Учебно-методическое пособие "Альтруизм: помощь другим"
методическая разработка по психологии

Ложкина Наталья Васильевна

Учебно-методическое пособие по дисциплине "Психология" для студентов медицинских колледжей по теме: Альтруизм: помощь другим" содержит основные теоретические положения по теме, психодиагностические методики, ситуативные задачи, материал для самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_altruizm.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Миасский медицинский колледж»

Учебно-методическое пособие

 

по дисциплине «Психология»

по теме 

«Альтруизм: помощь другим»

Для специальностей: 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело,

 06.02.05 Стоматология профилактическая,

31.02.05 Стоматология ортопедическая

Миасс-2019


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………….………..

3

Теоретический материал………………………………………….…………

4

1. Понятие об альтруизме…………………………………….………

4

2. Основные теории альтруизма……………………………..……….

6

3. Факторы оказания помощи………………………………………...

8

4. Усиление оказания помощи………………………………………..

11

5. Социализация альтруизма………………………………………….

13

Вопросы для самоконтроля………………………………………………….

15

Практикум…………………………………………………………………….

16

1. Диагностика склонности к альтруизму и его мотивации……….

16

2. Практические задачи……………………………………………….

19

Тест-контроль «Альтруизм: помощь другим» ...……....…………………..

22

Эталоны ответов………………………………………………………

24

Литература……………………………………………………………………

25

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Изучите предложенный теоретический материал. Обратите внимание на виды альтруизма и факторы оказания помощи.

Ответьте на вопросы для самоконтроля. Если вы не уверены или затрудняетесь с ответом, вернитесь к изучению теоретического материала.

Исследуйте с помощью предложенных методик уровень мотивации помощи и альтруизма. Сделайте выводы в тетради.

Решите практические задачи и запишите их решение в тетрадь.

После изучения всей темы ответьте на вопросы тест-контроля и проверьте свои знания по эталонам. Если сделали ошибки, вернитесь к изучению материала.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическое пособие составлено для студентов медицинских училищ и колледжей для самоподготовки по теме «Альтруизм: помощь другим». Эта тема входит в примерную программу, но не рассматривается в современных учебниках для медицинских специальностей.

В наше время все отчетливее возникает противоречие между альтруистическими и эгоистическими устремлениями людей. С одной стороны, роль альтруизма и вообще помогающего поведения возрастает в связи с тем, что за последние десятилетия в обществе увеличилось количество людей, нуждающихся в поддержке. С другой стороны, капиталистические и рыночные отношения, дух наживы и личного благополучия ведут к росту индивидуалистических настроений, усилению равнодушия и эгоизма, снижению стремления прийти на выручку. Таким образом, проблема помогающего поведения весьма актуальна для нашего общества.

Профессиональная деятельность медицинского работника альтруистична по своей сути, поскольку направлена на помощь людям. Понимание сущности альтруистичного поведения, его мотивов и связи с психическим здоровьем человека важно для медицинского работника.

В данном пособии обобщен материал по теме, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Пособие включает в себя теоретический материал, практикум по теме, тест-контроль для проверки усвоения материала с эталонами ответов, перечень литературы.

Целью данного пособия является усвоение студентом необходимого объема материала по теме «Альтруизм: помощь другим».

По окончании изучения темы студенты должны иметь представление:

- о видах просоциального поведения;

знать:

- понятие об альтруизме;

- факторы оказания помощи;

уметь:

- организовать оказание помощи и ухода за пациентом.

усовершенствовать компетенции, включающие в себя способность:

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. Понятие об альтруизме

Польский исследователь Ян Рейковский выделил шесть уровней социально значимого поведения:

1. Альтруистическое поведение предполагает безраздельную самоотдачу, отказ от собственных интересов в пользу других людей.

2. Помогающее поведение означает учет потребностей и проблем другого человека и содействие их успешному разрешению, причем сложности других могут несколько оттеснить собственные интересы субъекта.

3. Кооперативное поведение сочетает в себе соблюдение собственных и чужих интересов к взаимной пользе.

4. Ипсоцентрическое поведение имеет целью самосохранение, при этом оставаясь безразличным к социальному окружению — не принося пользы, но и без ущерба для других. Ипсоцентрическому поведению, как правило, сопутствует социальная и эмоциональная изоляция, и в качестве жизненной стратегии оно встречается редко.

5. Эгоистическое поведение, как это следует из названия, отмечается в тех случаях, когда человек стремится соблюдать преимущественно свои интересы, отвергая или ущемляя интересы других.

6. Эксплуатирующее поведение наблюдается в тех случаях, когда субъект использует других как средства достижения собственных целей и задач.

Первые три вида поведения связаны с оказанием помощи, а вторые три — с ее отсутствием.

Помощь присутствует там, где люди вступают друг с другом в отношения.

В современной зарубежной психологии такое направление исследований морального развития, как помогающее поведение, изучается по аналогии с альтруистическим и просоциальным поведением, соотношения между которыми разными учеными понимаются по-разному.

Просоциальное поведение включает в себя любые действия, связанные с оказанием помощи или намерением оказать помощь другим людям независимо от характера ее мотивов, базирующихся на социальных нормах.

Помогающим поведением считается действие, направленное на благо другого, но не приносящее внешнего вознаграждения помогающему.

Действия, совершаемые исключительно в интересах другого человека, «безраздельное посвящение себя интересам другого человека или интересам общества»; когда собственные интересы не принимаются во внимание вообще, относятся к проявлению альтруизма.

