Коррекционно-развивающая программа педагога - психолога для работы по профилактике и коррекции дезадаптации в 1-м классе
рабочая программа по психологии
Цель данной программы – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.
Данной цели соответствуют следующие задачи:
Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.
Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Формирование навыков выражения своих чувств и переживаний.
Развитие у детей концентрации внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krp_adaptatsii.docx | 58.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»
671623 Республика Бурятия, Баргузинский район, п. Усть-Баргузин, ул.Оцимика,24
Тел./факс (301 31) 91331, тел. (301 31) 91333 E-mail: noo_school@mail.ru
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы
___________________/Мурзиненко Е.С ________________/Вильмова М.Г
«____»_______________2021 Приказ № 141 от 02.09.2021
М.П.
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы по профилактике и коррекции дезадаптации
Рассмотрено на заседании
педагогического совета Протокол №71 от 30.08..2021
ФИО педагога-психолога: Кривощапова М.Н.
2021 - 2022 учебный год
- Пояснительная записка
Вхождение ребенка как социального существа в социальную среду предполагает прохождение трех фаз: адаптации к действующим в этой среде нормам, формам взаимодействия, деятельности; индивидуализации как удовлетворения потребности в «максимальной персонализации» и интеграции личности в социальной среде.
Согласно мнению А.В.Петровского, адаптация, индивидуализация, интеграция выступают как механизмы его социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникающих в этом взаимодействии противоречий [Реан ].
В течение жизни человеку неоднократно приходится переживать периоды адаптации. Адаптация - формирование приспособительных реакций организма не только при действии неблагоприятных факторов, но и при действии обычных, не экстремальных факторов.
В связи с этим особое значение приобрела проблема адаптации детей к школе. В процессе обучения в школе начало обучения является наиболее критическим периодом. Меняются условия жизни ребенка, появляются новые контакты, принципиально меняется вид деятельности, к ребенку предъявляются новые требования. Все это требует большого напряжения сил ребенка.
Начало обучения в школе оказывает влияние на поведение ребенка. Дети могут проявлять повышенную возбудимость, эмоциональность, неустойчивость внимания, быструю утомляемость. Эти затруднения чаще всего являются реакцией на новую обстановку.
К психологическому напряжению добавляется напряжение физическое: длительные статические нагрузки, изменение режима дня, подчинение школьному распорядку. В результате этого у детей может нарушаться сон и аппетит, ослабляться иммунитет.
Обычно стабилизация состояния ребенка наступает через полтора-два месяца (к концу октября). В ряде других случаев процесс адаптации затягивается. Трудности адаптации могут отмечаться с первых дней обучения, а могут проявиться позднее.
В ряде случаев адаптация к школе не происходит. У ребенка ухудшается физическое и психологическое здоровье, возникают трудности в обучении письму, чтению, счету, обнаруживаются проблемы социально-психологической адаптации) – это дезадаптация.
В соответствии с принципом системности в психологии человек, личность рассматриваются как система и как принадлежащие системе. Личность человека - открытая, самоорганизующаяся система. Принцип системности активно разрабатывается в синергетике. Считается, что процесс развития разворачивается, когда один психический процесс является фоном для развития другого. Например, эмоциональная стабильность является фоном для развития механизмов саморегуляции.
Адаптация – системный процесс, компоненты которой тесно взаимосвязаны друг с другом. Физиологический компонент адаптации оказывает влияние как на способности к обучению, так и на эмоциональную сферу. Деятельностный компонент адаптации тесно взаимосвязан с эмоциональным и физиологическим. Эмоциональное благополучие ребенка поможет ему успешно выполнять требования, предъявляемые ему школой.
Профилактика школьной дезадаптации поможет на ранней стадии помочь ребенку справиться с трудностями и облегчить процесс обучения, сделать процесс адаптации к школе менее болезненным для ребенка.
Участники программы:
Программа предназначена для первоклассников и взрослых (классного руководителя, педагога-психолога).
Занятия с детьми проводятся следующим образом:
- групповые занятия,
- индивидуальные занятия (для детей с трудностями процесса адаптации).
Цель программы: профилактика школьной дезадаптации и создание благоприятных условий для успешной адаптации детей.
Задачи программы:
- создание условий для физиологической подстройки организма к новым условиям,
- создать условия, способствующие освоению способов и приемов новой деятельности, усвоение программы обучения,
- способствовать эмоциональному принятию новой социальной ситуации.
