игры на развитие психических процессов для детей с ОВЗ
рабочая программа по психологии

Зандраева Эржэна Цыреновна

организациооный раздел. структура психологического заняти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры для детей с приложением223 КБ

Предварительный просмотр:

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Цель вводной части – настроить группу на совместную работу, установить контакт между участниками. Основные процедуры работы:

 Приветствие  Игры на развитие навыков общения

В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, формирование лексико-грамматических категорий речи, развитие связной речи Основные процедуры:

  • Игры
  • Задания
  • Упражнения
  • Совместная деятельность.

Основной целью этой части занятия является создание чувства личной личностной значимости ребенка в своих глазах, сплоченность группы и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

 

Основные процедуры:

  • Проведение какой – либо общей игры
  • Релаксация
  • Рефлексия

3.2. Перспективный тематический план работы  с детьми с ОВЗ

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Развитие  внимания

  1. развивать способность к

переключению внимания;

 

 

 

 

  1. развивать концентрацию внимания;

 

 

 

 

  1. развивать произвольное внимание;
  2. развивать объём внимания;

 

  1. развивать произвольное внимание. 
  • «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);
  • «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.); - «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».
  • «Найди отличия»,
  • «Что неправильно?»,
  • «Что задумал художник?», - «Что недорисовано?»
  • «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д. - «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел», - «Найди пару», «Найди такой же».
  • «Раскрась фрукты» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),
  • «Копирование образца»,
  • «Найди такой же предмет»,

 

  • «Рисую палочки»,
  • «Расставь значки» 

Развитие восприятия

  1. развивать восприятие

геометрических фигур

 

 

  1. развивать точность восприятия

 

 

 

 

  1. развивать цветоразличение

 

  • «Назови фигуру»,  
  • «Геометрическое лото»,
  • «Нарисуй фигуру, которую я назову»,
  • «Закрась фигуры»,
  • «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),
  • «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,
  • «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,
  • «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».
  • «Дорисуй фигуры»,
  • «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

 

 

 

 

  1. развивать восприятие длительности временного интервала

 

 

  1. развивать представление о частях суток

 

 

  1. развивать представления о временах года

 

 

  1. развивать пространственные представления

 

 

  1. развивать наблюдательность 
  • «Радужный хоровод»,
  • «Уточним цвет предметов (вариативность)»,
  • «Цветное лото»,
  • «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность)  
  • «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,
  • «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,
  • «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)». - Беседа по картинкам (части суток),
  • «Разложи картинки»,
  • «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,
  • «Угадай время года по описанию (вариативность)»,
  • Отгадывание загадок о временах года
  • Заучивание стихотворений,
  • Беседа о временах года,
  • «Назови время года»
  • «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,
  • «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»
  • «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,
  • «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»
  • «Посмотри и найди предметы круглой формы»,
  • «Кто больше назовёт?»,
  • «Назови все предметы, которые были «спрятаны»» 

Развитие мышления

  1. развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение

существенных признаков

 

  1. развивать гибкость ума и

словарный запас

  • «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)», - «Четвёртый лишний»,  - «Найди отличия».
  • «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.» - «Как это можно использовать?»,
  • «Говори наоборот»,
  • «Бывает – не бывает»,

3) развивать сообразительность 

- Загадывание загадок. 

Развитие памяти

  1. увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и

осязательной модальностях

 

 

  1. развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно

образовательной деятельности 

  • «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),
  • «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

 

  • «Смотри и делай».
  • «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),
  • «Перескажи  сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,
  • «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет) 

Развитие воображения и творческих способностей

1) развивать воображение и творческие способности

  • «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет), - «Дорисуй»,
  • «Рисование по точкам»,
  • «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),
  • «Что будет, если …»

Развитие тонкой моторики рук

1) развивать тонкую моторику рук

  • Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.
  • Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.
  • Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.

Комплекс игр и упражнений по развитию психических процессов  

 

Развитие внимания

  1. «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» заяц, дерево, печка,  стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска,

волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, аист, коза, страус.

  1. «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение»  печка,  стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок, береза, верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко, коровай, лилия, куст, пальма.
  2. «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

заяц, дерево, печка,  стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок, береза, верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко, коровай, лилия, куст, пальма, аист, коза, страус.

  1. «Найди отличия».

Серия сюжетных картинок. Взрослый  показывает карточки с двумя разными изображениями. Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем отличие.(живое, не живое, съедобное или нет и т.д)

  1. «Что неправильно?»

