Статья "Развитие стрессоустойчивости у педагогических работников".
статья по психологии
Предварительный просмотр:
Чикунова Анна Николаевна
учитель английского языка
ГБОУ гимназия 114, г.Санкт-Петербург
СТАТЬЯ
РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
В современных условиях жизни, в том числе и в сфере образования, очень важным является вопрос о социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Формирование стрессоустойчивости является основой психического здоровья людей и условием социальной стабильности. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современных как взрослых, так и детей, приводят к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. Путь к психическому здоровью – это путь к личности, живущей в гармонии с собой, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.
Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, включая педагогических работников, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей данной профессии.
Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний. Его обобщенным определением можно считать следующее: стресс – состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов.
В последнее время много говорят и пишут о необходимости создания и применения здоровьесберегающих технологий для детей, но мне бы хотелось поговорить о здоровьесбережении взрослых, в частности, педагогических работников, являющихся такой же неотъемлемой частью педагогического процесса, как и учащиеся.
Не секрет, что длительно испытываемый педагогическими работниками стресс, часто работающих в условиях ограниченных ресурсов, негативно воздействует на состояние здоровья учителей, на результат педагогического труда, и преждевременно приводит к так называемому «профессиональному выгоранию». Работа в школе является местом высокого эмоционального напряжения. Не даром педагогические работники имеют право на удлиненный отпуск и на досрочный выход на пенсию.
Прежде всего мы сами должны озаботиться вопросами своего здоровья, уметь объективно воспринимать сложившуюся ситуацию в целом, и выходить из конкретной педагогической ситуации с наименьшими потерями для своего здоровья. А это говорит о необходимости развития навыков стрессоустойчивости у педагогических работников.
В физиологии, психологии, медицине термин «стресс» обозначает состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: “состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий”. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее стало использоваться для описаний состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.
Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.). Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют «ю-стресс» – от греческого «eu», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки.
Современные исследования стресса уделяют внимание следующим его аспектам: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности), поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них), физиологическому (неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций). Все эти три аспекта (физиологический, психологический и поведенческий) важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления им.
Многообразные формы проявления стресса, его влияния на здоровье и профессиональную деятельность человека объясняются тем, что практически любой человек в течение своей жизни неоднократно переживает это состояние.
Говоря о развитии стрессоустойчивости, педагогическому работнику важно осознавать свой темперамент, т.е. тип высшей нервной деятельности, психотип личности, уметь определять мотивы поведения участников педагогического процесса по схеме учитель – ученик, учитель – родитель, учитель – учитель, определять и анализировать ситуацию, а также свое отношение к ней, по возможности предупреждать или снижать конфликтные и стрессовые ситуации, применять механизмы адаптации к возникшим ситуациям, а также их адекватные решения, что в совокупности приведет к снижению или предотвращению стресса.
Со стороны может показаться, что школьная жизнь – это монотонность: уроки, уроки, уроки. На самом деле, как каждый новый день не похож на предыдущий, так и каждый урок – это что-то уникальное, со своим особым настроем и настроением его участников. Поэтому адекватная реакция на возникающие ситуации во многом будет определять комфортное функциональное состояние и продуктивность деятельности всех участников педагогического процесса.
Стрессовая ситуация воспринимается человеком с учетом накопленного опыта как угроза, как потенциальная трудность. Существует тенденция организма отвечать на сходные стрессовые ситуации одинаковыми и характерными реакциями. Это подтверждается и физиологически (нарушение артериального давления, деятельности сердца, дыхания, состояния пищеварительных органов и т.д.). Испытываемый стресс приводит к появлению напряжения, затем появляется тревога. Ее наличие длительный период ведет к формированию невроза (психическое расстройство), а также обострению или появлению соматических заболеваний.
Важно отметить, что стресс не всегда оказывает вредное воздействие на работника и его производственную деятельность. Слишком низкий уровень стресса может привести даже к снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс улучшает кровообращение, приводит к усилению активности и, в конечном итоге, производственным успехам. А вот высокий уровень стресса оказывает серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности человека. И если не устранить причину стресса, в итоге, вызывает упадок сил и / или физическое заболевание.