Научные, методические и методологические концепции программы
Гипотеза П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. В частности понимание того, что действие нужно целенаправленно вести, а не просто наблюдать, фиксировать его изменения.
Деятельностный подход, в рамках которого выделяется активная сторона субъективного образа мира, учет того, что многое в психике имеет деятельностное происхождение и деятельностное проявление.
Учение об эмоциях Альфреда Лэнгле, где подтверждается зависимость чувств от установок и, в то же время, сами чувства выступают как источник ценной информации о себе и мире.
В разработке программы мы использовали методику работы со страхами Захарова, опыт работы Кривцовой по развитию эмоционального интеллекта у младших школьников, методические рекомендации по психологическому сопровождению в рамках ФГОС НОО.
Программа по профилактике школьной дезадаптации может значительно облегчить вхождение первоклассников в процесс обучения. Цикл занятий данной программы направлен на решение задач по трем компонентам адаптации (физиологическому, деятельностному, эмоциональному).
Структура программы
Вся программа разделена на три блока в соответствии с компонентами адаптации.
I блок. Физиологическая адаптация.
Кинезиологические упражнения.
Необходимость включения кинезиологических упражнений объясняется тем что школьные методики обучения развивают в основном левое полушарие. У младшего школьника основной тип мышления – наглядно-образный. Такое мышление тесно связано с эмоциональной сферой, что предполагает участие правого полушария в деятельности. Но все обучение направлено на развитие формально-логического мышления. Происходит чрезмерная стимуляция левого полушария при торможении правого.
В результате перегрузки левого полушария появляется утомляемость, отвлекаемость, забывчивость. Недостаточная активность правого полушария вызывает раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения.
Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психофизиологами в рамках урока проводить очень сложно в силу ряда объективных причин. Мы использовали упражнения, которые удобно и легко выполнять, они не требуют специально организованного пространства и просты в выполнении. Эти упражнения мы проводили как на групповых занятиях, так и на уроках во время физкультурных минуток.
II блок. Освоение учебной деятельности.
- Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
- Развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение подчиняться словесным указаниям).
- Формирование психологических образований младшего школьного возраста (внутреннего плана действий, произвольности, рефлексии).
- Упражнения на развитие универсальных учебных действий.
III блок. Эмоциональный компонент.
- Снижение уровня эмоционального стресса.
- Снижение уровня тревожности.
- Работа со страхами.
- Эмоциональное принятие новой ситуации обучения в школе.
Режим занятий.
Групповые занятия проводятся один раз в неделю.
Предварительно на родительском собрании рассказывается о будущих занятиях. Оговаривается обязательное участие всех учащихся, желательно на всех занятиях программы.
- Планируемые результаты
Способы проверки прогнозируемых результатов.
- Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А.Ореховой) позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций (Приложение 1).
- Диагностика уровня эмоционального стресса (В.И.Екимова, А.Г.Демидова). Методика позволяет диагностировать у ребенка повышенную тревожность, дает возможность определить уровень эмоционального благополучия детей – обязательного условия эффективной учебной деятельности (Приложение 2).
- Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем» - выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации (Приложение 3).
- Методика «Школа зверей» - определение мотивации посещения школы, уровня комфортности школьника в общей жизни класса (Приложение 4).
- Анализ данных о заболеваемости первоклассников.
- Опрос родителей. Текст опросника должен содержать вопросы о возможных симптомах психосоматических явлений: нарушений сна, аппетита, заболеваниях ребенка в адаптационный период (Приложение 5).
- Экспертный опрос учителя на основе сокращенного варианта карты наблюдений М.Битяновой.
Групповые занятия проводятся в учебном кабинете начального класса.
Индивидуальные занятия в специализированном кабинете психолога. В процессе проведения занятий используется различный дидактический материал: плакаты, таблицы, индивидуальные бланки с образцами заданий, индивидуальные бланки для выполнения заданий. Кроме этого у каждого ребенка есть альбом и тетрадь для занятий.
3. Описание материально – технического и учебно – методического
обеспечения программы
Материально-техническое обеспечение:
- Наличие игровой комнаты.
- Музыкальный центр, компьютер.
- Зеркало.
- Игровой реквизит: скакалки, мячи, обручи, конструкторы, кубики.
- Настольные игры.
- Записи аудио, видео, формат CD, MP3,
- Презентационный материал.
