Занятие с элементами тренинга «Я учусь владеть собой» для учащихся 8-11 классов
план-конспект занятия по психологии (8 класс)
Конспект занятия с элементами тренинга «Я учусь владеть собой»
для учащихся 8-11 классов
Цель занятия: создать условия для снижения уровня тревожности подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_elementami_treninga_ya_uchus_vladet_soboy.docx | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга «Я учусь владеть собой»
для учащихся 8-11 классов
Цель занятия: создать условия для снижения уровня тревожности подростков.
Задачи:
∙ повышение самооценки (задачи: знать свои слабые и сильные стороны; свои ресурсы; знать приемы повышения самооценки; уметь соотносить свои силы с задачами разной трудности);
∙ формирование коммуникативных компетенций (задачи: знать правила конструктивного общения; иметь представления о бесконфликтном общении; уметь применять на практике правила общения; уметь предупреждать эмоциональные конфликты; управлять развитием коммуникативной ситуации).
∙ развитие навыков психофизической саморегуляции (задачи: знать способы саморегуляции, самообладания; иметь представления о видах чувств и их выражении; уметь владеть своими чувствами, принимать чувства другого человека, применять способы саморегуляции на практике; формировать навыки рефлексии).
Методы работы: словесные, наглядные, практические.
Время проведения: 40-50 минут.
Структура занятия:
1.Вводная часть.
2.Основная часть (рабочая).
3.Завершение.
Тревожность - весьма распространенное в настоящее время психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности.
В психологическом словаре дается следующее определение: тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.
Школьная тревожность - одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог и учитель. Особое внимание она привлекает еще и потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и на общий уровень психологического благополучия.
Возникновение и закрепление тревожности обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”.
Формированию “замкнутого психологического круга” у ребенка могут способствовать различные факторы:
- учебные перегрузки, неспособность справиться с программой;
- неадекватные ожидания со стороны родителей (чем выше родители ориентированы на достижение ребенком высоких учебных результатов, тем выше уровень тревожности у ребенка);
- неблагоприятные отношения с педагогом (конфликты, завышенные требования, стиль взаимодействия с учениками);
- регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации (главной причиной этой тревожности является неопределенность представлений о результате будущей деятельности);
- смена школьного коллектива (необходимость устанавливать новые взаимоотношения), проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Коррекционную работу с тревожными подростками целесообразно проводить в трех основных направлениях:
· по повышению самооценки ребенка;
· по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
· по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
В рамках тренинга, в ходе выполнения психологических упражнений и игр, подросток получает возможность в безопасной психологической обстановке проявить себя и свои качества. Исследовав свои границы и освоив навыки их отстаивания в социальной среде, учащиеся смогут адекватно выражать свои непосредственные реакции на различные ситуации. Это будет способствовать разрядке возникающего возбуждения и снижению тревожности. Учащиеся смогут стать более успешными: повысить свою успеваемость и социальный статус в классном коллективе. Тренинг дает подростку возможность перенять опыт взрослого человека, увидеть себя глазами своих товарищей и научиться реагировать на различные ситуации в безопасной обстановке.
Психокоррекционной работой, безусловно, должен заниматься психолог. Однако и учитель с успехом может в своей работе использовать различные упражнения, направленные на профилактику школьной тревожности.
Признаки тревожности:
1. Тревожный ребенок не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Если у конкретного ребенка есть совпадения по 15-20 пунктам, можно говорить о высокой тревожности.
Ход занятия
I. Организационный момент (приветствие, знакомство).
II. Сообщение темы и целей занятия.
«Наше занятие посвящено преодолению тревожных состояний. Как вы думаете, что такое тревожность? Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного. Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.) Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и пр.).
Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились. Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Важно знать, что определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Однако повышение оптимального уровня и длительное пребывание в таком состоянии опасно, так как приводит к состоянию ступора. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, испытывает стресс. Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие». Очень важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.
III. Принятие правил работы группы.
«Сегодня мы разберемся, как это делать. Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек. Для этого я предлагаю несколько правил: конфиденциальность; общение на равных; не давать оценок и говорить только о своих чувствах и от своего имени; принцип «здесь и сейчас»; говорить в круг; любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца. Я, как ведущий, буду следить за соблюдением принятых группой правил».
IV. Основная часть (рабочая).
Мозговой штурм «Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния».
Предлагается вспомнить или придумать, как можно больше способов помогающих преодолеть тревожность. Все способы, принятые ведущим, фиксируются на доске.
Учащиеся указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Ведущий вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – это здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино – нездоровые).
Рефлексия. Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые? Почему? Вывод – нужно использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но цена - здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему или усугубилось..
Есть еще много разных способов справляться с проблемами, не впадая в тревожное состояние. Например, можно попробовать изменить образ мышления. Сейчас мы потренируемся в этом.
