Психологическое консультирование "Коррекционная работа с "особенными" детьми
материал по психологии
Материал о коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_s_osobymi_detmi.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа с «особенными» детьми
Коррекционная работа с «особенными» детьми предполагает несколько этапов: диагностический, коррекционный и заключительный.
1. Диагностический. На данном этапе проводится предварительная беседа с родителем, которая помогает решить ряд задач: собирается вся необходимая информация о развитии ребенка, особенностях здоровья, проблемах во взаимоотношениях со сверстниками и т.д. Беседа с родителями помогает вывить их жалобы, пожелания, которые учитываются при постановке цели и задач коррекционной работы.
Также на данном этапе проводятся необходимые диагностические методики на выявление нарушений в психологическом здоровье ребенка, на выявление особенностей детско-родительских отношений.
2. Коррекционный. Можно выделить наиболее актуальные направления коррекционной работы с «особенными» детьми:
- психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;
- преодоление чувства страха и неуверенности, повышение самооценки;
- развитие общих и умственных способностей, мелкой моторики;
- формирование творческого потенциала, развитие фантазии;
- снятие психоэмоционального напряжения.
На данном этапе непосредственно ведутся занятия с ребенком и консультации с родителями. С ребенком ведется комплексная работа как с целостной личностью, а не происходит коррекция одной изолированной функции. На занятиях психолог использует такие методы как:
Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: нравственное воспитание, развитие фантазии, снятие психоэмоционального напряжения и т.д.
Музыкотерапия – метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции. Музыка позволяет снять психоэмоциональное напряжение.
Арт-терапия – вид психологической коррекции, основанный на искусстве, т.е. это любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование). Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения. Этот метод вызывает наибольшие положительные эмоции у детей. Эффективны все виды творчества, но наиболее часто используется рисование и лепка из пластилина. На занятиях используются различные краски (обычные акварельные, пальчиковые), пластилин, тесто и масса для лепки и т.д.
Игротерапия - направление в реабилитации эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрушки. На занятиях хорошо использовать различные развивающие игры: кубики «Буквы» и «Цифры», разноцветные кубики и пирамидки, пазлы и мозайки, муляж овощей и т.д.
Необходимо соблюдать некоторые условия проведения занятий: начало и конец занятия – это особый ритуал, т.е. не изменяются на протяжении всей коррекционной работы, что дает ребенку ощущение целостности и порядка; ребенку предлагается возможность импровизации; ребенок принимается психологом таким, какой он есть.
Параллельно занятиям с ребенком ведется индивидуальное психологическое консультирование родителей. Родители могут обратиться с различными вопросами и проблемами, как по воспитанию ребенка, так и по внутрисемейным отношениям. Зачастую работа с родителями ведется на принятие своего ребенка таким, какой он есть, на снятие комплексов, связанных с тем, что в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
3. Заключительный. По итогам проведенных занятий родителям дается обратная связь от психолога в виде рекомендаций по воспитанию ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
- Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие / Под ред. Пузанова Б.П. – М.: Сфера, 2005.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2005.
- Питерс К. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2002.
- http://xn---56-5cdb3aunjxbf6a0ae7f.xn--p1ai/metodicheskaya_kopilka/stat_i/psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detej_mladshego_shkol_nogo_vozrastazelik_la/
- http://festival.1september.ru/articles/512727/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические приемы работы с детьми группы риска
Дети «группы риска»- дети с различными формами психологической и социальной дезадаптации, выражающиеся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: се- дети с различными формам...
Социально-психологические аспекты работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки.
Формирование информационной компетентности родителей - первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в...
Социально- психологический прект "Работа с одаренными детьми в ОУ"
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей...
Психологический ликбез "Работа с мотивированными обучающимися"
Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, ...
КУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ РАБОТЫ С АГРЕССИЕЙ У УЧЕНИКОВ 6-Х КЛАССОВ.
Цель: именно в младшем школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, чувства и фантазию. Тренинг позволяет помочь жить им в мире реальности, учит сочувствию. Тем самым поб...
КУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ РАБОТЫ С АГРЕССИЕЙ У УЧЕНИКОВ 6-Х КЛАССОВ.
Цель: именно в младшем школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, чувства и фантазию. Тренинг позволяет помочь жить им в мире реальности, учит сочувствию. Тем самым поб...
психологические основы работы с трудными детьми
К вопросам воспитания «трудных детей» приковано особенно пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками.Активно обсуждают...