Спокойствие, только спокойствие
методическая разработка по психологии (11 класс)

Суворова Екатерина Эдуардовна

Занятие с элементами тренинга направлено на формирование психологической готовности обучающихся 11 класса к сдаче государственной итоговой аттестации.

Методическая разработка завоевала диплом лауреата муниципального конкурса методических разработок в области психологии в образовательной среде.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальный конкурс методических разработок в области психологии в образовательной среде Занятие с элементами тренинга «Спокойствие, только спокойствие» Суворова Екатерина Эдуардовна педагог-психолог МБОУ СОШ № 3 г.Усолье-Сибирское 2021 г.

Слайд 2

Правила группы Проявлять активность Слушать друг друга, не перебивая Говорить только от своего лица Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях. Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать – дождаться обсуждения. В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе .

Слайд 3

Спокойствие, только спокойствие

Слайд 4

Мудрая притча о тревоге и страхе Тревоги и страхи есть у каждого человека. Иногда они имеют под собой основание, а иногда придуманы нашим подсознанием. Не зря в народе говорят, что страх - плохой советчик. Он мешает нам продолжать верить в добро, надеяться на лучшее и оставаться спокойным в любой ситуации. Почему это все так важно и серьезно, расскажет мудрая притча Однажды у ворот большого города появилась Дама с косой. "Что ты собираешься делать здесь? Зачем ты пришла?" - спросил ее охранник. "Я пришла, чтобы забрать сегодня сотню людей", - ответила Дама. "Это ужасно!" - воскликнул страж. "Что поделать ... это моя работа", сказал Дама с косой, входя в город. Солдат ринулся за ней, обогнал ее и начал рассказывать всем людям о непрошенной гостье, предупреждая их об опасности. Вечером того же дня оказалось, что жизни лишились не 100, а 1000 людей. "Как же так? - спросил охранник у Дамы. - Ты же обещала забрать с собой сто человек!!!". "Я сдержала слово" - ответила Дама с косой, добавив: "Я, как и обещала, забрала сотню жизней. Остальных 900 не стало из-за тебя. Ведь это именно ты посеял в городе панику и страх".

Слайд 5

СИНКВЕЙН Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — происходит от французского слова, которое означает пятистрочье, т.е. это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл или показывающая отношение к теме (афоризм) 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом), синоним, который повторяет суть темы

Слайд 6

Пример синквейна на тему жизни: Жизнь. Активная, бурная. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Искусство.

Слайд 7

СТРЕСС Стресс (от англ. stress – напряжение) –состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий

Слайд 8

Методы борьбы с тревогой и стрессом Упражнение «Мозговой штурм»

Слайд 9

Аутотренинг « Я – расслабляюсь – и – успокаиваюсь» « Мои руки – расслабляются – и – успокаиваются» « Руки – мягкие – и – теплые» « Мое лицо – расслабляется – и – успокаивается» самовнушение, позитивная установка Правила составления формулы аутотренинга: 1. Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается. 2. Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени.

Слайд 10

«Массаж рук» Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки. Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

Слайд 11

Способов тренировки мозга существует великое множество. Кольцо Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Слайд 12

Кулак-ребро-ладонь. Показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Можно помогать себе командами «кулак – ребро – ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Слайд 14

Мышечная релаксация НУЖНО МАКСИМАЛЬНО НАПРЯГАТЬ КАЖДУЮ МЫШЦУ В ТЕЧЕНИЕ 5—10 СЕКУНД, А ЗАТЕМ В ТЕЧЕНИЕ 15—20 СЕКУНД КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА ВОЗНИКШЕМ В НЕЙ ЧУВСТВЕ РАССЛАБЛЕНИЯ. ПОСЛЕ ПЕРИОДА СИЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ЛЮБАЯ МЫШЦА АВТОМАТИЧЕСКИ ГЛУБОКО РАССЛАБЛЯЕТСЯ.

Слайд 15

Концентрация внимания – удержание внимания на каком-либо объекте. ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В УМЕНИИ УСТРАНЯТЬ ПОСТОРОННИЕ МЫСЛИ, ЗВУКОВЫЕ И ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ, УНИЧТОЖАТЬ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ПОЛУЧАТЬ ПОЛНЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ТЕЛОМ И РАЗУМОМ. Выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.), положить его перед собой и попробовать в течение определенного времени (не более 3-5 минут) удерживать все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривать, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли. Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.