Таким образом, все три термина: «просоциальное поведение», «оказание помощи» и «альтруизм» определяют один и тот же вид поведения, направленный на благо другого человека, но различающийся в зависимости от мотивов, положенных в основу действия в каждом конкретном случае.

Альтруи́зм (от лат. Alter — другой, другие) – понятие, с помощью которого осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с самоотверженностью, – приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом – ради общего блага; в некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму. Альтруизм – добровольная помощь другому человеку, несмотря на риск или жертвы, с которыми эта помощь сопряжена.

Термин «альтруизм» был введен основоположником социологии Огюстом Контом, считавшим, что под влиянием позитивизма общество развивается в направлении гуманистических ценностей. В общих чертах альтруизм в понимании Конта отражает принцип «жить ради других» как программу построения совершенного человеческого общества; он видел смысл человеческой жизни в том, чтобы «служить человечеству, улучшая самих себя». Однако в качестве нравственного принципа альтруизм существовал и осознавался намного раньше. Еще Сократ утверждал, что «не брать, а отдавать, – суть нравственного закона, уравновешивающего эгоистическую волю каждого человека. И чем духовнее и душевнее человек, тем сильнее в нём желание отдавать и служить людям».

Но есть основные отличительные особенности, которые только в комплексе присущи именно альтруистическому поведению:

  • Безвозмездность. Никакой личной выгоды от произведенного действия;
  • Жертвенность. Затраты личного времени и собственных средств (материальных, духовных, интеллектуальных);
  • Ответственность. Готовность персонально отвечать за последствия таких поступков;
  • Приоритетность. Интересы других всегда выше собственных;
  • Свобода выбора. Альтруистические действия совершаются исключительно по собственному побуждению;
  • Удовлетворение. Поступаясь личными интересами, альтруист не чувствует себя в чем-либо ущемленным.

Виды альтруизма классифицируются в зависимости на кого направленно альтруистическое поведение и какие мотивы лежат в его основе.

В зависимости от того, на кого направлено поведение, определяют следующие виды альтруизма:

Родительский (родственный). Иррациональное бескорыстно-жертвенное отношение к детям, когда родители готовы отдать не только материальные блага, но и собственную жизнь ради спасения своего ребенка;

Социумный. Вид альтруизма, распространяющийся на ближнее окружение – знакомых, коллег, друзей, соседей. Безвозмездные услуги этим людям делают существование в определенных группах комфортнее, что позволяет некоторым образом ими даже манипулировать;

Альтруизм по отношению к незнакомцам.

В зависимости от мотивации поведения выделяют альтруизм:

Взаимный (реципрокный). Альтруизм при котором есть сознательный или подсознательный расчет, что люди, которым ты помогаешь смогут в дальнейшем оказать помощь и тебе.

Демонстративный. Выражается в автоматическом, на уровне подсознания, выполнении общепринятых норм поведения. Содействие, оказываемое из такого рода побуждений, можно охарактеризовать выражением «так положено».

Сочувственный. Людям свойственно испытывать эмпатию, представлять себя на месте другого человека, сопереживая ему. В такой ситуации оказание кому-либо поддержки из альтруизма потенциально проецируется на себя. Отличительная особенность данного вида помощи – она всегда конкретна и нацелена на реальный конечный результат;

Нравственный. Реализация своих духовных потребностей для достижения состояния внутреннего комфорта. Например, волонтеры, бескорыстно ухаживающие за неизлечимо больными, проявляют сострадание, довольствуясь моральным удовлетворением.

2. Основные теории альтруизма

Все существующие теории альтруизма можно объединить в три основные: эволюционная, теория социального обмена и теория социальных норм. Данные теории используют различные уровни объяснения альтруистического поведения (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Сравнение теорий альтруизма

Теория

Уровень объяснения

Мотивация альтруизма

взаимного

подлинного

Эволюционная

биологический

симбиоз

сохранение рода

Теория социального обмена

психологический

внешнее вознаграждение за оказание помощи

душевный дискомфорт от наблюдения страданий => внутренне вознаграждение за оказание помощи

Теория социальных норм

социальный

соблюдение норм взаимности

соблюдение норм социальной ответственности

Рассмотрим, как объясняет существование альтруизма ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ в рамках эволюционной психологии, настаивающей на том, что сущностью жизни, основной ее движущей силой является сохранение рода. Под причиной альтруизма понимается так называемое биологическое программирование. Гены заставляют нас действовать так, чтобы максимально увеличить возможность выживания наших генов (заметьте, не нас самих, а наших генов!). Когда наши предки умирали, их гены продолжали жить в наследниках. Генетический эгоизм, таким образом, настраивает нас только на два вида бескорыстного или, точнее, побуждающего к самопожертвованию альтруизма. Это защита рода и поиск взаимной выгоды.

Иное, хотя и близкое по сути к принципу взаимности, объяснение альтруизма дает ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА, по которой человеческое взаимодействие направляется "социальной экономикой": мы обмениваемся не только материальными благами и деньгами, но и социальными "товарами" - любовью (как ни цинично это звучит), услугами, информацией, статусом. Поступая так, мы используем стратегию "минимакса": минимизируем расходы, максимизируем вознаграждение. Теория социального обмена далека от утверждения, что мы сознательно рассчитываем на вознаграждение, просто она предполагает, что такие соображения предопределяют наше поведение и потому рассматривает оказание помощи как замаскированные, пусть и подсознательные, проявления эгоизма.