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить и сказать что неправильно. Если они согласны, то хлопают в ладоши, если нет то топают ногами.

Саша навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее.

У собаки сиреневый хвост.

Лене очень нравиться Сережа поэтому она его бьет.

Все  дети любят  конфеты. Завтра Новый год.

В саду сегодня выпал снег Все  дети любят свою маму.

Снег сиреневый.

Мама не любит мороженное.

Земля плоская.

Весной не цветут цветы.

Мультфильм попугай Кеша.

В гостях у простоквашки.(простоквашино) Жили у бабуси два веселых кролика.

Папа может все что угодно.

Кошка размером с человека.

Солнышко на земле, а море в небе.

  1. «Что задумал художник?»

Психолог раздает детям недорисованные картинки  сказочного леса  с деревьями, кустами. Затем детям предлагается  дорисовать рисунки и рассказать каждому про свой лес.

  1. «Что недорисовано?»

Психолог раздает каждому ребенку рисунок на котором не хватает какого то элемента и просит детей дорисовать не хватающий элемент. Н-р: чайник без ручки, петух без хвоста, зонт без трости, лиса без лапы

  1. «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники»  

 

 

  1. «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»

Психолог раздает каждому ребенку квадраты разделенные на четыре каждый и просит повторить рисунок точек, предварительно показав их детям.

8.«Найди пару», «Найди такой же». - дидактическая игра с использованием стимульного материала в виде карточек с изображением одинаковых и различающихся предметов, овощей и фруктов или животных. 9. «Раскрась фрукт» (как только проявляется небрежность, работа прекращается)

Детям дают картинки с черно-белыми изображениями овощей и фруктов и предлагают раскрасить только фрукт соответствующим цветом.

10.«Копирование образца» 

Детям предлагается составить дорожку или узор из фигур, начинают с 3-4 элементов, когда каждый ребенок освоиться с таким заданием, усложняют добавляя еще детали. Далее  нужно попросить детей посмотреть узор, отвернуться. Педагог изменяет узор и просит восстановить его. Усложненный вариант: уберите дорожку с поля зрения и предложить выложить повторно.

11.«Найди такой же предмет» 

На столе лежат вырезанные из картона рисунки на одном из которых нарисованы круг, на другом квадрат, треугольник и т.д. детям предлагается найти пару.

12.«Рисую палочки» 

Педагог дает ребенку лист бумаги и кисточку и просит нарисовать свое настроение с помощью разноцветных палочек. Затем просит нарисовать настроение мамы, папы, кошки и т.д.

13.«Расставь значки» 

Психолог раздает каждому ребенку лист в клеточку и просит повторить рисунок значков в каждой клеточке по предъявленному образцу, можно усложнить дав задание воспроизвести по памяти.

Развитие восприятия

1.«Назови фигуру» 

Взрослый предъявляет разные геометрические фигуры и просит их назвать какая форма, цвет и размер, просит разложить образцы по цвету и форме.

1.1 «Геометрическое лото» -  дидактическая игра собирание геометрических фигур из частей

1.2«Нарисуй фигуру, которую я назову»,

1.3  «Закрась фигуры»

Ребенку показывают карточку с изображением на ней геометрические фигуры различных размеров. Затем, ему дают задание соединить похожие фигуры стрелками и закрасить самую большую и самую маленькую.

2.«Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

Детям показывают куб, параллелограмм и цилиндр и просят предложить варианты геометрических фигур из которых состоят объемные фигуры

3.«Составь целое из частей (с геометрическими фигурами)

(вариативность)»

Педагог показывает бумагу: «Посмотрите, у меня один большой лист бумаги. (Раздает каждому по такому же листу.) У вас такие же листы. Сейчас будто много маленьких листочков.  

(Отрывает кусочки и кладет их на подносики, берет глину.) Это большой кусок глины. (Раздает такие же детям. Щепотью отрывает маленькие кусочки глины и кладет их на подносики. Предлагает детям повторить действия.) Теперь у меня будет один большой кусок глины. (Сминает все кусочки.) Сделайте один кусок глины». Дети подражают действиям взрослого.  

 

4.«Рисование картин, состоящих из геометрических фигур» 

4.1«Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

5.«Дорисуй фигуры»

Педагог раздает детям изображение не дорисованных  геометрических фигур и просит сначала назвать их, а затем дорисовать эти фигуры

6.«Угадай, что хотел нарисовать художник?» 

Психолог раздает каждому ребенку рисунок на котором не хватает какого то элемента и просит детей дорисовать не хватающий элемент. Н-р: бабочка без крылышка, ножницы без ручки, дерево без листьев,цветок без лепестков и т.д.