Слайд 16

Настройка на определенное эмоциональное состояние (работа с образами) Визуализация Заключается в создании внутреннего образа с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных и осязательных ощущений и управлении ими.

Слайд 17

Тревога 1 шаг – представить образы, связанные с волнением (например, бушующий океан, ветер, определенная музыка или другой пейзаж).

Слайд 18

Спокойствие 2 шаг - представить образы, связанные со спокойным состоянием

Слайд 19

Достижение цели 3 шаг - представить образы, связанные с побеждающим состоянием (достижением цели).

Слайд 20

Аффирмация

Слайд 21

Формулы уверенности Общая схема: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше». «Я – спокоен – и – уверен» Перед важным разговором: «Полон – энергии!» или «Я– собран!» Все формулы произносятся на коротком энергичном выдохе

Слайд 22

Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Слайд 23

Медитация осознанности

Слайд 24

Флештренинг «Полет орла»

Слайд 25

Советы Виктории Назаревич по коррекции эмоциональной сферы . 1. Устал – рисуй цветы, 2. Злой - рисуй линии, 3. Страшно – плети макраме или делай аппликации из тканей, 4. Ощущаешь тревогу – сделай куклу-мотанку , 5. При возмущении – рви бумагу на мелкие кусочки, 6. Чувствуешь беспокойство – складывай оригами, 7. Хочешь расслабиться – рисуй узоры, 8. Важно вспомнить – рисуй лабиринты, 9. Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги; 10. Надо что-то понять - нарисуй мандалы, 11. Надо быстро восстановить силы – рисуй пейзажи, 12. Если надо систематизировать мысли – рисуй соты или квадраты, 13. Важно сконцентрироваться на мыслях – рисуй точками, 14. Для поиска оптимального выхода из ситуации – рисуй волны и круги, 15. Чувствуешь что «застрял» и надо двигаться дальше – рисуй спирали, 16. Хочешь сконцентрироваться на цели – рисуй сетки и мишени.

Слайд 26

В переводе с санскрита «мандала» означает «круг». М а ндала Эти символы округлой формы известны еще с древних времен. Особенно завораживает в мандалах то, что каждый рисунок и его орнаменты расположены симметрично! М а ндалы можно: -плести -рисовать -раскрашивать -выкладывать готовые -лепить

Слайд 27

В буддизме и иудаизме в них закладывали глубокий смысл — мандалы были объектом поклонения, символизируя Вселенную. Древние люди рисовали их, вышивали на одежде, делали узоры из песка, строили как здание храма, использовали для медитаций и всевозможных ритуалов. Считалось, что священный оберег программирует на успех и везение во всех начинаниях. Это не просто рисунок, а целое послание миру!

Слайд 28

«Значение цветов в мандале» Красным светом Вы активируете сердце, кровообращение, лёгкие и мускульную ткань. Он содействует кровообращению и расширяет сосуды. Лидерство, активность, энергия. Оранжевый - творчество, движение. Жёлтый , как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Разум, мудрость, интеллект. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет Ваши нервы. Зелёный цвет успокаивает и укрепляет Вас внутренне. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. Потребность в самоуважении, мягкость . Голубой , устраняет видимые и невидимые страхи, вселяет чувство уверенности в своих жизненных позициях. Обладает стимулирующим воздействием на функции щитовидной железы и почек. Интуиция, эмоции. Синий поможет Вам устранить нервное напряжение, бессонницу, беспокойство и страхи. Спокойствие, разум, логика. Фиолетовый , действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Духовность, вдохновение.

Слайд 29

Этапы работы 2 3 4 5

Слайд 30

е) увеличение числа поклонников; ж) повышение благосостояния; з) гармония с окружающим миром; и) успех в творчестве; к) пламенная любовь. а) укрепляет дружеские связи; б) развитие интуиции, предвидения; в) успех в делах; г) привлечение денег; д) красота, здоровье; Пуговка на счастье Хотите перемен в жизни? Возьмите иголку с ниткой и пришейте пуговку так, чтобы получился нужный узор одной из букв рунического алфавита древних славян. Пришивайте пуговку на удачу, любовь, успех, достаток. Верьте в себя и свои действия.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 »

Занятие с элементами тренинга

«Спокойствие, только спокойствие»

Суворова Екатерина Эдуардовна

педагог-психолог

г. Усолье-Сибирское

2021 год

Пояснительная записка

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ как никогда велика. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости разработки материалов, позволяющих помочь обучающимся более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

Предлагаемое на конкурс занятие с элементами тренинга входит в программу «Путь к успеху», при создании которой я опиралась на программу Чибисовой М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ». Цель программы: формирование психологической готовности обучающихся 11 классов к сдаче государственной итоговой аттестации

          На занятиях активно используется обучение техникам релаксации и визуализации, приемам расслабления и снятия нервно-мышечного напряжения, навыкам позитивного мышления, что формирует у учащихся умение управлять своим психофизическим состоянием и повышает уверенность в себе и в своих силах.

