Я-подросток
рабочая программа по психологии (7 класс)
Программа занятий для 7-9 классов составлена на основе авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).
Для подростков 12 лет важными являются динамические изменения статусов в группе сверстников; возникновение тенденции к экстремальному поведению, вызванному попыткой определить границы своего Я, как физического, так и психического.
Подростки 13-14 лет, переживают один из самых трудных этапов «трудного» возраста. Главное приобретение этого периода — «чувство взрослости», которое окрашивает всю жизнь подростка: хочется реального участия в реальной жизни, большей самостоятельности, при этом раздражает отношение к себе, как к ребенку, контроль со стороны взрослых становится особенно неприятным. Социальное окружение, значительно расширившееся к этому времени, включает в себя не только близких и понимающих людей, но, зачастую, и носителей не самых лучших образцов поведения и привычек. Не случайно именно 13-14-летние подростки часто приобщаются к наркотикам, вовлекаются в правонарушения.
Осмысление себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не всегда дружественного «Они» — важная задача, которую должен решить подросток. Данная программа способствует приобретению опыта, наиболее важного для ответов на основные вопросы: каким меня видят другие, почему я испытываю смущение, что делать, чтоб меня услышали, что такое критическое мышление и ответственность, как сделать правильный выбор в трудной ситуации и т.д.
В 9 классе основными проблемами, которые важны для подростков в силу возрастных особенностей развития, выступают отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов, формирование их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.
Данная программа позволяет учащимся познавать не только психологию человека вообще, но дает возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность, условия развития личности; сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах.
Цели:
- Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир
- Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
- Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе.
- Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
- Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
- Развитие навыков прогнозирования своего поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_zhiznennogo_samoopredeleniya_ya_-_podrostok_7-9_klassy.docx | 56.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»
Рабочая программа
«Основы жизненного самоопределения
«Я - подросток»»
для учащихся 7-9 классов
Направление: социально-психологическое
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 час | 1 раз в неделю | 1 час | 34 часа |
Составитель: Карпова Светлана Сергеевна,
педагог-психолог
2020г
Пояснительная записка
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество.
Одной из основных задач школьной психологической службы является задача содействия максимально возможному личностному и интеллектуальному развитию детей, которая в данной школе в значительной степени усложняется из-за особенностей развития умственно отсталого ребенка.
Грубое недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность учащихся с ОВЗ. Недоразвитие мыслительной деятельности сочетается с нарушением моторики, речи, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Вследствие этого, умственно отсталые школьники лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Дефект затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.
Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный. Подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности или какими-то иными способами.
Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе.
Основной задачей данного цикла занятий по психологии является формирование навыков саморегуляции. Опыт, который дети приобретут в результате данного курса занятий, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими.
Программа занятий для 7-9 классов составлена на основе авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).
Для подростков 12 лет важными являются динамические изменения статусов в группе сверстников; возникновение тенденции к экстремальному поведению, вызванному попыткой определить границы своего Я, как физического, так и психического.
Подростки 13-14 лет, переживают один из самых трудных этапов «трудного» возраста. Главное приобретение этого периода — «чувство взрослости», которое окрашивает всю жизнь подростка: хочется реального участия в реальной жизни, большей самостоятельности, при этом раздражает отношение к себе, как к ребенку, контроль со стороны взрослых становится особенно неприятным. Социальное окружение, значительно расширившееся к этому времени, включает в себя не только близких и понимающих людей, но, зачастую, и носителей не самых лучших образцов поведения и привычек. Не случайно именно 13-14-летние подростки часто приобщаются к наркотикам, вовлекаются в правонарушения.
Осмысление себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не всегда дружественного «Они» — важная задача, которую должен решить подросток. Данная программа способствует приобретению опыта, наиболее важного для ответов на основные вопросы: каким меня видят другие, почему я испытываю смущение, что делать, чтоб меня услышали, что такое критическое мышление и ответственность, как сделать правильный выбор в трудной ситуации и т.д.