7.«Радужный хоровод»

Педагог демонстрирует волшебную игру красок обучая детей смешивать цвета, просит нарисовать вместе с ним радугу. "Каждый (красный) охотник (оранжевый),  желает (желтый) знать (зеленый) знать где (голубой) сидит (сидит) фазан (фиолетовый).  

8.«Уточним цвет предметов (вариативность)»

Педагог демонстрирует цветные предметы разной формы и величины и просит детей назвать предмет и форму, цвет и найти еще предметы такого же цвета в кабинете.

9.«Цветное лото» дидактическая игра выкладывание узоров одного цвета, можно использовать мозаику. 

10.«Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность). 

Педагог просит детей найти  пять предметов во круг себя одинакового цвета и изобразить один из них на листе бумаги карандашом такого же цвета.

11. «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»

12.«Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»- упражнение на восприятие пространства и времени. 

13. «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

14.Беседа по картинкам (части суток)- дидактические картинки по времени день, ночь, утро - вечер. 

15.«Разложи картинки» 

Детям предлагается разложить картинки по временам года, и по временам суток.

16. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»

Изучение дней неделей, сколько дней в неделе, месяце сколько месяцев в году.  

17.«Угадай время года по описанию (вариативность)» 

Педагог предъявляет картинки времена года просит рассказать что изображено, затем раздает точно такие же "поломанные картинки" и просит их собрать

18. Отгадывание загадок о временах года Листья клена пожелтели. В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, Подскажи!  Ответ: Август  

    * * *

Она приходит с ласкою И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник Расцветет.

Ответ: Весна  

Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвёртый плачет.

Ответ: Времена года  

  • * *

Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

Ответ: Времена года  

  • * *

Выросло дерево от земли до неба.

На этом дереве двенадцать сучков.

На каждом сучке по четыре гнезда.

В каждом гнезде по семь яиц.

А седьмое - красное. Ответ: Год, месяцы, недели, дни  

  • * *

У меня есть дерево,

На нем двенадцать веток;

На каждой ветке тридцать листьев; Одна сторона у листа черная, Другая - белая. Ответ: Год, месяцы, дни, ночи  

  • * *

Солнце печет, Липа цветет.

Рожь колосится,

Золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

Ответ: Лето  *** Двенадцать братьев, Ни отца, ни матери. Друг за другом ходят, А вгости не заходят.

(месяцы)

19.Заучивание стихотворений 

 

Придумала мать дочерям имена,  Вот Лето и Осень, Зима и Весна.  Приходит Весна – зеленеют леса,

 И птичьи повсюду звенят голоса.  А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,  И спелые ягоды просятся в рот.  Нам щедрая Осень приносит плоды,  Дают урожаи поля и сады.

 Зима засыпает снегами поля.

 Зимой отдыхает и дремлет земля.

***

Зима приходит ненароком,

 По всем статьям беря свое.  Она должна уж быть по срокам,  А вот, поди ж ты, – нет ее!

 

И вдруг, однажды, спозаранку,

 Взглянул в оконное стекло

 И видишь «скатерть-самобранку» –

 Везде, вокруг, белым-бело…

 

Весна приходит постепенно:

 В полях неслышно тает снег,  Побег из ледяного плена  Готовят тайно воды рек.

 

Уж по ночам не те морозы,

 И вот уже летит скворец  В свой домик на стволе березы…  Пришла Весна. Зиме конец!

 

А за Весной приходит Лето,

 За Летом Осень в свой черед,

 И вновь Зима. И снова где-то  Весна торопится в поход.

20.Беседа о временах года

Вопросы: Какие времена года вы знаете? Когда на улице падает снег? Когда на деревьях распускаются почки? в какое время года ласточки улетают на юг?

21.«Назови время года» Дидактическая игра время года. Солнце печет, Липа цветет.

Рожь колосится,

Золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Ответ: Лето  

22.«Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,

  1. «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой?»
  2. «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,
  3. «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»
  4. «Посмотри и найди предметы круглой формы»,
  5. «Кто больше назовёт?»

Педагог предлагает назвать предметы с права и слева от себя, рассказать какой они формы и цвета сколько их.

  1. «Назови все предметы, которые были «спрятаны»

Педагог выкладывает перед детьми группу предметов например овощей из пластика, дети называют эти овощи затем педагог просит закрыть детей газа, а сам в это время прячет часть предметов, по команде открывают глаза и говорят чего не стало.

 

 

Развитие мышления

 

1.«Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому

и т. д.)»

