Рекомендации
консультация по психологии (5 класс)
АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ
В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adapt._5h_kl.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ
В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
педагог-психолог МБОУ СОШ с. Дерзиг-Аскы
Кара-Сал Ч.С.
Измененные требования ФГОС актуализируют вопрос адаптации к новым условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы.
Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения.
Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся - так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов). Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково.
В психологических словарях под адаптацией понимается приспособление человека к условиям социальной среды.
Она предполагает: 1) адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя; 2) адекватную систему отношений и общения с окружающими;
3)способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
4) способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию и самоорганизации, взаимообслуживанию в коллективе;
5)изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями
других.
Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми. У детей возникают определенные трудности, связанные с усложнением учебной деятельности и понижением мотивации к ней. Термин «мотив» является ключевым в психологии и его определяют многие ученые как внутреннее побуждение человека к данной деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать как идеалы, интересы, убеждения, так и социальные установки, ценности личности. Мотивация является важным показателем протекания адаптации. Когда адаптация происходит тяжело, то уровень мотивации снижается, желание ходить в школу ослабевает.
Обучаясь в начальной школе четыре года, ребенок привыкает к требованиям одного учителя. Именно у этого конкретного учителя надо было завоевать авторитет. При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, становится много учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов много. Авторитет придется зарабатывать не у одного учителя.
У пятиклассников повышается робость, возрастает тревожность, снижается работоспособность, проявляется неорганизованность и забывчивость, возникает чувство
неуверенности, страха несоответствия ожиданиям родителей. Последствиями неполной адаптации могут выступать: снижение успеваемости; невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок; проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников; неудовлетворенность
потребностей и желаний.
Рекомендации по обеспечению нормальной адаптации учащихся пятых классов:
1) создавать ситуацию успеха для всех учеников;
2) развивать внутренние положительные мотивы, которые должны исходить от самого ребенка и побуждать его к активности в учебной деятельности;
3) с учетом того, что есть способные, но ленивые дети, менять нейтральные мотивы в положительные, при этом использовать положительные оценки деятельности ученика, например, в дневник делать записи с положительной, а не отрицательной коннотацией;
4) развивать коммуникативный мотив (свойственный пятиклассникам), учить детей сопереживать успехи и неудачи товарищей, выявлять состав неофициальных групп в классе и их лидеров, организовывать соревнования между группами. При этом избегать негативных оценок и замечаний в адрес ученика в присутствии класса, а соревнования в
учебной деятельности организовывать не по успеваемости, а по изменению успеваемости в ходе учебы. Проявлять радость по поводу даже малого успеха любого ученика и приобщать к этой радости остальных учащихся;
5) вызывать положительные эмоции: для слабоуспевающих – специально их создавать (подбирать посильные задания, поощрять их удачи); для сильных – создавать положительные эмоции путем возбуждения радости от преодоления особых затруднений (решение задач повышенной сложности, выполнение объемного задания).
Литература:
1.Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы Поволжский педагогический вестник. 2015. №3(8) 73
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М. : Педагогика,
1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
рекомендации "Как не стать жертвой теракта. Базовые рекомендации"
К террористическому акту невозможно заранее подготовиться. Поэтому надо быть готовым к нему всегда...
Консультации, рекомендации для родителей «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
laquo;РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...