Проект "Кабинет психолога"
учебно-методический материал по психологии (8, 9, 10, 11 класс)
Цели:
- содействие и помощь в формировании позитивной личностной идентичности несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- коррекция негативной личностной идентичности несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению.
Задачи:
- Организация индивидуальной и групповой профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению.
- Формирование позитивного образа «Я» подростков: расширение их сферы самосознания и повышение уровня уверенности в своих возможностях.
- Повышение уровня социально-психологической компетентности подростков.
- Развитие эффективных стратегий совладающего поведения, обучение адаптивным стратегиям решения проблем и саморегуляции.
Главное направление реализации проекта:
Проект включает в себя проведение мероприятий по развитию позитивной личностной идентичности несовершеннолетних и коррекции негативной идентичности, по обучению их социально-психологическим навыкам и оказанию помощи в создании жизненной стратегии и временной перспективы.
Программа реализуется средствами социально-психологического тренинга, профилактических бесед (разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за совершенные правонарушения, за нарушение прав и интересов ребёнка, переориентация на ведение здорового образа жизни, предоставление информации о возможностях досуговой и профессиональной деятельности и т.д.), техник когнитивно-поведенческой терапии, психодрамы и арт-терапии. Выбор данных методов обусловлен спецификой исследуемого возраста и задачами самой программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kabinet_psihologa.docx | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №86
Петроградского района Санкт-Петербурга
197101 Санкт-Петербург, улица Мира дом 4 Литер А
Тел.(факс) 246-01-02, 246 – 01-04
http://sch86.spb.ru, e-mail: school86@list.ru
Принята на заседании «Утверждаю»
педагогического совета «__» ________ 202__г.
«__» __________202__г.
Протокол №_____ Приказ №_____
_______________________
Директор ГБОУ СОШ №86
Петроградского района
Санкт-Петербурга
С.С. Лукашкин
Проект
«Кабинет психолога»
по психологической коррекции личностной идентичности несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению
Координатор проекта:
педагог-психолог
Доценко Арина Евгеньевна
Возрастная категория участников проекта: 14-17 лет
Срок реализации проекта: 1 год
Санкт-Петербург
2022 г.
Актуальность проекта:
Проблема идентичности – одна из ключевых проблем в междисциплинарном дискурсе социально-гуманитарных наук. Личностная идентичность определяет жизненную позицию человека, в том числе и позицию в процессе обучения и воспитания. В связи с этим, особую значимость приобретает исследование механизмов её формирования в подростковом возрасте, когда под воздействием различных факторов (природных, социальных и личностных) высок риск формирования негативной личностной идентичности.
Подростковый возраст считается ключевым периодом в развитии личности, поскольку в этом возрасте происходит формирование самосознания, изменение Я-концепции (А. Буземан, Ш. Бюлер, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Э. Эриксон и др.), повышение эмоциональности, проявляющееся в изменчивости настроения, повышении тревожности и агрессивности (И.В. Дубровина, Ю.В. Клепач, А.М. Прихожан и др.).
В результате развития личности подросток сталкивается с двумя основными задачами:
во-первых, это стремление и желание достичь автономии и независимости от родителей. Возникающие расхождения между нормами группы, к которой принадлежит подросток, и нормами взрослых создаёт важнейшую потребность подростка в самостоятельности, независимости и личностной автономии. При этом в подростковом возрасте важна не столько сама возможность отвечать за всё, что происходит в жизни, сколько признание взрослыми (родителями, учителями, знакомыми) этой возможности и приравнивание подростка со взрослыми с точки зрения прав. В то же время они продолжают ждать с их стороны помощи, защиты, указаний и т.д.
В реакции эмансипации можно выделить две тенденции:
- явная эмансипация характеризуется непослушанием, грубостью, патологическим упрямством, игнорированием мнений и распоряжений взрослых, существующих порядков и традиций, алкоголизм, наркомания, правонарушения.
- скрытая эмансипация проявляется в бродяжничестве, половой свободе, создании неформальных групп;
во-вторых, это формирование идентичности – гармоничное соединение различных элементов данной личности. По мнению Э. Эриксона, в данной задаче заключается основное препятствие, которое должен преодолеть подросток для успешного перехода во взрослую жизнь.
