"Язык мой - друг мой"
план-конспект занятия по психологии (8 класс)
Занятие обучает культуре поведения на основе наблюдений за собой (умение слушать и слышать, умение общаться), развитие у детей навыков общения, соблюдение правил точности, деликатности и вежливости; воспитывает у учащихся умение быть вежливыми, терпеливыми, внимательными к другим людям, не обижать словами, устранять соперничество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Язык мой - друг мой.
Цели: Обучать культуре поведения на основе наблюдений за собой (умение слушать и слышать, умение общаться), развитие у детей навыков общения, соблюдение правил точности, деликатности и вежливости;
Продолжать работу по сплочению коллектива.
Воспитывать у учащихся умение быть вежливыми, терпеливыми, внимательными к другим людям, не обижать словами, устранять соперничество.
Развивать речь, мышление.
Оборудование: проектор, листы белой бумаги, бумага А3
(1 слайд) «Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести
Словом можно предать и продать, и купить
Слово можно в разящий свинец перелить»
Вадим Шефнер
1 Вступительная беседа учителя.
Игра «Необычные приветствия»
В Японии – сложив ладони на груди прижав друг к другу, Греция – похлопать по плечу, Кения- кто выше подпрыгнет, Эскимосы – потереться спина о спину, Россия - рукопожатие, улыбка.
Каждое утро начинается с того, что вы встречаетесь со своими близкими и родными людьми. Кто эти люди? Давайте перечислим их.
Своих знакомых, друзей, родственников вы можете встретить в школе, дома, в транспорте, в магазине. Каждая встреча от приветствия до разговора бывает разной. Необходимо научиться быть легким в общении. Для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду... Прежде всего надо научиться узнавать по глазам настроение самых близких тебе людей.
Приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе человека след на целый день.
Сегодня мы поговорим о том, как должен себя вести каждый воспитанный человек, о нормах поведения. Очень часто вы незаслуженно обижаете друг друга, своих близких. И сегодняшняя наша тема называется «Язык мой – друг мой» (2 слайд)
(3 слайд) В книге Л. Успенского «Слово о словах» (показ книги) можно прочитать: «Язык - удивительное орудие посредством которого люди общаются между собой, передают друг друга свои мысли»
Откуда берутся слова?
Кто-то удивится: “Как откуда? Из головы!” Действительно, так. А ещё слова возникают вместе с новыми предметами. Например, сделал человек стол. И пришлось придумать слово, которое бы обозначало этот предмет.
- Сколько же слов в нашем языке?
Попытку собрать все слова русского языка предпринял В. И Даль. В его «Толковом словаре живого русского языка» более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет. (4 слайд)
- Что такое слово?
Слово - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Человеку слово дано, скоту немота.
Игра «Лист бумаги» (5 слайд)
Техника проведения. Возьмите чистые листы бумаги (берут листы, лежащие на столах). Возможно, этот лист мог бы стать основой для рисунка, книжной страницы, фигурки из бумаги. Чем еще? (версии учащихся). Сомните этот лист. Разверните и выпрямите его (учащиеся пытаются 3 вернуть листу прежнюю форму). Легко ли сделать смятый листок абсолютно гладким? Не правда ли, надо приложить для этого серьезные усилия. Так и наша речь – испортить ее легко.
Речевая агрессия, увы, стала привычным явлением для некоторых учащихся школы. Она бывает ярко выражена: замечания, протесты, насмешки, прямые угрозы, оскорбления, ругань, что связано с использованием непристойных и неприличных выражений. Для обозначения этих слов в языке есть такое понятие, как сквернословие.
К сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова ... Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом - необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я сегодня говорю о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия» (6 слайд). Название происходит от греческого копрос - грязь и lalia - речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к ЦИНИЧНОЙ и нецензурной брани безо всякого повода.
В нашей школе самым больным вопросом является словесная распущенность школьников. Сегодня матом разговаривают не только, подростки, но и учащиеся младшего возраста.
А, что же такое сквернословие, мат? (слайд 7)
Сквернословие - это речь, наполненная скверными, неприличными выражениями
(8 слайд) Учитель: ребята давайте попробуем составить лозунги, антирекламу мата.
Например:
- Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!
У Вас на столе лежат половинки фраз, попробуйте составить лозунги.
- Наше условие - долой сквернословие!
- Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай материться!
- Сколько будешь материться, столько будешь и лечится!
- Мат - это ядов концентрат!
- В классе мы найдем управу на словесную отраву!
- Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!
Ребята, а как вы думаете, есть ли наказание за сквернословие?
Сквернословие на Руси до середины 19 века было не распространено даже в деревне. И являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
В наше время за сквернословие в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях».
Как же избавиться от сквернословия? (Слайд 9)
Первое: не говорить плохих слов самому. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!”
Второе: Не копировать других, не говорить, как все, не стараться быть похожими на кого-то, сохранять самобытность и помнить: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст.”
Третье: Тренировать себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Использовать в своей речи как можно больше похвалы, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей.
