Программа психологических занятий с элементами тренинга "В согласии с собой"
рабочая программа по психологии

Данная программа психологических занятий с элементами тренинга рассчитана на учащихся подросткового возраста и является частью общей программы по профилактике суицидального поведения. Программа составлена на основе тренинга Л.Ф.Анн «Саморазвитие личности», развивающей программы Сунтеевой Ж.В. «Психология здоровья», программы профилактических занятий с подростками Яковенко О.Н. «В поисках жизненного смысла…».

Цель программы: профилактика суицидального поведения детей и подростков. Поскольку решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки, основными задачами данной программы являются:

- повышение уровня принятия себя;

- развитие уверенности в себе;

- развитие умения мыслить позитивно;

- формирование позитивных жизненных целей.

Целевая группа: учащиеся 8 – 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В согласии с собой79.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа-интернат № 26 г.Нижнеудинск»

В согласии с собой

Программа психологических занятий с элементами тренинга

Осипова Наталья Павловна,

педагог-психолог

г. Нижнеудинск, 2019

Содержание

Пояснительная записка        3

Содержание программы        3

Занятие 1. Полюбить себя        4

Занятие 2. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение        6

Занятие 3. Характеристика стресса. Влияние стресса на здоровье        8

Занятие 4. Эмоциональное самовыражение как способ регуляции стресса        9

Занятие 5. Позитивное отношение как способ регулирования стресса        10

Занятие 6. Релаксация - как способ регуляции стрессов        11

Занятие 7. Мое будущее        12

Занятие 8. Доска желаний        13

Занятие 9. Дерево целей        13

Занятие 10. Верная стратегия        14

Литература        16

Пояснительная записка

За последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и молодежи. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. Но мало кто из школьных психологов получил достаточную подготовку для работы с этой проблемой нашего времени. Однако жизнь складывается так, что знания о подростковом суициде и его профилактике сегодня должны быть актуализированы. Школьный психолог не только должен все знать об этом, одной из его задач становится профилактика суицида среди детей и подростков, а это работа и с учителями, и с родителями, и непосредственно с подростками. Данная программа психологических занятий с элементами тренинга рассчитана на учащихся подросткового возраста и является частью общей программы по профилактике суицидального поведения. Программа составлена на основе тренинга Л.Ф.Анн «Саморазвитие личности», развивающей программы Сунтеевой Ж.В. «Психология здоровья», программы профилактических занятий с подростками Яковенко О.Н. «В поисках жизненного смысла…».

Цель программы: профилактика суицидального поведения детей и подростков. Поскольку решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки, основными задачами данной программы являются:

- повышение уровня принятия себя;

- развитие уверенности в себе;

- развитие умения мыслить позитивно;

- формирование позитивных жизненных целей.

Целевая группа: учащиеся 8 – 9 классов.

Требования к помещению: занятия могут проводиться в обычном классном кабинете.

Организация занятий: программой предусмотрено 10 занятий, продолжительность каждого занятия примерно 1 академический час.

Структура программы: программа состоит из 3 блоков: I – «Полюбить себя» (формирование позитивного образа «Я») – 2 занятия; II – «Развитие стрессоустойчивости» (обучение способам снятия психоэмоционального напряжения в психотравмирующей ситуации) – 4 занятия; III – «Моё будущее» (формирование жизненных целей) – 4 занятия.

Содержание программы

I блок. ПОЛЮБИТЬ СЕБЯ

Цель: помочь детям лучше узнать свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, наиболее полно реализовать себя в поведении и деятельности.

Занятие 1. Полюбить себя

Цель: прояснение Я-концепции; развитие уверенности в себе через любовь; закрепление благоприятного отношения к себе.

1. Ритуал приветствия

2. «Бип!»

Вся группа, за исключением водящего, сидит кругом (на стульях или в креслах).

Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к участникам на колени. Его задача - угадать, к кому он сел. Ощупывать не разрешается, садиться надо спиной к сидящему, так, как будто садишься на стул.        

Сидящий должен сказать «Бип!», желательно «не своим голосом», чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот член группы начинает водить, а предыдущий садится на его место.

3. Не могу полюбить себя

- В течение ближайших 15 минут вы должны составить как можно более подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дальше, но ни в коем случае не меньше. Написали?