         Специальные психологические упражнения и элементы тренинга, арттерапии и медитации учат старшеклассников планировать режим деятельности в период повышенных нагрузок, способствуют снижению нервного и эмоционального напряжения, помогают овладеть навыками саморегуляции, техниками профилактики и быстрого снятия стрессовых состояний.

Литература, используемая при подготовке занятия:

  1. Леонтьева Е.Н. «Психологическая подготовка к ЕГЭ», 2012 г.
  2. Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников).//Школьный психолог. – 2008.-№ 9.
  3. Причины, профилактика и преодоление тревожности/ А.М. Прихожан// Психологическая наука и образование.- 1998. – №2, - с.11-17
  4. Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Школьный психолог, 2003.
  5. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе). – М.: Генезис, 2004.
  6. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009.

Занятие с элементами тренинга «Спокойствие, только спокойствие»

Цель:

Развитие навыков психологической саморегуляции при подготовке к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи:

1.Создать позитивную эмоциональную обстановку.

2.Познакомить учащихся с понятием экзаменационного стресса.

3.Выработать собственные методы борьбы со стрессом, тревогой, волнением.

4.Научить технике аутотренинга.

5.Повысить стрессоустойчивость, уверенность в собственных силах, снизить уровень ситуативной тревожности.

6. Способствовать развитию навыков  самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

7.Настроить на успех путем изготовления  талисмана.

Используемая технология: методы и приемы здоровьесберегающей технологии:

1.Флештренинг.

2.Аутотренинг.

3.Метод развития критического мышления: синквейн.

4.Арт-терапия.

5.Ассоциативный метод

6.Практический метод.

7.ИКТ

8.Метод рефлексии.

Возрастная группа: 11 класс

Место проведения: кабинет

Оборудование: мультимедийная презентация, флештренинг, школьная доска, материалы для творческой работы, материалы для арттерапевтических методов, бейджики 2 цветов, музыкальное сопровождение.

Тип мероприятия: занятие с элементами тренинга.

Ход мероприятия

Приветствие психологом участников занятия.

Разминка. Упражнение « Сегодня я  как…»

Учащимся в круге  предлагается взять бейджик и, сравнив себя, с чем- либо или кем - либо, по состоянию, настроению, эмоциям, настрою на работу, сделать надпись и прикрепить на грудь.

Рефлексия: Трудно ли вам говорить о себе? Как вы себя чувствовали, когда говорили о себе?

СЛАЙД 2. Принятие правил группы.

1. Проявлять активность.

2. Слушать друг друга, не перебивая.

3. Говорить только от своего лица.

4.Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.

5. Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях.

6. Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать – дождаться обсуждения.

7. В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

СЛАЙД 3. Мультфильма «О страхе на пути к успеху».

Просмотр мультфильма.

Психолог:  Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как вы выучили материал, с тем, насколько вы хорошо знаете тот или иной предмет, с тем, насколько вы уверены в своих силах. Иногда бывает так – вы действительно хорошо выучили материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, быстро и сильно бьется сердце.

СЛАЙД 4. Сообщение темы «Спокойствие, только спокойствие».

СЛАЙД 5. Притча «Страх и тревога»

Психолог: Тревоги и страхи есть у каждого человека. Иногда они имеют под собой основание, а иногда придуманы нашим подсознанием.

Не зря в народе говорят, что страх - плохой советчик. Он мешает нам продолжать верить в добро, надеяться на лучшее и оставаться спокойным в любой ситуации.

Почему это все так важно и серьезно, расскажет мудрая притча:

Однажды у ворот большого города появилась Дама с косой.

 "Что ты собираешься делать здесь? Зачем ты пришла?" - спросил ее охранник.

"Я пришла, чтобы забрать сегодня сотню людей", - ответила Дама.

"Это ужасно!" - воскликнул страж.