В 9 классе основными проблемами, которые важны для подростков в силу возрастных особенностей развития, выступают отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов, формирование их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.
Данная программа позволяет учащимся познавать не только психологию человека вообще, но дает возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность, условия развития личности; сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах.
Цели:
- Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир
- Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
- Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе.
- Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
- Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
- Развитие навыков прогнозирования своего поведения.
Задачи:
- Формировать общие представления учащихся о психологии как науке.
- Оказывать помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и самому себе.
- Формировать бережное отношение к своему здоровью.
- Побуждать учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования.
- Развивать у учащихся навыки конструктивного общения и разрешения жизненных ситуаций.
- Формировать навыки саморегуляции.
- Развивать чувство собственного достоинства, адекватную самооценку.
- Развивать эмоциональную сферу, понимание чувств, переживания других людей.
Ожидаемые результаты:
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать свои эмоциональные состояния;
- способность контролировать эмоции, управлять ими;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно дружески относиться к одноклассникам;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2016-2017 учебный год для реализации программы курса выделено 34 часа в 7 классе, 34 часов в 8 классе, 34 часа в 9 классе (по 1 часу в неделю) в соответствии с учебным планом.
На занятиях используются следующие формы организации деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- игра;
- беседа.
Календарно-тематическое планирование
7 класс (Мир эмоций)
№ | Название занятия | Цели | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Я – подросток. Что это значит? | Обсуждение правил групповой работы. Создание условий для осознания подростками психологических изменений, происходящих с ними. | Приветствие Выбор правил работы на занятии Индивидуальная работа в тетради. | 1 | |
2 | Как узнать эмоции. | Создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонации) и формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого человека. | Приветствие Упражнение «Узнай эмоцию» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
3 | Я - наблюдатель | Создание условий для анализа подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания. | Приветствие Упражнение «Угадай-ка», «Дорисуй-ка» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
4 | Мои эмоции | Создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций. | Приветствие Работа с притчей «Легкое лечение» Упражнение «Фантом» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
5 | Эмоциональный словарь | Создание условий для обращения участников к особенностям собственного эмоционального мира | Упражнение «Словарь чувств» | 1 | |
6 | Чувства «полезные» и «вредные» | Создание условий для осознания подростками амбивалентности эмоций | Приветствие Упражнение «Польза и вред эмоций» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
7 | Сказка «Страна чувств» | Создание условий для «нормализации» переживания социально неодобряемых эмоций. | Обсуждение сказки «Страна Чувств» (Т.Зинкевич-Евстигнеева) Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
8 | Нужно ли управлять своими эмоциями? | Создание условий для осознания резидентами необходимости управления собственными эмоциями как свободного выбора. Актуализация запроса на информацию о способах управления своими чувствами. Ознакомление 1подростков с п1риемом «Эмоциональный дневник» и обучение использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта. | Приветствие Обсуждение сказки В. Симонова «Емелино настроение» Прием «Эмоциональный дневник» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
