«Особенности учебной мотивации подростков. Практические рекомендации родителям»
статья по психологии (5 класс)

Рузавина Галина Владиславовна

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, с интересом и желанием посещал школу и учился в ней. В этом заинтересованы и педагоги. Но не редко на практике мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок, переходя из начальной школы в основную, начинает получать оценки ниже, чем выставлялись ему ранее. Важно понять, что причинами снижения учебной мотивации могут стать сразу несколько связанных факторов. В данной статье описываются основные особенности подросткового возраста, знание которых поможет родителям разобраться с причинами снижения учебной успеваемости и грамотно оказать помощь своим детям.

Для начала необходимо разобраться с тем, что же такое успешность в учебе? Для большинства родителей показателем успешности ребенка остаются его оценки, но правильно ли это? В процессе развития учебной мотивации ребенка одним из самых важных компонентов является понимание родителей, что отметка не выступает показателем успешности ребенка, а только уровнем знаний по конкретному предмету. Если для родителей успеваемость ограничивается лишь оценками, то для ребёнка, вне зависимости от его успеваемости, оценивание является постоянным стрессом. В этом случае ребёнок получает от родителей сигнал, что, хороший он или плохой, определяют исключительно его оценки, а не качества его личности. Подобный метод воспитания даёт ребёнку понять, что любят его только за хорошие оценки. Если же для родителей более важны эмоции от обучения и познавательная активность в целом, то стресса от учёбы такой ребёнок практически не испытывает и учится адекватно относиться к своим академическим поражениям и успехам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_uchebnoy_motivatsii_podrostka_ruzavina_g._v.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности учебной мотивации подростков. Практические рекомендации родителям»

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, с интересом и желанием посещал школу и учился в ней. В этом заинтересованы и педагоги. Но не редко на практике мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок, переходя из начальной школы в основную, начинает получать оценки ниже, чем выставлялись ему ранее. Важно понять, что причинами снижения учебной мотивации могут стать сразу несколько связанных факторов. В данной статье описываются основные особенности подросткового возраста, знание которых поможет родителям разобраться с причинами снижения учебной успеваемости и грамотно оказать помощь своим детям.

Для начала необходимо разобраться с тем, что же такое успешность в учебе? Для большинства родителей показателем успешности ребенка остаются его оценки, но правильно ли это? В процессе развития учебной мотивации ребенка одним из самых важных компонентов является понимание родителей, что отметка не выступает показателем успешности ребенка, а только уровнем знаний по конкретному предмету. Если для родителей успеваемость ограничивается лишь оценками, то для ребёнка, вне зависимости от его успеваемости, оценивание является постоянным стрессом. В этом случае ребёнок получает от родителей сигнал, что, хороший он или плохой, определяют исключительно его оценки, а не качества его личности. Подобный метод воспитания даёт ребёнку понять, что любят его только за хорошие оценки. Если же для родителей более важны эмоции от обучения и познавательная активность в целом, то стресса от учёбы такой ребёнок практически не испытывает и учится адекватно относиться к своим академическим поражениям и успехам.

Говоря о причинах снижения учебной мотивации пятиклассников, родителям стоит учесть и тот факт, что данный возраст сопровождается физиологическими и психологическими изменениями, которые могут активно снижать познавательную активность подростков. Детям этого возраста свойственно замещение учебных интересов социальными, что вызвано сменой ведущего вида деятельности. На первый план начинает выходить общение со сверстниками и принадлежность к какой-либо группе по интересам. В этот период у ребенка снижается связь с родителями и дети в большей степени ориентируются на мнение друзей-сверстников. В связи с этим, если инициатива хорошо учиться предыдущие годы исходила от родителей, а не от самого ребенка, то задача быть успешным учеником перестает быть значимой для подростка, поскольку больше не отвечает его интересам.

Еще одним фактором, который может оказывать влияние на учебную мотивацию стоит выделить изменение требований к ребенку со стороны школы. Обучение в средней школе имеет серьезные отличия в своих требованиях от начального образования. Придя в основную школу, подросток сталкивается с новым для него составом учителей, который заметно превышает количество учителей в начальной школе. Каждый педагог имеет свои требования, отвечающие специфике преподаваемого им предмета, к которым пятикласснику порой нелегко адаптироваться.

В качестве практических рекомендаций родителям, уменьшающих риск снижения учебной мотивации, может служить следующие правила:

Во-первых,  не стоит сравнивать ребёнка с одноклассниками, и упрекать в лени или нежелании хорошо учиться — данные действия не повлияют на положительную динамику ситуации. Самое эффективное в этой ситуации — на время вообще забыть про отметки и научить ребёнка оценивать себя исходя из собственных достижений без опоры на окружение. Способствовать развитию уровня учебной мотивации могут поощрение родителями следующие успехи: «Сегодня ты потратил больше времени на задание и сделал его лучше», «Теперь ты разобрался в непонятной для тебя теме и можешь выполнять задания быстрее, чем раньше». В таком случае даже если за свои старания ребёнок всё равно получает тройки, он видит, что с каждым днём растёт над собой и получает вашу поддержку.

