Что нужно знать об алкоголе
методическая разработка по психологии (5, 6, 7 класс)

Интеракктивное занятие для детей 5-7 класса об алкоголе и последствиях его употребления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezent._alkogol_.docx26.8 КБ
Файл alkogol_.ppsx1.44 МБ

Предварительный просмотр:

 Здравствуйте, ребята! Я специалист детского Центра психологической помощи Невского района.   Сегодня мы будем говорить о здоровье и подробнее остановимся на том, что наносит ему вред.  

Второй слайд - ЭТАНОЛ

Что это и зачем он существует?

Прозрачная бесцветная подвижная, летучая жидкость с характерным спиртовым запахом и жгучим вкусом. Легко воспламеняется, горит синеватым бездымным пламенем. Смешивается во всех соотношениях с водой, глицерином, эфиром.

Чтобы адекватно оценить роль спирта в нашей жизни, недостаточно вспоминать только пищевую и ликероводочную промышленность, где этанол является главным компонентом алкогольных напитков. Применение этой субстанции куда шире. Без этого вещества трудно обойтись в медицине, химической отрасли, при производстве парфюмов и косметики. Спирт – это: антисептик; дезодорирующее вещество; гаситель пены при вентиляции легких; основа для настоек; пищевой консервант; растворитель; вещество-крепитель для алкогольных напитков; согревающее средство для растираний; основа для компрессов.

Этанол присутствует в алкогольных напитках (пиво, вино, пр. спиртные напитки) в разбавленном виде. Он используется в качестве местного средства для профилактики кожных инфекций, в фармацевтических препаратах (например, втирающихся составах, лосьонах, тониках, одеколонах), косметике и парфюмерии. Этанол может присутствовать в топливе, маркированном как топливо, обогащенное этанолом, и используется в качестве промышленного растворителя для жиров, масел, восков, смол и углеводородов. Он используется для изготовления многих химических соединений, лаков, пластмасс и пластификаторов, резины и резиновых ускорителей, аэрозолей, средств для полоскания рта, мыла и чистящих средств, полиролей, красителей, чернил, клеев, консервантов, пестицидов, взрывчатых веществ, человеческих и ветеринарных лекарств.

Этанол может попасть в организм при проглатывании, вдыхании паров или всасывании через кожу.

Это во многом связано с необычным свойством молекулы этанола – она может растворяться и в воде, и в жирах.

Так молекула легко проникает и в плазматическую мембрану (барьер из белков и жиров, защищает клетки от внешней среды), и в цитоплазму (полужидкая внутренняя среда клетки). Кроме того, из-за повышенной растворимости этанол беспрепятственно проникает не только в нейроны, но и в любые другие клетки организма.

Третий слайд  Верны ли утверждения?

  1. Алкоголь – самый популярный и доступный наркотик на планете

Правда

Алкоголь - похититель рассудка - так именуют его с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. - с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло до начала культурного землевладения. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

Алкоголь в жизнь человека вошел много тысячелетий тому назад. Историки полагают, что первый этиловый спирт появился примерно 8 тысяч лет назад. Считают, что вещество появилось случайно – в результате брожения фруктовых напитков. А «авторство» первого, изготовленного в лаборатории спиртового продукта, приписывают арабским химикам. Современные исследователи полагают, что их коллеги в древние времена сумели впервые создать напиток с высоким содержанием этанола еще в VI веке. А вот в Европе первый этанол создали итальянцы предположительно в XI веке. В России впервые об алкогольном напитке услыхали в 1386-ом, когда путешественники привезли из Генуи аквавит. Затем началась эпоха создания алкогольных травяных и ягодных настоек, так называемого хлебного вина (из ржи). Чистый спирт собственного производства у россиян появился более чем через 4 века.

  1. На детей и подростков алкоголь оказывает более сильное влияние, чем на взрослых?

Правда

Растущий организм еще только формируется. Пристрастие подростков к алкоголю формируется в два раза быстрее, чем у взрослых. Снижаются уже усвоенные навыки, перестаёт интересовать окружающий мир.

  1. Слабые алкогольные напитки менее вредные?

НЕ правда

А как вы думаете, столь же опасными являются слабоалкогольные напитки? Пиво тоже является алкогольным, а следовательно вызывает привыкание и все те последствия, которые мы обсудили. Коктейли в банках содержат массу пищевых химикатов – ароматизаторы, красители, консерванты и т.д. Высокое содержание сахара и газированность усугубляет вред, особенно для детского организма. Употребление слабоалкогольных напитков опасно формированием  стиля алкоголизированного поведения.

Психологическая зависимость от алкоголя формируется даже раньше физической, и от неё сложнее избавиться.