Упражнение «Даже если… – в любом случае…»
Детям раздаются листочки, на которых написано «Даже если…», каждый должен продолжить фразу указав какую-то свою проблему (например: мне плохо, я невезучий, у меня нет отца, я получил двойку и т.д.).
Листочки передаются по кругу до тех пор, пока не вернутся к владельцу. Каждый, к кому попал листок - дописывает предложение, начиная со слов «в любом случае…». Заканчивать надо положительной фразой, тем, что дает силы, вдохновляет (например: это только на сегодня, я могу видеться с моим отцом, я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку и т.д.).
Рефлексия. Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять? Вывод: в сложных ситуациях необходимы навыки саморегуляции. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)».
Упражнение «Мусорное ведро»
Психолог направляет дискуссию таким образом, чтобы каждому участнику представилась возможность выбросить что-то из своей жизни, и предлагает детям представить, что бы это могло быть (негативный момент жизни, место или чувство, например разочарование от бесполезного подарка, или абстрактное понятие, такое как ненужные взаимоотношения). Каждый записывает на листочке то, что ему хочется выбросить из своей жизни за ненадобностью.
После этого листочек можно разорвать или просто скомкать и выбросить в мусорное ведро. Кто хочет, тот может рассказать о своем выборе. Ведущий помогает группе идентифицировать чувства и общие темы.
Упражнение «Похвалилки»
Цель: повысить самооценку и значимость учащегося в коллективе.
Учащиеся сидят за партами. Все дети по очереди должны озвучить какое-либо одобряемое окружающими действие, которое он совершил, начав словами «Однажды я…». Например, «однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т.д.
Рефлексия. После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же учащиеся готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами.
Занятие: «Три портрета»
Цель: Создание условий для оценки уровня уверенности в себе. Формирование образов уверенного в себе, неуверенного и самоуверенного человека.
Ребятам предлагается разделиться на три группы. Каждая подгруппа получает задание описать признаки, особенности поведения (основные психологические особенности) уверенного в себе, неуверенного и самоуверенного человека. По окончании работы результаты представляются всему классу. Выводы фиксируются на доске. Важно подчеркнуть, чем похожи друг на друга неуверенное и самоуверенное поведение – и за тем, и за другим может стоять неуверенность человека в себе, в своих силах, в том, что он интересен другим людям сам по себе.
Например:
Уверенный человек | Неуверенный человек | Самоуверенный человек |
Спокойствие, прямая осанка, открытый ум, чувство юмора, взгляд в глаза, самообладание, решительность, активность, отчетливая речь, умение отстаивать свою точку зрения, общительность. Умение слушать других, активность, вежливость. Знает чего хочет. Не боится показывать, что чего – то не знает, клонен к компромиссам, предлагает их сам. Ответственность, уравновешенность, гибкость по отношению к людям и ситуациям, позитивный внутренний диалог. Увлеченность. Нет страха ошибиться, умеет учиться на своих ошибках и исправлять их. Реалистичная оценка своих возможностей. Настойчивость, внимательность к чувствам других людей. Спокойно относятся к людям с другими убеждениями. Самодостаточность. Принимают себя такими, какие они есть. Знают, чего хотят. Скромны, но умеют гордиться своими достижениями. Стремится к самосовершенствованию. | Тихая речь. Нет прямого зрительного контакта. Не умеет отказать, стесняется, испытывает страх перед общением. Сутулится. Считает, что никому нельзя доверять, что мир враждебен. Обидчив. Конфликтен. Мнителен и подозрителен. Недооценивает свои силы и возможности. Боится ответственности. Склонен уступать. Боится критики. Не умеет настаивать на своем и говорить «нет».
| Громкая речь, грубость, высокомерие. командует там, где не имеет права, наглость, агрессивность, готовность напасть, равнодушие к чувствам людей. Критика людей не соответствующим его представлениям. Нет прямого зрительного контакта. Убежден в отсутствии у себя минусов. Эгоист. Считает, что никому нельзя доверять, что мир враждебен. Обидчив. Конфликтен. Мнителен и подозрителен. Переоценивает свои силы и возможности. Сначала делает, а потом думает. Винит в своих неудачах окружающих. |
Упражнение «Комиссионный магазин»
Цель: активизировать процесс рефлексии, дальнейшее самораскрытие, самопознание.
«Ребята, давайте представим, что у нас тут необычный «комиссионный магазин», в который принимают все ненужные нам человеческие качества.
Загляните внутрь себя и определите, каких качеств вам не хватает, а каких у вас в избытке, и вы могли бы поделиться ими, а может, есть качества или чувства совсем вам не нужные, которые вы хотите отдать. После 5 минут размышлений запишите их на листочках и сдайте в «комиссионный магазин».