9 | Что такое «запретные» чувства? | Создание условий для углубленного самоисследования своей эмоциональной жизни. Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме. | Приветствие Упражнение «Эксперимент», «Подвиг искренности» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
10 | Какие чувства мы скрываем | Создание условий для рефлексии подростками скрываемых чувств и последующее их выражение с помощью невербальных и вербальных средств. Определение основных причин, по которым люди скрывают свои чувства. | Приветствие Упражнение «Подвиг искренности». Упражнение «Айсберг» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
11 | Маска | Создание условий для приобретения подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме. | Приветствие. Упражнение «Копилка ситуаций» Упражнение «Маска» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
12 | Я в «Бумажном зеркале» | Создание условий для самоанализа учащимися собственной эмоционально-личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап). | «Бумажное зеркало» Диагностика Басса-Дарки, диагностика тревожности подростка | 1 | |
13 | Бумажное отражение. | Создание условий для самоанализа учащимися собственной эмоционально-личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (рефлексивный этап). | Приветствие Работа в малых группах Индивидуальная работа в тетрадях | 1 | |
14 | Что такое страх? | Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). | Обсуждение: что такое страх? Упражнение «Чего боятся люди» | 1 | |
15 | Страхи и страшилки. | Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги) | Разминка «Клопы» Упражнение «Страшилка» | 1 | |
16 | Страшная-страшная сказка | Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги) | Приветствие Упражнение «Превращение» Индивидуальная 1работа в тетради | 1 | |
17 | Побеждаем все тревоги. | Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги) | Игра «Гражданская оборона» Упражнение «Как справиться со страхом» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
18 | А что они обо мне подумают? | Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме. | Приветствие Упражнение «Гримаса» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
19 | Страх оценки. | Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме. | Приветствие Разминка Упражнение «Клоун» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
20 | Мой гнев, злость и агрессия. | Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии. | Приветствие Упражнение «Как я зол!» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
21 | Как справиться со злостью? | Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии. Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии. | Приветствие Упражнение «Кошки-собаки» Работа в малых группах Индивидуальна работа в тетради | 1 | |
22 | Лист гнева. | Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии. Обучение способам безопасной разрядки агрессии. | Упражнение «Лист гнева» | 1 | |
23 | Обида. | Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды. Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отноше-ний на основе обращения к собственному личному опыту. | Упражнение «Геометрия обиды» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
24 | Как простить обиду? | Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды и возможностей ее разрядки. | Упражнение «Письмо обидчику» | 1 | |
25 | Я виноват? | Создание условий для понимания подростками психологического содержания чувства вины и стыда, а также их проективной разрядки. | Приветствие Упражнение «Сказка» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
26 | Что такое эмпатия? | Экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций . Создание условий для тренинга эмпатических навыков. | Приветствие Обсуждение стихотворения Ю. Саакяна «Горе козла» Упражнение «Мигалки» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
27 | Зачем мне нужна эмпатия? | Создание условий для исследования учащимися уровня собственной эмпатии в режиме развивающей психодиагностики. | Диагностика уровня эмпатии Работа в тетради | 1 | |
28 | Развиваем эмпатию. | Создание условий для развития эмпатии учащихся. | Упражнение «Лицом к лицу», «Фотографии» Работа в тетради | 1 | |