- Фломастеры, карандаши, клей, бумага для рисования, листы ватмана, цветная бумага.
Методическое обеспечение программы:
1. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М.Бреслав. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. – 544 с. (Психология для студента).
2. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/ А.Л.Венгер. – М.: Изд-во ВЛАДОС –ПРЕСС, 2007. – 159 с.: ил. – (Психология для всех).
3. Все идет нормально? Комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников / Авт. – сост. В.И.Екимова, А.Г.Демидова. – М.: АРКТИ, 2007. – 88 с. (Школьное образование)
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: «Книжный дом «Университет», 2000. – 336 с.
5. Глазунов, Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.:Издательство «Глобус», 2009. – 240 с. – (Школьный психолог).
6. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе / Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002. – 248 с.
7. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». — СПб.:«Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с; ил.
8. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. – М.: Генезис, 2000. – 192 с., илл.
10. Панченко С. Перспективная методика «Школа зверей» // Школьный психолог, 2000. №12.
11. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция / авт.-сост. Г.Г.Моргулец, О.В.Расулова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.
12. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А.А.Реана. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. – 651 [5] с.
13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. — М.: Генезис, 1998.— 160 с: ил.
Приложение 1
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.
Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
Для проведения методики необходимы следующие материалы:
Лист ответов, восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.
Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.
Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.
Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.
Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который, по-вашему, подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.
Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение. Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.
Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.
Обозначения домиков:
№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того, эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).
Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент по формуле:
ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:
0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:
Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.
Задания №2 и №3, по сути, расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.
Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:
Счастье-горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.
При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории, и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.
Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).
В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций, скорее всего, будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:
с положительным отношением к школе
с амбивалентным отношением
с негативным отношением
Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.
Лист ответов к тесту «Домики»
Фамилия, имя класс дата
1 задание
1 2 3 4 5 6 7 8
2 задание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3 задание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
№ 10 ________________________________________________________________________
Приложение 2
Диагностика уровня эмоционального стресса
Рекомендации. Текст задания рекомендуется прочитать вслух: «Сейчас я буду читать тебе высказывания, а ты внимательно слушай. Если считаешь, что и с тобой бывает такое, скажи мне об этом».
Высказывания:
- Я боюсь идти к зубному врачу, представляя, как будет больно.
- Я не люблю один (одна) оставаться в квартире (доме) в темноте.
- Я боюсь грозы и молнии.
- После страшной сказки, рассказа или кино я долго не могу уснуть.
- Мне часто снятся страшные сны.
- Я долго привыкаю к (новому) классу, (новой) учительнице.
- Я боюсь крови.
- Если меня вызывают к доске решать примеры, я боюсь, что могу что-то не решить.
- Я часто стесняюсь чужих людей и краснею.
- Мне страшно, когда вижу мертвую собачку, кошку, птичку и когда в кино показывают, как стреляют и убивают.
Интерпретация.
Менее 22,5% утвердительных ответов – низкий уровень.
От 22,5% до 30% - средний уровень.
От 30% до36% - высокий уровень.
От 37% и более – очень высокий.
Приложение 3
Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Цель. Выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации.
Инструкция
На листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуй себя, когда ты был маленьким, затем – какой ты сейчас, затем – каким ты будешь в будущем, когда вырастешь. Около рисунка подпиши, каким ты будешь. (Рисунок выполняется цветными карандашами).
Обработка результатов.
В таблицу заносится пять психологических характеристик:
- Чувство самоценности, высота самооценки (Самоценность). Акцентируется рисунок «Я сейчас».
- Легкость в установлении контактов, в общении (Контакты). Анализируется рисунок «Я сейчас».
- Наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (Комфорт). Анализируется рисунок «Я сейчас».
- Адекватность половой идентификации (Пол). Анализируются все рисунки.
- Адекватность возрастной идентификации (Возраст). Анализируются все рисунки.
Форма протокола:
Ф.И. ребенка | Самоценность | Контакты | Комфорт | Пол | Возраст | Приме- чания |
Максимальное количество баллов по параметрам «Самоценность», «Контакты», «Комфорт» - 5 баллов, за каждый признак, характеризующий психическое неблагополучие (см. следующую таблицу) вычитается 1 балл из пяти. В графах «Пол» и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.