Достижение идентичности является статусом, рассматриваемым как наиболее желаемый и зрелый, оказывающий глубокое влияние на социальные ожидания, образ «Я» и реакцию личности на стресс. У подростков, достигших такого статуса, наблюдаются наиболее уравновешенные чувства к своим родителям и семье (поиск независимости менее перегружен эмоциями, чем у подростков, находящихся в кризисе идентичности – «поиск самих себя»).
Неустойчивость психологических регуляторов поведения и отсутствие представлений о социальных нормах и возможных конструктивных способах разрешения конфликтов с окружающими компенсируется формированием негативной позиции, что, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.
Девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (К.А. Абульханова-Славская, Э. Дюркгейм, Ю.А. Клейберг и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (М. Дойч, Р. Краусс, Дж. Мид и др.). Как правило, девиантное поведение в подростковом возрасте носит компенсаторный характер. В первую очередь это касается химических зависимостей (наркотики и психотропные вещества), с помощью которых подростки пытаются восполнить недостаток общения и внимания со стороны родных, близких и сверстников.
Негативная идентичность в подростковом возрасте находит своё выражение в избегании близких взаимоотношений, что в конченом итоге приводит к самоизоляции. У подростка формируется неадекватное представление о своём «Я», отсутствуют чёткие временные рамки, что препятствует построению планов на будущее. При отсутствии психокоррекционного воздействия и наличии антисоциальных групп, а также нездоровых отношений в семье, выступающих в качестве катализатора дальнейшего развития отклоняющегося поведения, негативная идентичность закрепляется. В связи с этим важно вовремя трансформировать негативную позицию в позитивную личностную идентичность, когда подросток будет отождествлять себя с конкретной группой и развивать в себе качества, соответствующие её требованиям. Психокоррекционное воздействие способствует более позитивному формированию самоотношения, интеграции «Я образа», повышает рефлексивную способность.
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в комплексной работе с подростком, направленной на формирование четырех сфер в жизни и деятельности подростка: психологический аспект, сфера досуга, здоровый образ жизни, правовой аспект.
Целевая аудитория проекта:
Проект адресован подросткам от 14 до 18 лет, склонным к девиантному поведению, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в том числе состоящим на учете в ОДН УМВД по Петроградскому району.
Нормативно-правовое обеспечение проекта:
1. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 года. Действительна в отношении РФ как правопреемницы СССР).
2. Основы государственной молодежной политики на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N2403-р).
3. Закон Санкт-Петербурга от 26 июня 2013 N425-62 «О реализации государственной молодежной политики в Санкт-Петербурге».
4. Государственная программа Санкт-Петербурга «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 4 июня 2014 N452).
5. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года, утвержденная 13 мая 2014 постановлением Правительства Санкт-Петербурга N355.
6. Федеральный закон от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
7. Федеральный закон от 24.07.98 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
8. Закон Санкт-Петербурга от 04.06.2007 № 230-42 «О профилактике правонарушений в СПб».
Цели и задачи проекта:
Цели:
- содействие и помощь в формировании позитивной личностной идентичности несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- коррекция негативной личностной идентичности несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению.
Задачи:
- Организация индивидуальной и групповой профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению.
- Формирование позитивного образа «Я» подростков: расширение их сферы самосознания и повышение уровня уверенности в своих возможностях.
- Повышение уровня социально-психологической компетентности подростков.
- Развитие эффективных стратегий совладающего поведения, обучение адаптивным стратегиям решения проблем и саморегуляции.
Главное направление реализации проекта:
Проведение мероприятий по развитию позитивной личностной идентичности несовершеннолетних и коррекции негативной идентичности, по обучению их социально-психологическим навыкам и оказанию помощи в создании жизненной стратегии и временной перспективы. Программа реализуется средствами социально-психологического тренинга, профилактических бесед (разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за совершенные правонарушения, за нарушение прав и интересов ребёнка, переориентация на ведение здорового образа жизни, предоставление информации о возможностях досуговой и профессиональной деятельности и т.д.), техник когнитивно-поведенческой терапии, психодрамы и арт-терапии. Выбор данных методов обусловлен спецификой исследуемого возраста и задачами самой программы.