Теперь вычеркните все то, что относится к общим правилам, принципам типа: «Любить себя нескромно», «Человек должен любить других, а не себя». Мы уже выясняли, что подобные высказывания - лишь ширма, за которой неудачник прячется от реальных причин своих неудач. Поэтому пусть в списке останется лишь то, что связано лично с вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков. Этот список, короткий или длинный, список того, что портит вам жизнь.

Прежде всего, подумайте: если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них вы простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не могли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Почему не помочь самому себе? Выпишите их в отдельный список, а из этого вычеркните. Ну что, много ли осталось?

Давайте поступим с ними таким образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться. Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

4. Встаньте перед зеркалом

А. Вы можете встать или сесть перед зеркалом - как вам удобнее, важно, чтобы это зеркало позволило видеть вам себя целиком. Если такого зеркала у вас нет, можно взять любое, которое ничем не загорожено и в котором вы ясно и отчетливо увидите свое лицо (зеркальная полочка в ванной не годится).

Ваша задача - спокойно несколько минут постоять перед зеркалом, глядя себе в глаза, а затем сказать, назвав себя по имени: «Я люблю тебя (имя) таким, какой ты есть».

Просто, не правда ли? Только не надо корчить рожи, разглядывать невесть откуда взявшийся прыщик или играть, как в плохой самодеятельности, просто посмотреть и просто сказать. После этого еще немного постоять, глядя себе в глаза открыто и доверительно, и повторить еще раз: «Я люблю тебя... таким, какой ты есть». То, что мы сейчас с вами сделали, очень простая проба на любовь к себе или, пользуясь принятым  в научной  литературе выражением,  принятие себя.

Б. А теперь расскажите, что вы при этом испытывали. Думаю, те, кто не смог выполнить задание, для кого оно оказалось трудным или неприятным, не любят, не принимают себя.

Но важно другое - отсутствие любви к себе, внимания к себе и заботы о себе лежит в основе многих проблем и трудностей нашей жизни. Поэтому вам необходимо полюбить себя, полюбить искренне и открыто.        

5. Я в лучах солнца

На отдельном листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети: с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача - написать о себе как можно лучше. Носите этот листочек всюду с собой. Добавляйте лучи. А если вам станет особенно мерзко на душе и покажется, что вы ни на что не годитесь, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или другом своем качестве. Приводите как можно более конкретные примеры, выражающие это качество. Еще лучше записать это в дневник или на диктофон.

Одно предупреждение все же необходимо. Любить себя - это не значит все время гладить себя по головке и все прощать. Любить себя - это значит понимать свои слабости и недостатки и даже отвратительные черты, для того чтобы иметь силы и возможности их преодолевать, становиться лучше, сильнее, независимее. А значит, быть готовым к тем трудностям, которые обязательно выпадут на вашу долю.

6. Гимн себе

Я - ЭТО Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Поэтому все, что исходит от меня, - это подлинно мое, потому что именно Я выбрал(а) это.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза , включая все образы, которые они могут увидеть; мои чувства, какими бы они ни были, - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, - вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому(самой).

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.

Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой.

Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самом(самой).

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел( а) и ощущал(а),  что Я говорил(а)  и что Я делал(а), как Я думал(а) и как Я чувствовал( а), Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом(самой).

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. У меня есть все, чтобы быть близким(ой) с другими людьми, чтобы быть продуктивным(ой), вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.        ·

Я принадлежу себе и поэтому я могу строить себя.

Я - это Я, и Я - это замечательно.

7. Формула любви к себе

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще. Пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.

Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и назовите свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

8. Ритуал прощания

Занятие 2. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение

Цель: научение говорить о себе только позитивно; активизация процесса самопознания; повышение самопонимания на основе своих позитивных качеств.

  1. Ритуал приветствия
  2. Приветственная фраза

Дети садятся в круг, затем один из них просит другого передать третьему какую-либо приветственную фразу. Второй участник передает третьему эту фразу, третий просит второго передать первому несколько слов благодарности, а сам тем временем просит четвертого участника передать пятому свое приветствие. Четвертый передает пятому приветствие, посланное третьим участником, тот посылает обратно благодарность и т. д. Слова привета и благодарности должны быть краткими: одна-две фразы, не более.

Приблизительный вариант: «Доброе утро! Вы прекрасно выглядите!»

Обратное послание: «Спасибо. Вы очень любезны».

3. Автопилот

- Это задание, которое поможет вам еще лучше разобраться в себе и настроиться на радостную и продуктивную жизнь в дальнейшем. Вы должны записать не менее десяти фраз-установок типа: «Я умный!», «Я сильный!», «Я обаятельная!»,  «Я красивая!» и т. п.