"Что поделать ... это моя работа", сказал Дама с косой, входя в город.

Солдат ринулся за ней, обогнал ее и начал рассказывать всем людям о непрошеной гостье, предупреждая их об опасности.

Вечером того же дня оказалось, что жизни лишились не 100, а 1000 людей.

"Как же так? - спросил охранник у Дамы. - Ты же обещала забрать с собой сто человек!!!".

"Я сдержала слово" - ответила Дама с косой, добавив: "Я, как и обещала, забрала сотню жизней. Остальных 900 не стало из-за тебя. Ведь это именно ты посеял в городе панику и страх".

Психолог: - Беспокойство, тревога — одна из главных причин плохой работы памяти, концентрации внимания и  мышечных зажимов при сдаче экзамена. В ходе занятия мы с вами приобретем некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов.

Упражнение «Ассоциации»

Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Перечислить все слова, ассоциирующиеся со словом «экзамен».

Эти слова вам помогут составить синквейн.

СЛАЙД 6,7. На слайде схема-структура синквейна.

Упражнение «Синквейн» на тему  «ЕГЭ».

Работа в подгруппах. Зачитываются синквейны, обсуждение.

Психолог: - У каждого из вас чувства, связанные с ЕГЭ разные, но условно их можно разделить на «уверенность»  и «неуверенность».

Предлагаю эти два чувства превратить в образы.

Упражнение «Дорисуй и передай»

Организуются два круга (по цвету бейджиков), в которых пускаются два листочка. В центре круга на столе карандаши. Первая группа рисует «уверенность», вторая «неуверенность». По хлопку листочек передается соседу и т.п. (звучит мотивирующая музыка)

Обсуждение. Акцент на том, что уверенность рождает - спокойствие, сосредоточенность, а неуверенность рождает - тревогу, сомнение и  дезорганизует.

Психолог: - Постоянная тревога и напряжение приводят к стрессу.

СЛАЙД 8. Стресс (от англ. stress — напряжение) — состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Упражнение «Корзина с тревогой»

Психолог: - На листочках (чем больше формат, тем лучше) напишите все свои негативнее эмоции, которые вы сейчас переживаете. Написать слова нужно сначала правой рукой, затем левой. Затем листок необходимо интенсивно смять. Скомкайте его как можно активнее и с чувством освобождения от ненужного, выбросите в корзину.

- Я предложила вам всего лишь один способ борьбы с тревогой. Подумайте и обсудите, какие бы вы посоветовали друг другу способы  успокоения, снятия напряжения, тревоги.

СЛАЙД 9. Упражнение «Методы борьбы с тревогой и стрессом» (работа в группах)

 «Мозговой штурм»

Учащиеся зачитывают, психолог фиксирует на доске.

Психолог: - Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Для чего нам необходимо умение расслабляться? Как известно, мышечное напряжение вызывает негативные эмоции беспокойства разной силы. Если эмоции достаточно сильны, они блокируют мыслительные процессы. Поэтому для поддержания эффективной умственной работоспособности в ситуации стресса, нам необходимо уметь снимать мышечное напряжение. Одним из эффективных способов борьбы с тревогой  является аутотренинг.

СЛАЙД 10. Аутотренинг - самовнушение, позитивная установка.

Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.

Правила составления формулы аутотренинга:

1. Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается.

2. Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени.

Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен».

Упражнение «Формула аутотренинга». Релаксационная музыка.

Психолог: - Руководствуясь правилами, вам нужно составить формулы аутотренинга для себя. Желающие могут прочитать составленные ими формулы.

СЛАЙД 11, 12, 13. Кинезиологические упражнения: «Массаж рук», «Кулак, ребро, ладонь», «Кольцо».

«Массаж рук»: Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.

Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

Способов тренировки мозга существует великое множество.  

«Кольцо»: Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Кулак-ребро-ладонь»: Показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга.

Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола.

Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Можно помогать себе командами «кулак – ребро – ладонь», произносимыми вслух или про себя.

СЛАЙД 14. «Дыхательная релаксация»

Мобилизующее дыхание – удлиненный глубокий вдох (4 сек.), пауза длительностью в половину вдоха (2 сек.), короткий, громкий, энергичный выдох (2 сек.). Длительность вдоха превышает выдох приблизительно в два раза.

Успокаивающее дыхание – медленный глубокий вдох через нос, пауза в полвдоха, выдох длительностью 2 вдоха. Мобилизовать и успокаивать себя с помощью дыхания нужно научиться в любой ситуации и обстановке.