Примерные темы для бесед, групповых и индивидуальных занятий:
- Как выжить в «трудном возрасте».
- Кто я: характер и его акцентуации.
- Все мои радости и печали.
- Будущее начинается сегодня: для чего нужна цель в жизни?
- Низкая самооценка: что делать?
- Трудности в общении.
- Правонарушение и юридическая ответственность.
- Я чувствую тебя: эмоции и эмоциональный интеллект.
- Социальный интеллект: какие навыки помогают нам налаживать связи?
- Копинг-стратегии: что нужно знать о работе со стрессом?
- В ладу с собой: как выйти из сложной ситуации?
Методы и методики реализации проекта:
- Предварительная психодиагностика несовершеннолетних с помощью следующих методик:
- Тест-опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» (СПб., ВМедА, кафедра психиатрии, НИЛ-7, 1999).
- Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).
- Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) (Институт им. В.М. Бехтерева).
- Методика исследования личностной идентичности «Я о себе» (В.Б. Никишина, Е.А. Петраш).
- Методика исследования самоотношения (МИС) (С.Р. Пантелеев).
- «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС).
- Опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса.
- Фрустрационный вербальный тест (ФВТ) (Л.Н. Собчик)
- Индивидуально-консультативная работа с подростками.
- Психологическая коррекция личностной идентичности подростков предполагает: активное включение участников в совместную деятельность, выполнение индивидуальной работы, рефлексию, коллективное обсуждение успехов и достижений, трудностей и неудач участников, совместный поиск эффективных способов разрешения актуальных психологических проблем, гармонизацию эмоционального состояния, снятие тревоги и напряжения.
- Кейсы с реальными проблемными ситуациями.
- Беседы-дискуссии.
- Использование медиаресурсов: демонстрация фильмов, видео-роликов, презентаций, аудиозаписей.
- Наглядные и раздаточные материалы: копинг-карточки, метафорические ассоциативные карты, картинки и рисунки, настольные игры.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап (февраль-март 2021 г.).
- Организационно-деятельностный этап (март-декабрь 2021 г.).
- Подведение итогов по проекту (декабрь 2021 г.)
Календарный план мероприятий:
№ | Название мероприятия | Месяц проведения | Ответственный |
Беседа: «Подросток – кто это?» | февраль | Доценко А.Е. | |
Психологическая диагностика несовершеннолетних: выявление склонности к различным формам девиантного поведения | февраль-март | Доценко А.Е. | |
Психологическая диагностика несовершеннолетних: диагностика личностной сферы | февраль-март | Доценко А.Е. | |
Психологическая диагностика несовершеннолетних: диагностика эмоциональной и поведенческой сферы | февраль-март | Доценко А.Е. | |
Психологическая диагностика несовершеннолетних: диагностика социальных навыков | февраль-март | Доценко А.Е. | |
Беседа: «Кто я: характер и его акцентуации» | март | Доценко А.Е. | |
Индивидуальное консультирование несовершеннолетних по вопросам подросткового возраста | февраль-декабрь | Доценко А.Е. | |
Групповое занятие с элементами арт-терапии: «Все мои радости и печали» | март | Доценко А.Е. | |
Социально-психологический тренинг: «Как научиться безусловно принимать себя» | март | Доценко А.Е. | |
Групповое занятие: «Низкая самооценка: что делать?» | март | Доценко А.Е. | |
Социально-психологический тренинг: «Трудности в общении» | апрель | Доценко А.Е. | |
Социально-психологический тренинг: «Я начинаю разговор: навыки эффективного общения» | апрель | Доценко А.Е. | |
Групповое занятие с демонстрацией презентации и элементов игротерапии: «Буллинг и кибербуллинг» | апрель | Доценко А.Е. | |
Социально-психологический тренинг: «Социальный интеллект: какие навыки помогают нам налаживать связи?» | апрель | Доценко А.Е. | |
Групповое занятие: «ЕГЭ без стресса: как бороться с тревогой до и во время экзаменов» | май | Доценко А.Е. | |
Беседа: «Доверься себе» | май | Доценко А.Е. | |
Групповое занятие с элементами психодрамы и арт-терапии: «Сила воли и характер» | май | Доценко А.Е. | |
Групповое занятие: «Ты меня уважаешь? – как противостоять давлению сверстников» | сентябрь | Доценко А.Е. | |
