаптации, возникающей на его фоне. Основной особенностью поведения гиперактивных детей является то, что гиперактивные дети слушают инструкции, но не слышат или сразу забывают. Наказывать их бесполезно. Обиды они не помнят, зла не держат, расстраиваются всего на несколько минут и тут же переключаются на другие дела, увлекаются каким-то интересным занятием, игрой. Их эмоции также подвижны, как и действия, они легко переходят из одного состояния в другое: плачут, ссорятся и через минуту уже смеются и мирятся. В любой момент их внимание может быть привлечено каким-то предметом или звуком.

        Обычно проблемы детей с СДВГ наиболее ярко проявляются с поступлением в школу. Имея хорошие способности, они достаточно сообразительны, все схватывают на лету, но неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность мешают им быть успешными учениками. В процессе обучения у гиперактивных детей существуют трудности в закреплении новых знаний и навыков. Возникают особые трудности и при выполнении монотонной работы, речь опережает мысль, то есть они сначала говорят, делают, а потом думают, повышенная отвлекаемость на уроках, детям с СДВГ трудно делать домашние задания, им сложно выстраивать отношения со сверстниками. Выделяют три наиболее ярких признака данного синдрома: гиперактивность, импульсивность, нарушения внимания.

       Однако не стоит надеяться на то, что такой ребенок перерастет и все нормализуется само собой. Необходимо на ранних этапах  включаться в решение вопросов адаптации и коррекции поведения детей с СДВГ. Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится комплексное медико-психологическое обследование.

       Существуют рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми и их родителями, коррекционные игры с гиперактивными детьми. Игры для детей с СДВГ дожны быть направлены: на развитие внимания, на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости, на тренировку выдержки и контроль импульсивности.

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Итак, выделяют три наиболее ярких признака данного синдрома: гиперактивность, импульсивность, нарушения внимания. Однако может быть только повышенная двигательная активность, но без дефицита внимания. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью диагностируется, если присутствуют по крайней мере 8 из 14 описанных ниже признаков, которые проявляются в возрасте до 7 лет и в течение 6 и более месяцев.

1 Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости).

2 С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий.

3 Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4 С трудом ожидает очереди для вступления в игру.

5 Отвечает на вопросы, не подумав, и раньше, чем вопрос закончен.

6 С трудом исполняет инструкции других.

7 С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.

8 Часто переключается от одного незаконченного дела к другому.

9 Во время игр беспокоен.

10 Часто чрезмерно разговорчив.

11 В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение,

в детских играх часто является «мишенью».

12 Часто кажется, что не слышит, что сказано ЕМУ или ЕЙ.

13 Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.).

14 Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»).

Важно обратить внимание на тот факт, что по отмеченным признакам можно лишь предположить наличие данного синдрома у ребенка, но для уточнения предполагаемого

Диагноза необходимо обратиться к детскому невропатологу, так как только врач может подтвердить или опровергнуть диагноз и назначить соответствующие меры профилактики и коррекции.

Если взрослый фиксирует отмеченные выше признаки поведения у ребенка, то это повод задуматься над тем, является ли поведение ребенка, которое его «выводит из себя», непослушанием или это такие особенности его развития, с которыми он не может справиться самостоятельно.

Воспитание и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Ошибки в воспитании детей с СДВГ

На особенности поведения детей с синдромом гиперактивности большое влияние оказывает такой фактор, как стиль воспитания в семье. Р.Кэмпбелл считает, что родители

Гиперактивных детей допускают три основные ошибки в воспитании (или «западни»).

Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребенка

Западня

З

Содер

Пути преодления

11

Недостаток эмоционального

внимания, часто подменяемого уходом за ребенком

Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним

в его детские игры, беседовать «по душам»

Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля

за поведением ребенка

Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что

должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю)

Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом

Обучать ребенка управлять гневом

Западня Содержание Пути преодоления

Ниже мы более подробно расскажем об основных принципах воспитания детей с СДВГ.

Для таких детей абсолютно неприемлемы «крайние» варианты воспитания: пустительский и жестко-авторитарный.

При попустительском стиле воспитания родители многие вопросы пускают на самотек, в надежде, что все как-нибудь сложится. Если ребенку с СДВГ взрослые не будут определять рамки и границы, правила поведения, то он будет действовать исходя из своей импульсивной натуры.

Родители гиперактивных детей достаточно сильно устают от непрерывного контроля и напряжения. Поэтому могут махнуть на все рукой, стараясь не обращать внимание на поведение своих детей. Иногда приходится наблюдать в гостях или в общественном

месте такого «мальчика с пропеллером», который носится без остановки и передышки, а мама безучастно сидит в стороне и разговаривает с подружкой. Она либо очень утомилась от своего чада, либо предоставляет своему ребенку полную свободу, полагая что «все дети бегают». Но если мама отстраняется от воспитательного процесса, она лишает своего сына необходимой ему поддержки взрослых. На непрерывные упреки в адрес своего ребенка такие родители впадают в отчаяние или даже в депрессию. Либо начинают яростно его защищать, тем самым демонстрируя сыну или дочери пример агрессивного поведения.

Также неблагоприятным является и жестко-авторитарный стиль воспитания, при котором родители устанавливают много ограничений и требуют безукоснительно их исполнять, невзирая на ситуацию.

Многие подходы в воспитании, которые описаны ниже, относятся ко всем детям. Однако в случае с гиперактивными несоблюдение этих методов может привести к трудностям или даже серьезным отклонениям в поведении.

Очень часто взрослые – родители и педагоги – не понимают своеобразия

развития детей с СДВГ, считая их невоспитанными, иногда упрямыми, ленивыми, ничем не интересующимися и т.д. Здесь важно набраться терпения и найти индивидуальный подход к маленькому человеку. Тем более, что дети с СДВГ сами страдают от своей импульсивности, т.к. часто вместо похвалы и проявления любви получают нарекания и наказания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

В помощь для родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью даются рекомендации по созданию необходимой для таких детей комфортной обстановки для их воспитания....

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Буклет для родителей " Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"....

Памятка для педагогов "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"

Буклет. Памятка для педагогов "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"...

Коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе.

коррекция поведения с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе....

« Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью».

Особенности развития и обучения детей с СДВиГ....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ....

Памятка для педагогов "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"

Если Ваш ребенок постоянно находится в движении: он не ходит, а  бегает, не сидит, а ёрзает, не стоит, а крутится, принимается за дело и не доводит его до конца, то, возможно, Ваш ребенок – гипер...