После подготовительного этапа начинается игра. Ведущий принимает необычные товары в виде различных человеческих качеств, например: лень, чувствительность. За товары продавец дает не деньги, а тоже человеческие чувства, те которые у него есть и которые ему не жалко отдать за предложенный товар. В результате «сделки» каждый из участников, может избавиться от какого-то ненужного качества и приобрести что-то необходимое.
Упражнение «А кроме того…»
Цель: Эта игра – прекрасное лекарство от недовольства, апатии и плохого настроения.
Порою каждому хочется на что-нибудь пожаловаться или поворчать. Иногда плохо, потому что понедельник, иногда – потому что идет дождь, иногда – потому что отменили физкультуру и так далее. Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Вы можете тут же начать рассказывать друг другу о неприятных или обидных вещах и жаловаться на жизнь, что есть сил. Говорите друг другу фразы, начинающиеся всегда с одних и тех же слов: «А кроме того..». Это может выглядеть так: «А кроме того, я сегодня вообще не хотел идти в школу» или «А кроме того, я совсем не хочу писать диктант» и т.д. Имеет смысл продолжать это упражнение 2-3минуты.
Игра «Изобрази эмоцию»
Каждому участнику раздается листочек с названиями эмоций. Участники по очереди должны невербально изобразить эту эмоцию так, чтобы другие отгадали, о чем идет речь.
Список эмоций и чувств:
1 | Грусть | 16 | Нежность |
2 | Разочарование | 17 | Спокойствие |
3 | Отвращение | 18 | Влюбленность |
4 | Презрение | 19 | Восхищение |
5 | Негодование | 20 | Смирение |
6 | Обида | 21 | Изумление |
7 | Зависть | 22 | Удивление |
8 | Тревога | 23 | Счастье |
9 | Замешательство | 24 | Восторг |
10 | Подозрительность | 25 | Надежда |
11 | Сожаление | 26 | Нетерпение |
12 | Холодное равнодушие | 27 | Скука |
13 | Сомнение | 28 | Радость |
14 | Заинтересованность | 29 | Злость |
15 | Отчаяние | 30 | Страх |
"ДЕКЛАРАЦИЯ САМОЦЕННОСТИ" Вирджиния САТИР
Я — это я. Во всем мире нет в точности такого же, как Я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрал это.
Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы; мои чувства, какими бы они ни были: тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все мои слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.
Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самом.
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю, и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.
Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу то, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я — это Я, и Я — это замечательно.
V. Завершающая часть.
Упражнение «Пушинка».
«Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Представьте, что у вас в ладошке есть мягкая, белоснежная пушинка. Прошепчите ей все самые теплые и добрые слова и пожелания. Например: «Я вас всех люблю, желаю счастья, мой класс самый лучший, самый замечательный и дружный и т.д.». А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, улыбнитесь друг другу и подарите всем свою пушинку, дунув на ладошку».
Рефлексия. Какие таланты вы у себя обнаружили? Что нового вы узнали о своих товарищах? Что было трудно? Что понравилось?
Занятие окончено.
Грусть |
Разочарование |
Отвращение |
Презрение |
Зависть |
Тревога |
Замешательство |
Подозрительность |
Сожаление |
Холодное равнодушие |
Сомнение |
Заинтересованность |
Отчаяние |
Нежность |
Восхищение |
Счастье |
Смирение |
Изумление |
Удивление |
Обида |
Восторг |
Надежда |
Нетерпение |
Скука |
Радость |
Злость |
Страх |
Список отрицательных и положительных черт характера человека.
1.Аккуратность | 61.расторопность | 115.апатия | 176.скупость |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие "Учимся владеть собой"
Тренинговое занятие для обучающихся 7 класса...
Занятие с элементами тренинга "Когда мы вместе - мы сила!" для 5-6 класса
Разработка психологического занятия с элементами тренинга. Может использоваться на классных часах в 5-6 классах для коррекции межличностного взаимодействия учащихся....
Конспект занятия: "Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс.
Конспект занятия:"Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс.Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу. Задачи:...
Программа психологических занятий с элементами тренинга "В согласии с собой"
Данная программа психологических занятий с элементами тренинга рассчитана на учащихся подросткового возраста и является частью общей программы по профилактике суицидального поведения. Программа состав...
Занятие с элементами тренинга "Волонтёрская деятельность и развитие личности учащегося"
Занятие с элементами тренинга "Волонтерская деятельность и развитие личности учащегося" позволит познакомить учащихся с направлениями волонтерского движения, особенно с хорошо развитым...
Психологический тренинг "Я учусь владеть собой". Стресс. Навыки саморегуляции
Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.С воспитанниками 6...
Занятие с элементами тренинга "Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции.
Занятие с элементами тренинга !Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции....