Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников
методическая разработка по психологии
доклад на педагогическом совете или методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bulling_v_obrazovatelnoy_srede_kak_ugroza_zdorovyu_shkolnikov.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников
Каждый человек является личностью и каждый человек достоин уважительного отношения к себе. Уважение к себе начинается с достойного отношения окружающих к человеку. Самоуважение, как неотъемлемая черта личности, зарождается с самых юных лет, поэтому очень важно, чтобы дети и подростки росли и развивались в доброжелательной атмосфере, атмосфере уважения. Большую роль в психологическом и физическом здоровье школьников играет не только семья, но окружающие сверстники. Особенно мнение сверстников, становится очень важным в подростковый период, когда ведущей формой деятельности становится общение.
В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами. Откуда же берется жестокость у детей? Тема детской жестокости во все времена была актуальна. Детская жестокость или школьный буллинг – социальное явление, широко распространенное сегодня не только в России, но и во всем мире.
Буллинг — (от англ.слова bull– бык) – намеренное и регулярное причинение вреда (запугивание, унижение, физический или психологический террор) одним человеком или группой лиц другого человека, который не может за себя постоять.
Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения садистических потребностей отдельных личностей.
Буллинг как явление разнообразен — это не только физическая агрессия, но и психологическая, кстати, психологическая агрессия встречается чаще всего. Вероятно, это связано с тем, что открытая физическая агрессия очень скоро будет остановлена взрослыми — педагогами и родителями, а психологические притеснения могут долгое время быть незамечены взрослыми.
Кто участвует в буллинге?
В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. Тоесть как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; а так же развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.
Буллинг – это нарушение прав человека
Основные характеристики Буллинга
- Умышленность
- Регулярность
- Неравенство сил
- Групповой процесс (широкий круг участников)
- Не заканчивается сам по себе
- Негативное психологическое воздействие на всех участников
Открытый буллинг 1 группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;
Скрытый буллинг 2 группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, исключением пострадавших из группы.
Формы проявления буллинга:
1.Физический буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;
+ сексуальный буллинг является подвидом физического действия сексуального характера.
2. Психологический буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование,
запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания.
Если разобрать буллинг более детально, то мы можем разбить понятие буллинга составные понятия.
Моббинг - (англ. mobbing от mob — «толпа») — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения.
Боссинг – это травля сотрудника начальством.
Сендвич – боссинг – это травля, при котором на одного сотрудника нападают со всех сторон, как коллеги и подчиненные, так и вышестоящее начальство.
Кибербуллинг - Интернет-травля или Кибертравля — намеренные оскорбления, угрозы и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, Интернета, как правило, в течение продолжительного периода времени.
Отличительная характеристика кибербуллинга:
- Жертвой может стать любой человек
- Причиной может стать любой повод, который можно обсудить в Интернете
- В качестве агрессора могут быть как друзья, так и незнакомцы
- Отличается травлей 24 часа
- Жертва скрывает факт травли
- Противостоять в одиночку невозможно.
Почему дети ведут себя подобным образом? Дети довольно жестоки по своей природе. У них еще не выработались сдерживающие эмоции механизмы. Особенно это касается подростков. Если они невзлюбили одного из класса, последнему придется туго. Иногда родителям не остается выбора, кроме как сменить школу.
Российские исследования буллинга в школе показывают, что 22% мальчиков и 21% девочек становятся жертвами травли уже в одиннадцатилетнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели составляют соответственно 13 и 12%.
Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:
– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
– особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;
– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
– неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;
– страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность,
провоцируя агрессию;
– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
– болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;
– низкий интеллект и трудности в обучении
Стадии школьного буллинга
- Образование группировки, в которую входят буллер, помощники буллера, жертва, защитники, наблюдатели.
- Начало конфликта (и повторение).
- Деструктивное поведение (статус жертвы закрепляется, считает себя виноватым , не может справится)
- Изгнание (начинает школу пропускать. Если не поработать с ребенком, то в другой школе после перевода может повториться)
!!! Буллинг отличается от конфликта неравенством сил участников. Жертва всегда намного слабее агрессора, а террор имеет длительный характер. Тот, над кем измываются, испытывает психологические и физические мучения.
КОЛЬЦО БУЛЛИНГА:
Начинает буллинг — агрессор – действует открыто, либо скрытно с помощью своих помощников.
Принимает активное участие- помощник.
Поддерживает, но не принимает участие — наблюдатели, которым нравится ситуация буллинга, либо они равнодушны, не дают открытой поддержки. Смотрит, но не занимает ничью стороны.
Не нравится буллинг и пытается помочь — защитники жертвы, но таких очень мало.
И здесь весомую роль играет личность издевателя — буллера. В разных странах существуют свои особенности распространения травли одних учеников другими. Так, по статистике на первом месте по частоте встречаемости — словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т. д.), на втором месте — бойкот, на третьем — физическая расправа, на четвертом — распространение слухов и сплетен, на пятом — воровство. Каждый вид травли оставляет неизгладимый след в душе ребенка или подростка, который подвергается этим издевательствам.
