Владею своими эмоциями
план-конспект по психологии
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие «Владею своими эмоциями»
Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; закрепление навыков понимания эмоционального состояния другого и умений выражать свое, содействие проявлению ранее не проявляемых чувств.
Форма проведения: тренинговое занятие.
Материалы и оборудование: карточки с заданиями, эмоциями, клубок ниток.
Процедура проведения:
Педагог-психолог: «В жизни человеку очень важно уметь понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других; это источник благополучного общения, толерантности, взаимности.
Эмоции – это выражение нашего отношения к происходящему вокруг или внутри нас. Важно научиться понимать и проявлять свои чувства, распознавать эмоции других людей и правильно на них отвечать».
Разминка. Упражнение для знакомства «Паутина»
Инструкция: обучающиеся сидят на стульях, образуя круг. Педагог-психолог, держа в руках клубок шерсти, находит конец, зажимает его в руке и бросает клубок обучающемуся и называет свое имя. Обучающийся говорит свое имя и имя того, кому бросает клубок. Когда нить оказывается в руках у каждого, получается паутина, связывающая обучающихся друг с другом. Потом клубок отправляется в обратный путь.
Вопросы для обсуждения:
= трудно ли было добиться единства мнений? Почему?
= всегда ли было необходимо прийти к единому мнению?
= все ли остались довольны результатом?
Педагог-психолог:
=Для чего нужны нам эмоции?
Эмоции и их выражение нужны нам для того, чтобы окружающие лучше понимали, что с нами происходит и могли нам помочь или поддержать. Помощь и поддержка бывают нужны нам, когда мы расстроены или грустим, когда что-то не получается или мы злимся так сильно, что невозможно эту злость держать в себе.
Педагог-психолог: В жизни каждого из нас есть люди, к которым мы обращаемся, когда поссорились с другом, когда у нас что-то не получается или нужен совет или поддержка.
= Что это за люди?
= К кому вы можете обратиться за помощью?»
Возможные ответы детей: родители; братья и сестры; другие родственники (перечислить); друзья; иногда родители друзей; учителя; тренер.
= «А к кому мы не будем обращаться?»
Возможные ответы детей: случайные прохожие; пожарные; полиция.
Педагог-психолог: «Давайте посмотрим, как вы сможете продемонстрировать свое настроение. Я буду называть движения, а вы изобразите настроение:
= покапаем, как мелкий и частый дождик;
= а теперь как тяжелые, большие капли;
= полетаем, как воробей;
= а теперь – как чайка,
= как орел;
= походим, как старая бабушка;
= попрыгаем, как веселый клоун;
= пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить;
= осторожно подкрадемся, как кошка к птичке;
= пощупаем ногой кочки на болоте;
= задумчиво пройдемся, как рассеянный человек;
= улыбнемся соседу, что рядом с вами».
Упражнение «Тренируем эмоции»
Теперь нужно разделиться на две команды. Каждая команда вытягивает карточки с заданиями, один обучающийся из команды выполняет одно задание. Оценивается правильность показа и выразительность эмоций и чувств.
Примеры карточек
Улыбнись, как: кот на солнце; как будто ты увидел чудо | Улыбнись, как хитрая лиса; как радостный ребенок |
Испугайся, как ребенок, потерявшийся в лесу | Испугайся, как котенок, на которого лает собака |
Устань, как муравей, притащивший большую муху | Устань, как человек, поднявший тяжелый груз |
Упражнение «Горный дождь»
Педагог-психолог: предлагает всем обучающимся встать и повторять за ним движения.
В горах поднялся ветер (ведущий потирает ладони);
начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);
начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам);
а вот и град, настоящая буря (топот ногами);
капли падают на землю (щелчок пальцами);
тихий шелест ветра (потирание ладоней);
солнце (руки вверх).
Упражнение «Показываем эмоции»
Педагог-психолог: «Важно уметь показать эмоции и распознать их. Один обучающийся из команды вытягивает карточку с эмоцией, показывает ее мимикой и жестами, а другие члены команды угадывают. Оценивается показ и угадывание». Командам раздаются карточки.
ГРУСТЬ ЗЛОСТЬ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ ГОРДОСТЬ | УСТАЛОСТЬ БЕЗРАЗЛИЧИЕ УДИВЛЕНИЕ ВОЛНЕНИЕ |
Обучающиеся из каждой команды показывают изображенные на карточках эмоции.
Стрессоустойчивость личности – способность противостоять трудностям окружающего мира. Это комплексное качество, позволяющее выносить психологические и физиологические нагрузки без ущерба для собственной психики и здоровья, а также без вреда для окружающих.
Памятка «Как справиться со стрессом» (памятку показать и рассказать, оставить в классе на стенде)
Заключительное упражнение «Надувной шар»
Педагог-психолог: «Я попрошу всех взяться за руки и представить, что мы одно животное.
-Давайте прислушаемся к его дыханию.
-Все вместе сделаем вдох и шаг вперед, выдох и шаг назад. Очень хорошо.
-Послушаем, как бьется сердце этого животного.
-Положите руку на сердце.
-Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще тук – шаг вперед, тук – шаг назад.
Педагог-психолог: А сейчас я попрошу вас всех дружно показать ту эмоцию, которую вызвал у вас наш урок. Показываем – вам было радостно, грустно, интересно, а может, вы заскучали?
МОЛОДЦЫ!
Рефлексия
Улыбнись, как: кот на солнце; как будто ты увидел чудо |
Испугайся, как ребенок, потерявшийся в лесу |
Устань, как муравей, притащивший большую муху |
Улыбнись, как хитрая лиса; как радостный ребенок |
Испугайся, как котенок, на которого лает собака |
Устань, как человек, поднявший тяжелый груз |
ГРУСТЬ |
ГОРДОСТЬ |
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ |
ЗЛОСТЬ |
УСТАЛОСТЬ |
БЕЗРАЗЛИЧИЕ |
УДИВЛЕНИЕ |
ВОЛНЕНИЕ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как управлять своими эмоциями.
Расширить и уточнить представления детей об эмоциях....

консультация для родителей как научиться контролировать свои эмоции
консультация для родителей как научиться контролировать свои эмоции...

Конспект классного часа по теме: «Как научиться умению владеть своими чувствами в конфликтных ситуациях»
Ознакомление учащихся с понятием "Конфликт", со способами управления своими эмоциями и чувствами....

Психологическая мастерская "Примите свои эмоции. Овладение навыками саморегуляции".
Методическая разработка психологической мастерсткой может быть полезна психологам школы для проведения тренинга саморегуляции с педагогами школы....