Из всего вышесказанного можно вывести следующее: частый стресс, испытываемый на рабочем месте, может привести к ухудшению результативности работы, учащению допускаемых ошибок, затруднениям в общении с детьми, коллегами, родителями, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем.
И на этом этапе мы приходим к осознанию необходимости формирования стрессоустойчивости. Какие же факторы могут нам в этом помочь?
Основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных факторов: совладание, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, а может даже избегание проблемы. Выбор способа справиться со стрессовой ситуацией также зависит от ряда факторов: тип высшей нервной деятельности человека, наличие психических и соматических отклонений и заболеваний, эмоциональная устойчивость, способность контролировать эмоции, способность переносить усиленные нагрузки и успешно решать профессиональные задачи в нестандартных или экстремальных ситуациях, способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения в процессе работы, использовать резервы нервно-психической эмоциональной энергии, направлять эмоциональные переживания на положительное решение задач, добиваться устойчивого преобладания положительных эмоций, стремиться к эмоциональному, волевому, интеллектуальному и мотивационному единству психической деятельности человека, что в совокупности обеспечит успешное достижение цели профессиональной деятельности в условиях сложной эмоциональной обстановки.
Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой. Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей. Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играет роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.
Как происходит процесс реагирования на стресс? Столкнувшись с проблемной ситуацией, человек производит анализ информации о произошедшем и оценивает возможные последствия, определяет, как можно повлиять на негативное событие и его исход, преодолеть стресс; решает, что можно сделать в данной ситуации, затем приступает к выработке механизмов преодоления стресса. Для этого человек мобилизует имеющиеся у него ресурсы и выбирает стратегии поведения, которые делятся на три большие группы:
1. Стратегия разрешения проблем – это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.
2. Стратегия поиска социальной поддержки – это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.
3. Стратегия избегания – это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения поблеем.
Важно осознавать свой ресурс для преодоления стресса, т.е. тот потенциал (психологический, физиологический, профессиональный и др.), обеспечивающий реализацию активности человека, достижение заданных параметров за определенное время.
Ресурс помогает обеспечить высокий уровень реализации активности человека, выполнение его профессиональных задач. Совокупность ресурсов как раз и определяет развитие стрессоустойчивости, являясь ее факторами формирования. По мнению психологов, если человек постоянно развивает свои ресурсы и разумно избегает рисков, то он тем самым уменьшает вероятность развития у него стресса.
Комплекс личностных, психологических, профессиональных и физических ресурсов человека рассматривается как единый личный ресурс человека.
Люди, высоко оценивающие свою собственную значимость, свои возможности, в критических ситуациях проявляют, как правило, активность и спокойствие. Те, кто чувствует себя неуверенно, низко оценивают свои личные качества, стремятся избегать подобных ситуаций.
Хорошим средством успешной физиологической и психологической адаптации к стрессовым ситуациям можно отнести оптимизм (вера в свои возможности, чувство собственного достоинства), чувство связи с миром (способность структурировать ситуацию, принимать вызов, определять ресурсы, ведущие к его преодолению), веру в жизненные ценности (уверенность в значимости своих целей), чувство самоэффективности в преодолении стресса и стремлении решить проблему, чувство самоуважения (наличие положительного мнения о себе, своих возможностях, способностях, успехах и т.д.), хорошее самочувствие.
К факторам, препятствующим в преодолении стресса, можно отнести чувство бессилия, беспомощности в стрессовых ситуациях, которые формируются на основе таких личностных черт как тревожность, неуверенность, а также ряд индивидуальных черт характера (авторитарность, жесткость, неуравновешенность, эмоциональность, возбудимость).
Таким образом, стрессоустойчивость – качество личности, являющееся основой успешного социального взаимодействия человека, оно характеризуется эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции, психологической готовностью к стрессу. Личные ресурсы являются факторами формирования стрессоустойчивости человека и развиваются в процессе его жизни и деятельности, но они ограничены, а их эффективное распределение и использование зависит от функциональных возможностей человека и условий воздействия стрессовых факторов трудных ситуаций.