Поиском и объяснением этих причин альтуистических поступков, не приносящих никакой выгоды помогающему и занялись социологи, базируясь на ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Зачастую мы оказываем помощь другим отнюдь не потому, что сознательно высчитали, что такое поведение в наших интересах, а просто потому, что нечто говорит нам, что мы должны поступать именно так. Мы должны помочь старушке перейти дорогу. Мы должны вернуть бумажник тому, кто его потерял. Мы должны заступиться за малыша, которого обижают хулиганы. Мы должны защищать наших боевых товарищей от возможной гибели или ранения. Нормы – это общественные ожидания. Они предписывают нам определенное поведение, определенные жизненные обязанности. Следовать нормам, т.е. не противоречить общественным ожиданиям – естественная потребность человека, живущего в обществе. Исследователи, занимающиеся изучением поведения людей, оказывающих помощь, выделили две социальные (общественные) нормы, которые мотивируют альтруизм. Социолог Алвин Гоулднер утверждает, что всеобщим моральным кодом является норма взаимности: нам следует не наносить вред, а оказывать помощь тем, кто оказывает помощь нам.

Что же касается людей, которые явно находятся в зависимом положении и не в состоянии ответить взаимностью, - детей, нищих, инвалидов и прочих, неспособных в ответ дать столько же, сколько они получают, - нашу помощь мотивирует другая социальная норма - норма социальной ответственности.

3. Факторы оказания помощи

Будет ли оказана помощь нуждающемуся, зависит от ряда факторов, к которым можно отнести: социальные, личностные, эмоциональные и ситуативные.

Такие социально-психологические характеристики как пол, возраст, образование и религиозность могут повлиять, будет ли человек оказывать помощь и какую помощь он сможет оказать.

Исследования указывают, что существуют гендерные различия в оказании помощи: мужчины более склонны к спонтанным одномоментным помогающим поступкам, женщины чаще оказывают длительную помощь.

Многие исследователи указывают, что альтруизм – признак зрелости личности. Альтруистическое поведение является следствием социализации. Дети не получают такого удовлетворения от помощи другим, как взрослые. Им необходимо внешнее подкрепление.

Нет прямой связи между уровнем образования и частотой оказания помощи. Большее влияние оказывает характер профессионального образования. Люди помогающих профессий имеют специальные навыки, позволяющие оказывать помощь квалифицировано. Также ряд исследований показывает, что эти специалисты чаще оказывают помощь и вне профессиональной деятельности, чем представители других профессиональных групп.

Рисунок 1. Взаимосвязь отношения к религии и помощи нуждающимся

Наличие религиозности позволяет прогнозировать долговременный альтруизм, проявляющийся в добровольной деятельности и в благотворительных взносах. В исследовании Джорджа Гэллапа было выявлено, что 46% тех, кто считаете себя в высшей степени религиозными», систематически оказывают помощь бедным, инвалидам и престарелым; среди тех, кто «совершенно чужд религии», доля помощников составляет только 22% (рис. 1).

Существуют индивидуальные различия при оказании помощи, они сохраняются с течением времени.

К личностным факторам оказания помощи относят:  уровень интеллекта, развитие эмпатии, уровень рефлексии (внутреннего диалога), оптимизм. Данные свидетельствуют о том, что высокоэмоциональные, эмпатические и склонные к самостоятельному принятию решений личности более способны к сопереживанию и оказанию помощи.

Когда мы испытываем эмпатию (сочувствие), мы обращаем свое внимание не столько на наш собственный дистресс, сколько на страдания других. Подлинное сочувствие и сострадание мотивируют нас помогать другому человеку в его собственных интересах. Такая эмпатия возникает естественным путем. В родильных домах плач одного ребенка иногда вызывает целый хор плачущих голосов. Возможно, мы появляемся на свет с врожденным чувством эмпатии. Наблюдение дистресса других может вызвать у наблюдающего смешанные чувства, включающие фокусированный на себя дистресс и фокусированную на других эмпатию.

Зрелище чужого несчастья способно вызвать в человеке смешанные чувства – сосредоточенность на собственном душевном дискомфорте и сочувствие (эмпатию) к тому, кто страдает. Исследователи согласны с тем, что собственный душевный дискомфорт «запускает» механизм, основанный на эгоистических мотивах (рис.2). Но вопрос о том, способна ли эмпатия «запустить» механизм подлинного альтруизма, остается дискуссионным.

Рисунок 2. Оказание помощи: механизмы, основанные на эгоизме и на альтруизме.

Душевный дискомфорт, который мы испытываем, наблюдая за страданиями другого человека, побуждает нас избавиться от него, а сделать это можно, либо пройдя мимо неприятной ситуации, либо оказав помощь. Но, по мнению Бейтсона и его коллег, мы также испытываем эмпатию, особенно если страдает близкий нам человек. Любящие родители страдают и радуются вместе со своими детьми; тем, кто жестоко обращается с детьми и вообще склонен к проявлениям жестокости, эмпатия неведома. Мы также испытываем эмпатию к тем, с кем мы идентифицируем себя.

Личностные характеристики влияют на поступки в определенных ситуациях. Актуальное эмоциональное состояние оказывает значительное влияние на альтруистические поступки.

