Коррекционно-развивающая программа педагога - психолога для работы по профилактике и коррекции дезадаптации в 1-м классе
рабочая программа по психологии

Кривощапова Мария Николаевна

Цель данной программы – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.

 

Данной цели соответствуют следующие задачи:

  • Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.

  • Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

  • Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

  • Формирование навыков выражения своих чувств и переживаний.

  • Развитие у детей концентрации внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krp_adaptatsii.docx58.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»

671623 Республика Бурятия, Баргузинский район, п. Усть-Баргузин, ул.Оцимика,24

Тел./факс (301 31) 91331, тел. (301 31) 91333 E-mail: noo_school@mail.ru 

СОГЛАСОВАНО                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР                                                 Директор школы

___________________/Мурзиненко Е.С                     ________________/Вильмова М.Г

«____»_______________2021                                      Приказ № 141  от 02.09.2021

                                                                                                М.П.                                                                                      

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы по профилактике и коррекции дезадаптации

                                                                                 

 

Рассмотрено на заседании

                                                                                  педагогического совета                                                                                                 Протокол №71  от 30.08..2021

ФИО педагога-психолога:  Кривощапова М.Н.

        2021 - 2022 учебный год

  1. Пояснительная записка

    Вхождение ребенка как социального существа в социальную среду предполагает прохождение трех фаз: адаптации к действующим в этой среде нормам, формам взаимодействия, деятельности; индивидуализации как удовлетворения потребности в «максимальной персонализации» и интеграции личности в социальной среде.

     Согласно мнению А.В.Петровского, адаптация, индивидуализация, интеграция выступают как механизмы его социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникающих в этом взаимодействии противоречий [Реан ].

     В течение жизни человеку неоднократно приходится переживать периоды адаптации. Адаптация -  формирование приспособительных реакций организма не только при действии неблагоприятных факторов, но и при действии обычных, не экстремальных факторов.

     В связи с этим особое значение приобрела проблема адаптации детей к школе. В процессе обучения в школе начало обучения является наиболее критическим периодом. Меняются условия жизни ребенка, появляются новые контакты, принципиально меняется вид деятельности, к ребенку предъявляются новые требования. Все это требует большого напряжения сил ребенка.

   Начало обучения в школе оказывает влияние на поведение ребенка. Дети могут проявлять повышенную возбудимость, эмоциональность, неустойчивость внимания, быструю утомляемость. Эти затруднения чаще всего являются реакцией на новую обстановку.

     К психологическому напряжению добавляется напряжение физическое: длительные статические нагрузки, изменение режима дня, подчинение школьному распорядку. В результате этого у детей может нарушаться сон и аппетит, ослабляться иммунитет.

     Обычно стабилизация состояния ребенка наступает через полтора-два месяца (к концу октября). В ряде других случаев процесс адаптации затягивается. Трудности адаптации могут отмечаться с первых дней обучения, а могут проявиться позднее.

     В ряде случаев адаптация к школе не происходит. У ребенка ухудшается физическое и психологическое здоровье, возникают трудности в обучении письму, чтению, счету, обнаруживаются проблемы социально-психологической адаптации) – это дезадаптация.

      В соответствии с принципом системности в психологии человек, личность рассматриваются как система и как принадлежащие системе. Личность человека - открытая, самоорганизующаяся система. Принцип системности активно разрабатывается в синергетике. Считается, что процесс развития разворачивается, когда один психический процесс является фоном для развития другого. Например, эмоциональная стабильность является фоном для развития механизмов саморегуляции.

   Адаптация – системный процесс, компоненты которой тесно взаимосвязаны друг с другом. Физиологический компонент адаптации оказывает влияние как на способности к обучению, так и на эмоциональную сферу. Деятельностный компонент адаптации тесно взаимосвязан с эмоциональным и физиологическим. Эмоциональное благополучие ребенка поможет ему успешно выполнять требования, предъявляемые ему школой.

     Профилактика школьной дезадаптации поможет на ранней стадии помочь ребенку справиться с трудностями и облегчить процесс обучения, сделать процесс адаптации к школе менее болезненным для ребенка.

Участники программы:

     Программа предназначена для первоклассников и взрослых (классного руководителя, педагога-психолога).

Занятия с детьми проводятся следующим образом:

- групповые занятия,

- индивидуальные занятия (для детей с трудностями процесса адаптации).

    Цель программы: профилактика школьной дезадаптации и создание благоприятных условий для успешной адаптации детей.

    Задачи программы:

- создание условий для физиологической подстройки организма к новым условиям,

- создать условия, способствующие освоению способов и приемов новой деятельности, усвоение программы обучения,

- способствовать эмоциональному принятию новой социальной ситуации.