29 | Еще раз про эмпатию. | Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия | Упражнения «Кто сказал Мяу?», «Кто дотронулся?» Работа в тетради | 1 | |
30 | Эмпатия в действии. | Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия. | Приветствие Упражнение «Сыщик» Работа в тетради | 1 | |
31 | Способы выражения чувств. | Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации. Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий | Приветствие Упражнение «Поиск способов безопасного выражения чувств» Работа в тетради | 1 | |
32 | Тренировка «Я-высказываний» | Создание условий для закрепления у подростков навыков формулирования Я-высказываний. | Приветствие. Упражнение «Формулировка». Упражнения «Я-послания» Работа в тетради | 1 | |
33 | Комплименты | Создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты. | Упражнение «Комплимент» Работа в малых группах | 1 | |
34 | Подведение итогов | Создание условий для рефлексии подростками собственных достижений на уроках психологии в 7 классе. | Упражнение «Рисуем психологию» | 1 | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
8 класс (Встречи с самим собой)
№ п/п | Название занятия | Цели | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие | Знакомство, постановка целей на занятия, принятие правил | Постановка целей, принятие правил | 1 | |
2 | Наедине с собой? | Формирование позитивной мотивации к урокам психологии путем обращения к жизненному опыту учащихся. Создание условий для понимания подростками необходимости соблюдения правил работы на уроках психологии. Создание психологически безопасной атмосферы путем подписания контакта. | Приветствие Упражнение «Гомеостат», «Герб» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
3 | Что я знаю о себе. | Развитие групповой сплоченности. Создание условий для развития рефлексии учащихся. Создание условий для самоанализа учащимися собственного «Я-образа» | Приветствие Упражнение «Считаем вместе», «Двадцать Я» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
4 | Мое имя. | Создание условий для осознания подростками ресурсного значения собственного имени и его различных форм. Создание условий для обращения подростков к архетипическому содержанию собственных имен | Приветствие Упражнение «Сочинение сказки», | 1 | |
5 | Мои имена. | Создание условий для самоанализа подростками отношения к имени как проекции самоотношения; создание условий для осознания подростками ограничительного значения собственного имени и его различных форм. | Приветствие Упражнение «Мои имена», «Что в имени тебе моем» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
6 | Мое уникальное «Я». | Создание условий для развития рефлексии подростков. Развитие рефлексии подростков путем обращения к проективным формам и обратной связи от одноклассников. | Приветствие Обсуждение Чем люди отличаются друг от друга Упражнение «Добрая волшебница» Работа в тетрадях | 1 | |
7 | Я глазами других. | Создание условий для самоанализа подростков на основе значимой обратной связи. Развитие социального интеллекта подростков и навыков внимательного отношения к другому человеку. | Приветствие Упражнение «Постройся по…», «Кто ты?» Работа в тетради | 1 | |
8 | Как меня видят другие? | Создание условий для самоанализа подростков на основе значимой обратной связи. Развитие социального интеллекта подростков и навыков внимательного отношения к другому человеку. | Приветствие Упражнение «Глазами других», Работа в теради | 1 | |
9 | Мои достоинства и недостатки. | Создание условий для самоанализа подростками собственных достоинств и недостатков. | Приветствие Обсуждение. Что такое достоинства и недостатки? Упражнение «Мои достоинства и недостатки», «Соринка в чужом глазу» | 1 | |
10 | Мои «плюсы» и «минусы» со стороны. | Предоставление подросткам обратной связи об их достоинствах и недостатках глазами других людей. Создание условий для повышения уровня самопринятия подростков. | Приветствие Упражнения «Что обо мне сказали?», «Обратная связь», «Скажи обо мне что-нибудь хорошее» Работа в тетради | 1 | |
