Причины детской агрессии
консультация по психологии (8, 9, 10, 11 класс)
Любое явление имеет причину, и детская агрессия – не исключение. Понимание факторов, провоцирующих появление жестокости, ненависти и прочих негативных эмоций у ребенка – одно из условий успешной борьбы с ними.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Причины детской агрессии
Любое явление имеет причину, и детская агрессия – не исключение. Понимание факторов, провоцирующих появление жестокости, ненависти и прочих негативных эмоций у ребенка – одно из условий успешной борьбы с ними.
Соматические заболевания
В данном случае детская агрессия обусловлена не плохим воспитанием, семейной жестокостью или иными социальными факторами, а причинами медицинского характера. Раздражительность, нервозность, хамство, ненависть и прочие подобные расстройства личности являются реакцией организма на стрессовые для него ситуации, возникшие вследствие нарушений в работе внутренних органов.
Распространенные детские соматические заболевания:
• бронхиальная астма,
• хронический бронхит,
• атопический дерматит,
• аллергический ринит,
• гайморит,
• нарушение работы органов желудочно-кишечного тракта.
Соматические расстройства могут возникать по причине общего снижения иммунных сил организма. Это проявляется в виде частых заболеваний вирусными инфекциями, болезней дыхательных путей и пр.
Также распространенным состоянием соматического расстройства является невропатия, которая формируется вследствие особенностей внутриутробного развития или при родах. Ее основные причины – длительный или тяжелый токсикоз у матери, стрессы у нее в период ожидания ребенка, патологическое развитие беременности с угрозой выкидыша. Невропатия может проявляться в виде эмоциональной неустойчивости, нарушений сна (включая ночные страхи), вегетососудистой дистонии, психомоторных нарушений (непроизвольного мочеиспускания во время сна, заикания, тиков), склонности к аллергии и иных признаков.
Соматические причины детской агрессии должны устраняться в ходе комплексного лечения, с привлечением врачей соответствующего профиля.
Проблемы внутри семьи
Поведение, настроение, мировоззрение ребенка формируются дома. Родители, бабушки и дедушки, братья и сестры – тот социум, в котором закладываются основы будущей личности.
Любой детский психолог, педагог, врач скажет: если нет патологий медицинского характера, причины детской агрессии следует искать прежде всего в семье.
Нельзя рассчитывать на здоровую психику ребенка, если он растет в атмосфере постоянных ссор отца с матерью. Выяснение отношений, отсутствие общих интересов, равнодушие друг к другу – факторы, из которых складывается благоприятная среда для формирования детской агрессии.
ВНИМАНИЕ
Важно помнить, что дети берут пример с родителей. Поэтому недопустимо демонстрировать при ребенке раздражительность, ненависть, агрессию по отношению к кому угодно.
Родители должны быть для ребенка эталоном вежливости и уважения к окружающим, ведь именно под их влиянием он учится вести себя в социуме, в том числе реагировать на раздражители и действовать в конфликтных ситуациях. Если же родители неоднократно проявляют агрессию по отношению к окружающим (в магазине, поликлинике, на улице, в автомобиле и пр.), можно не сомневаться, что ребенок быстро скопирует данную линию поведения. Результат не заставит себя ждать: появятся сложности в отношениях со сверстниками, учителями, возможны жалобы педагогов и администрации школы на хамское поведение ребенка и систематическое неуважение к окружающим.
Недопустимо физическое насилие по отношению к детям. Подобная агрессия порождает встречную агрессию, которую ребенок будет вымещать в школе и во дворе, на сверстниках и младших детях, а также на членах семьи, неспособных или не желающих дать отпор (часто ими являются бабушки и дедушки).
Непоследовательность в воспитании
Детская агрессия часто является следствием разногласий между родителями относительно средств и методов воспитания ребенка. В таких случаях он порой не понимает, как себя правильно вести, как реагировать на те или иные события, и в конечном итоге становится легко возбудимым, взбудораженным, раздражительным, неспособным выстраивать отношения в социуме.
ВАЖНО
Совершенно недопустимой является ситуация, когда за одни и те же поступки мать хвалит, а отец ругает, или наоборот. Типичный пример: ребенок сходил в магазин за хлебом. Мать похвалила его за помощь, а отец отругал за то, что он вышел из дома, не сделав уроки.
