«Федеральный государственный образовательный стандарт и психолог образования».
статья по психологии
Новые веяния несут в себе большую работу как над профессиональным уровнем самого психолога, так над повышением психологической культуры всех участников образовательного процесса. В связи с этим вопрос о новых задачах и содержании профессиональной деятельности педагога-психолога представляется весьма актуальным. Устремленность к цели – это, прежде всего четкое определение приоритетных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФГОС и психолог образования | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Федеральный государственный образовательный стандарт и психолог образования»
Герасименко Татьяна Сергеевна,
воспитатель учебного курса ФГКОУ
«Ставропольское президентское кадетское училище»
Новые веяния несут в себе большую работу как над профессиональным уровнем самого психолога, так над повышением психологической культуры всех участников образовательного процесса. В связи с этим вопрос о новых задачах и содержании профессиональной деятельности педагога-психолога представляется весьма актуальным. Устремленность к цели – это, прежде всего четкое определение приоритетных задач на основе:
- анализа несоответствия идеального, требуемого и реального, достижимого состояния профессиональной деятельности;
- анализа несоответствия желаемого, планируемого и действенного, имеющегося состояния профессиональной деятельности.
В данном смысловом контексте новые профессиональные задачи – это:
- актуальные. Злободневные требования и вызовы собственному профессионализму работника в новых условиях работы;
- проблематизированные, то есть «выстраданные» рожденные в ходе соотнесения того, чего хотелось бы и нужно достичь, и того, что реально достижимо сейчас в данных условиях, целевые ориентиры движения. Развития, осуществления себя как профессионала, точки профессионального роста.
Новым содержанием профессиональной деятельности педагога психолога, становятся:
- Участие в составе рабочей группы в разработке основной образовательной программы своей образовательной организации с учетом ее типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
- Помощь педагогам в овладении и использовании современных психолого-педагогических технологий деятельностного типа. Такие виды работ являются, по преимуществу, организационно-методической и проектировочной и требуют от психолога профессиональных действий в рамках моделей психолог-методист или, что еще сложнее, психолог-проектировщик.
Для них в качестве обязательных профессиональных компетенций выступают:
- «умение вычленять из педагогических проблем спихологическую составляющую и технологически четко формулировать запрос на собственную деятельность»;
- «умение работать с теоретической информацией и переводить психологическое знание на язык педагогической практики»;
- «владение навыками организационно-деятельностного консультирования»;
- «владение навыками, связанными с реализацией и управлением проектом»;
- «владением методами активного социально-психологического обучения – групповая дискуссия, ролевая игра, деловая игра и т.д.».
3. Проведение учебных курсов психологической тематики в рамках урочной деятельности. Для нее в качестве обязательных профессиональных компетенций выступают:
-«умение ставить задачи психологического образования и находить пути их решения»;
- «владение навыками сценирования образовательных мероприятий»;
- «владение современными образовательными технологиями»;
4. Участие в системе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей. Для ее успешного осуществления в качестве обязательных профессиональных компетенций выступают:
- владение методами и приемами работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
- умение работать в команде специалистов, в том числе и в рамках психолого-педагогического консилиума;
Такая работа является экспертной и поэтому потребует от психолога профессиональных действий в рамках моделей психолог-консультант. Для ее успешного осуществления выступают:
- «компетентность в диагностических процедурах, мониторинговой и аналитической деятельности»;
- «умение давать рекомендации на педагогическом и управленческом языке».
5.Оценка уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий. Для ее успешного осуществления в качестве обязательных профессиональных компетенций выступают:
- владение методами и приемами с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
- умение работать в команде специалистов, в том числе и в рамках психолого-педагогического консилиума и др.
Чтобы осуществлять такого рода содержание профессиональной деятельности, быть нужным сегодня в системе образования, психологу видимо необходимо отказаться от роли «спасителя» ребенка, защитника и проводника, а стать сотрудником образовательной организации. Со своим четким функционалом, со своими обязанностями и сформулированными задачами. Ему придется работать ни на одного ребенка, выступая в качестве психотерапевта и консультанта, а на всех обучающихся, плечом к плечу с педагогами решая проблемы внедрения новых ФГОС, развития у детей необходимых компетенций, осуществляя психологическую помощь тем, кто в ней нуждается и работая над целью, сформулированной в программе развития организации.
Современной системе образования, переживающей эпоху перемен, нужен психолог, но не всякий, а высококлассный, квалифицированный, гибкий, способный к постоянному изменению и развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"...
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт)...
Приказ об утверждении плана работы по организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательног
В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта...
Готовность образовательного учреждения к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
В связи с переходом на стандарты нового поколения, проблема готовности школы к внедрению этой инновации волнует всех руководителей, учителей, родителей учащихся....
Приказ министра образования Московской области от 04.05.2016 № 168 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в опережающем режиме в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской област
Перечень школ , участвующих в эксперименте...
Приказ министра образования Московской области от 19.05.2015 № 2677 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в опережающем режиме в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской област
СПИСОК ШКОЛ, УЧАСТВУЮЩИХ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ...
Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.
Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...