Чувство вины усиливает оказание помощи. Наше страстное желание делать добро после совершения зла отражает как наше стремление уменьшить чувство собственной вины и восстановить представление о самих себе, так и наше стремление иметь положительную репутацию в обществе. Мы тем больше склонны искупать свою вину с помощью предупредительного поведения, чем больше другим известно о наших дурных поступках. Мы стремимся искупить свою вину с помощью просоциальных поступков.

Характер настроения влияет на помогающее поведение по-разному в зависимости от возраста. Для взрослых плохое настроение – это усиливающий фактор, так как у них альтруизм вызывает чувство удовлетворенности собой, внутреннего самовознаграждения. К исключениям нужно отнести сильные эмоции, усиливающие погруженность в собственное состояние: гнев, депрессия, глубокая печаль.

Хорошее настроение является важным фактором помогающего поведения у детей, сохраняет значимость и для взрослых. При хорошем настроении, возникшем в результате получения подарка или ощущения приближающегося успеха, люди более склонны к приятным мыслям и воспоминаниям, что способствует усилению желания помочь. В максимальной степени зависимость от хорошего настроения помогающего поведения выражено у детей до подросткового возраста.

Особенности ситуации, в которой необходима помощь значимо влияют на вероятность ее оказания. К таким особенностям можно отнести: наличие свободного времени, оценка нуждаемости человека, недавнее наблюдение альтруистического поведения, количество свидетелей, наличие знакомых людей, размер населенного пункта. 

Наблюдение за значимыми моделями, которые в этот момент кому-то ещё помогают усиливают вероятность помощи в дальнейшем. Мы оказываем помощь, когда это делают и другие. Просоциальные модели способствуют проявлению альтруизма.

Наличие свободного времени способствует проявлению альтруизма. В спешке люди в полной мере не осознают ситуацию. Сколько у нас времени, столько помощи мы и оказываем.

Мы чаще оказываем помощь в понятных ситуациях, способствующих принятию личной ответственности.

В ситуациях, в которых понятно, что случилось и по какой причине, чаще оказывается помощь. При эксперименте в нью-йоркской подземке человеку, который был без палочки и без бутылочки реже помогали подняться, когда он падал. Если мы не понимаем ситуацию, мы не помогаем.

В ситуациях малого количества очевидцев или малонаселенности помощь оказывается чаще. В ситуациях присутствия других людей мы реже оказываем помощь. Личная ответственность теряется, когда одновременно присутствует от 5-7 человек и выше (эксперимент с дымом, когда один человек присутствует, а потом количество увеличивали).

Эффект свидетеля (апатия очевидца) – равнодушное отношение, бездействие при явных признаках опасности ситуации для другого человека. Интерес к этому феномену возник в связи с известным убийством Катрин Дженовез. Девушка была убита и изнасилована днем в присутствии 38 свидетелей (наблюдали из окон домов), ни один из которых не вызвал полицию, а вызвал её прохожий через 2 часа после убийства!

Причинами такого поведения очевидцев исследователи считают: неверную оценку ситуации и размывание ответственности. Также была выдвинута гипотеза урбанистической перегрузки (С. Милгрен). Жизнь в городе перегружает человека разнообразными стимулами, он перенасыщен сенсорно. Естественный способ защиты – попытка оградить себя, уход в себя. Отказ от помощи – реакция на чрезмерную сенсорную перегрузку.

Исследования показывают, что подлинный альтруизм все-таки существует. Он может существовать исключительно в следующих случаях.

Эмпатия вызывает оказание помощи только тогда, когда люди считают, что другие получат необходимую им помощь.

Люди, у которых возросла эмпатия, окажут помощь даже тогда, когда уверены, что никто не узнает об их помощи. Их участие продолжается до тех пор, пока человеку не будет оказана помощь.

4. Усиление оказания помощи

Для того чтобы, усилить оказание помощи, мы можем воздействовать на те фак­торы, которые мешают этому. Или же мы можем обучить альтруистическим нормам и социализировать людей, чтобы они воспринимали себя как способных к оказанию помощи.

Существует два способа усиления альтруизма – устранение факторов, сдерживающих оказание помощи и социализация альтруизма.

Один из способов усиления альтруизма заключается в том, чтобы воздействовать на факторы, препятствующие ему. Зная, что спешащие, погруженные в свои мысли люди менее склонны к оказанию помощи, мы можем придумать, как побудить их замедлить движение и обратить внимание на происходящее вокруг? Если присутствие других людей уменьшает у каждого человека чувство ответственности, как мы можем усилить его?

Латане и Дарли в своем «дереве решений» описывают дилеммы, возникающие перед очевидцами. Значит, если помочь людям правильно интерпретировать происходящее и взять на себя ответственность, то это будет способствовать их вовлечению в ситуацию. Леонард Бикман со своими коллегами исследовал это предположение в ряде экспериментов по изучению обстоятельств, при которых люди сообщают о преступлении. В этих экспериментах, происходивших в супермаркете или в книжном магазине, покупатели становились свидетелями того, что совершается кража. Некоторые из них видели признаки, которые должны были сказать им, что происходит кража, и заставить задуматься, как сообщить об этом. Но признаки эти оказывали мало влияния. Другие свидетели слышали, как один из очевидцев говорил: «Нет, вы только посмотрите на нее. Она же совершает кражу. Смотрите, положила себе в сумочку». (После этого «свидетель» отправлялся искать потерявшегося ребенка.) Но по дороге он ненароком бросал (и это слышали другие): «Мы видели это. Нам следует сообщить о случившемся. Это наша обязанность». Брошенных прямо в лицо замечаний оказывалось вполне достаточно, чтобы побудить людей сообщить о преступлении.