Естественно, эти установки должны относиться непосредственно к вам, отражать ваши жизненные цели и стремление стать именно таким.

Отнеситесь к этому заданию серьезно, так как жизнь человека во многом определяется именно тем, что он о себе думает, что он чаще всего себе говорит. Ни в коем случае не пишите фраз, подчеркивающих ваши слабости и недостатки. Это должна быть оптимистическая программа будущего, своеобразный автопилот, который поможет вам в любых жизненных ситуациях.

  1. Самоодобрение

Человек, который хорошо владеет самоодобрением, должен:

  • быть верен своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, но вместе с тем уметь гибко изменить свое мнение, если оно ошибочно;
  • быть способным действовать по своему усмотрению, не испытывая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны других;
  • быть способным не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне;
  • сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности;
  • видеть в каждом человеке личность и рассматривать его как полезного для других, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением;
  • быть непринужденным в общении, уметь как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других;
  • уметь принимать комплименты и похвалу без притворной скромности;
  • уметь оказывать сопротивление;
  • быть способен понимать свои и чужие чувства, уметь подавлять свои порывы;
  • быть способным находить удовольствие в самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых;
  • чутко реагировать на нужды других, соблюдать принятые социальные нормы;
  • уметь видеть в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки.

5. Формула успеха        

- Из чего складывается наше переживание удачи, успеха? Очевидно, что оно возникает из соотношения полученного результата и того; чего мы хотели достичь.

По известной формуле классика психологии У. Джемса:

Самооценка = Успех/ Притязания

Другими словами, самооценку можно повысить, либо повысив уровень успеха, либо снизив притязания.

Возьмите лист бумаги. Напишите в центре крупно букву «Я». Можете даже нарисовать вокруг нее кружочек, выделить каким-нибудь способом. Ваша задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше областей, где это «Я» может быть реализовано, и определить «желательное» и «нежелательное Я» для каждой области. Просто проводите линию от «Я», центра вашей Вселенной, рисуйте квадратик или кружочек и пишите.        .

Сколько областей вы смогли выделить? Теперь, когда вы все закончили, придумайте еще четыре - любые, самые неожиданные. Но важное условие - они должны быть вполне реальны, впрочем, как и все остальные.

Теперь отложите эту «звездную карту» своей жизни и посмотрите на нее немного сверху, как бы со стороны. Может ли эта карта быть картой неудачника?        

Ведь у вас, как выяснилось, столько возможностей. Так пользуйтесь ими.

6. Я ценю себя

- Сядьте поудобнее на стуле так, чтобы ноги стояли на полу. Слегка прикройте глаза и просто следите за дыханием. Теперь направьте свой мысленный взор вовнутрь и скажите себе, что вы себя любите.

Это может звучать примерно так: «Я высоко ценю себя».

Это придаст вам силы и укрепит дух. Выполняя это упражнение, периодически следите за своим дыханием.

Теперь сосредоточьтесь еще сильнее и определите то место, где хранится сокровище, носящее ваше имя. Приближаясь к этому священному месту, подумайте о своих возможностях: способности видеть, слышать, осязать, ощущать вкус и запах, чувствовать, думать, двигаться и делать выбор. Как следует подумайте о каждой из этих возможностей, вспомните, как часто вы пользовались ими, как пользуетесь сейчас, как нужны они будут в дальнейшем.

Теперь вспомните, что это все - вы, что это вы можете увидеть новые картины, услышать новые звуки и т. д. Постарайтесь осознать, что благодаря этим возможностям вы никогда не будете беспомощными.

А теперь вспомните, что вы - частица Вселенной; вы получаете энергию из недр земли, благодаря ей вы можете уверенно стоять на ногах, понимать смысл окружающего мира, вас заряжают и другие люди, которые готовы быть с вами и нуждаются в вас.

Помните, вы свободны, чтобы все видеть и слышать, но выбираете лишь то, что вам нужно. Иногда отчетливо скажите «да» тому, что необходимо, и «нет» всему ненужному и лишнему. Вы будете нести добро и себе, и другим вместо зла и бессмысленной борьбы.

А теперь снова сосредоточьтесь на своем дыхании.

Все это может занять у вас одну или пять минут. Это вы решите сами.

Хорошенько запомните это упражнение и почаще делайте его.

7. Ритуал прощания

II блок. РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Цель: познакомить учащихся со способами регуляции стресса.