Употребляя нецензурную лексику, человек может трагически изменить
свою судьбу, разрушить не только своё здоровье, и здоровье того человека, на
которого направлен негатив.
Употребляя нецензурную лексику, человек может трагически изменить
свою судьбу, разрушить не только своё здоровье, и здоровье того человека, на
которого направлен негатив.
Употребляя нецензурную лексику, человек может трагически изменить
свою судьбу, разрушить не только своё здоровье, и здоровье того человека, на
которого направлен негатив.
только на человека, но и на все живое вокруг
Употребляя нецензурную лексику, человек может трагически изменить свою судьбу, разрушить не только своё здоровье, и здоровье того человека, на которого направлен негатив.
- Уже давно проводятся эксперименты с водой. Оказывается, слова могут влиять не только на человека, но и на все живое вокруг.
Например, на воду. Один японский ученый доказал, что вода обладает памятью и также как и люди реагирует на плохие и хорошие слова.
(10 слайд) Релаксационная минутка «РАДУГА»
Психолог: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает себя, как купание в озере. Ощути это свежесть. Следующий цвет – желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет почувствовать себя лучше. Откройте глаза. Что вы почувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».
РОЛИК: влияние слов на воду (слайд 11)
- Что же вы увидели?
- Положительно заряженная вода имеет красивую форму, а отрицательно заряженная вода от плохих слов… не образуют форму.
(12 слайд) - А ведь человек состоит на 80-90% из воды.
- Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.
Задание «Антонимы» (13 слайд)
Что такое антонимы? Слова, противоположное по значению другому слову. Пример: светлое-темное, доброе – злое.
Несчастье - счастье
Ненависть - любовь
Жестокость – доброта
Трусость - смелость
Лень - трудолюбие
Грубость – вежливость
Жадность – щедрость
(Слайд 14) Моделирование ситуации. (Детям предлагается представить, как бы они поступили в той или иной ситуации.)
- Если бы я обидел своего друга, то я…
- Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…
- Если бы мой друг обидел меня, то я…
- Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…
- Если бы мой друг получил двойку, то я…
- Если бы у меня была интересная игра на телефоне, то я…
- Если бы мне друг рассказал секрет, то я…
- Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…
- Если мой друг не умеет решать задачи, то я…
Упражнение “Дерево доброты”
Учитель: Мы с вами посадили вот такое дерево добра. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым вы должны удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова доброта, любовь, сострадание, здоровье, мир, дружба, милосердие).
Упражнение « Стряхни»
Это упражнение поможет вам сбросить напряжение например после долгого выполнения домашнего задания или игры на компьютере.
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начинайте стряхивать ладони, локти и плечи. При этом представьте себе, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе — слетают с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой.
А теперь небольшая анкета для вас, отвечаем сейчас:
Анкета «Твоё отношение к сквернословию»
15 (слайд) ИТОГ:
- Полезен ли был наш сегодняшний разговор?
- Сквернословие это?
- Сквернословие приносит вред?
- Какой вывод можно сделать?
Ролик глухонемые дети
Подводя итог, выведем своеобразное кредо: Я - исключение, Моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!
Анкета «Твоё отношение к сквернословию» 1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? а) стала привычкой ; б) символ взрослости; в) недостаточный словарный запас. 2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? а) от злости; б) из-за неуважения к людям; в) стала привычкой. 3. Как часто ты произносишь эти слова? а) почти каждый день; б) редко; в) никогда не использую. 4. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? а) стыдно за него; б) ничего не чувствую; в) обычный повседневный разговор. 5. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? а) от парней ; б) от девушек ; в) от взрослых. 6. Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов? а) это бесполезно; б) можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо; в) борьба необходима в любом случае. 7. Как бороться со сквернословием? а) системой штрафов; б) воспитанием; в) самовоспитанием. 8. Хотел бы ты, чтобы твои дети употребляли в своей речи нецензурные слова? а) да; б) нет. | Анкета «Твоё отношение к сквернословию» 1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? а) стала привычкой ; б) символ взрослости; в) недостаточный словарный запас. 2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? а) от злости; б) из-за неуважения к людям; в) стала привычкой. 3. Как часто ты произносишь эти слова? а) почти каждый день; б) редко; в) никогда не использую. 4. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? а) стыдно за него; б) ничего не чувствую; в) обычный повседневный разговор. 5. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? а) от парней ; б) от девушек ; в) от взрослых. 6. Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов? а) это бесполезно; б) можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо; в) борьба необходима в любом случае. 7. Как бороться со сквернословием? а) системой штрафов; б) воспитанием; в) самовоспитанием. 8. Хотел бы ты, чтобы твои дети употребляли в своей речи нецензурные слова? а) да; б) нет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...
Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 3 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА3 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 3 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...
Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 4 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА4 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 4 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...
Программа факультативного курса по русскому языку в 5 классе "Язык мой - друг мой"
Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характерис...
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК : ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК : ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА http://nsportal.ru/sites/default/files/audio/2015/12/begrussung.mp3...
Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)
Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....