11 | Мои недостатки. | Создание условий для обращения подростков к собственным недостаткам как нормальным особенностям личности любого человека. «Нормализация», связанная с субъективными переживаниями собственных недостатков подростками. Формирование мотивации на работу с собственными недостатками как способу саморазвития личности. | Приветствие Упражнение «сказка по кругу», «Карикатура» Работа в тетради | 1 | |
12 | Как превратить недостатки в достоинства? | Создание условия для осознания подростками развивающих возможностей собственных недостатков; Создание условий для развития позитивного самоотношения учащихся | Обсуждение. Можно ли недостатки превратить в достоинства? Упражнения «Брачное объявление», «Превращения» Работа в тетради | 1 | |
13 | Мои ценности. | Создание условий для обращения подростков к собственной ценностно-смысловой сфере. | Приветствие Обсуждение Упражнение «Мои ценности» Работа в тетради | 1 | |
14 | Наши ценности. | Создание условий для обращения подростков к собственной ценностно-смысловой сфере. Предоставление подросткам информации о ценностях одноклассников для развития навыков децентрации в общении. | Приветствие Обсуждение Упражнение «Дом» Работа в тетради | 1 | |
15 | Я в «бумажном зеркале». | Создание условий для развития рефлексии учащихся на основе результатов тестирования по методике Кэттелла (диагностический этап). | Тест Кэттелла (16 PF) | 1 | |
16 | «Отражение». | Создание условий для развития рефлексии учащихся в режиме развивающей психодиагностики (рефлексивный этап). | Приветствие Упражнение «Угадай-ка!» Индивидуальная работа в тетради | 1 | |
17 | Планирование времени. | Создание условий для исследования подростками особенностей организации собственного времени. | Приветствие Обсуждается вопрос: сколько лет, месяцев, и дней прожил каждый из нас? Упражнение «Мое настроение» Работа в тетради | 1 | |
18 | Время взрослеть. | Создание условий для обращения подростков к собственным перспективным планам | Приветствие Обсуждение. Что значит повзрослеть? Упражнение «Перспективы» Работа в тетради | 1 | |
19 | Моя будущая профессия. | Создание условий для осознания подростками сформированности собственных профессиональных планов | Приветствие. Игра «Профессиональные ассоциации». Упражнение «Журналист» Работа в тетради | 1 | |
20 | Как я выгляжу? | Создание условий для осознания подростками собственных стереотипов «идеальной внешности»; создание условий для объективной оценки учащимися своей внешности. | Приветствие Упражнение «Встаньте те, кто…» Упражнение «Идеал» Работа в тетради | 1 | |
21 | Как я выгляжу? | Разрядка негативных чувств, связанных у подростков с переживанием собственных недостатков внешности; Поиск ресурсов самопринятия с помощью анализа ребятами собственных достоинств. | Приветствие Упражнение «Кривое зеркало», «Недостатки внешности и ее достоинства». | 1 | |
22 | «Трудные дети» и «трудные родители». | Анализ наиболее часто встречающихся затруднений в отношениях подростков с родителями. Создание условий для поиска подростками причин трудностей в отношениях с родителями. | Приветствие. Обсуждение «Копилка семейных трудностей». Упражнение «Трудные родители и трудные дети» Работа в тетради | 1 | |
23 | Мои права в семье. | Актуализация чувств, связанных с семейной ситуацией; анализ прав и обязанностей различных членов семьи; формирование представлений о партнерстве в отношениях родителей и детей. | Приветствие. Обсуждение. «Идеальные отношения в семье». Упражнение «Мои права» Работа в тетради | 1 | |
24 | Что такое дружба. | Формулирование представлений о дружбе и ее психологических составляющих; создание условий для анализа подростками собственных стереотипов в понимании дружбы как препятствия к установлению близких отношений с другими людьми. | Приветствие Упражнение «Ассоциации», упражнение «Ищу друга» Работа в тетради | 1 | |
25 | Мужчины и женщины. | Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как мужчины / женщины (поло-ролевая самоидентификация). Обращение к существующим у подростков гендерным стереотипам. | Приветствие Обсуждение. Какими должны быть мужчины и женщины? Упражнение «Коллаж» Работа в тетради | 1 | |
26 | Я – … (мужчина, женщина). | Создание условий для полоролевой идентификации учащихся | Приветствие Упражнение «Кино про жизнь», «Открытки» | 1 | |