Занятие 3. Характеристика стресса. Влияние стресса на здоровье

Цель: дать понятие стресса, виды стресса;

Занятие проводится в форме лекции с элементами беседы.

  1. Этапы лекции:
  2. Формирование понятия стресса как напряженного состояния человека, возникающего у него в ответ на воздействие экстремальных факторов внешней ситуации.
  3. Сообщение о двух видах стресса - конструктивном (рассказать о мобилизационных процессах при конструктивном стрессе) и деструктивном (раскрыть губительное воздействие на протекание всех жизненно важных процессов в организме человека). Здесь важно обратить внимание учащихся на то, что стресса бояться не стоит; чтобы управлять им, необходимо использовать его полезные функции и исключать вредоносные
  4. Изучение стадий протекания стрессового состояния (нарастание напряженности, собственно стресс, снижение внутренней напряженности) .
  5. Знакомство со стратегией личной регуляции стресса (предложена Н.В. Самоукиной), включающей четыре действия:
  1. Находясь в ситуации стресса, никого не обвинять - ни себя, ни других, не мучиться «укорами совести», не «сбрасывать» свою стрессовую энергию на окружающих.
  2. Стремиться овладеть собой на первой стадии развития стресса, когда еще сохранен самоконтроль и «Стрессовая ситуация» не захватила полностью.
  3. Изучать самого себя - как развивается стрессовая ситуация, как при этом изменяется внутреннее самоощущение.
  4. Стараться перевести стрессовую энергию в другие формы деятельности, при этом находить свою оптимальную стратегию поведения в стрессе.
  1. Напомнить учащимся, что важной задачей в личной программе защиты от стресса является умение не попасть во вторую стадию его развития, научиться справляться со своим внутренним напряжением в первые минуты (или даже секунды) стресса, не теряя самоконтроля и не выплескивая свое раздражение на окружающих.
  2. Сообщение о методах регуляции стресса - естественных (основаны на использовании человеком тех возможностей, которые он «имеет под рукой», например, разумное планирование режима своего труда и отдыха) и искусственных (способы регуляции стресса, разработанные в практической психологии).
  3. Изучение естественных методов саморегуляции стресса.
  1. Упражнение «Мои секреты саморегуляции».

Инструкция. Учащимся предлагается вспомнить и записать действия, которые они предпринимают дома и в школе, чтобы улучшить настроение, успокоиться, после чего поделиться своими «секретами» с присутствующими.

Примечание. При необходимости педагог-психолог приводит примеры других средств (физическая нагрузка - спортивные игры, гимнастика, плавание; увлечения; время от времени делать себе что-нибудь приятное; общение со спокойными и оптимистичными людьми).

Занятие 4. Эмоциональное самовыражение как способ регуляции стресса

Занятие проводится в форме беседы с выполнением упражнения.

  1. Ход беседы:
  2. Формирование представления о спонтанном выражении позитивных переживаний и эмоций как об одном из способов регуляции стресса.
  3. Сообщение о социально приемлемых способах выражения агрессивных чувств.
  4. Выполнение упражнения «Пантомима». Упражнение направлено на спонтанное переживание момента, помогает отказаться от «масок тревожного самоконтроля».

Инструкция. Участники делятся на две группы. Каждый получает лист бумаги, содержащий задание-предложение (например, «Я всегда улыбаюсь», «меня обидели», «оранжевый бегемот не ест шпинат»), которое участник должен выразить через пантомиму так, чтобы его группа угадала задуманное. Листы с заданиями передаются соперникам с тем, чтобы они могли наблюдать за процессом. По окончании участникам предлагается по кругу ответить на вопросы: что помогало выражать ситуацию без слов, и какие были трудности?

  1. Упражнение «Учимся анализировать».

Слово педагога-психолога. Успешность построения личной программы защиты от стресса зависит, прежде всего, от того, насколько точно и своевременно человек может заметить, что вступает в зону стресса и теряет самоконтроль. Поэтому важно учиться наблюдать за собой, анализируя себя в стрессовой ситуации. Кроме того, чтобы понять, в какую форму деятельности можно конструктивно направлять свою энергию, важно изучать себя и в других ситуациях.

Инструкция. Учащимся предлагается проанализировать какие-либо события из своей жизни, задавая себе и друг другу вопросы, например:

  • Какие ощутимые изменения происходят в моем состоянии и настроении в стрессе? Что происходит, когда я теряю самообладание?
  • Что мне нравится в моей подруге? Для чего я хожу в школу?
  • От чего мне бывает скучно?
  • Какие качества в людях мне нравятся (не нравятся)?