Научные, методические и методологические концепции программы

     Гипотеза П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. В частности понимание того, что действие нужно целенаправленно вести, а не просто наблюдать, фиксировать его изменения.

    Деятельностный подход, в рамках которого выделяется активная сторона субъективного образа мира, учет того, что многое в психике имеет деятельностное происхождение и деятельностное проявление.

    Учение об эмоциях Альфреда Лэнгле, где подтверждается зависимость чувств от установок и, в то же время, сами чувства выступают как источник ценной информации о себе и мире.

    В разработке программы мы использовали методику работы со страхами Захарова, опыт работы Кривцовой по развитию эмоционального интеллекта у младших школьников, методические рекомендации по психологическому сопровождению в рамках ФГОС НОО.

   Программа по профилактике школьной дезадаптации может значительно облегчить вхождение первоклассников в процесс обучения. Цикл занятий данной программы направлен на решение задач по трем компонентам адаптации (физиологическому, деятельностному, эмоциональному).

Структура программы

    Вся программа разделена на три блока в соответствии с компонентами адаптации.

I блок. Физиологическая адаптация.

Кинезиологические упражнения.

  Необходимость включения кинезиологических упражнений объясняется тем что школьные методики обучения развивают в основном левое полушарие. У младшего школьника основной тип мышления – наглядно-образный. Такое мышление тесно связано с эмоциональной сферой, что предполагает участие правого полушария в деятельности. Но все обучение направлено на развитие формально-логического мышления. Происходит чрезмерная стимуляция левого полушария при торможении правого.

     В результате перегрузки левого полушария появляется утомляемость, отвлекаемость, забывчивость. Недостаточная активность правого полушария вызывает раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения.

    Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психофизиологами в рамках урока проводить очень сложно в силу ряда объективных причин. Мы использовали упражнения, которые удобно и легко выполнять, они не требуют специально организованного пространства и просты в выполнении. Эти упражнения мы проводили как на групповых занятиях, так и на уроках во время физкультурных минуток.

II блок. Освоение учебной деятельности.

  • Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
  • Развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение подчиняться словесным указаниям).
  • Формирование психологических образований младшего школьного возраста (внутреннего плана действий, произвольности, рефлексии).
  • Упражнения на развитие универсальных учебных действий.

III  блок. Эмоциональный компонент.

  • Снижение уровня эмоционального стресса.
  • Снижение уровня тревожности.
  • Работа со страхами.
  • Эмоциональное принятие новой ситуации обучения в школе.

Режим занятий.

    Групповые занятия проводятся один раз в неделю.

    Предварительно на родительском собрании рассказывается о будущих занятиях. Оговаривается обязательное участие всех учащихся, желательно на всех занятиях программы.

  1. Планируемые результаты

   Способы проверки прогнозируемых результатов.

  • Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А.Ореховой) позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций (Приложение 1).
  • Диагностика уровня эмоционального стресса (В.И.Екимова, А.Г.Демидова). Методика позволяет диагностировать у ребенка повышенную тревожность, дает возможность определить уровень эмоционального благополучия детей – обязательного условия эффективной учебной деятельности (Приложение 2).
  • Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем» - выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации (Приложение 3).
  • Методика «Школа зверей» - определение мотивации посещения школы, уровня комфортности школьника в общей жизни класса (Приложение 4).
  • Анализ данных о заболеваемости первоклассников.
  • Опрос родителей. Текст опросника должен содержать вопросы о возможных симптомах психосоматических явлений: нарушений сна, аппетита, заболеваниях ребенка в адаптационный период (Приложение 5).
  • Экспертный опрос учителя на основе сокращенного варианта карты наблюдений М.Битяновой.

   Групповые занятия проводятся в учебном кабинете начального класса.

Индивидуальные занятия в специализированном кабинете психолога.  В процессе проведения занятий используется различный дидактический материал: плакаты, таблицы, индивидуальные бланки с образцами заданий, индивидуальные бланки для выполнения заданий. Кроме этого у каждого ребенка есть альбом и тетрадь для занятий.

3. Описание материально – технического и учебно – методического

обеспечения программы

       Материально-техническое обеспечение:

  1. Наличие игровой комнаты.
  2. Музыкальный центр, компьютер.
  3. Зеркало.
  4. Игровой реквизит: скакалки, мячи, обручи, конструкторы, кубики.
  5. Настольные игры.
  6. Записи аудио, видео, формат CD, MP3,
  7. Презентационный материал.
  8. Фломастеры, карандаши, клей, бумага для рисования,  листы ватмана, цветная бумага.

Методическое обеспечение программы:

1. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М.Бреслав. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. – 544 с. (Психология для студента).