27 | Что такое любовь? | Создание условий для анализа собственных стереотипов в понимании любви как препятствия к установлению близких отношений с другими людьми. | Приветствие. Обсуждение. Что такое любовь? Упражнение «Сиамские близнецы» Работа в тетради | 1 | |
28 | Рисковать или не рисковать? | Создание условий для осознания подростками своего отношения к риску и состоянию азарта. Создание условий для разрядки стремления к необдуманному риску и формирования представлений об осознанном риске. | Приветствие. Обсуждение. Что значит «рисковать»? Упражнение «Казино» Работа в тетради | 1 | |
29 | Что такое уверенность в себе. | Обращение к опыту неуверенного поведения подростков, описание особенностей неуверенного поведения и его психологических причин. Формулирование представлений о различиях между уверенным, неуверенным и самоуверенным поведением. Создание условий для оценки подростками собственного уровня уверенности в себе. | Приветствие Упражнение «Пальцы», «Три портрета», «Геометрия уверенности» | 1 | |
30 | Тренируем уверенность в себе. | Создание условий для тренировки подростками уверенного поведения на модели игровой деятельности. Формулирование правил уверенного поведения и тренировка навыка их соблюдения. | Приветствие. Обсуждение. Для чего человеку нужна уверенность в себе? Упражнение «Лошадь» Работа в тетради | 1 | |
31 | Уверенное выступление. | Закрепление представлений об уверенном и неуверенном поведении. Тренировка навыков уверенного выступления на модели игровой ситуации. Развитие навыков бесконфликтного взаимодействия со сверстниками. | Приветствие Обсуждение Упражнение «Шуточный экзамен» Работа в тетради | 1 | |
32 | Умение сказать «нет». | Формирование навыка противостоять групповому давлению. Формирование «культуры отказа». Создание условий для осознания подростками необходимости защищать себя, свою жизненную позицию. | Приветствие. Обсуждение. Как другие люди могут оказывать влияние на наше поведение? Упражнение «Волк и семеро козлят» Работа в тетради | 1 | |
33 | Чем уверенность отличается от самоуверенности. | Закрепление навыка сказать «Нет»; формирование представлений об оптимальном самоутверждении; Тренинг оптимального самоутверждения. | Приветствие Упражнение «Просьба и отказ», «Уверенное поведение» Работа в тетради | 1 | |
34 | Подведение итогов. | Создание условий для рефлексии подростками собственных достижений на уроках психологии в 8 классе. | Приветствие. Обсуждение. Чем мы занимались на психологии в этом году? Зачем? Что мы узнали? Упражнение «Желаю себе сам», «Комплимент» | 1 | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
9 класс (Я среди других людей)
№ п/п | Содержание занятия | Цели | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата |
Общаться – это легко. | Создание условий для обращения подростков к собственному опыту общения на модели игровой ситуации | Приветствие Обсуждение: зачем на уроках психологии правила Обсуждается вопрос: зачем нужно общение? Упражнение «Час общения» | 1 | ||
Какая бывает информация | Формирование у учащихся представление о вербальной и невербальной ин-формации в общении. Создание условий для анализа учащимися собственного опыта общения. | Приветствие. Упражнение «Час редактора». Упражнение «Час редактора-2». Работа в тетради | 1 | ||
Невербальная информация. | Формирование представления у учащихся о соотношении вербальной и невербальной информации в общении. Создание условий для развития у учащихся навыка понимания невербальной информации. | Приветствие. Игра «Колпачок». Упражнение «Таможня» Работа в тетради | 1 | ||
О чем говорит наша мимика? | Создание условий для анализа учащимися роли мимики и контакта глаз в общении с людьми. | Приветствие Упражнение «Угадай-ка», «разговор спиной к спине» Работа в тетради | 1 | ||
О чем говорят наши жесты? | Создание условий для анализа учащимися собственным пантомимических проявлений. Ознакомление учащихся с основным закономерностями «языка жестов». | Приветствие. Упражнение «Крест-параллель», «Получился человечек» Работа в тетрадях | 1 | ||
Как лучше подать информацию? | Создание условий для формулирования подростками правил эффективной подачи информации и самооценки сформированности этого навыка. | Приветствие. Упражнение «Собираемся в поход». Работа в малых группах Упражнение «Пересказ» Работа в тетради | 1 | ||