Занятие 5. Позитивное отношение как способ регулирования стресса

1. Мини-лекция педагога-психолога «Важность позитивного мышления» (тезисы). 

Отрицать наличие негативных моментов в нас самих, окружающих людях, нашей жизни нельзя. Мы, как и все другие, имеем недостатки. Мы переживаем сложные ситуации, конфликты, сталкиваемся с проблемами, в результате в той или иной форме начинаем чувствовать внутреннее напряжение, стресс.

Найти успокоение можно, осознав, что в жизни все уравновешенно и сбалансированно. Любое отрицательное качество человека, негативные последствия конфликта - все имеет свое позитивное продолжение. Это объективный закон жизни - наличие равновесия и баланса. Недостаток уравновешивается достоинством, которое является собственно его продолжением. Если вы что-то получили в жизни (любовь, славу, успех), вы за это чем-то заплатите (например, здоровьем, усталостью). Если вы решили одну проблему, сразу возникает другая. Одиночество уравновешено свободой, а наличие пары - ограничениями, которые задаются партнерством. Вы - состоятельный человек, следовательно, испытываете постоянное напряжение, связанное со страхом потерять имущество. Вы - бедный человек, следовательно, испытываете нужду и боитесь, что завтра не на что будет жить. Во всем есть равновесие. И только в минуты сильного стресса и глубоких переживаний , когда мы теряем контроль над собой, нам кажется, что сейчас в нашей жизни больше плохого, нежели хорошего. Мы начинаем думать только о негативном и отрицательном. Однако в любой ситуации есть и то, и другое. Стоит только начать анализировать и размышлять. И тогда то положительное, что сможете увидеть, поможет успокоиться, сориентироваться в ситуации и принять правильное решение.

2. Упражнение «Ситуация».

Цель: научить находить позитивные стороны в любой, даже очень сложной ситуации в жизни.

Инструкция педагога-психолога. Вспомните ситуацию, при которой у вас произошел конфликт. После него вы видите только отрицательные последствия произошедшего, поэтому напряжение, которое возникло у вас в конфликте, переживаете долго и не можете от него избавиться.

Возьмите лист бумаги, в левой части перечислите последствия данного конфликта. За­ тем отмеченные вами характеристики переведите в позитив в правой части листа. Например:

Последствия конфликта

Перевод в позитив

1

Проблема осталась нерешенной.

У меня есть возможность найти действительно конструктивное решение.

2

Испытываю чувство вины. Кажется, что мог вести себя более конструктивно.

У меня есть возможность найти дополнительную информацию для принятия более обоснованного решения.

3

Как только вижу того, с кем произошел конфликт, испытываю сильное раздражение.

Я не утратил способность видеть свои недостатки. А значит, могу совершенствоваться.

3. Упражнение «Похвали друга».

Цель: создать условия для того, чтобы учащиеся получили позитивную оценку своих поступков.

Инструкция. Участники делятся на пары. Задача - рассказать партнеру, какие качества в нем особенно нравятся. Необходимо сформулировать не менее 5 предложений. Затем участники меняются ролями.

По окончании проходит обсуждение: что было приятнее, что легче - слушать или говорить, вызвало ли упражнение какие-то сложности?

4.Рефлексия

Цель: проанализировать с учащимися влияние на самочувствие похвалы и одобрения.

Занятие 6. Релаксация - как способ регуляции стрессов

Цель: сформировать представление о релаксации.

  1. Вступительное слово педагога-психолога.

Сообщение о релаксации, ее значении и возможностях.

  1. Упражнение «Мой огонек».

Инструкция. Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы выходите из этого класса и идете по улице. Вы никуда не торопитесь, просто идете. Вас никто не ждет. Вы просто гуляете. Замечаете снежные сугробы вокруг дороги. Снег серебрится в свете фонарей. Вы останавливаетесь и любуетесь снегом. Потом поднимаете глаза, видите дома, освещенные окна. В окнах горит теплый свет. За каждым окном маленький мир. Уютный дом. Теперь представьте себе, что где-то внутри вас горит такой же маленький теплый свет. Он дает уют и покой. Чтобы ни происходило, какие бы бури и волнения вы ни переживали, он горит ясным, теплым, спокойным светом. Представьте его в виде язычка пламени. Осторожно возьмите его в руки. Вот он перед вами. Бережно держите его в руках. Полюбуйтесь его ровным, мягким светом. Поблагодарите за тепло и мир, которые он дает. (Пауза.) Теперь бережно положите его. Он всегда будет с вами.

  1. Упражнение «Разговор с собой».

Инструкция. Представьте, что вы идете по тропинке, спускаетесь к реке и идете вдоль нее. Вода тихо струится, переливается. Вы смотрите в воду, и вдруг мир вокруг начал меняться. Вы смотрите на берег и видите вдали маленького ребенка. Он играет один. Он кажется очень близким. Вы подходите и видите, что ребенок - это вы. Только меньше. Маленький, беззащитный, беспечный. Он еще многого не знает. Он глядит на этот мир большими, изумленными глазами. Подойдите ближе к нему. Вы можете прикоснуться к нему. Просто молча посидеть рядом или сказать ему какие-то очень важные слова. (Пауза.) Теперь вы можете впустить его внутрь себя… или, наоборот, отпустить. Только помните, что в вас есть частичка этого маленького существа.

  1. Упражнение «Мой лес».

Инструкция. Представьте, что вы идете по тропинке в поле. Поле золотистое. Вдали виднеется лес. Дует легкий ветерок. Он шевелит мягкие травы. Вы идете в радостном ожидании. Вы долго ждали этого дня. Вы ждали встречи с лесом. Вы знаете этот лес весь до последнего кустика. Вы понимаете его. Этот лес полон жизни. Там живут звери, птицы. Шелестят деревья, шумят травы. Там есть поляны, овраги, ручьи. И вы чувствуете жизнь этого леса. Вы знаете о нем что-то особое, чего не знает никто другой. (Пауза.) И сейчас вы идете к нему. Лес все ближе и ближе. Вот его деревья зашумели, приветствуя вас. Еще немного, и вы вступите под его кроны. Еще несколько шагов. Сейчас вы войдете в лес. Остановитесь. Постойте. Запомните эту минуту.

  1. Рефлексия.

Цель: проанализировать эффект упражнений.

Вопросы:

  • Понравились ли вам упражнения?
  • Опишите, что вы чувствовали во время выполнения упражнения?
  • Сможете ли вы использовать в дальнейшем элементы этих упражнений самостоятельно, когда вам понадобится снять усталость или напряжение?

III блок. МОЕ БУДУЩЕЕ

Цель: формирование жизненных целей

Занятие 7. Мое будущее

Цель: способствовать осмыслению пройденного жизненного пути, анализу прошлого, настоящего и будущего; способствовать осмыслению главных ценностей жизни, собственного образа будущего.

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Линия жизни»

Инструкция. Участникам предлагается нарисовать линию своей жизни, отметить на ней прошлое, настоящее и будущее (в данном случае диагностическое значение будет иметь вверх идет линия или вниз, есть ли «взлеты и падения», как много зигзагов и извилин), поставить отметку, обозначающую, где на реальный момент жизни находится автор рисунка. Под соответствующим отрезком записываются мысли о прошлом (что происходило в детстве). Под отрезком «настоящее» фиксирует то, что происходит сейчас, что занимает, увлекает. Предполагаемые события, цели и мечты записываются под отрезком «будущее».

При обсуждении обращается внимание на следующее: если линия заходит на верхнюю половину листа, это связано с позитивными событиями жизни, с успехами и радостями. Линия ниже середины листа отражает неудачи, горе, негативный опыт. Кроме того, отмечается диапазон отклонений от горизонта («степень кривизны»), наличие и количество зигзагов.

Вывод, к которому необходимо подвести учащихся при анализе рисунков: отмеченные падения и взлеты - это не только трудности и радости, но и богатый опыт, который можно учесть, чтобы двигаться вперед.

  1. Упражнение-игра «Что было главным в жизни»

Инструкция. Участники разбиваются на пары. Задача - взять интервью друг у друга на тему «Что было самым главным в жизни?». При этом нужно представить, что тот, кого интервьюируют, человек очень пожилого возраста (в данном случае важно сделать акцент на богатом жизненном опыте и мудрости, которая приходит с возрастом, или должна приходить), который многого добился в жизни. В ходе выполнения задания участники могут делать записи, чтобы потом поделиться своими открытиями с другими.

  1. Упражнение - игра «КИНО»

Педагог-психолог: Представьте, что, когда вам исполнилось 20 лет, о вас сняли фильм. И сейчас каким-то чудом его удалось посмотреть. Расскажите, как вы выглядите в этом фильме, чем занимаетесь и пр. Можно нарисовать кадры фильма, они помогут проиллюстрировать ваш рассказ.