Групповое занятие: «Есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть? – выбор за тобой» | сентябрь | Доценко А.Е. | |
Социально-психологический тренинг: «Учимся говорить НЕТ!» | сентябрь | Доценко А.Е. | |
Социально-психологический тренинг: «Чего я хочу…» | октябрь | Доценко А.Е. | |
Групповое занятие: «Один Шаг во времени» с элементами фильмотерапии (худ. фильм «Чудо») | октябрь | Доценко А.Е. | |
Групповое занятие с элементами арт-терапии: «Мой жизненный путь» | октябрь | Доценко А.Е. | |
Групповое занятие с элементами психодрамы и арт-терапии: «В ладу с собой: как выйти из сложной ситуации?» | октябрь | Доценко А.Е. | |
Беседа: «Копинг-стратегии: что нужно знать о работе со стрессом?» | ноябрь | Доценко А.Е. | |
Социально-психологический тренинг: «Как повысить свою эффективность» | ноябрь | Доценко А.Е. | |
Дискуссия и ролевая игра: «Выход из сложной ситуации» | ноябрь | Доценко А.Е. | |
Повторная психодиагностика несовершеннолетних: динамика склонности к различным формам девиантного поведения | декабрь | Доценко А.Е. | |
Повторная психодиагностика несовершеннолетних: диагностика личностной сферы | декабрь | Доценко А.Е. | |
Повторная психодиагностика несовершеннолетних: диагностика эмоциональной и поведенческой сферы | декабрь | Доценко А.Е. | |
Повторная психодиагностика несовершеннолетних: диагностика социальных навыков | декабрь | Доценко А.Е. | |
Подведение итогов по проекту | декабрь | Доценко А.Е. |
Результаты и показатели эффективности реализации проекта:
Количественные показатели.
- Участие в проекте не менее 50% от количества несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению и состоящих на профилактическом учёте.
- Выполнение плана мероприятий в полном объёме.
- Увеличение количества несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению и состоящих на профилактическом учёте, посещающих мероприятия профилактической направленности, вовлеченных в организованную досуговую деятельность на базе ГБОУ СОШ №86 (кружки, секции), успешно прошедших этапы психокоррекции негативной личностной идентичности и вставших на путь исправления (направленные в ОДН ходатайства).
Качественные показатели.
- создано пространство в ГБОУ СОШ №86 для психологически безопасного общения подростков;
- удовлетворенность несовершеннолетних своим пребыванием в ГБОУ СОШ №86;
- повышение социально-психологической адаптации несовершеннолетних: позитивное самоотношение и адекватная самооценка, приобретение умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов;
- приобретение навыков рефлексии.
Методы оценки результатов:
- Анкетирование и повторная психодиагностика молодежи в возрасте 14-18 лет.
- Мониторинг выполнения плана работ и ежемесячный отчет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психология личности. Советы психолога.
Здесь даются различные советы каждому из нас, кто бы ты не был и кем бы ты не был. прислушайся к ним и может быть тебе станет легче жить....
Несколько строк о целительстве или «психолог - респондент, психолог – интервьюер»
Эта статья является одновременно и материалом для родителей, и для психологов. К первым обращено само содержание статьи (обсуждаются вопросы целительства, знахарства и самолечения). Ко вторым - технол...
Научно-практическая конференция по психологии на тему"Психология проведения сестринских манипуляций"
....
Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"
Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...
Учебно-методическая разработка интегрированного урока-конференции по английскому языку и психологии «Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии»
Данная методическая разработка ставит целью развитие формирования целостного представления о выдающихся ученых России и Великобритании в рамках перекрестного года культуры...
Авторская педагогическая разработка "Характер решения олимпиадных задач по психологии, психологии в экономике"
Психология – особая наука, по ней нет единой общероссийской олимпиады. Поэтому психологи стараются принимать участие со своими ребятами в разных предлагаемых им конкурсах. Наша задача была разработана...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...