Чем больше информации предоставляет просящий, чем выше его "сигнальность", тем выше вероятность интерпретации ситуации как бедственной, требующей оказания помощи. Соответственно в этом случае повышается и частота ее предоставления.

Сила личного влияния больше не вызывает сомнения. Роберт Фосс опросил несколько сотен доноров и обнаружил, что люди, сдающие кровь впервые (в отличие от ветеранов), как правило, приходили на пункт сдачи крови по чьему-либо личному приглашению. Леонард Джасон и его сотрудники подтверждают, что личные призывы сдавать кровь более эффективны, чем плакаты и призывы, передаваемые при помощи средств массовой информации, но только в том случае, когда эти призывы исходят от друзей.

Невербальные призывы могут также быть более эффективными, когда они персонализированы. Марк Снайдер с коллегами обнаружил, что путешествующих автостопом вдвое чаще берут в машину, если, обращаясь к водителю, они смотрят ему прямо в глаза. Личностный подход, делает человека менее анонимным и более ответственным.

Склонность к оказанию помощи возрастает также в том случае, когда человек уверен, что вновь встретится с пострадавшим и очевидцами происшедшего. Джоди Готтлиб и Чарльз Карвер попросили студентов университета Майами воспользоваться внутрилабораторной громкой связью по интеркому и представить себе, что они обсуждают проблемы жизни в колледже с другими студентами (на самом же деле другие участники дискуссии были записаны на магнитофон). Когда одна из предполагаемых участниц дискуссии поперхнулась и позвала на помощь, к ней на помощь сразу же бросились студенты, которые были уверены, что вскоре они как участники разговора встретятся лицом к лицу. Короче говоря, все, что персонализирует незнакомцев: личная просьба, зрительный контакт, упоминание чьего-либо имени, предчувствие взаимодействия, – все это способствует усилению желания оказать помощь.

Личностный подход заставляет людей лучше понимать самих себя и, вследствие этого, поступать согласно своим альтруистическим идеалам. Люди начинают лучше осознавать самих себя, когда делают что-либо, глядя в зеркало, а также, что наличие телекамеры усиливает согласованность между установками и поступками. «Деиндивидуализированные» люди, напротив, менее ответственны. Таким образом, обстоятельства, которые способствуют самоосознанию: прозвища, наблюдение и оценка со стороны, сосредоточенное спокойствие, также способствуют усилению желания оказывать помощь. Сознающие себя люди чаще используют на практике свои идеалы.

Когда Роберт Чалдини с коллегами попросил студентов университета штата Аризона свозить детей-инвалидов на экскурсию в зоопарк, только 32% согласились это сделать. К другим же студентам экспериментаторы сперва обратились с огромной просьбой — стать на два года добровольными помощниками детей-инвалидов. Получив на эту просьбу ответ «прямо в лоб» (все отказались), экспериментатор обратился к студентам с другой просьбой — сопровождать детей во время посещения ими зоопарка. «Хорошо, если вы не согласны на другое предложение, так может, вы сделаете это?» При использовании такой тактики согласившихся оказалось вдвое больше, почти 58%. Чалдини и его коллега Дэвид Шродер предложили другой практический способ, как вызвать у людей обеспокоенность за свой Я-образ. Попросите внести вклад настолько маленький, чтобы человек не мог ответить «нет», чтобы не показаться в глазах других скрягой. Чалдини понял это, когда девушка стала настойчиво предлагать ему внести свою лепту в пожертвования, он совсем уже был готов ответить отказом, но она произнесла магические слова, которые полностью сводили на нет его намерение сослаться на отсутствие финансов: «Даже одного пенни достаточно». — «Я вынужден был уступить, — вспоминает Чалдини. — И еще одна интересная особенность нашего разговора. Когда я перестал кашлять (я поперхнулся, когда мне пришлось проглотить отрицательный ответ, который я уже почти произнес), я дал ей не один пенни, о котором она упомянула, а большую сумму.»

Была ли реакция Чалдини нетипичной? Чтобы ответить на этот вопрос, он вместе с Шродером попросил одного из сборщиков пожертвований обойти пригородных жителей. Когда сборщик говорил: «Я собираю деньги в пользу Американского общества по борьбе с раком», свою лепту внесли 29% из тех, к кому он обратился, в среднем по 1,44 доллара каждый. Когда же сборщик говорил: «И одного пенни будет достаточно», число жертвователей увеличивалось до 50%, а размер пожертвований в среднем до 1,54 доллара на человека. Те люди, у которых просили незначительные суммы, были склонны жертвовать больше, в отличие от тех, к которым обратились с просьбой внести как можно больше. При использовании тактики «прямо в лоб» шанс получить большую сумму увеличивается, если к человеку обратиться с просьбой внести незначительную сумму: в этом случае ему труднее отказаться, и в то же время увеличение суммы позволяет человеку поддержать свой альтруистический Я-образ.

Называя людей великодушными, также можно укрепить ту сторону их Я-образа, которая побуждает к оказанию помощи. После проведения теста по выявлению черт личности Анджело Стрента и Уильям де Джонг сказали некоторым студентам, что тест показал, что они «добрые, мыслящие личности». Эти студенты впоследствии проявили больше внимания, чем другие, к человеку, уронившему стопку компьютерных дискет.