  1. Домашнее задание

К следующему занятию подготовить картинки, фотографии объектов материального и духовного мира, с которыми учащиеся связывают свое будущее.

  1. Подведение итогов. Ритуал прощания

Занятие 8. Доска желаний

Цель: осмысление собственных ценностей и ранжирование их по значимости; развитие рефлексивных способностей.

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Реестр ценностей»

Инструкция. Участникам в течение 3 минут необходимо составить свой личный «тайный» список ценностей, имеющих для них особую значимость, и присвоить каждой из них порядковый номер исходя из значимости.

  1. Упражнение «Доска желаний»

Инструкция. Основываясь на упражнении выше, а также упражнениях предыдущих занятий, участники с помощью заготовленных дома рисунков и фотографий составляют «Доску желаний». «Доской» может быть        заготовленный для каждого лист формата АЗ. В центр можно поместить «Автопортрет» участника, можно приклеить картинки или нарисовать рисунки, символизирующие то, чего учащиеся хотят добиться в будущем. На «Доске» ребята приклеивают или рисуют то, чего они хотели бы добиться в будущем: владеть материальными ценностями, приобрести духовные, идеальные представления о семье и социальном окружении.

По завершении можно устроить презентацию составленных коллажей (по желанию самих авторов).

  1. Подведение итогов. Ритуал прощания

Занятие 9. Дерево целей

Цель: осознание целей и ценностей своей жизни; развитие способности к целеполаганию.

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Цели»

Педагог-психолог: Возьмите 4 листа бумаги, ручку или карандаш. На одном листе напишите «Каковы мои жизненные цели?»... В течение 2 минут ответьте на этот вопрос. Записывайте все, что приходит в голову... Вы можете записать личные, семейные, профессиональные, социальные, общественные или итоговые цели... Дайте себе еще 2 минуты, чтобы проверить ваш список, дополнить или исправить что-то... Затем отложите этот лист в сторону.

Возьмите второй лист и напишите сверху «Как я хотел бы провести ближайшие три года?»". Потратьте 2 минуты на ответ, потом в течение 2 минут просмотрите, проверьте, дополните список. Это поможет вам уточнить ваши цели, сформулировать их конкретнее, чем при ответе на первый вопрос. Отложите лист.

Чтобы увидеть свои цели под другим углом, напишите на третьем листе «Если бы я уз­ нал, что с сегодняшнего дня мне осталось жить шесть месяцев, как бы я прожил их?». Цель этого вопроса - выяснить, нет ли чего-нибудь, что важно для вас, но чего вы не делаете и о чем даже не задумываетесь. Напишите об этом также в течение 2 минут и возьмите еще 2 минуты на просмотр". Отложите лист.

На четвертом листе выпишите 3 цели, которые вам кажутся наиболее важными из всех, ранее записанных... Сравните ваши листы... Есть ли какие-нибудь темы, проходящие через названные вами цели?.. Относятся ли все ваши цели к какой-нибудь определенной категории, например к личной или социальной жизни?.. Есть ли одинаковые цели на первых трех листах?..  Отличаются ли чем-нибудь от всех других три цели, которые вы выбрали в качестве наиболее важных?..

  1. Упражнение «Глубинная цель»

Педагог-психолог: Сейчас каждый из вас по очереди озвучит одну из своих целей в жизни, любую. Каждому я буду задавать вопросы, с помощью которых мы постараемся определить, какая глубинная цель стоит за озвученной.

Далее каждый участник называет свою цель, после чего педагог-психолог с помощью наводящих вопросов пытается выяснить, чего именно хочет добиться подросток, называя эту цель. Например: «Хочу купить машину - это цель». - «Чего ты достигнешь, когда будешь иметь машину?» - «Я буду нравиться многим девушкам». - «Ты будешь нравиться многим девушкам, и что это тебе даст?» и т. д.

Комментарий. При ответе на вопросы необходимо подвести участников к мысли о том, что за каждой целью человека стоит некая глубинная цель. То есть, ставя перед собой цели, человек пытается удовлетворить некоторую собственную потребность - в покое, благополучии, любви, самовыражении и проч. Он не всегда осознает эту глубинную потребность. Но, чтобы грамотно ставить перед собой цели, нужно понимать, а чего на самом деле ты хочешь добиться.