2.        Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/ А.Л.Венгер. – М.: Изд-во ВЛАДОС –ПРЕСС, 2007. – 159 с.: ил. – (Психология для всех).

3. Все идет нормально? Комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников / Авт. – сост. В.И.Екимова, А.Г.Демидова. – М.: АРКТИ, 2007. – 88 с. (Школьное образование)

4.  Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: «Книжный дом «Университет», 2000. – 336 с.

5.        Глазунов, Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.:Издательство «Глобус», 2009. – 240 с. – (Школьный психолог).

6.  Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе / Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002. – 248 с.

7. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». — СПб.:«Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с; ил.

8.  Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. – М.: Генезис, 2000. – 192 с., илл.        

10. Панченко С. Перспективная методика «Школа зверей» // Школьный психолог, 2000. №12.

11. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция / авт.-сост. Г.Г.Моргулец, О.В.Расулова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.

12. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А.А.Реана. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. – 651 [5] с.

13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. — М.: Генезис, 1998.— 160 с: ил.

                                 Приложение 1

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

      Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

     Для проведения методики необходимы следующие материалы:

Лист ответов, восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

      Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному.  Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

     Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

      Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

      Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который, по-вашему, подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

     Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.  Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

     Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,

№3 – твое настроение на уроке чтения,

№4 – твое настроение на уроке письма,

№5 – твое настроение на уроке математики

№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,

№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,

№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,

№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,

№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

       Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того, эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

     Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент по формуле:

       ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

       Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

        Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

       Задания №2 и №3, по сути, расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

       Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,

Справедливость – обида – блок личностного роста,

Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,

Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,

Скука – восхищение – блок познания.

      При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории, и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

      Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

      В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций, скорее всего, будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

с положительным отношением к школе

с амбивалентным отношением

с негативным отношением

      Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

Лист ответов к тесту «Домики»

Фамилия, имя                                             класс                                дата                

1 задание

1          2           3            4             5             6             7             8

2 задание

1                    2             3             4              5             6              7              8           9              10

3 задание

1            2              3               4            5               6            7               8            9              10

№ 10 ________________________________________________________________________

Приложение 2

Диагностика уровня эмоционального стресса

Рекомендации. Текст задания рекомендуется прочитать вслух: «Сейчас я буду читать тебе высказывания, а ты внимательно слушай. Если считаешь, что и с тобой бывает такое, скажи мне об этом».

Высказывания:

  1. Я боюсь идти к зубному врачу, представляя, как будет больно.
  2. Я не люблю один (одна) оставаться в квартире (доме) в темноте.
  3. Я боюсь грозы и молнии.
  4. После страшной сказки, рассказа или кино я долго не могу уснуть.
  5. Мне часто снятся страшные сны.
  6. Я долго привыкаю к (новому) классу, (новой) учительнице.
  7. Я боюсь крови.
  8. Если меня вызывают к доске решать примеры, я боюсь, что могу что-то не решить.
  9. Я часто стесняюсь чужих людей и краснею.
  10. Мне страшно, когда вижу мертвую собачку, кошку, птичку и когда в кино показывают, как стреляют и убивают.

Интерпретация.

Менее 22,5% утвердительных ответов – низкий уровень.

От 22,5% до 30% - средний уровень.

От 30% до36% - высокий уровень.

От 37% и более – очень высокий.

Приложение 3

Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»

Цель. Выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации.

Инструкция

    На листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуй себя, когда ты был маленьким, затем – какой ты сейчас, затем – каким ты будешь в будущем, когда вырастешь. Около рисунка подпиши, каким ты будешь. (Рисунок выполняется цветными карандашами).

     Обработка результатов.

В таблицу заносится пять психологических характеристик:

- Чувство самоценности, высота самооценки (Самоценность). Акцентируется рисунок «Я сейчас».

- Легкость в установлении контактов, в общении (Контакты). Анализируется рисунок «Я сейчас».

- Наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (Комфорт). Анализируется рисунок «Я сейчас».

- Адекватность половой идентификации (Пол). Анализируются все рисунки.

- Адекватность возрастной идентификации (Возраст). Анализируются все рисунки.

Форма протокола:

Ф.И.

ребенка

Самоценность

Контакты

Комфорт

Пол

Возраст

Приме-

чания

    Максимальное количество баллов по параметрам «Самоценность», «Контакты», «Комфорт» - 5 баллов, за каждый признак, характеризующий психическое неблагополучие (см. следующую таблицу) вычитается 1 балл из пяти. В графах «Пол» и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.