5. Социализация альтруизма

Просоциальное поведение берет начало в дошкольном детстве и может быть обнаружено у детей уже в 2-летнем возрасте. Оно складывается под влиянием социальной среды и опосредуется дружескими отношениями, заботой, человеческой теплотой и социальным пониманием. На развитие просоциального поведения огромное воздействие оказывают родители, а также братья и сестры. Дети, у которых с матерью сложились прочные отношения, более охотно возятся с братьями и сестрами, чем те дети, отношения которых с матерью менее прочны. Размеры альтруизма увеличиваются до 13 лет включительно.

П. В. Андреев выделяет три уровня развития психологической готовности к взаимопомощи: уровень прагматической готовности, формально-ролевой готовности и уровень действенной готовности. Данные уровни первоначально были выявлены у детей.

Уровень прагматической готовности, характеризующийся недостаточной развитостью у детей представлений о взаимопомощи, проявляется в эгоистической направленности мотива оказания помощи, в эгоцентрическом сопереживании эмпатируемому, в осуществлении действий оказания помощи при руководстве взрослого.

Уровень формально-ролевой готовности, характеризующийся развитостью у детей представлений, связанных с хозяйственно-бытовыми поступками, проявляется в нормативной направленности мотива оказания помощи, в осуществлении детьми действий оказания помощи после наблюдения помогающего поведения взрослого.

Уровень действенной готовности, характеризующийся развитостью у детей представлений, связанных с моральными нормами, проявляется в бескорыстной направленности мотива оказания помощи, в эмоциональном побуждении к содействию, в самостоятельном осуществлении действий оказания помощи.

В процессе онтогенеза развитие психологической готовности детей к взаимопомощи происходит от низкого уровня к высокому.

Эти уровни могут характеризовать и помогающее поведение взрослых. Так уровень прагматической готовности связан с оказанием помощи по требованию начальства, приказу командира, как выполнение профессиональных обязанностей; уровень формально-ролевой помощи – с оказанием помощи, потому что так делают другие, потому что это престижно (мода на филантропию). А уровень действенной готовности – с эмпатией, сочувствием человеку, нуждающемуся в помощи.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Дайте определения «просоциальное поведение», «альтруизм».
  2. Приведите примеры взаимного, родственного альтруизма.
  3. Назовите признаки истинного альтруистического поступка.
  4. Каковы основные теории альтруизма?
  5. В чем основная идея эволюционной теории альтруизма?
  6. Насколько сознательно человек ищет выгоду от альтруизма согласно теории социального обмена?
  7. Приведите примеры нормы взаимности, нормы социальной ответственности.
  8. Назовите группы факторов альтруистического поведения.
  9. Приведите примеры факторов из каждой группы.
  10. Каковы методы, приемы усиления оказания помощи?
  11. Назовите уровни социализации альтруизма.
  12. Можно ли применять характеристики данных уровней к помогающему поведению взрослых?

ПРАКТИКУМ

1. Диагностика склонности к альтруизму и его мотивации

Опросник «Мотивация помощи»

Опросник предложен С. К. Нартовой-Бочавер (1992).

Формулировки некоторых утверждений переделаны из настоящего времени («сейчас…») в неопределенное время, для того чтобы выявить постоянные тенденции, а не сиюминутное настроение.

Инструкция. Вам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений. Если вы согласны с тем или иным утверждением, поставьте знак «+» («да»), если не согласны — знак «-» («нет»).

Текст опросника:

1. Я готов сопереживать другим людям.

2. Мне всегда трудно отвлечься от своих забот, даже если это требуется другим.

3. Я чувствую, что в состоянии помочь другим людям.

4. Я не способен разделить радость по поводу чужой удачи.

5. Мне трудно помочь другому человеку, если он мне малосимпатичен.

6. Трудно не раздражаться на неудачников, постоянно ожидающих помощи.

7. Не обязательно создавать нечто новое, самое главное — сохранять добрые отношения с людьми.

8. Люди часто раздражают меня.

9. Мне всегда хочется разделить с людьми все лучшее в моей жизни.

10. Мне кажется, что многие нуждаются в моей помощи.

11. Мне легко найти у любого человека черты, вызывающие симпатию.

12. В жизни часто встречаются случаи, когда не следует бояться отказать в помощи.

Ключ.

За ответы «да» по утверждениям 1, 3, 7, 9, 10, 11

и ответы «нет» по утверждениям 2, 4, 5, 6, 8, 12 начисляется по одному баллу. Подсчитывается сумма набранных баллов. Чем она больше, тем больше выражено стремление помогать людям.


Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма)

Автор: О. Ф. Потемкина.

Цель: Выявление степени выраженности социально-психологических установок.

Инструкция. Ответьте на каждый вопрос «да», если он верно описывает ваше поведение, и «нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.

Текст опросника:

1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?

2. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

3. Вам легче просить за других, чем за себя?

4. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

5. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-либо просят?

6. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

7. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятность?

8. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

9. Для себя у вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

10. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

11. Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?

12. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

13. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить интересами других людей?

14. Вы можете назвать себя эгоистом?

15. Ваша отличительная черта — бескорыстие?

16. Свободное время вы используете для своих увлечений?

17. Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?

18. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

19. Ваша отличительная черта — умение помочь другим людям?

20. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Ключ к методике выявления установок на «альтруизм — эгоизм»:

«Ориентация на альтруизм»: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19.

«Ориентация на эгоизм»: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.


Опросник «Альтруизм»

Источник: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005.