  1. Подведение итогов. Ритуал прощания

При подведении итогов педагог-психолог просит участников вспомнить цели, которые в первом упражнении они определили для себя как самые важные, и определить, какие глубинные цели за ними стоят.

Занятие 10. Верная стратегия

Цель: поиск ресурсов, необходимых для достижения целей; формирование положительной самооценки; формирование стремления двигаться к достижению поставленных целей.

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Прошлые успехи»

Инструкция. Участникам предлагается нарисовать солнышко с множеством лучей (7 и более). На каждом из них отметить событие, связанное с прошлым успехом. По завершении каждый желающий может озвучить свои успехи - без комментариев от других участников. Данное упражнение  помогает повысить самооценку.

  1. Упражнение «Успехи будущего»

Инструкция. Участникам предлагается нарисовать еще одно солнышко с множеством лучей и с учетом всего сказанного на прошлых занятиях записать на них те цели, которые они хотели бы достичь в ближайшем и отдаленном будущем.

  1. Упражнение «Хочу и Надо»

Инструкция. Участники делятся на две команды - «Хочу» и «Надо». Игроки команды «Хочу» поочередно высказывают какие-либо желания. Команда «Надо» после непродолжительного обсуждения выдвигает ряд условий, которые необходимо выполнить, чтобы реализовать эти желания. Например, игрок говорит: «Я хочу отправиться в Швейцарию покататься на горных лыжах». Ответ команды «Надо» может быть следующим: «Для этого тебе нужно купить горные лыжи, научиться кататься на них, получить загранпаспорт и визу, заработать необходимую для поездки сумму денег, выучить иностранный язык» и т. п. Игрок команды «Хочу» решает, насколько реально для него в данный момент это желание. И если он сам приходит к выводу, что его «хочу» пока невыполнимо, он покидает свою команду и отправляется в «область мечты» (это может быть отдельно стоящая парта, сидя за которой выбывший игрок может наблюдать за происходящим). Команда «Надо» при этом получает одно очко.

Первый тур игры проводится как разминочный, поэтому всем игрокам команды «Хочу» выдаются карточки с заранее написанными желаниями. Например: «Я хочу иметь большой и красивый дом», «Я хочу иметь роскошный автомобиль», «Я хочу красиво говорить», «Я хочу, чтобы у меня было много отзывчивых и преданных друзей » и т. п.

Педагог-психолог должен следить за тем, чтобы в первом туре желания команды «Хочу» по возможности начинались с материальных ценностей и переходили к духовным. Это позволит во втором туре вывести разговор на более высокий уровень человеческих ценностей и отношений.

Для второго, свободного, тура можно полностью поменять команды. Карточки с желаниями здесь уже не обязательно раздавать, т. к. участники быстро усваивают основной принцип игры и, прежде чем сказать о своем «Хочу», мысленно анализируют, насколько реально это желание.

  1. Упражнение «Ресурсы для достижения»

Инструкция. Участникам снова предлагается нарисовать солнышко с множеством лучей, прописав на них ресурсы, необходимые для достижения целей. По завершении участники озвучивают свои ответы.

  1. Мозговой штурм «Что помогает добиться своей цели?»

Инструкция. Участникам предлагается сформулировать выводы, которые каждый из них сделал по результатам занятия. Вспомнить, что помогло добиться успехов в прошлом, что помогает в настоящее время. Какие ресурсы необходимы, чтобы добиваться своих целей в будущем? Педагог-психолог обобщает все сказанное и записывает выводы на доске.

  1. Ритуал прощания

Литература  

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007
  2. Сунтеева Ж.В. Развивающая программа «Психология здоровья» для подростков// Справочник педагога-психолога, № 9, 2014 г., с 45
  3. Яковенко О.Н. Программа профилактических занятий с подростками «В поисках жизненного смысла…», Справочник педагога-психолога, № 10, 2014 г., с 69
  4. Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи… Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 1996
  5. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"

Данный тренинг направлен на осознание учащимися   жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в  форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...

Психологическое занятие с элементами тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдаче ГИА И ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).

Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем об...

Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"

Интересное занятие с увлекательными упражнениями......

Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…»

Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…». Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях введения ФГОС....

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».

        Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчик...

Программа психологических занятий с элементами тренинга для подростков «Мы – волонтеры»

Краткая аннотация программы      Подростки обычно стремятся к свободе и независимости от взрослых, с одной стороны, и стремлении к объединению в группы со сверстниками, с друг...

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...