Важно понимать, что зачинщиками травли является не весь класс, а ограниченное количество учеников, все остальные, кто участвуют в насмешках, становятся последователями буллеров по большей части оттого, что дети-последователи сами боятся оказаться в роли жертвы, свою роль играет и так называемое «стадное чувство»: «Все пошли, и я пошел, все толкали и я толкнул». При этом последователи и сам лидер травли порой даже не догадываются, насколько огорчен, растерян и подавлен ребенок, над которым издеваются. Многие, издеваясь над другими, используют это как своего рода способ самоутверждения. Для кого-то из последователей возможно важно получить расположение лидера-буллера.
По характеру Буллер любит доминировать, самоуверен, самооценка завышена, снижена эмпатия, проявляется нарциссизм, импульсивность.
В семье директивные, насильственные отношения.
Мотивы: мотив власти, принадлежность к группе, материальное или психологическое вознаграждение, зависть.
Последствия: насилие как способ коммуникации закрепляется, отвержение группой, правонарушение, аддикция, трудности с образованием.
Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные и не способные постоять за себя. В роли жертвы может оказаться практически любой. Это может быть и физически сильный ребенок, и ребенок, который хорошо учится и нравится учителям. Критерий может быть почти любой, достаточно наклеить ярлык. Это не те дети, которым не свойственно агрессивное поведение, как часто думают, а дети, которые лишены настойчивости, не умеют демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Самая вероятная жертва — ученик, который старается сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка, но лицо выдает его (оно краснеет или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы). Дети, которые не могут спрятать своей незащищенности, могут спровоцировать повторение инцидента со стороны агрессора. Это связано с проблемой различия жизнестойкости жертвы и буллера. Известно, что жизнестойкость «обидчиков» обладает более организованной (интегрированной) структурой, чем у «жертв». Буллинг, как негативное явление в школе, приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства.
Помощники, защитники, свидетели
Помощники — низкий социальный статус, внутренний конфликт, заниженная самооценка, сред уровень притязаний. Быть как агрессор.
Свидетели — равнодушие, чувство вины, высокая терпимость, диффузия ответственности. Не быть бы жертвой.
Защитники — высокий интеллект, высокая эмпатия, высокая самооценка. Быть лучше агрессора.
Последствия буллинга
Переживание буллинга в детском и подростковом возрасте чрезвычайно травматично и кроме актуальных последствий оказывает значительное влияние на дальнейшую жизнь человека. Прежде всего, влияет на формирование самооценки ребенка, его коммуникативные возможности, мотивацию к развитию и достижениям.
Актуальные последствия:
Аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень тревоги, многочисленные страхи, злость (большое количество негативных эмоций).
Соматические нарушения: нарушения сна, аппетита головные боли, боли в животе, нарушения работы ж.к.т., неожиданные повышения температуры и т.д
Когнитивные нарушения– неустойчивость внимания, трудности сосредоточения, нарушения концентрации памяти и т.п.
Нарушение школьной адаптации: мотивации к учебе, пропуски школы, уроков, снижение успеваемости.
Поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение и т.п.
Суицидные мысли и попытки.
Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место - физический или психологический. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. Поэтому ребенку необходимо оказывать помощь. Буллинг оказывает влияние не только на жертву, но и на агрессора и на зрителей. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в 12 лет в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида. Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжелой депрессией в зрелом возрасте. У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.
Алгоритм действия по реагированию на случаи насилия в школе (ЮНЕСКО 2015 г)
- Информирование других участников образовательного процесса
- Немедленное вмешательство
- Оказание первой помощи пострадавшему
- Разбор и регистрация случаев
- Принятие воспитательных и дисциплинарных мер, завершение случая.
Технология реагирования взрослого на выявленные или установленные факты буллинга.
1.При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации администрации школы.
2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга Скажите ребенку:
- Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
- Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
- Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
- Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
- Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Кибербуллинг: как помочь ребенку. (Фонд Развития Интернет)
- Успокоить. Не ругать.
- Разобраться в ситуации вместе с ребенком (В чем конфликт, кто участник, что за причина, есть ли угроза жизни).
- Собрать доказательства (Скриншоты экрана).
- Научить ребенка правильно реагировать на агрессора (игнорирование обидчика, блокировка в сети Интернет, черный список, удаление аккаунта).
- Обратитесь за помощью:
- к администратору ресурса
- Если в травле участвуют ученики школы – к директору
- Если угроза жизни – в правоохранительные органы, приложив доказательства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительное образование, как условие образовательной среды для сохранения здоровья детей
Дополнительное образование, как условие образовательной среды для сохранения здоровья детей...
Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»
30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...
"Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."
Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) БУЛЛИНГ...
Презентация "Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."
Презентация "Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."...
Исследовательский проект по экологии на тему: «Воздействие факторов среды обитания на здоровье школьников выпускных классов».
В ходе работы над проектом обучающиеся научились выявлять наиболее актуальные проблемы среды обитания школьников. Рассмотрели конкретные факторы влияющие на здоровье обучающихся выпускных ...
Международная олимпиада для учителей «Профилактика буллинга в образовательной среде» Победитель, 05.01.2022, Международный проект VIDEOUROKI
Международная олимпиада для учителей «Профилактика буллинга в образовательной среде» Победитель, 05.01.2022, Международный проект VIDEOUROKI...
Буллинг в образовательной среде
Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской социальной помощи “ Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского исоциального сопр...