Назначение. Методика нацелена на изучение социально-психологической установки личности, способствует выявлению альтруизма.

Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет» исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации. Не пропускайте вопросы.

Текст опросника:

1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?

2. Вам легче просить за других, чем за себя?

3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят?

4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?

7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить для других людей?

8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

9. Ваша отличительная черта — бескорыстие?

10. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

11. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

13. Ваша отличительная черта — стремление помочь другим людям?

14. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других?

15. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?

17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?

18. Свободное время вы используете только для своих увлечений?

19. Вы можете назвать себя эгоистом?

20. Вы способны приложить максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Ключ. За ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 13, 17 и ответы «нет» по пунктам 5, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20 начисляется по 1 баллу. Подсчитывается сумма набранных баллов. Чем она больше, тем больше выражен альтруизм.


2. Практические задачи

Задача 1

Психологи Клэри и Снайдер опросили волонтеров, ухаживающих за тяжелобольными людьми, и выявили шесть основных причин их добровольного участия в этой работе:

  • желание реализовать свои нравственные ценности, сострадание к другим;
  • желание узнать людей с другой стороны;
  • желание стать членом помогающей организации и заслужить одобрение других;
  • желание приобрести опыт, который окажется полезным при продвижении на службе;
  • бегство от личных проблем;
  • повышение самооценки и укрепление самоуважения.

Какие из данных мотивов можно отнести к мотивам истинного альтруизма?

Задача 2

Исследователи пронаблюдали, как ведут себя 24 18-месячных младенца в таких ситуациях, как удаление прищепки вне зоны досягаемости или неправильно сложенная груда книг. Практически вся группа младенцев пытались исправить ситуацию в первые 10 секунд эксперимента. Они сделали это только потому, что думали, будто исследователям это было нужно, иначе они бы и не бросились собирать книги.

Какой уровень готовности к взаимопомощи можно наблюдать в данном эксперименте?

Задача 3

Ученые из Университета Ноттингема (Великобритания) пришли к выводу, что альтруизм, то есть самоотверженность по отношению к другим, делает человека более привлекательным для противоположного пола. Tim Phillips и его коллеги провели три исследования, в которых участвовали более 1000 человек. Оказалась, что женщины ценят в партнере альтруизм выше всех остальных качеств.

К какой группе факторов относится данное исследование? Каким образом это можно использовать для усиления помощи?

Задача 4

Мужчины при выборе партнерши тоже обращают внимание на бескорыстность и самоотверженность. Мужчин и женщин из 117 пар попросили оценить, насколько они ценят самоотверженность в партнере, а так же как часто они сами ведут себя бескорыстно и самоотверженно. Оказалось, что в парах, где один партнер считает альтруистическое поведение важным, другой партнер чаще демонстрирует такое поведение.

Какой вывод можно сделать на основе этого исследования? Каким образом это можно использовать для усиления помощи?

Задача 5

Женщина, делая покупки в магазине, поскользнулась и сломала ногу. В полубессознательном состоянии, страдая от боли, она умоляла оказать ей помощь. В течение 40 минут мимо нее текли потоки покупателей. В конце концов, один таксист помог ей добраться до врача.

Какое явление наблюдалось в данном случае? В чем причины данного явления, с вашей точки зрения? Какие приемы усиления помощи можно было использовать?

Задача 6

В метро, услышав шум приближающейся электрички, мужчина прыгнул на рельсы и бросился спасать четырехлетнюю девочку, упавшую с платформы. За считанные секунды до подхода электрички мужчина швырнул девочку в толпу, стоявшую наверху. После нескольких неудачных попыток выбраться на платформу, в самый последний момент, когда поезд уже вошел на станцию, мужчина был вытащен стоявшими на платформе. Когда у него спросили, почему он пошел на такой риск ради чужого ребенка, он ответил: "Если бы я не попытался спасти эту девочку, если бы я стоял столбом, как все остальные, я умер бы в душе. Я бы не смог после этого относиться к себе с уважением".

О каких мотивах оказания помощи можно говорить в данном случае?

Задача 7

Инструктор по парашютному спорту и шесть других парашютистов едва успели разомкнуть руки после выполнения в воздухе фигуры сомкнутого круга, как две парашютистки столкнулись головами, одна из них потеряла сознание и устремилась к земле со скоростью почти 250 км в час. Увидев, что произошло, инструктор, воспользовавшись потоком воздуха, устремился к ней (и, естественно, к земле) со скоростью более 300 км в час. Приблизившись к девушке, он расставил в стороны руки, чтобы снизить скорость, затем ухватился одной рукой за ее привязные ремни, а другой рукой дернул за кольцо ее парашюта, тем самым спасая ей жизнь. В конце концов, буквально за 600 метров до земли ему удалось раскрыть свой собственный парашют и спастись самому.

К какому виду альтруизма можно отнести данный случай?

Задача 8

На холме в Иерусалиме 800 деревьев, высаженных в одну линию, образуют Дорогу праведников. Под каждым деревом лежит плита с именем европейского христианина, спасшего жизнь одного или нескольких евреев во время нацистского холокоста. Эти "праведные иноверцы" знали, что в случае обнаружения у них беглецов они подвергаются, согласно нацистской политике, той же самой опасности, что и люди, которых они укрывали. Тем не менее, многие шли на этот риск.

К какому виду альтруизма можно отнести данный случай?