Определение признаков психического неблагополучия

 (при наличии одного признака вычитается 1 балл

от максимально возможного по данному параметру)

Психологический

параметр

Признак неблагополучия

Чувство неполноценности,

низкая самооценка

Маленькие узкие плечи

Вся фигура малого размера

Короткие руки, ноги, отсутствие рук, руки за спиной

Рисунок у нижнего края листа, в нижней части

Карикатурный стиль изображения, изображение клоуна

 

Трудности общения

Выделение в сравнении с фигурой лица

Отсутствие основных деталей лица, рта

Человек нарисован схематично, из палочек

Человек или голова в профиль

Руки, фигура в оборонительной позе

Тревожность, беспокойство,

чувство внутреннего

дискомфорта

Выделение, подчеркнутое прорисовывание отдельных деталей с нажимом

Стирание какой-либо детали

Штриховка какой-либо части фигуры

Прорисована линия основания: пол, земля

Короткие штрихи, двойные или прерывистые линии

Темные, серо-черно-коричневые цвета в рисунке

Тревожность, беспокойство,

чувство внутреннего

дискомфорта

Одежда, атрибуты противоположного пола

Фигура, волосы не соответствуют полу

Неадекватная возрастная

идентификация

На рисунке «Я в настоящем» человек явно младше своего возраста, сходство с рисунком «Я в прошлом»

На рисунке «Я в настоящем» человек явно старше своего возраста, сходство с рисунком «Я в будущем»

Приложение 5

Анкета для родителей

    Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы, касающиеся самочувствия вашего ребенка, его адаптации к школе. Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь вашего ребенка психологически комфортной.

      Информация, которую вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована без вашего согласия.  

Ф. И. ребенка _______________________________Класс_____________

Ф.И.О. родителей______________________________________________

Просим вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется вам наиболее подходящим к вашему ребенку.

  1. Охотно ли идет ребенок в школу?

- неохотно

- без особой охоты

- охотно, с радостью

- затрудняюсь ответить

  1. Вполне ли приспособился ребенок к школьному режиму?

- пока нет

- не совсем

- в основном да

- затрудняюсь ответить

     3. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.

            - засыпает с трудом

            - долго не может заснуть

            - внезапно просыпается ночью, плачет

            - разговаривает во сне

            - просыпается с трудом

            - утром сонный и вялый

            - недержание мочи

            - плохой аппетит

            - вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы

           - беспричинные боли в животе

           - частые головные боли

           - болел в сентябре - октябре

           - стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу,       теребить волосы, или многократно повторять какие-то действия

           - наблюдаются быстрые подергивания (тики) лицевых мышц, плеч, рук

           - ведет себя как маленький, не соответственно возрасту

           - другие изменения__________________________________________

4. Есть ли в настоящее время у вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?

            - да__________________________________________________________

            - нет

5. Опишите режим дня вашего ребенка:

             - встает в _____________

              - в школу идет самостоятельно

              - в школу ребенка отводит_____________________

              - посещает группу продленного дня с_____до________________

              - из школы возвращается самостоятельно

              - из школы ребенка забирает ____________в______________

              - посещает дополнительные занятия, кружки, секции

              ______________________________________________________

              _______________________________________________________

              _________________раз в неделю

              - делает уроки обычно  в группе продленного дня с____до______

              - делает уроки дома с____до____

              - гуляет с __________до_______

              - смотрит телевизор с________до_________

              - играет с ________до _____________

              - ложится спать в ____________________

              - ваш ребенок имеет отдельную комнату_______

              - имеет место для работы и игр в общей комнате_______________

6. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

              - иногда

              - довольно часто

              - затрудняюсь ответить

7. Каков эмоциональный характер этих впечатлений?

                - в основном отрицательные  впечатления

                - положительных и отрицательных примерно поровну

                - в основном положительные впечатления

8. Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?

                - довольно часто

                - бывает, но редко

                - такого практически не бывает

                - затрудняюсь ответить

9. Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?

                - довольно часто  

                - бывает, но редко

                - такого практически не бывает

                - затрудняюсь ответить

10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

                - да

                - скорее да, чем нет

                - скорее нет, чем да

                - нет

                - затрудняюсь ответить

11. С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, вы столкнулись?

  1. Нуждаетесь ли вы в нашей помощи и в чем именно_______________

_____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая образовательная программа по психологии (7 - 8 класс КРО).

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:1)принцип несовпадения у дет...

Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников

В материале представлена программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. Материал может быть использован в работе психолога, социального педагога , воспитателя....

Программа педагога - психолога по работе с подростками из группы риска

Программа предназначена для работы с подростками из группы риска. Программа состоит из 9 занятий (1 занятие в месяц) по повышению уровня развития познавательных процессов, улучшение межличностных взаи...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.

Пояснительная записка. Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в сп...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения».

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения»....

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми  ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...