Во многих семьях встречается ситуация, когда один из родителей запрещает что-то, а другой – разрешает. Ребенок должен понимать, что со стороны отца и матери в отношении него проводится единая политика, разногласий быть не может и требования в семье являются общими для всех. В противном случае ребенок учится лавировать между родителями, пытаясь сформировать для себя наиболее комфортные условия, а в случае неудач становится капризным, неуправляемым и в конечном счете – агрессивным.
Проблемы в социуме
Необоснованные придирки со стороны учителей, издевательства одноклассников, насмешки во дворе способны спровоцировать агрессию даже у внешне уравновешенных детей из порядочных семей. В новейшей российской и зарубежной истории известно немало примеров, когда тихие, малозаметные подростки внезапно стреляли по одноклассникам, бросались с ножом или топором на учителей и учащихся, совершали иные жестокие преступления.
Зачастую уже на начальной стадии расследования выясняется, что совершивший нападение подросток подвергался насмешкам и издевательствам со стороны сверстников, был нелюбимым учеником у учителей, фактически подвергался травле. При этом объектом его агрессии становились не только непосредственные обидчики (более того – их могло вообще не оказаться поблизости), но и совершенно непричастные дети и педагоги.
Если говорить о психически неуравновешенных детях, то для них «спусковым крючком» может оказаться любая мелочь, причем даже при отсутствии проблем в социуме как таковых. Безобидная шутка одноклассника, неожиданная плохая оценка, замечание со стороны учителя способны привести к внезапной взрывной реакции. Пострадать может случайно попавшийся под руку товарищ, вообще не имеющий отношения к ситуации.
«Стрелялки» и другие подобные компьютерные игры
Современным детям доступно множество компьютерных игр, фактически построенных на насилии и жестокости. Сцены убийства в них являются обыденным явлением: например, проходя по лабиринту, необходимо «убивать» попадающихся на пути врагов и конкурентов. Многочисленные «стрелялки» и игры военного характера требуют проявлений мгновенной агрессии – в противном случае поражение неизбежно. Есть игры, в которых дети уничтожают города, страны и даже цивилизации, получая многочисленные бонусы и прочие поощрения.
В результате у ребенка стирается грань между вымыслом и реальностью. Он на подсознательном уровне привыкает к тому, что для достижения успеха необходимо быть агрессивным, а также уметь «бить первым», не задумываясь о последствиях. Подростковое любопытство и стремление к экспериментам побуждает желание смоделировать ситуацию из компьютерной игры в реальной действительности, что может привести, например, к отработке приемов рукопашного боя на однокласснике.
Жестокость на телевидении и в Интернете
Потоки жестокости и насилия, льющиеся с телеэкранов и из Интернета, пагубно влияют на психическое здоровье даже воспитанных, уравновешенных детей, не говоря о тех, кто склонен к агрессии или имеет какие-то психологические проблемы.
Во многих современных фильмах положительный киногерой за несколько минут экранного времени совершает множество убийств – и дети смотрят на него, как на кумира.
В Интернете свободно доступны видеоролики и фотографии со сценами казней, издевательств, с последствиями военных действий и т. д. Кроме этого, ребенок легко найдет видео, которое по своей сути не пропагандирует жестокость или насилие, но содержит шокирующие кадры, способные оказать необратимое воздействие на неокрепшую детскую психику (например, съемки работы патологоанатома). После просмотра подобных роликов некоторые дети начинают проводить подобные «эксперименты» с животными (например, с бездомными котами).
Драки, убийства, издевательства, кровь на экране и в сети давно стали обыденным явлением. Задача родителей – сделать так, чтобы ребенок не относился к этому как к нормальному положению вещей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».
Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...
Причины детской агрессии
родительское собрание...
Общешкольное родительское собрание на тему"Причины и последствия детской агрессии"
Причины и последствия детской агрессии.Задачи собрания:1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родит...
Причины детской агрессии с точки зрения биологии
Причины детской агрессии...
Памятка для родителей "Причины детской агрессии"
Действия родителей во время проявления детской агрессии. Причины агрессии....
"Детская агрессия. Причины возникновения детской агрессии"
В чем причина детской агрессии? Откуда столько зла в детях? Как дети, уже в первом классе узнают, что один из них беззащитен и не умеет давать сдачи, при этом его систематически мучают? А уже в четвер...
Причины детской агрессии
Почему у детей возникает агрессия?Первая причина - потому, что их переполняет накопившаяся энергия.Ребенку особенно в младшем школьном возрасте нужно бегать, прыгать, лазить, перегонять дру...