ТЕСТ-КОНТРОЛЬ «АЛЬТРУИЗМ: ПОМОЩЬ ДРУГИМ»

1. Любые действия, связанные с оказанием помощи или намерением оказать помощь другим людям независимо от характера ее мотивов, базирующихся на социальных нормах, называются:

а) просоциальным поведением;

б) помогающим поведением;

в) альтруистическими действиями.

2. Действие, направленное на благо другого, но не приносящее внешнего вознаграждения помогающему, называется:

а) просоциальным действием;

б) помогающим действием;

в) альтруистическим действием.

3. Действия, совершаемые исключительно в интересах другого человека, «безраздельное посвящение себя интересам другого человека или интересам общества»; когда собственные интересы не принимаются во внимание вообще, называются:

а) просоциальным поведением;

б) помогающим поведением;

в) альтруистическими действиями.

4. К особенностям альтруистического поведения не относят:

а) ответственность;

б) свобода выбора;

в) фрустрация;

г) удовлетворение.

5. Какой из видов альтруизма по тому, на кого направлено поведение, ближе к истинному альтруизму:

а) родственный;

б) социумный;

в) к незнакомцам.

6. Альтруизм при котором есть сознательный или подсознательный расчет, что люди, которым ты помогаешь смогут в дальнейшем оказать помощь и тебе:

а) взаимный;

б) демонстративный;

в) сочувственный;

г) нравственный.

7. Альтруизм, который выражается в автоматическом, на уровне подсознания, выполнении общепринятых норм поведения:

а) взаимный;

б) демонстративный;

в) сочувственный;

г) нравственный.

8. Помощь оказывается, поскольку людям свойственно испытывать эмпатию, представлять себя на месте другого человека, сопереживая ему. Альтруизм, проявляющийся с данным мотивом:

а) взаимный;

б) демонстративный;

в) сочувственный;

г) нравственный.

9. Реализация своих духовных потребностей для достижения состояния внутреннего комфорта. Альтруизм, проявляющийся с данным мотивом:

а) взаимный;

б) демонстративный;

в) сочувственный;

г) нравственный.

10. Теория альтруизма, в которой под причиной альтруизма понимается так называемое биологическое программирование:

а) эволюционная;

б) социального обмена;

в) социальных норм.

   

11. Теория альтруизма, по которой человеческое взаимодействие направляется «социальной экономикой»:

а) эволюционная;

б) социального обмена;

в) социальных норм.

12. Теория альтруизма, по которой альтруистическое поведение определяется следованием общественным нормам:

а) эволюционная;

б) социального обмена;

в) социальных норм.


Эталон ответов

1а, 2б, 3в, 4в, 5в, 6а, 7б, 8в, 9г, 10а, 11б, 12в


ЛИТЕРАТУРА

  1. Альтруизм. Открытая лекция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2491246
  2. Андреев П.В. Формирование основ помогающего поведения у детей дошкольного возраста // Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Коллективная монография / Ответ. ред., введ. М.Р. Арпентьева // Серия «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка», вып. 1. – Калуга: Эйдос, 2016. – С. 187-203.
  3. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. – СПб.: Питер, 2015
  4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер, 2017.
  5. Наратова-Бочавер Н. К. Дифференциальная психология. – М.: Флинта, 2017
  6. Потемкина О. Ф. Способы составления психологического портрета и автопортрета. – М.: Изд-во Рос.акад.наук, 2015
  7. Ридли Мэтт Происхождение альтруизма и добродетели. От инстинктов к сотрудничеству. - М.: Эксмо, 2014.
  8. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин и др. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2014
  9. Чалдини Р. Психология влияния. – Спб.: Питер, 2014
  10.  Эфроимсон, В. П. Педагогическая генетика, Родословная альтруизма. – М.: Наука, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственные учебно-методические пособия в помощь начинающим учителям: "Опорные конспекты в обучении иностранному языку"

В  начальной  школе  требуется  больше  наглядных  средств  для   раскрытия лексических   знаний.   Именно  в  начальной...

Учебно-методический материал в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ..."

Часть 1. Содержит:обеспечение безопасности в путешествиивыбор стоянки для приваланеподготовленность туристов, некачественное снаряжение, питаниеслабая физико-психологическая и техническая подготовка у...

проект социальной направленности "На помощь друг другу"

Актуальность: Проблема социальной незащищенности многих членов нашего общества остается самой острой социальной проблемой нашего времени. Оказание добровольной, бескорыстной социальной...

проект социальной направленности "На помощь друг другу"

Актуальность: Проблема социальной незащищенности многих членов нашего общества остается самой острой социальной проблемой нашего времени. Оказание добровольной, бескорыстной социальной...

проект социальной направленности "На помощь друг другу"

Актуальность: Проблема социальной незащищенности многих членов нашего общества остается самой острой социальной проблемой нашего времени. Оказание добровольной, бескорыстной социальной...

Учебно-методическая статья в помощь школьному учителю биологии и экологии "Щи да каша -пища наша"

Статья дает учителю возможность ознакомиться с материалом об истории земледелия, центрах происхождения культурных растений Н.И.Вавилова и взаимосвязи рациона питания с чертами характера человека. Вы м...

Учебно-методическое пособие в помощь педагогам дополнительного образования по образовательной программе "Пользователь ПК"

Данное учебно-методическое пособие разработано в помощь педагогам дополнительного образования, обучающих детей среднего и старшего школьного возраста возможностям программы MS Excel, а также в качеств...