Семинар-тренинг для подростков "Как слово наше отзовется"
методическая разработка по психологии (10 класс)
Семинар-тренинг способствует осознанию подростками своих мыслей, слов, действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-trening_dlya_podrosktov_kak_slovo_nashe_otzovetsya.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Как слово наше отзовется. Семинар-тренинг для подростков
Ввод в занятие.
На доске картинки – газета (книга), значок интернет, телевизор, человек. Подросткам предлагается определить тему занятия (информация)
Далее им раздаются вслепую листочки с этими картинками с целью деления на группы.
- Какая бывает информация? (Вербальная, невербальная)
- Упражнение «Час редактора». Ребята делятся на несколько подгрупп и дополняют текст:
Что же нам, друзья мои, делать с ……………………….? Почему мы так околдованы ими, да еще околдовываем наших ………………………, их…………………………, всю…………………..? Делаем это ради……………………………...? А может быть, для того, чтобы свалить на них ………………………? Мы сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей!
Результаты работы зачитываются. Выясняется, что у всех темы разные.
А в оригинале текст принадлежит Ш. Амонашвили и посвящен школьной оценке.
В обсуждении выясняется, что люди очень по разному понимают одну и ту же информацию. !!!
- Упражнение «Час редактора-2».
Группам необходимо написать текст, заданный формулой их знаков препинания:
! ?, , . ? ? , . ! ? ?, , ? ? ? , . ? ! ! , , ! ! ? , . ! . . , , . . . , . .
По завершении упражнения получившиеся тексты озвучиваются.
Обсуждается вопрос: чем отличается информация, с которой мы столкнулись в двух упражнениях? Естественно, одна словесная, другая – без слов. Здесь мы «общались» с помощью интонации. И более выраженные интонации делают информацию боле эмоционально окрашенной
- Как лучше подавать информацию?
- Упражнение «Собираемся в поход».
Выбирается 3-4 добровольца, которые выходят из класса. Класс получает инструкцию: «представьте себе, что вы – компания, которая собирается в эти выходные в поход. Вы не ограничены в деньгах, поэтому пришли в магазин с хорошим обслуживанием с твердым намерением: купить все необходимое из снаряжения и еды. Но есть одно условие: вы покупаете только те товары, названия которых начинается на букву «С» (например, сапоги и спички, но не ботинки и зажигалку). Продавцы не знают о вашем уговоре. Их задача – догадаться, какие товары вы у них покупаете. Вы можете отвечать на их предложения только утвердительно или отрицательно». Теперь инструкция для добровольцев: «Вы – продавцы супермаркета. К вам пришли необычные покупатели – группа туристов, собирающиеся в поход. Вы будете, как вежливые продавцы, предлагать им товары: сумки, рюкзаки, макароны, шашлыки и т.п. что-то они будут брать, что-то нет. Вам нужно догадаться, по какому принципу они выбирают покупки». Как правило, игра продолжается около семи минут, после чего «продавцы» начинают возмущаться непоследовательностью «покупателей». Тогда целесообразно приостановить игру и дать им минутку на размышления. Особенно помогает предложение составить на доске список приобретенных «покупателями» товаров. В обсуждении поднимается вопрос: как лучше сообщать информацию? Например, как лучше подавать информацию, если задали сделать доклад перед классом.
- Упражнение Работа в малых группах.
Как правильно подавать информацию другим? Группы формулируют правила, которые фиксируются на доске. Три самые главные правила подчеркиваются.
Например:
Начать с главного
Кратко
Понятными всем словами
По плану, соблюдать логику
Разборчиво
Громко и четко
- Как лучше понять информацию
5. Упражнение «Диктант».
Выбираются три добровольца, которые на время покидают класс. За дверью они получают задание: это листки, на которых изображены различные сочетания геометрических фигур (их примеры приведены в приложении). Нужно продиктовать свой рисунок одноклассникам так, чтобы у них получились именно такие картинки. Чертить руками в воздухе (а тем более рисовать на доске) нельзя. Класс получает свою инструкцию. Необходимо внимательно выполнять задания диктующего. Но первого ни в коем случае нельзя ни о чем переспрашивать. В классе должна стоять идеальная тишина. Второго можно спрашивать только так, чтобы он отвечал только «да» или «нет». Третьего можно спрашивать на полную катушку.
- Барьеры на пути получения информации
6. Упражнение «Испорченный телефон».
Ведущий передает ребятам, сидящим на первой парте, сообщение, например: «ОБЕЩАЮТ, ЧТО ЭТИМ ЛЕТОМ БУДЕТ ХОРОШАЯ ПОГОДА, ТОЛЬКО АВГУСТ БУДЕТ ДОЖДЛИВЫМ», - и вручает листок бумаги. Парта «номер один» записывает это сообщение на листке бумаги, соблюдая правило: ни одно из слов ведущего не должно повториться. Мысль нужно сформулировать другими словами.
Времени на обдумывание очень мало. Закончив работу (например «синоптики объявили, что в каникулы будет жарко, только в последний месяц холодно и мокро»), ребята передают свой ответ на вторую парту. Там его перефразируют, заворачивают первый ответ «гармошкой», чтобы его не было видно, и передают далее. Получив от последней парты текст, ведущий зачитывает для начала только свою первую фразу и последнюю фразу-ответ (в нашем примере оказалась такая развязка: «Соседи сказали, что в феврале будет слякоть, и поэтому сделают дополнительные каникулы»). При желании можно проследить судьбу посланной фразы поэтапно.
В обсуждении выясняется, что одни и те же слова человека можно истолковать совершенно по разному (можно попросить ребят привести соответствующие примеры «из жизни»).
По итогам урока совместно с ребятами формулируется схема под названием «Барьеры в общении» (на модели сообщения, которое некий Петя передает некому Васе):
Петя
| Вася | |||||||
Задумал 100% | Барьер словаря у Пети | Сказал | Барьер внимания у Васи | Услышал | Барьер словаря у Васи | Запомнил | Барьер памяти у Васи | Помнит на следующий день 5 % |
Важно отметить, что цифра в 5% является условной и относится скорее к прослушанной лекции, чем к общению, которое было интересным для Васи, но тем не менее…
Как правило, усваивается боле эмоционально окрашенная информация
Общение является важной частью нашей повседневной жизни. Мы постоянно получаем информацию, делимся ей с окружающими и очень важно, чтобы та информация, которую мы получаем, не травмировала нас, а мы не стали источниками слухов и сплетен.
7. Упражнение «Слухи»
- Рефлексия «Я благодарен этому дню за то, что….»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как слово наше отзовется..."
О проблемах духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы....
Родительское собрание "Как слово наше отзовется?"
Родителям предлагается поближе познакомиться с молодежным сленгом, сыграть в интеллектуальную игру "Ненормативная лексика"....
А.С. Пушкин, роман "Дубровский". "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется"
Конспект урока в 6 классе...
"Как слово наше отзовется..." (Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы)
В данной презентации рассмотрены различные формы работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся....
"Как слово наше отзовется..."
Все мы, родители, хотим видеть своих детей радостными и счастливыми, благополучными и умными. И всем нам, конечно же, хочется, чтобы наш ребенок, научился добиваться поставленных целей,...
Классный час "Как слово наше отзовется"
Классный час о вреде сквернословия...
Материал для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню русского языка и Дню рождения А.С. Пушкина «Как слово наше отзовется».
Материал для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню русского языка и Дню рождения А.С. Пушкина «Как слово наше отзовется»....