использование матрешек, кубиков, пирамидок и геометрических

фигур.

  1. «Четвёртый лишний» - дидактическая игра с картинками
  2. «Найди отличия»

Серия сюжетных картинок. Взрослый  показывает карточки с двумя одинаковыми изображениями, с незначительными отличиями и затем разные изображения предметов. Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем отличие.(живое, не живое, съедобное или нет и т.д)

4.«Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.» 

4.1 «Как это можно использовать?» педагог представляет детям спортивный инвентарь, или предмет домашнего обихода (ведро, посуда, лопата, кегля, мяч)

5.«Говори наоборот»

мама, брат-тарб, дерево-оверед, сова-авос, кот-ток, сокол-локос, колос-

солок, дом-мод и т.д.

6.«Бывает – не бывает»

Лягушка зеленого цвета

Попугай без крыльев

Тетрадь без листов

Кружка без ручки

Снег летом

Желтые цветы в  зимнем лесу и т.д.

7. Загадывание загадок.

Два соседа непоседы

День - на работе

Ночь на отдыхе (Глаза)

***

Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)

***

Согнут калачом,

Укусить нельзя

И пройти нельзя (замок)

*** Четыре брата по одной дороге бегут, а друг друга не догонят (Колеса) ***

Ни глаз, ни ушей, а ходить помогает (палка-трость)

***

Что дороже денег? (здоровье)

***

Упадет по скачет,  ударишь - не поплачет (мяч)

***

Пляшет крошка, всего одна ножка (юла)

 

Развитие памяти

1.«Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

Психолог раздает каждому ребенку по коробке палочек (спичек). и совместно с детьми выкладывает из спичек окно, буквы, дверь, дом. когда ребята освоят можно усложнить задание дав его на время кто быстрее.

2.«Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

3.«Смотри и делай». 

1.Педагог показывает детям картинки и быстро их убирает. Дети должны по памяти назвать, что видели.

 2.Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Дети должен сказать сколько раз.  

3.Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется повторить его.  

4.Проделывается какое-нибудь движение. Дети по памяти должен его повторить.  

5.Дети завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Дети должен определить, сколько раз к нему прикасались.

4.«Пиктограмма» (запоминание слов)«Сейчас Вам будут предъявлены слова, которые необходимо воспроизвести через час. Для запоминания к каждому слову Вы должны сделать какой-нибудь несложный рисунок, который поможет вспомнить исходное слово. Вы должны нарисовать не само понятие, а рисунок, который напоминает о нем. Качество рисунка значения не имеет.

Дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картинка, человек, книга.

5.«Перескажи  сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами

Чтение сказки "Мальчик ябеда"

В одной из групп детского сада, где было много хороших игрушек и дружных ребят, произошла вот какая история. В группу ходило много ребят, и все они были добрые, веселые и вежливые. И был среди них один мальчик, с виду похожий на остальных. Родители звали его Колей, а дети прозвали Ябедой.

Он почти не играл, а только смотрел, где кто взял что-нибудь без спроса или толкнул кого-нибудь, и сразу бежал к воспитательнице и рассказывал ей об этом. Он ждал, что его похвалят, но этого не происходило. Воспитательница даже ругала его. Но Коля не понимал, почему так происходит, и продолжал ябедничать, каждый раз думая, что теперь уж обязательно похвалят.

Дети не любили его и отказывались с ним играть. А как-то раз они решили, что не будут с ним разговаривать, а играть станут так, чтобы ему было не видно. Так они и сделали, и мальчику совсем стало скучно. Он не знал, что делать и чем заняться, что рассказать воспитателю. Он даже заплакал, и никто его не пожалел.

 Обсуждение сказки: Что каждый из вас понял? Почему мальчика прозвали ябеда?

6.«10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы:

связывание слов в один сюжет)

Запомните слова и придумайте рассказ: торт, день рождения, веселый праздник, шарики, подарок, гости, веселье, улыбка.

Развитие воображения  и творческих способностей

1.«Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет) Очень худой ребенок

Ребенок плохо ест. Он стал очень худым и слабым, даже муравей может повалить его с ног.Это кто там печально идет?

И печальную песню поет?

Муравей пробежал,

Повалил его с ног, И вот он лежит одинок,

Муравей повалил его с ног.

Митя из дому шел,

До калитки дошел,

Но дальше идти он не смог! Он каши, он каши, он каши не ел, Худел, худел, болел, слабел!

И вот он лежит одинок,

Муравей повалил его с ног

2.«Дорисуй» 

Психолог раздает детям недорисованные картинки  посуды или фруктов.