СЛАЙД 15. «Мышечная релаксация». 

В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;

2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;

3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.

Можно работать со следующими группами мышц: лица (лоб, веки, губы, зубы); затылка, плеч; грудной клетки; бедер и живота; кистей рук; нижней части ног.

Техника «Дыхание треугольником»

Представьте себе, что под пяткой левой ноги у вас находится резервуар с густым голубым воздухом. Вообразите, что этот воздух вы можете вдохнуть пяткой. Вдохните и задержите воздух на несколько мгновений в области затылка, а затем выдохните его через пятку правой ноги. Повторяйте это действие некоторое время. Получится, что вы дышите как бы треугольником. Понаблюдайте за собой:

-какого цвета воздух вы выдыхаете правой пяткой (серый, черный и т.д.);

-дышите до тех пор, пока выходящий воздух не станет тоже голубого цвета. Голубым цветом подышите еще 1-2 минуты.

СЛАЙД 16. Упражнение «Концентрация на нейтральном предмете»

- Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.

- Выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.), положить его перед собой и попробовать в течение определенного времени (не более 3-5 минут) удерживать все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривать, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.

СЛАЙД 17-20. Визуализация. Упражнение   «Ресурсные образы»

Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях.

СЛАЙД 21-24. Аффирмация, формулы уверенности, упражнения на релаксацию, медитация

Рефлексия. Менялось ли ваше состояние в ходе выполнения этих упражнений? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?

СЛАЙД 25. Флештренинг «Полет орла».

 Психолог: - Не менее важным является умение расслабиться, сконцентрироваться и снова мобилизовать свои силы, что поможет поставить цель и добиться ее.

-Сядьте удобно, закройте глаза. Релаксация «Полет орла».

Психолог: - Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние. Ваш успех на экзамене зависит от многих факторов, но я думаю, рекомендации, которые я предлагаю, помогут вам учесть эти факторы и правильно подготовить себя психологически к этому этапу в вашей жизни.

СЛАЙД 25-31. Талисман на ЕГЭ

Подготовка к экзаменам и их сдача всегда вызывают сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживанием за результаты. Это выражается в чувстве повышенной тревожности; неустойчивой самооценке; утрате способности видеть положительные результаты своего труда, ресурсы организма, личностные достоинства; в отрицательной установке по отношению к результатам экзамена.

Каждый из нас с вами волнуется, переживает перед экзаменом.

Вспомните, какие у вас есть ритуалы, талисманы, обереги, которые вы используете в ответственные моменты или в каких-то стрессовых ситуациях.

- Чтобы ваша уверенность осталась с вами и на экзамене, мы изготовим «Талисман на ЕГЭ». Это будет мандала на успех, которую можно взять с собой.

Творческое задание: изготовление талисмана. Звучит спокойная музыка.

Ребятам предлагается заготовка, краски, интерпретация – значение цветов в мандале. Выбрав нужные цвета для себя, каждый изготовит талисман, вложив в него свои позитивные эмоции, надежды, мысли.

По окончанию работы нужно выбрать шнурок из предлагаемых цветных шнурков и завязать определенным образом (смотри схему с пуговицами), зарядив, таким образом, свой талисман на удачу.

Рефлексия. Обсуждение в круге.

-Как себя чувствуете?

-Что важное узнали для себя?

-Что было самым трудным?

- Что вас удивило?

-Что можете пожелать друг другу?

Психолог: - Жизнь-это процесс познания. И любое событие, происходящее с нами, по отношению к нам нейтрально. Только сам человек  решает, как ему относиться к тому или иному событию. Это его выбор: станет ли событие ступенью внутреннего роста или шагом к отступлению.

Упражнение «Взяться за руки и сказать «Удачи на ЕГЭ».

 

СЛАЙД 32-33. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская «Конь, он как человек. Он только не говорит, он только понимает…»

Урок - мастерская . 7 класс.Целевое назначение:Познакомить с рассказом Б.Васильева "Великолепная шестёрка", выявить нравственную актуальность темы милосердия в современном мире.Рассмотреть различное о...

"Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"

Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Отечественная война 1812 г."...

Конспект урока в 5 классе по теме "Существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа"

В конспекте представлены формы работы, способствующие усвоению обозначенной темы....

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа".

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков ...

Конспект урока русского языка по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"....