Презентация "Трудности обучения и их психологическая коррекция в младшем школьном возрасте""
материал

Овечкина Елена Юрьевна

Изучение трудностей и анализ их причин возникновения является важным и основным методом для разработки способов предотвращения и устранения у детей с трудностями обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Трудности обучения и их психологическая коррекция в младшем школьном возрасте» Выполнила: социальный педагог Овечкина Е. Ю.

Слайд 3

Анкета «Причины трудностей в обучении» Причины трудностей 3 а 3в Всего учеников % Проблемы со здоровьем 13 12 25 50 % Недостатки в формировании отдельных познавательных процессов 20 11 31 62% Отношение родителей к обучению в школе и ситуация внутри семьи школьника 18 14 32 64% Некомпетентность педагогов 17 13 30 60 % Пробелы в знаниях и отставание в усвоении учебных программ 21 14 35 70% Нарушение в эмоционально – волевой сфере школьника 21 12 33 66%

Слайд 4

Результаты диагностики по методике « Определение уровня развития волевых качеств учащихся»

Слайд 5

Сравнительные результаты диагностики по методике « Определение уровня развития волевых качеств учащихся»

Слайд 6

Результаты диагностики по методике «Оценка школьной мотивации»

Слайд 7

Психолого-педагогическая программа причинной коррекции трудностей в обучении у младших школьников Работа с детьми Работа с родителями Повысить уровень развития познавательных процессов; Сплочение родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность класса, школы; Сформировать положительную мотивацию к учению и познавательную активность; Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи в деятельности по развитию личности ребенка; Развивать волевые качества; Пропаганда успешного семейного воспитания; Формировать умения анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы; Обогащение знаний родителей о воспитании и обучении детей. Развивать навыки общения и совместной деятельности.

Слайд 8

Развивающие занятия по развитию познавательной сферы младших школьников № п / п Задачи. Структура и содержание занятий 1 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций 1. Приветствие (1-2 минуты) 2. Мозговая разминка («Ухо-нос», «Коза-зайчик», «Колечко») (3-5 минут). 3. Задание на развитие познавательных процессов (10 минут). Упражнения «Слушай и исполняй», таблица «Шульте» 4. Упражнение «Веселая переменка» (5 минут) – помогает не только отдохнуть и сменить вид деятельности, но и развивает инициативность, самостоятельность. 5. Логически – поисковые задания (10 минут). 6. Графический диктант, штриховка (5 минут). 7. Рефлексия, итог занятия. 2 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций ») 1. Приветствие (1-2 минуты) 2. Мозговая разминка («Ухо-нос», «Коза-зайчик», «Колечко») (3-5 минут). 3. Задание на развитие познавательных процессов (10 минут). Упражнения «Слушай и исполняй», таблица «Шульте» 4. Упражнение «Веселая переменка» (5 минут) – помогает не только отдохнуть и сменить вид деятельности, но и развивает инициативность, самостоятельность. 5. Логически – поисковые задания (10 минут). 6. Графический диктант, штриховка (5 минут). 7. Рефлексия, итог занятия.

Слайд 9

Формированию мотивации обучения способствуют: - общая атмосфера положительного отношения к обучению; - включенность в совместную деятельность в коллективе группы; - посторенние отношений «ученик-учитель» на основе совета и создании ситуаций успеха; - использование различных методов стимулирования; - необычное изложение материала; - образная, яркая речь педагога; - развитие самостоятельности и самоконтроля

Слайд 10

Для развития волевых качеств предлагается блок занятий: 1.С чего начать самовоспитание? Формула успеха. 2. Формирование эмоциональной стабильности и адекватной самооценки. 3. Влияние волевого качества ответственности на результат любого дела. Как стать ответственным? 4.Как придать себе уверенность? 5.Как можно учиться на собственных ошибках? 6. Роль настойчивости в выполнении какой-либо деятельности. 7. Почему иногда не хочется учиться, и что с этим делать? На занятиях рекомендуется использовать игры на развитие волевых качеств «Пустое место», «Кто раньше дойдет до флажка» и другие, которые содержат элемент соревнования и требуют от ребенка мобилизации всех усилий.

Слайд 11

Работа с родителями предусматривает 1) изучение условий семейного воспитания; 2) информирование родителей об учебной деятельности учащихся; 3) психолого-педагогическое просвещение родителей; 4) работу с родительским комитетом класса; 5) совместную деятельность родителей, учащихся, классного руководителя. Нами были использованы следующие формы работы с родителями: - коллективные (родительское собрание на тему «Физиологические причины неуспеваемости школьника», круглый стол, лекторий, интерактивные игры); - групповые (работа с родительским комитетом, тестирование, анкетирование, тренинг); - индивидуальные (собеседования, консультации).

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1.

«Трудности обучения и их психологическая коррекция в младшем школьном возрасте»

Актуальность исследования состоит в том, что одной из важных проблем современной школы остается проблема трудности в обучении детей. Система образования шагнула далеко вперед. Материальная  обеспеченность, качество преподавания, высокое требование к профессиональным умениям учителя, создание условий для обучения школьникам  – всему этому уделяется большое внимание.  Но, несмотря на это,  учащиеся все равно сталкиваются с трудностями в обучении. Не решен  вопрос, почему при одинаковом вложении сил преподавателя  в обучение школьников, при предоставлении одинаковых условий для развития, у учащихся разные показатели в учебе, не всегда положительное отношение к учебному процессу. Изучение истоков трудностей и анализ их причин возникновения, является важным и основным методом для разработки способов предотвращения и устранения  проблем у детей с трудностями в обучении.

Цель нашего исследования – изучить  трудности обучения и пути их психологической коррекции в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: учебная деятельность младших школьников

Предмет исследования: причины и способы коррекции трудностей обучения младших школьников.

Гипотеза исследования: основными причинами трудностей обучения младших школьников являются проблемы познавательной, волевой сферы, недостаточный уровень мотивации; психологическая коррекция трудностей обучения должна иметь причинный характер.  

Задачи исследования:

Первая задача исследования – это осуществить анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования. Итак, согласно задаче мы проанализировали работы таких авторов как  Марьяны Михайловны Безруких, Галины Ивановны Вергелес,  Натальи Федоровны Кругловой, Аллы Леонидовны Сиротюк.

Изучив их работы, можно сделать вывод, что трудности в обучении – это субъективное переживание несоответствия между требованиями учебной деятельности и интеллектуальными возможностями учащегося.

Под школьными трудностями мы понимаем весь комплекс учебных и не учебных проблем, которые возникают при систематическом обучении ребёнка в школе и приводят: 1) к отклонениям в физическом и психическом здоровье; 2) к нарушениям социально-психологической адаптации; 3) к снижению успеваемости.

Слайд 2

  1. -Выделяют физиологические, психологические и социальные причины трудностей, влияющие на успешность в обучении.  К психологическим причинам трудностей относят:  познавательную,  мотивационную,  эмоционально - волевую сферы.  В социальных причинах выделяют:  тип семьи и семейные отношения, методику преподавания, образовательная среда,  готовность детей к школе. Физиологические причины заключаются в том, что сейчас статистические данные свидетельствуют, что состояние здоровья подрастающего поколения неуклонно идет в сторону ухудшения. Дети с ослабленным здоровьем, безусловно, сталкиваются с трудностями в обучении. Частые болезни, ухудшение здоровья  является помехой в его развитии и в  овладении школьными предметами.
  2. Очень важно определить причины трудностей, возникающих у учеников, найти верную и эффективную тактику помощи, спрогнозировать школьные проблемы и предотвратить их.
  3. Эффективная коррекция школьных трудностей не возможна без соблюдения ряда условий.
  4. ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ – наличие современных методов психофизиологической и психологической диагностики трудностей, их причин, выделения их особенностей.
  5. ВТОРОЕ УСЛОВИЕ – знание педагогами причин и механизмов школьных трудностей, умение выделить эти причины, владение методиками и технологиями организации помощи.
  6. ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ – возможность получения необходимой консультативной помощи специалистов – психолога, логопеда, врача – и разработки комплексной программы помощи.
  7. ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ – совместная работа и единая тактика работы и семьи при организации помощи ребенку, имеющему школьные проблемы.
  8. ПЯТОЕ УСЛОВИЕ – наличие специалистов, помещений, материальных средств и т.п. для организации комплексной системной помощи учащимся.
  9. -Согласно второй задаче,  мы провели  эмпирическое исследование  по выявлению причин трудностей обучения  в младшем школьном возрасте. Базой исследования стала МОУ « Сернурская средняя общеобразовательная школа №1» поселка Сернур. Респондентами были  учащиеся двух классов, всего  54 человека. С 3а класса 28 учеников и с 3в – 26 учеников.

Соответственно были подобраны такие методики:

-анкета для выявления причин трудностей в обучении «Причины трудностей в обучении»

         - анкета «Определение уровня развития волевых качеств учащихся» Т.И. Шульги,

          -«Исследование уровня учебной мотивации школьников» Н.Г. Лускановой.

Слайд 3

         По анкете «Причины трудностей в обучении» получены такие результаты:

В 3 «а» классе всего 28 учеников. Из - них 3 ученика по этой анкете не отметили никаких трудностей. В 3в классе всего 26 учеников.  Два  ученика не отметили проблемы в своей учебной деятельности. Остальные дети, ответив на вопросы анкеты, указали   причины,  из-за  чего они испытывают  трудности в своей учебной деятельности.

  Как мы видим, из предложенных категорий причин, большинство учащихся отметили пробелы в знании и отставание в усвоении учебных программ.Многие дети на вопросы « у меня много пробелов в знании», «если что-то не понимаю, это так и остается», «двойки получаю из-за того, что не понимаю тему», «если бы сразу усваивал на уроке, не было бы трудности в учении» ответили положительно.

Причинами трудностей в обучении на втором месте стало - нарушение в эмоционально – волевой сфере школьника. Из-за своей неуверенности, неадекватной самооценки, недостаточного развития силы воли, тревожности  дети испытывают затруднения в усвоении учебной программы.

        Результаты по вопросам, относящиеся к категории отношение родителей к обучению в школе и ситуация внутри семьи школьника, показало, что влияние семьи на обучение ребенка огромна. Больше половины детей указало на эту причину трудностей. Эти дети не чувствуют поддержку в учебе со стороны родителей и ситуация в семье учащихся такова, что негативно влияет  на их успешность в обучении.

Дальше по степени убывания идет – недостатки в формировании отдельных познавательных процессов.  Многие дети из-за плохого развития  тех или иных психических процессов сталкиваются с трудностями  в усвоении школьных предметов, что в следствии ведет к таким проблемам, как к низкому овладению изучаемого материала, пробелы в знании и отставание от учебной программы.

      Некомпетентность педагогов, безусловно, ведет к низким показателям в учебной деятельности школьников. Дети отметили: плохую подачу урока; если  что-то не поняли на уроке, кто-то не получает дополнительные объяснения; отсутствие дисциплины  также  отражается на качестве обучения.

     Проблемы со здоровьем отметили половина испытуемых.Частые болезни и как следствие  много пропусков это ведет, конечно, к  различным сложностям  в  учебной деятельности.

    Итак, с помощью этой анкеты можно сделать вывод,проблема трудностей в обучении это общая беда и детей, и родителей, и учителей. Самым распространенным  причинам трудностей  по анкете  «Причины трудностей в обучении»  можно отнести:

          -пробелы в знаниях и отставание в усвоении учебных программ;

          - нарушение в эмоционально – волевой сфере школьника;

         -отношение родителей к обучению в школе и ситуация внутри семьи школьника;

- недостатки в формировании познавательных процессов

3. Разработать психолого-педагогическую программу причинной коррекции трудностей в обучении у  младших школьнико

Слайд 4

- С помощью следующей  анкеты «Определение уровня развития волевых качеств учащихся» Т.И.Шульгиу детей оценили, на сколько у них развиты такие волевые качества какдисциплинированность, самостоятельность, смелость, инициативность, настойчивость, выдержка, решительность, организованность, деловитость, целеустремленность, прилежание.Родителям и классным руководителям предлагалось отметить качества учеников по трем критериям: «слабо развито», «хорошо развито», «очень развито».

Полученные данные доказывают, что у большинства учеников 3в класса средний и низкий уровень развития волевых качеств. Высокий уровень у 2 учеников. Также было получено, что и  у большинства учеников 3а класса средний и низкий уровень развития волевых качеств, а  высокий уровень  только у 3 учащихся.

Слайд 5

Сравнивая два класса, мы видим, что в 3в классе детей со средним уровнем развития волевых качеств больше, а с низким уровнем  меньше, чем у третьего класса.  

Итак, по результатам анкеты «Определение уровня развития волевых качеств учащихся» Т.И. Шульги мы получили следующие данные:

- большинство детей имеют средний уровень волевых качеств;

- многие дети имеют низкий уровень развития волевых качеств;

 - у детей недостаточно развиты волевые качества  такие как  дисциплинированность, самостоятельность, смелость, инициативность, настойчивость, выдержка, решительность, организованность, деловитость, целеустремленность, прилежание. Высокий результат показали только 3 ученика из 3а и 2 ученика из 3в.

Слайд 6

Проблемы в мотивационном сфере выявляли с помощью методики «Исследование уровня учебной мотивации школьников» Натальи Георгиевны  Лускановой.

Из 54 учащихся -  дети отличающиеся наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования составляет 11 учеников. На слайде 1 уровень. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания  учителя.

Хорошая школьная мотивация у 14 учеников. Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

3 уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает не учебными сторонами у 14 учеников. Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.  

4 уровень- с низким уровнем школьной мотивации 15 учеников. Они  посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках заняты посторонними делами, испытывают трудности в учебной деятельности.

Можно сделать вывод, что  у учащихся,  относящихся к 3 уровню, больше развиты социальные мотивы, не познавательные. И как следствие, это является тоже причинами трудностей в обучении. Поэтому у большинства третьеклассников учебная мотивация недостаточно развита.

          Таким  образом, результаты исследования подтвердили нашу гипотезу:

основными причинами трудностей обучения младших школьников являются проблемы в  познавательной сфере, недостаточный уровень волевой и мотивационной сферы. Также проведенная анкета помогла выявить и другие причины трудностей в обучении – это и влияние семьи на успешность ребенка в школе, некомпетентность педагога, проблемы со здоровьем.

\- По результатам диагностики мы обнаружили, что  большинство детей сталкиваются с трудностями  в обучении, что и явилось основанием для разработки  психолого-педагогическойпрограммы причинной коррекции трудностей в обучении. Она направлена на работу с учащимися начальных классов и также занятия с  родителями.

Цель и задачи программы

Целью программы является причинная  коррекция трудностей в обучении у  младших школьников, развитие таких психических процессов развитие мотивации и воли.

 Повышение педагогической и психологической культуры, родителей пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.

Слайд 7

Задачи: работы с детьми:

1. Способствовать повышению уровня развития познавательных процессов учащихся;

2. Сформировать положительную мотивацию к учению и познавательную активность;

3.   Формировать произвольность психических процессов и механизмы волевой регуляции;

4. Формировать умения анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы;

5. Развивать навыки общения и совместной деятельности;

6. Сформировать адекватную самооценку.

Задачи работы с родителями:

- содействия сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;

- выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

- пропаганды успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей;

Использованные методы и формы работы: метод беседы, игровые методы, групповая и индивидуальная работа, сказкотерапия, «мозговая» разминка (психогимнастика), графический диктант, штриховка, логически-поисковые задания, викторина.

Для развития  познавательной сферы младших школьников предусмотрено блок занятий. В структуру входит (по презентации). Все игры и упражнения направлены на развитие психических процессов, формирование общеинтеллектуальных умений и также формирование учебной мотивации.

Слайд 9

- Формированию  мотивации  способствуют развитие у ребенка познавательного интереса.поддержание и  стимулирование желания детей учиться, преобладание демократического стиля отношений между учителем и учеником, интересная подача учебного материала.

Слайд 10

Для развития волевых качеств,  предлагается  блок занятий:

1.С чего начать самовоспитание? Формула успеха.

2. Формирование эмоциональной стабильности и адекватной самооценки.

3. Влияние волевого качества ответственности на результат любого дела. Как стать ответственным?

4.Как придать себе уверенность?

5.Как можно учиться на собственных ошибках?

6. Роль настойчивости в выполнении какой-либо деятельности.

7. Почему иногда не хочется учиться, и что с этим делать?

8. Развитие организованности.

9.Выдержка как сильное волевое качество и другие.

Полезны игры на развитие волевых качеств «Пустое место», «Кто раньше дойдет до флажка» и другие, которые содержат элемент соревнования и требуют от ребенка мобилизации всех усилий.

Слайд 11

Работа с родителями предусматривала:

1) изучение условий семейного воспитания;

2) информирование родителей об учебной деятельности учащихся;

3) психолого-педагогическое просвещение родителей;

4) работу с родительским комитетом класса;

5) совместную деятельность родителей, учащихся, классного руководителя.

Нами были использованы следующие формы работы с родителями:

- коллективные (родительское собрание на тему «Физиологические причины неуспеваемости школьника», круглый стол, лекторий, интерактивные игры);

- групповые (работа с родительским комитетом, тестирование, анкетирование, тренинг);

- индивидуальные (собеседования, консультации).

Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста для устранения их трудностей в учебной деятельности является развитие их  познавательной сферы, повышение мотивации к учению, развитие волевых качеств. Оказание родителям школьников с трудностями в обучении консультативную и методическую помощь в воспитании и обучении детей по педагогическим, психологическим, социальным вопросам.

Осуществление цели и  задач  причинной коррекции в составленной программе поможет устранить трудности, с которыми младшие школьники сталкиваются в своей учебной деятельности. Развитие психических процессов и навыков взаимодействия будут способствовать положительному формированию  мотивации, формированию волевых качеств,  развитие навыков взаимодействия родителей со своими детьми обеспечит успешность в их обучении, будет способствовать развитию личности.

 Таким образом, все задачи исследования решены, гипотеза подтвердилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...

Статья по теме: "Психологические особенности детей младшего школьного возраста" (доклад на МО).

Доклад о том, для чего необходимо знать психологические особенности детей....

«Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Этот материал будет полезен родителям учащихся начальной школы, посколько дает возможность понять особенности развития ребенка в этом периоде....

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Психологи связывают решение проблемы психологической готовности к школьному обучению с кризисом семи лет.Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период ...

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

В консультации даются рекомендации психолога педагогам и родителям работающим с детьми младшего школьного возраста....