Как лучше понять информацию? | Создание условий для формулирования подростками правил эффективного приема информации и самоанализа сформированности этого навыка. | Приветствие Упражнение «Диктант», «Я – известная персона» Работа в тетради | 1 | ||
Барьер на пути информации. Виды барьеров. | Создание условий для исследования учащимися информационных барьеров в общении. | Приветствие Приветствие. Упражнение «Сообщение», «Испорченный телефон» Работа в тетради | 1 | ||
Барьеры, которые создаю я сам. | Создание условий для анализа учащимися механизмов работы коммуникативных барьеров. | Приветствие. Обсуждается притча Н. Пезяшкяна «Не все сразу». Упражнение «Барьеры» Работа в тетради | 1 | ||
Каналы обработки информации: зрительные, слуховые, чувственные. Восприятие и обработка. | Ознакомление ребят с видами каналов приема и передачи информации. Создание условий для самодиагностики ведущего канала восприятия и тренировки навыка передачи информации в различных репрезентативных системах. | Приветствие. Упражнение «Самодиагностика». «Догадайся по словам», «Догадайся по глазам» Работа в теради | 1 | ||
Стереотипы в общении. | Создание условий для анализа учащимися значения стереотипов в общении с людьми. Создание условий для исследования учащимися собственных стереотипов. | Приветствие. Упражнение «Кто это?» Упражнение «Фойманы и Цейманы» Работа в тетради | 1 | ||
Позиции в общении. | Формирование у учащихся представлений о позициях в общении; Создание условий для исследования учащимися предрасположенности к тем или иным позициям в общении. | Приветствие Упражнение «Разговор», «А я ему говорю» Работа в тетради | 1 | ||
Доминантная и недоминантная позиция в общении, общение «на равных». Психологическое содержание. | Создание условий для анализа учащимися психологического содержания доминантной и недоминантной позиции в общении, а также самоанализа по выделенным признакам. | Приветствие. Упражнение «Администратор гостиницы». Работа в тетради | 1 | ||
Стили общения (примитивный, деловой, манипулятивный, общение-диалог). | Создание условий для анализа подростками различных стилей общения и их эффективности. Тренировка способности учащихся определять стиль общения, выбранный партнером. | Приветствие. Обсуждение. Отличается ли общение одного человека от общения другого? Чем? Упражнение «Угадай стиль общения» Работа в тетради | 1 | ||
Практическое занятие «Стили общения». | Создание условий для анализа учащимися эффективности различных стилей общения и последствий их использования. | Приветствие. Упражнение «Алло, я вас слушаю». Упражнение «Наоборот» Работа в тетради | 1 | ||
Конфликт. Причины, виды. | Формулирование понятия конфликта. Создание условий для понимания амбивалентного смысла конфликта (отрицательного и положительного). | Приветствие. Упражнение «Ассоциации», «Снежинки» Работа в тетрадях | 1 | ||
Причины конфликтов. | Создание условий для понимания учащимися амбивалентного значения конфликтов, анализа собственного опыта конфликтного взаимодействия с точки зрения его конструктивности. | Приветствие Упражнение «Копилка», Упражнение «Вред и польза конфликтов» Работа в тетради | 1 | ||
Человек в конфликте. Эмоции. | Демонстрация значимости эмоциональной сферы человека и ее влияния на общение в ходе конфликта. Создание условий для развития у учащихся способности анализировать собственное эмоциональное состояние в конфликте. | Приветствие. Упражнение «Ассоциации-2», Упражнение «Конфликт на бумаге» Работа в тетради | 1 | ||
Конфликтные эмоции. | Создание условий для развития у учащихся способности анализировать собственное эмоциональное состояние в конфликте. Систематизация представлений, связанных с индивидуальным опытом подростков по преодолению негативных эмоциональных состояний. | Приветствие. Упражнение «Алфавит эмоций», «Эмоции в конфликте» Работа в тетради | 1 | ||
Эмоциональная тропинка. | Создание условий для развития у учащихся способности анализировать собственное эмоциональное состояние на различных этапах развития конфликта. | Приветствие. Упражнение «Сюжет». Упражнение «Эмоциональная тропинка» Работа в тетради | 1 | ||