Определение признаков психического неблагополучия
(при наличии одного признака вычитается 1 балл
от максимально возможного по данному параметру)
Психологический параметр | Признак неблагополучия |
Чувство неполноценности, низкая самооценка | Маленькие узкие плечи Вся фигура малого размера Короткие руки, ноги, отсутствие рук, руки за спиной Рисунок у нижнего края листа, в нижней части Карикатурный стиль изображения, изображение клоуна
|
Трудности общения | Выделение в сравнении с фигурой лица Отсутствие основных деталей лица, рта Человек нарисован схематично, из палочек Человек или голова в профиль Руки, фигура в оборонительной позе |
Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта | Выделение, подчеркнутое прорисовывание отдельных деталей с нажимом Стирание какой-либо детали Штриховка какой-либо части фигуры Прорисована линия основания: пол, земля Короткие штрихи, двойные или прерывистые линии Темные, серо-черно-коричневые цвета в рисунке |
Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта | Одежда, атрибуты противоположного пола Фигура, волосы не соответствуют полу |
Неадекватная возрастная идентификация | На рисунке «Я в настоящем» человек явно младше своего возраста, сходство с рисунком «Я в прошлом» На рисунке «Я в настоящем» человек явно старше своего возраста, сходство с рисунком «Я в будущем» |
Приложение 5
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы, касающиеся самочувствия вашего ребенка, его адаптации к школе. Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь вашего ребенка психологически комфортной.
Информация, которую вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована без вашего согласия.
Ф. И. ребенка _______________________________Класс_____________
Ф.И.О. родителей______________________________________________
Просим вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется вам наиболее подходящим к вашему ребенку.
- Охотно ли идет ребенок в школу?
- неохотно
- без особой охоты
- охотно, с радостью
- затрудняюсь ответить
- Вполне ли приспособился ребенок к школьному режиму?
- пока нет
- не совсем
- в основном да
- затрудняюсь ответить
3. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.
- засыпает с трудом
- долго не может заснуть
- внезапно просыпается ночью, плачет
- разговаривает во сне
- просыпается с трудом
- утром сонный и вялый
- недержание мочи
- плохой аппетит
- вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы
- беспричинные боли в животе
- частые головные боли
- болел в сентябре - октябре
- стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы, или многократно повторять какие-то действия
- наблюдаются быстрые подергивания (тики) лицевых мышц, плеч, рук
- ведет себя как маленький, не соответственно возрасту
- другие изменения__________________________________________
4. Есть ли в настоящее время у вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?
- да__________________________________________________________
- нет
5. Опишите режим дня вашего ребенка:
- встает в _____________
- в школу идет самостоятельно
- в школу ребенка отводит_____________________
- посещает группу продленного дня с_____до________________
- из школы возвращается самостоятельно
- из школы ребенка забирает ____________в______________
- посещает дополнительные занятия, кружки, секции
______________________________________________________
_______________________________________________________
_________________раз в неделю
- делает уроки обычно в группе продленного дня с____до______
- делает уроки дома с____до____
- гуляет с __________до_______
- смотрит телевизор с________до_________
- играет с ________до _____________
- ложится спать в ____________________
- ваш ребенок имеет отдельную комнату_______
- имеет место для работы и игр в общей комнате_______________
6. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?
- иногда
- довольно часто
- затрудняюсь ответить
7. Каков эмоциональный характер этих впечатлений?
- в основном отрицательные впечатления
- положительных и отрицательных примерно поровну
- в основном положительные впечатления
8. Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?
- довольно часто
- бывает, но редко
- такого практически не бывает
- затрудняюсь ответить
9. Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?
- довольно часто
- бывает, но редко
- такого практически не бывает
- затрудняюсь ответить
10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?
- да
- скорее да, чем нет
- скорее нет, чем да
- нет
- затрудняюсь ответить
11. С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, вы столкнулись?
- Нуждаетесь ли вы в нашей помощи и в чем именно_______________
_____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно - развивающая образовательная программа по психологии (7 - 8 класс КРО).
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:1)принцип несовпадения у дет...
Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников
В материале представлена программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. Материал может быть использован в работе психолога, социального педагога , воспитателя....
Программа педагога - психолога по работе с подростками из группы риска
Программа предназначена для работы с подростками из группы риска. Программа состоит из 9 занятий (1 занятие в месяц) по повышению уровня развития познавательных процессов, улучшение межличностных взаи...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.
Пояснительная записка. Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в сп...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения».
Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения»....
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...
Рабочая коррекционно-развивающая программа педагога-психолога для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уровень основного общего образования (вариант 7.1)
Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога...