Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения
план-конспект по психологии

Разумова Ирина Викторовна

Цель: формирование у учителей мотивации для оказания помощи учащимся 1-х, 5-х классов, адаптирующимся в младшем и среднем звене. 

Задачи:

• Помощь учителям в осознании трудностей, возникающих у учащихся 1-х, 5-классов в процессе адаптации;

• Знакомство с мерами профилактики дезадаптации;

• Побуждение, желание оказывать учащимся помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_dezadaptatsiya.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

 «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения

у учащихся 1,5 классов»

Цель: формирование у учителей мотивации для оказания помощи учащимся 1-х, 5-х классов, адаптирующимся в младшем и среднем звене. 

Задачи: 

• Помощь учителям в осознании трудностей, возникающих у учащихся 1-х, 5-классов в процессе адаптации;

• Знакомство с мерами профилактики дезадаптации;

• Побуждение, желание оказывать учащимся помощь.

1. Вступительное слово ведущего

 Сегодня мы проводим семинар-практикум «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся 1,5 классов». Мне хотелось бы, чтобы то, что мы обсудим сегодня на семинаре, было вам полезно и применялось в повседневной работе. Но все то, о чем я сегодня буду вам рассказывать, вы это и так знаете, поэтому я хочу сегодня немного только освежить ваши знания. ИТАК: 

2.Упражнение «Представьте себе ситуацию…»

Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе. Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте? (ответы педагогов).

3.Мозговой штурм» «Какой он – первоклассник и пятиклассник?». 

Вспомните первый месяц – сентябрь. И ответьте первое, что придёт в голову в связи со словами «первоклассник», «пятиклассник», можно о каких-либо особенностях первоклассника и пятиклассника написать. Ответы записываются в бланках (по кругу).

4. Упражнение “Снежинка”Очень хорошее упражнение, я раздавала салфетки, у них легче отрываются уголки и недорого (а то жалко бумагу)

Всем участникам предлагается выполнить упражнение “Снежинка”.

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: ни на кого не смотреть и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? Участники отвечают, что не нашли.

Ведущий: А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод - дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Поэтому и приспособление к школе протекает у детей по-разному.

5. Мозговой штурм «Ассоциации-адаптация» Девочки, здесь я просила ассоциации именно адаптации, если называют, например, тревогу, я говорю, что это дезадаптация и т.д.

Какие у Вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «Школьная адаптация». Все ассоциации записывайте на листочках.

Школьная адаптация – приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. 
Новые условия, в которых оказались дети, предъявляют высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к гибкости (т.е. умению в новых условиях применить свои знания, свои личностные качества)

6.  Скорость и устойчивость процесса адаптации. По теории много не говорила, только про группы

В работах Э. М. Александровской и М. М. Безруких выделяют три группы детей, отличающихся скоростью и устойчивостью процесса адаптации (выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую):

1 группа – большинство детей адаптируется в течение двух первых месяцев обучения. Эти дети быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Иногда у детей отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителями, так как им еще трудно выполнять все требования. Но к концу октября трудности, как правило, нивелируются, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается с новым статусом ученика, с новым режимом.

2 группа – дети имеют более длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не умеют принять ситуацию обучения, общения с учителем и другими детьми, они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, не реагируя на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия их реакции становятся адекватными требованиям школы, учителя.

3 группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Кроме того, они не осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. И хотя период острой физической адаптации организма к учебным нагрузкам заканчивается до 10-15 октября, весь первый год считается периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.

В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у ребенка проявления всего комплекса неспецифических трудностей, связанных прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану. Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор — вот его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв, неиспользовании правил.

Вызваны они несоответствием темпов деятельности ребенка и всего класса, отсутствием концентрации внимания. Эти же причины определяют и характерные трудности чтения: пропуски слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся» ритм), быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного (механическое чтение), медленный темп чтения.

Дезадаптация может проявляться в 3 формах:

  1. Невротической (невроз)
  2. Агрессивно-протестной
  3. Капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушение поведения)

7. Обсуждение «Признаки дезадаптации».Делила на группы

Сколько всего нового происходит в жизни первоклассника и пятиклассника. Многое нужно усвоить, ко многому нужно привыкнуть.

При нарушении привыкания к условиям школьного обучения, т.е. адаптации, возникает дезадаптация. Если в этот период не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния. 

А сейчас в течение 5 минут подумайте, по каким признакам, можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации. Свои предложения фиксируйте на листах бумаги. 
Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки. Ведущий подводит итог.
 

Признаки возникшей дезадаптации школьника: 
 Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
 Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
 Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
 Нежелание выполнять домашние задания.
 Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
 Жалобы на те, или иные события, связанные со школой.
 Беспокойный сон.
 Трудности утреннего пробуждения, вялость.
 Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
 Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
 Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
 Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе. 

8. Упражнение «Всеобщее внимание» Очень хорошо прошло упражнение, я сидела очень тихо, потом вывод, что не все дети с дезадаптацией привлекают внимание шумом
Всем участникам предлагается выполнить одну и ту же задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно к физическим воздействиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Действия выполняются всеми участниками одновременно. 
Обсуждение: 
- на кого вы обратили внимание? 
- кто больше запомнился и почему? 

9. Работа в группах: «Способы оказания поддержки и помощи учащимся в период адаптации» 

Первая группа получают задание: ответить на вопрос «Какую помощь и поддержку ребёнку для смягчения протекания адаптации могут оказать учителя?» 
Вторая группа получает задание: «Какую помощь детям могут оказать родители?» Свои рекомендации группы оформляют на листах ватмана. 


В своей деятельности вы сталкиваетесь с разными детьми это и агрессивные, и тревожные, застенчивые и упрямые и со всеми им вам приходиться находить общий язык и налаживать взаимоотношения. (Памятки как вести себя с ….) 

Очень полезно начинать каждое занятие (и вообще каждый день) так: вспомнить что-нибудь приятное, вызывающее улыбку, настроиться на добрые взаимоотношения с коллегами, детьми, близкими. 

Спасибо всем за работу! 

Памятка «Как вести себя с ….

Как вести себя с агрессивным ребенком? 
1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему. 
2. Санкция должна соответствовать поступку. 
3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребенка, не используйте агрессивные методы воспитания. 
4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт). 
5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства. 
6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах. 
7. Используйте удивление для реагирования на агрессию. 
8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребенка. 
9. Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребенка. 
10. Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в нужное русло. 
11. Дайте понять ребенку, что он любим. 

Как вести себя с конфликтным ребенком? 
1. Старайтесь объективно оценить ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор). 
2. Не обсуждайте проблему поведения при ребенке. 
3. Объясните конструктивные способы разрешения споров. 
4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением сорящихся. 
5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребенка. 
6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях. 

Как вести себя с тревожным ребенком? 
1. Выясните причину тревожности. 
2. Не используйте ярлыки, так как ребенок не может быть плохим во всем. 
3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребенка. 
4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребенка. 
5. Если необходимо, обратиться с ребенком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющихся у ребенка проблеме. 
6. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас! 

Как вести себя с застенчивым ребенком? 
1. Не давите на ребенка собственным авторитетом. 
2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания. 
3. Отмечайте успехи, пусть даже они и не значительные. 
4. Подчеркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках. 
5. Говорите об ошибках в позитиве. Не ошибается тот, кто ничего не делает. 
6. Апеллируйте к мнению ребенка, спрашивайте у него совета. 
7. Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя. 
8. Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки. 
9. Наметьте совместный план действий с ребенком и другими взрослыми, близкими ребенку. 
10. Не отвергайте ребенка и не разочаровывайтесь в нем, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребенок мог стать объектом насмешек. 

Как вести себя с упрямым ребенком? 
1. Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребенок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство. 
2. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребенка жертвой собственных конфликтов. 
3. Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребенка? Ищите источник стресса. Поймите ребенка и проявите чуткость. 
4. Переключите упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание. 

Как вести себя с невнимательным ребенком? 
Нарушение внимания диагностируется, когда ребенок: часто переспрашивает; легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит. 
1. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания. 
2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя». 
3. говорите сдержанно, спокойно, мягко. 
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. 
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. 

Как вести себя с инертным ребенком? 
Для инертных учащихся главная проблема – трудности при включении в деятельность, поэтому им нельзя: 
1. Предлагать часто и быстро меняющиеся задания. 
2. Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос. 
3. Их нельзя спрашивать в начале урока. 
4. От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы. 
5. Для успешной деятельности инертного ребенка, ему необходимо создавать спокойную обстановку. 

Очень полезно начинать каждое занятие (и вообще каждый день) так: вспомнить что-нибудь приятное, вызывающее улыбку, настроиться на добрые взаимоотношения с коллегами, детьми, близкими. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Адаптироваться к школе для первоклассника — задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нар...

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Презентация "Трудности обучения и их психологическая коррекция в младшем школьном возрасте""

Изучение трудностей и анализ их причин возникновения является важным и основным методом для разработки способов предотвращения и устранения у детей с трудностями обучения....