Стили поведения в конфликте. | Актуализация личного опыта участников, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте, на модели игровой ситуации. Самоанализ стилей поведения в конфликте. | Приветствие. Упражнение «Рисунок вдвоем», Упражнение «Кулак» | 1 | ||
Я в бумажном зеркале | Самодиагностика стиля поведения в конфликт. Создание условий для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте | Диагностика Тест Томаса Работа в тетради | 1 | ||
Плюсы и минусы различных стратегий поведения в конфликте. | Создание условий для анализа подростками сильных и слабых сторон поведения, основанного на использовании того или иного стиля поведения в конфликте. | Приветствие. Упражнение «Девиз», «Плюс минус» Работа в тетради | 1 | ||
Алгоритм анализа конфликтной ситуации. Все дело в шляпе! | Создание условий для апробирования подростками алгоритма анализа конфликтной ситуации и своей роли в ней. | Приветствие. Обсуждается «Притча о старом Шляпнике» (Т. Зинкевич– Евстигнеева) Упражнение «Все дело в шляпе» Работа в тетради | 1 | ||
Психоанализ конфликтов. | Создание условий для анализа учащимися искажающего влияния конфликтной ситуации на восприятия другого человека. Работа с алгоритмом самоанализа конфликта, позволяющим найти конструктивный выход из конфликтной ситуации | Приветствие. Упражнение «Я и они». Упражнение «Договор» | 1 | ||
А зачем мне это? | Создание условий для поиска подростками стратегии рационального целеполагания в конфликте. | Приветствие. Обсуждение. Мы все время говорили о том, как люди конфликтуют. Упражнение «Красное и черное» Работа в тетради | 1 | ||
Ролевая игра «Разреши конфликт». | Познакомиться со стратегиями поведения и методами выхода из конфликта. | Игра | 1 | ||
Доверие, недоверие. | Создание условий для обращения подростков к собственному опыту доверия-недоверия. Экспресс-диагностика собственного уровня доверия другим людям. | Приветствие. Обсуждение. Упражнение «Падение в парах» Работа в тетради | 1 | ||
Доверительный урок. | Создание условий для развития у подростков способности доверительно относиться к людям. | Приветствие. Разминка «Лабиринт вслепую» Упражнение «Слепой и поводырь» Работа в тетради | 1 | ||
Умею ли я слушать? | Создание условий для самоанализа подростками умения слушать и слышать другого человека. | Приветствие. Обсуждается вопрос: в чем разница между выражениями «слушать человека» и «слышать человека»? Упражнение-тест «Умею ли я слушать?» Упражнение «Хороший слушатель» Работа в тетради | 1 | ||
«Трудные» люди (эгоцентрик, зануда, агрессор). Правила общения с «трудными людьми». | Актуализация опыта общения в ситуации наличия коммуникативных барьеров на модели игровой ситуации «зануда»; Обобщение опыта общения с «трудными людьми» – людьми, для которых характерны особенности общения, являющиеся коммуникативными барьерами. | Приветствие. Обсуждение. С какими людьми трудно общаться? Упражнение «Зануда» Работа в тетради Упражнение «Это что! А я…», Упражнение «Дай совет» | 3 | ||
Итоговое занятие. | Создание условий для оценки подростками своих достижений в овладении навыками общения на модели игровой ситуации. | Приветствие. Обсуждение. Что мы проходили в этом году? Упражнение «Потерпевшие кораблекрушение» Работа в тетради | 1 | ||
Итого: | 34 |
Список литературы
- Микляева А.В. «Я – подросток». СПб.: Питер, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа правового воспитания "Подросток и закон"
Программа "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....
Презентация к уроку обществознания в 6 классе по теме "Подросток как гражданин"
Презентация к уроку обществознания в 6 классе. На уроке рассматриваются сложные вопросы, которые помогают раскрыть правовые аспекты изучения государства, гражданства, законов и символов...
Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...
Младший подросток и его особенности.
Подростковый возраст и его особенности....
Родительское собрание. Подросток.Решение проблем.
Родительское собрание в 8 классе по психологии подросткового возраста.Почему подростки "такие"?...
Подросток в школе
Данная программа может использоваться психологами в виде тренинга или классными руководителями для проведения классных часов...
Подросток в социальной среде
К уроку обществознания в 7 классе по учебнику Кравченко...