Также полезным будет помочь ребенку определить зону интересов. Как известно интересы и круг увлечений человека складываются практически с рождения и могут зависеть от множества различных факторов. Но стоит помнить, что на формирование первых предрасположенностей к какой-либо деятельности у маленького ребенка будет оказывать влияние не только развитие мозговых функций, которые отвечают за проявление тех или иных способностей ребенка, но и поощрение окружающих. То, что ребенок делает хорошо и что впоследствии одобряется значимыми для него людьми, становится частью его личности и его интересом. У каждого человека имеются сильные и слабые стороны, и родителям, как самым близким людям подростка важно поощрять и поддерживать развитие сильных сторон своего ребенка и следить, чтобы слабые стороны находились в границе возрастных норм.

Также родителям подростков рекомендуется снизить требования к предметам, не входящим в зону интересов ребенка. Требовать от ребенка высоких результатов по предметам, которые не вызывают у него интереса не столь эффективно, как объяснить ему, почему он не может игнорировать эти предметы. Обсуждение данной темы можно начать, задав подростку вопрос: «Как ты думаешь, зачем взрослому человеку нужны знания о географии, биологии или физике, даже если он не собирается связывать свою жизнь с изучением этих наук» Как полученные знания этих наук мы можем использовать в повседневной жизни?». Не менее важным будет обсудить, сколько временного ресурса ребенку необходимо затрачивать для достижения минимального результата по изучаемым учебным дисциплинам. При этом родителям стоит проговаривать со своими детьми, что такое минимальный результат. Для начала, под минимальным результатом стоит рассматривать выполнение всех домашних заданий и включенная работа на уроке (запись всех конспектов, выполнение заданий педагога на уроке). При качественном выполнении этих условий, даже если они выполняются формально, этого будет достаточно для освоения учебной дисциплины на минимальном уровне.

Такой подход позволяет подростку ощутить доверие вместо оказания давления со стороны родителей. В этом случае родители меньше акцентируют внимание подростка на ситуацию неуспеха при изучении нелюбимого предмета и тем самым способствуют развитию внутреннего учебного мотива.

В случае если ребенок не имеет ситуации успеха при освоении учебных дисциплин в школе, родителям необходимо учитывать и тот факт, что если данный результат сопровождает ребенка с первого класса, а также ребенок неусидчив и плохо запоминает и воспроизводит информацию, это может свидетельствовать о том, что у ребенка те или иные мозговые функции развиты недостаточно. В этом случае родителям рекомендуется обратиться к нейропсихологу, который поможет определить уровень развития ребенка, а также его сильные и слабые стороны, составит индивидуальный план коррекции, что позволит ребенку легче адаптироваться к школьным условиям и быть успешным учеником.

Если же в начальной школе ребенок был успешен, но после перехода в основную школу его учебная мотивация резко снизилась, то родителям в первую очередь рекомендуется обратить внимание на следующие проявления: имеются ли у подростка нарушения сна, как и чем питается ребенок, часто ли ребенок находиться в подавленном состоянии и остались ли у него какие-либо увлечения и интересы вне школы. Нарушения режима дня у подростков, а также отсутствие заинтересованности во внеучебной деятельности могут стать причинами возникновения подростковой депрессии или указывать на необходимость пересмотреть модели взаимодействия родителей и ребенка в семье.

И самое важное понимание, что каждый ребенок может быть успешен и счастлив в школе, если у него есть дело, которым он увлечен и поддержка близких людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование учебной мотивации подростка"

В презентации представлен материал по формированию  учебной мотивации подростков....

Вопросы учебной мотивации подростков

Рассмотрение вопросов  учебной  мотивации подростков....

Формирование учебной мотивации подростка. Советы родителям.

Формирование учебной мотивации подростка. Советы родителям....

Формирование учебной мотивации подростка. Советы родителям

Советы родителямv  Давайте возможность ребенку сделать свое маленькое открытие.v  Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.v  Не пугайтесь детских ош...

коррекционно-развивающие занятия по повышению уровня учебной мотивации подростков

программа "Повышение уровня учебной мотивации подростков"...

Программа развития учебной мотивации подростков

Старший школьный возраст – это период подготовки к ряду важных перемен в жизни подростков. Решается вопрос о самоопределении учащихся. Учебная деятельность должна приобрести иное значение, стать...

Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Практические рекомендации родителям (законным представителям) гиперактивного ребенка»

Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Практические рекомендации родителям (законным представителям) гиперактивного ребенка»...