  1. Алкоголь — яд для любой живой клетки

Правда

Проникнув в организм, алкоголь очень быстро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов в конце концов погибают; под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Перерождается ткань печени, почек, сердца, сосудов и др.

Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, при этом в первую очередь страдают высшие отделы мозга. Быстро доставленный потоком крови к головному мозгу, алкоголь проникает в нервные клетки, при этом разрушаясь, в результате чего связь между различными отделами мозга расстраивается.

Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. Сначала они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека.

Ученые выяснили, что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга вслед за усиливающимся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии.

То, что мы в быту благодушно называем опьянением, в сущности есть не что иное, как острое отравление алкоголем, со всеми вытекающими отсюда последствиями. 

Четвертый слайд – распределение алкоголя

Алкоголь находится в организме порядка 5-7 часов. Его максимальная концентрация достигается через 1 - 1,5 часа.

Первые секунды – в кровь через микроскопические сосуды в полости рта

Первая минута – желудок

Пять – десять минут – весь организм

Когда алкогольная смесь достигает мозга, она начинает производить эффекты, которые и объясняют нашу любовь к выпивке.

Алкоголь — один из самых неизбирательных наркотиков, потому что он связывается со множеством различных рецепторов и, таким образом, действует на большую часть нейронов, а то и на все. Вот почему его употребление приводит к таким разным последствиям.

Мозг — невероятно сложная и тщательно сбалансированная машина. Но как только вы вливаете в нее алкоголь, баланс нарушается.

Пятый слайд - мозг

Из каких частей состоит?

Ствол мозга. Он похож на стебель, на котором “держится” весь мозг. В стволе мозга проходят важные нервные пути, “проводники”, по которым сигналы от мышц и других органов об их состоянии и работе попадают в мозг, а управляющие сигналы от мозга расходятся к этим органам и мышцам. Например, дотронулись до горячего – сразу отдёрнули руку. Кроме того, здесь же находятся центры, управляющие дыханием и работой сердца.

Мозжечок. Похож на морщинистую грушу, расположенную в задне-нижней части мозга. Мозжечок управляет координацией движений и обеспечивает равновесие во время движения.

Лобные доли. Лобные доли расположены в передней части коры больших полушарий мозга. От лобных долей зависит наша способность планировать свое поведение, предвидеть результаты событий; а также во многом зависят важные черты характера, такие как честность, обязательность, сопереживание, чуткость к другим и тому подобные. 

Теменная доля - за обработку информации, поступающей от кожи, костей, суставов и мышц. Височные доли обрабатывают информацию, поступающую от органов слуха, обоняния и вкуса. Затылочная - зрительная область, здесь происходит обработка и восприятие сигналов, поступающих от органов. зрения.

Знаете ли вы, для чего нужен мозг?

Шестой слайд – короткое видео о мозге

Если не запускается из презентации, стоит запустить отдельным файлом.

Видео 3 минуты про мозг.

Седьмой слайд

Рассмотрим, каким образом алкоголь может влиять на мозг:

(Возвращаем детей к знаниям о том, какая часть мозга какие имеет функции, начинает хуже их выполнять)

Обратить внимание на перевернутые надписи. Какие легче читать? Вот так наш мозг начинает воспринимать информацию во время алкогольного опьянения. Сложно сосредоточиться, сложно сфокусироваться, смысл частично теряется.

•        Меняет настроение, независимо от реальных жизненных обстоятельств. Кислородное голодание клеток головного мозга.  

•        Нарушает координацию движений, что может приводить к травмам и различным происшествиям.

•        Нарушает способность воспринимать информацию (в опьянении люди хуже понимают, что происходит вокруг). Лишая ткани кислорода в результате тромбоза сосудов, алкоголь вызывает гибель клеток.

•        Нарушает способность планировать свое поведение, предвидеть результаты тех или иных поступков, из-за этого люди могут начать драться или наоборот, доверять первым встречным. Чувство самосохранения притупляется.

•        Вызывает рвоту, от которой человек может захлебнуться.

•        Вызывает сонливость, из-за чего некоторые люди замерзают зимой.

На какие еще органы, кроме мозга, может влиять алкоголь?

•        Алкоголь может вызвать повреждения печени (цирроз)

•        В отдельных случаях алкоголь вредно влияет на желудок – от него могут развиться гастрит и язва желудка.

•        Для людей с больным сердцем алкоголь также опасен, поскольку заставляет сердце работать с повышенной нагрузкой.

Восьмой слайд

Стадии опьянения

Дофаминовая стадия опьянения – веселье и активность

1-2 единицы алкоголя (полбокала или банка пива, полбокала вина, рюмка крепкого алкоголя).

Дофамин – вещество, которое мозг выдаёт организму в трезвом нормальном состоянии дозированно, понемногу, например, научился кататься на скейте, получил пятёрку за сложное задание, видишь прекрасную картину или слушаешь любимую музыку, то есть в мозг передаешь информацию о чем-то приятном для тебя, за это он дает почувствовать удовольствие. Попавший в организм алкоголь незаконным образом «ворует» дофамин у мозга, обманывает его. В случаях употребления психоактивного вещества, алкоголя, в мозге происходят такие биохимимческие процессы, в результате которых мозг запоминает это состояние, человеку трудно потом найти радость в чем-то и получить удовольствие без употребления ядов.

В небольших дозах алкоголь в первую очередь влияет на дофаминовые нервные клетки и рецепторы – они наиболее чувствительны к этанолу.

Дофамин – один из главных нейромедиаторов нервной системы, один из «гормонов счастья». Он повышает физическую активность, стимулирует формирование положительных эмоций.

Поэтому первые дозы алкоголя обеспечивают человеку приятное чувство подъема настроения и легкой бодрости. Хочется шутить и смеяться, танцевать, общаться.

Обычно на дофаминовой стадии никто не задерживается – или приятные ощущения заставляют продолжать пьянство, или человек быстро выпивает среднюю дозу.

Девятый слайд

ГАМК-стадия опьянения – антистресс

3-8 единиц алкоголя (1-4 бокала пива или вина, 3-8 рюмок крепкого напитка)

При таком количестве алкоголя помимо дофаминовых рецепторов активируется система ГАМК.

ГАМК, или гамма-аминомасляная кислота – главный «замедляющий» нейромедиатор мозга. Это биологически активное вещество обеспечивает успокаивающее действие на психику.

На этой стадии опьянения спиртное дает расслабляющий, успокаивающий, снотворный эффект.

Однако, если вы слишком уж подстегнете систему ГАМК, она может отключить некоторые функции мозга, которые вы точно не хотели бы отключать, например способность рассуждать здраво или даже сознание. А если вы выпили очень много и система ГАМК заработала на максимальную мощность, она выключает мозг точно так же, как это делают анестетики, и вы рискуете перестать дышать. Это одна из возможных причин, почему вы можете умереть при употреблении алкоголя. Именно это мы называем алкогольным отравлением.

Десятый слайд

Сильная стадия опьянения – «поломки» во всех системах

от 8-10 единиц алкоголя (больше 5 бокалов пива и вина или полбутылки крепкого спиртного)

В больших дозировках алкоголь вызывает массовые нарушения работы всех структур нервной системы.

В зависимости от индивидуальных предрасположенностей (например, генетических особенностей работы рецепторов, черт характера и состояния психики) у людей проявляются разные побочные эффекты: повышенная сонливость и дезадаптация, агрессивность и подозрительность, слезы и депрессивные мысли, склонность к рискованным и импульсивным поступкам.

Генетические особенности, связанные с выработкой эндорфина и дофамина, влияют на появление зависимости. Если этих гормонов в организме недостаточно, велик шанс, что человек пристрастится к алкоголю.

Принятие алкоголя приводит к печальным последствия. Каждая выпитая рюмка не проходит сквозь наш организм бесследно. При употреблении алкоголя страдают: нервная система (мозг, пищеварительная (желудок, кишечник, печень, сердечно-сосудистая и кровеносная (сердце, репродуктивная система. Алкоголь сокращают жизнь человека на 12 - 18 лет.

Подведение итогов

Сегодня мы с вами говорили о том, что есть вещества, которые наносят вред организму человека и вызывают зависимость. Надеюсь, что это занятие не прошло для вас напрасно, и вы не только сами будете использовать полученные знания во благо своему здоровью, но и постараетесь оградить от возможной опасности своих близких.

Помните: трезвость – это естественное состояние человека, семьи и общества, свободное от запрограммированности на самоотравление алкоголем, табаком и другими ядами и физического отравления ими в любых количествах. Трезвость даёт много преимуществ, просто они не сразу могут быть заметны. Она даёт возможность стать успешным, самостоятельным и независимым, ведь человек так ценит свободу, быть материально обеспеченным, уважаемым, общаться с друзьями, путешествовать, познавать мир, вести активную насыщенную жизнь.  

У людей всегда имеются проблемы, и обращение к алкоголю и другим ПАВ их не разрешает, а скорее порождает новые. У каждого человека есть свои ресурсы, которые могут ему помочь. Каждый сам выбирает, каким ему быть. Вы можете выбрать уверенную и чёткую позицию отказа от употребления отравляющих веществ, независимо от окружения и обстоятельств.

Если осталось время, показать информативный мультфильм Команда Познавалова о вреде алкоголя.