Существует ряд моделей стресса и его преодоления. Выбор наиболее эффективной для его преодоления зависит от ряда факторов: личные (психологические, личностные, профессиональные, физические) и социальные (различные формы поддержки со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев и материальное обеспечение жизнедеятельности людей, переживших стресс или находящихся в стрессовых условиях).
Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой. Соответственно, необходимо стремиться к развитию именно этих качеств для успешной борьбы со стрессом.
Как же предупредить и минимизировать стресс?
Существует достаточно много способов и методов «борьбы со стрессом», как индивидуального, так и организационного характера.
Так, к индивидуальным методам можно отнести: регулярный активный отдых; релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг); тренинг навыков самоконтроля поведения; планирование собственного времени; обеспечение достаточной продолжительности сна.
В некоторых организациях практикуются такие методы, как включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне. Педагогическим работникам, я считаю, это тоже необходимо.
В каждой школе в штате есть психолог, который работает с детьми. Но и педагогическим работникам он тоже необходим. Такой психолог мог бы проводить регулярный мониторинг и помогать формировать приемлемый социально-психологический климат.
Руководство школы могло бы проводить ряд мероприятий, направленных на снижении уровня испытываемого стресса педагогическими работниками на своих рабочих местах: предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.); предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда; предоставление сотрудникам консультативной психологической поддержки; а также разработка и применение тренингов, направленных на преодоление последствий стресса и формирование стрессоустойчивости.
Все это поможет снизить уровень испытываемого стресса на рабочем месте.
Используемая литература
1. Большой энциклопедический словарь // www.dic.academic.ru/misc
2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ, 1984. – 200с.
3. Вознесенская, Т.Г. Эмоциональный стресс и профилактика его последствий / Т.Г. Вознесенская, Н.М. Фокина, Л.В. Федотова // Русский медицинский журнал. – 2006. – Вып. 9. – С.13-19.
4. Гиссен, Л.Д. Время стрессов. Психопрофилактические работы в спортивных командах / Л.Д. Гиссен. – М.: Ф и С,- 1990. – 192 с.
5. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
6. Карташова, Л.В. Поведение в организации / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 244 с.
7. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа / Под ред. Л.Г. Дикой. – М.: ИПРАН, 1998. – 356 с.
8. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье.- М.: Прогресс, 1979. – 216 с.
9. Судаков, К.В. Системные механизмы эмоционального стресса / К.В. Судаков. – М.: Медицина, 1991. – 232 c.
10. Хмелевский, Ю.В.. Стресс и депрессия – две стороны одного процесса / Ю.В. Хмелевский // www.health.mpei.ac.ru/stres.htm
11. Щербатых, Ю.В. Психология стресса / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо, 2006. – 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аттестация педагогических работников в педагогических учреждениях
Это разработка семинара заместителей директоров...
Приказ Минобрнауки "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) П Р И К А З "24" декабря 2010 г.N 2075 Зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 г., регистрационный N ...
Экспертиза педагогической деятельности при аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений
В данном методическом пособии представлено описание структуры и содержания экспертного заключения на примере экспертного заключения на педагогического работника общеобразовательного учреждения по долж...
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям
Положение о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям. В положении рассматриваются основные задачи и принципы пров...
Приказ "Об организации аттестации педагогических работников" и ПОЛОЖЕНИЕ об организации и проведении аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям
2. Основными задачами обязательной аттестации являются:2.1. стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личнос...
Положение о правах, обязанностях и ответственности других работников ОУ (кроме педагогических работников)
Локальный акт образовательного учреждения...
Памятка «Порядок и процедура аттестации педагогических работников на квалификационную категорию (памятка для педагогических работников Санкт-Петербурга)»
В памятке описывается порядок и процедура аттестации педагогических работников на первую или высшую квалификационную категорию. Материал адресован в первую очередь педагогическим работникам учреждений...