3.«Рисование по точкам» 

4.«Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур)

5.«Что будет, если …» Летом выпадет снег

Солнце не будет греть

Звезды перестанут светить

Мороженое положить в духовку Смешать краски разных цветов... и т.д.

Развитие тонкой моторики рук

  • Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.
  • Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.
  • Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок»,

«Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.

 

Комплекс № 1 (гимнастический).

1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.

 

 

2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.

 

 

3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.

 

 

4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.

 

6. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном

 

 

 

порядке.

 

7. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

 

8. Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.

 

 

9. Положите на стол десять - пятнадцать карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горошинки и другие мелкие детали.

 

 

 

10. Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.

 

11. Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую стороны.

 

А теперь пусть ребенок попробует их перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.

 

12. Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону - с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.

 

 

13. Ребенок повторяет за вами различные движения пальцев:

а) руки поднять вверх, пальцы выпрямить, перекрестить указательный и средний пальцы;

 

б)         а         теперь         перекрещиваются

безымянный палец и мизинец;

 

в) делаете колечки: из указательного и большого, из среднего и большого и т. д.;

 

г) называете любое число от 1 до 10, а ребенок быстро "выбрасывает" соответствующее количество пальцев.  

 

14. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой - средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

 

 

Комплекс № 2 ( рисуночный).

Попросите ребенка найти в каждой карт инке рисунок, похожий на образец, и как можно аккуратнее обвести контур похо жего рисунка, не отрывая карандаш от бумаги.

Образец:

Задание:

 

Комплекс № 3 (Игры для развития тонкой моторики пальцев рук)

Игра "Гребешок".

Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой - и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

 

 

Игра "Кошка вып

ускает коготки".

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони.

Затем         быстро         выпрямить         и растопырить пальцы.

 

Игра "Ле

сенка".

Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки - готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него - указательный левый - еще две ступеньки готовы.

Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы - последние. Вот и построена лестница.

 

 

 

 

Игра "

Бег".

Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставляя пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола.  

То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.

 

 

 

Игра "Быстро

е вращение".

Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только         большие         пальцы).         Большими пальцами         делать         вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.

 

Игра "Колечки".  

Кончик мизинца положить на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и наконец - указательного и большого - это большое колечко. Все повторить на другой руке.

 

 

 

Игра "Бумага, но жницы, камень".

Играете вместе с ребенком. В такт словам "бумага, ножницы, камень"

 

 

встряхиваете сжатыми в кулак руками. То же самое делает ребенок. Затем вы останавливаетесь на одном из трех слов: если это слово "бумага", то следует выпрямить пальцы (они плотно прижаты друг к другу), если это слово "камень", то рука сжимается в кулак, если слово "ножницы", то все пальцы прижаты к ладони, а указательный и средний выпрямлены и раздвинуты, как ножницы.

             бумага     камень       ножницы

 

 

 

Когда ребенок освоит эту игру, поменяйтесь с ним ролями.

Игра "Солнце, заб орчик, камешки".

Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены - это "солнышко".

Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить - это "заборчик".

Обе         руки         сжать         в         кулаки         -         это

"камешки".  

По вашей команде: "Солнышко", "Заборчик", "Камешки" ребенок (группа детей) показывает пальчиками: солнышко с растопыренными пальчиками, заборчик с прямыми пальчиками или камешки - кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимательным.

По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте последовательность, скорость произнесения слов-команд.

 

 

 

 

Игра "Замок".

На двери висит замок (пальцы рук

переплетаются, сцепляясь в замок) Кто открыть его бы смог?

Потянули, (локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

Игры для развития психических процессов у младших школьников

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те  основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, память, воображение,мышление, восприятие и речь), необходимость...

Педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР. Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога».

Анализ психолого–педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психический процессов дошкольников с ОВЗ:- создание развивающей среды;- пробуждени...

Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью магнитного театра «Репка»

Предлагаю Вашему вниманию задания, которые я использую в своей работе по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления, речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

игры на развитие психических процессов на 2022 уч.год

для родителей былы разработаны ркомендации в виде  буклетов на развитие познавательных процессов на разных возрастов...

Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста

 Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития, который зависит от биологических и социальных факторов. Задача педагогов и родителей максимально пом...

Развитие психических процессов учащихся с задержкой психического развития на уроках в основной школе (приемы и упражнения).

Моя работа, как педагога-психолога с учащимися начальной школы, строится на развитии и коррекции эмоциональной и познавательной сферы. Большой аспект занятий отводится с детьми ЗПР – на развитие...