Прощание

Очень важно подытожить занятие, дать положительную оценку работы детей, поблагодарить их за то, что они внимательно слушали и активно участвовали.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга Педагог-психолог Перкон Ю.П. Смертельно-пьянящее путешествие этанола

Слайд 2

Этанол – всепроникающее вещество Действующий компонент алкогольных напитков. Является депрессантом — психоактивным веществом, угнетающим центральную нервную систему человека

Слайд 3

Правильно ли утверждение - Алкоголь – самый популярный и доступный наркотик на планете - На детей и подростков алкоголь оказывает более сильное влияние, чем на взрослых? Алкоголь — яд для любой живой клетки C лабые алкогольные напитки менее вредные

Слайд 4

Алкоголь находится в организме порядка 5-7 часов. Его максимальная концентрация достигается через 1 - 1,5 часа . Первые секунды – в кровь через микроскопические сосуды в полости рта Первая минута – желудок Пять – десять минут – весь организм Мозг — невероятно сложная и тщательно сбалансированная машина. Но как только вы вливаете в нее алкоголь, баланс нарушается.

Слайд 6

• Меняет настроение, независимо от реальных жизненных обстоятельств. Кислородное голодание клеток головного мозга. Нарушает координацию движений, что может приводить к травмам и различным происшествиям. • Нарушает способность воспринимать информацию (в опьянении люди хуже понимают, что происходит вокруг). Вызывает сонливость, из-за чего некоторые люди замерзают зимой .

Слайд 7

Дофаминовая стадия опьянения – веселье и активность 1-2 единицы алкоголя (полбокала или банка пива, полбокала вина, рюмка крепкого алкоголя). Дофамин – один из «гормонов счастья». Он повышает физическую активность, стимулирует формирование положительных эмоций. Поэтому первые дозы алкоголя обеспечивают человеку приятное чувство подъема настроения и легкой бодрости. Хочется шутить и смеяться, танцевать, общаться. Обычно на дофаминовой стадии никто не задерживается – или приятные ощущения заставляют продолжать пьянство, или человек быстро выпивает среднюю дозу .

Слайд 8

ГАМК-стадия опьянения – антистресс 3-8 единиц алкоголя (1-4 бокала пива или вина, 3-8 рюмок крепкого напитка) При таком количестве алкоголя помимо дофаминовых рецепторов активируется система ГАМК. ГАМК, или гамма-аминомасляная кислота – главный «замедляющий» нейромедиатор мозга. Это биологически активное вещество обеспечивает успокаивающее действие на психику. При большом количестве алкоголя система ГАМК начинает работать на максимальную мощность и выключает мозг. Это одна из возможных причин, почему можно умереть при употреблении алкоголя.

Слайд 9

Сильная стадия опьянения – «поломки» во всех системах от 8-10 единиц алкоголя (больше 5 бокалов пива и вина или полбутылки крепкого спиртного) В больших дозировках алкоголь вызывает массовые нарушения работы всех структур нервной системы. Генетические особенности, связанные с выработкой эндорфина и дофамина, влияют на появление зависимости. Если этих гормонов в организме недостаточно, велик шанс, что человек пристрастится к алкоголю. Зависимость – состояние, при котором субъект регулярно употребляет вещество и чувствует к нему влечение. Это болезнь, которая развивается постепенно и на первых стадиях может оказаться незаметной для самого больного и его близких.

Слайд 10

То, что мы в быту благодушно называем опьянением, в сущности есть не что иное, как острое отравление алкоголем, со всеми вытекающими отсюда последствиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать ученикам и их родителям для успешной сдачи ЕГЭ.

Презентация с сайта Учительский портал. Автор: Лукяненко Элеонора АнатольевнаМесто работы: МОУ СОШ №256, г.Фокино Приморского края.http://www.uchportal.ru/load/120-1-0-16245   http://www.uc...

Что нужно знать о детях с нарушением слуха

Сборник статей содержит необходимую информацию для работы с детьми с нарушенным слухом....

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

«Об этом с тревогой говорят родители …Наркомания. Что нужно о ней нужно знать?»

Почему. что заставляет наших детей пробовать наркотики. Почему все чаще мы слышим о суициде детей? Почему суицид за последние годы згначительно омолодился. Как помочь нашим детям и их родителям. Данно...

Квест - игра по профилактике ВИЧ и СПИДа "Бояться не нужно, нужно знать"

В ходе квест - игры воспитаннники смогут упорядочить и углубить свои знания о ВИЧ и СПИДе, познакомиться с нормами безопасного поведения....

Обучающее занятие по теме : "Бояться не нужно, нужно знать!"

Материал можно использовать на занятиях по профилактике ВИЧ и СПИДа среди несовершеннолетних....