Советы психолога
консультация по психологии

Лисовец Олеся Валерьевна

Работа школьного психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Советы психолога164.1 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся не волноваться!

 

Как перестать беспокоиться по поводу недостатка времени
и научиться им управлять?

 

1. Запишите недельные задачи, планы, дела и цели и совместите их с расписанием ваших занятий.
2. Расставьте приоритеты заданий в соответствии с их важностью.
3. Планируйте ответственные задания на время энергетического подъема. Это позволит вам выполнять сложные задания, пребывая в наилучшей форме.
4. Исключите все дела, которые не являются необходимыми в вашей повседневной деятельности. Отправьте их в конец списка.
5. Делегируйте полномочия. Одна из важнейших причин стресса вырастает из уверенности, что вы все должны делать сами. Посмотрите внимательно на свой план и решите, что поручить кому-либо другому.
6. Закончите одно задание, прежде чем приняться за другое. Установите приоритет каждого задания и прекратите откладывать дела на завтра.
7. Научитесь говорить «нет». Из всех способов распределения времени умение говорить «нет» - самый лучший.
8. Резервируйте время на срочные работы или незапланированные встречи. Тогда вы будете меньше беспокоиться о том, чтобы все успеть.
9. Контролируйте процесс. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем при управлении стрессом.
               

 

Антистрессовые правила 


Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня. 

Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник

Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Планируйте наперед и все будете успевать сегодня. 

Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит. 

Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение. 

Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожатся. Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми. 

Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь, не сидите весь день, скрючившись, в одном и том же положении. 

Высыпайтесь

Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете. 

Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. 

Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо. 

Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни. 

Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей, если нет доказательства обратного. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут. Ну и, конечно же, обратите внимание на хорошее питание и регулярные физические упражнения.

 

Родителям будущих первоклассников

 

Готовность ребёнка к школе. 

Необходимо, чтобы ребёнок пошёл в школу физически развитым, крепким, здоровым. Требует внимания развитие всех физических качеств ребёнка – ловкости, выносливости, гибкости, скорости, силы. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью – качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Важно, чтобы у ребёнка была развита мелкая моторика рук, а также были скоординированы движения руки и глаза. 

Но не менее важна готовность ребёнка к изменению своего социального положения. Первоначальный этап пребывания в школе – это период социально-психологической адаптации ребёнка к новым условиям. Поэтому на первый план ставится психологическая готовность ребёнка к школе. Её составными элементами являются личностная, волевая и интеллектуальная готовность. 

Личностная (мотивационная) готовность – готовность и желание принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы. 

Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми. Обучение нормам вежливости поможет овладеть школьными правилами. Необходимо формировать личностные качества, которые помогут ребёнку войти в контакт с одноклассниками, с учителем, умение уступать, чувство товарищества. 

Развитие волевых качеств личности необходимо, чтобы ребёнок в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем. 

В понятие интеллектуальная готовность входит как запас знаний и представлений ребёнка об окружающем мире, так и сформированность его мыслительных навыков. Но главное – развитие потенциальной способности узнавать новое, развитие любознательности. Важнейшими показателями уровня подготовки ребёнка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать; сравнивать предметы; выделять целое и часть; группировать предметы по определённым признакам и др. 

Каковы показатели психологической готовности к школьному обучению? 

Ребёнок имеет твёрдое желание и первоначальное умение учиться. 

Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями. 

Умеет общаться и работать в коллективе. 

Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами, учителями, взрослыми, стремится к самосовершенствованию.

 

Памятка родителям будущих первоклассников! 

 

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 

Важно, чтобы ребёнок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, не всё сразу удаётся. 

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 

В школу будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если Вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет. 

Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов. 

Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня. 

Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам. 

Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребёнка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Например, если у ребёнка проблемы с речью, посетите логопеда. 

В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы ребёнка похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 

С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. 

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-либо секцию или кружок, поскольку начало школьной жизни считается сложным периодом для 6-7-летних детей. Если занятия музыкой и спортом кажутся Вам необходимой частью воспитания Вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса. 

Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, разговоры с другими членами семьи. 

Подчеркивайте важность и нужность умения учиться и знаний, а не только оценок за них. 

Рисуйте положительные перспективы выхода из трудных ситуаций. Выражайте веру в силы ребенка, его способности и трудолюбие. 

Даже если Вы каждый день провожаете и встречаете первоклассника, дорога до школы должна быть ему хорошо знакома. Несколько раз, не торопясь, прогуляйтесь с ребёнком до школьного здания. По пути обратите его внимание на светофоры, подземные (наземные) переходы, опасные участки пути. 

Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные перерывы. Можно попросить малыша попрыгать, побегать или потанцевать несколько минут. 

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

 

СИМПТОМЫ ПОДРОСТКОВОГО СТРЕССА 

Стресс – опасное явление для подростка. А потому родители должны быть особенно внимательными к детям этого возраста, чтобы предотвратить погружение подростка в стрессовое состояние или вовремя начать борьбу со стрессом. 

Однако, чтобы начать бороться, надо сначала обнаружить стресс. По каким же симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса? 

Первым признаком стресса является отдаление подростка от его сверстников и близких людей. Вольно или невольно он становится замкнутым и одиноким. Не хочет отвечать на телефонные звонки, не желает никого видеть. 

Причиной этого отдаления от людей зачастую бывает резкое понижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах, ощущение, что весь мир его не понимает и не принимает. 

Другим симптомом подросткового стресса является рассеянность внимания, забывчивость подростка. Он забывает, что было вчера, не замечает знакомых на улице, постоянно витает в облаках и не может ни на чём сосредоточиться. Родителям в этом случае нельзя ругать своего ребёнка, надо его понять и постараться помочь, обратившись за помощью к психологу. 

Следующим признаком подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние. Подросток практически не спит, не ест или же наоборот активно «заедает своё горе» и целыми днями пребывает в сонном состоянии. В любом из этих случаев подросток угрюм, измучен, апатичен. 

Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства. 

Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии. 

Его раздражают люди, интересующиеся его жизнью, выводят из себя любые мелочи. 

Внезапная гиперактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса. Подросток старается ни секунды не стоять на месте, не сидеть без дела, пытаясь отвлечься или забыться. Подросток панически боится, остановившись, вспомнить, «остаться наедине» с причиной своего стресса. 

Признаком подросткового стресса, помимо уже упомянутого переедания, являются и другие вредные привычки: «поминутное» курение, частое распитие алкогольных напитков, ежедневный шопинг. 

Симптомом стресса, вызванного недовольством подростка собственной фигурой, является чрезмерное стремление похудеть.

 

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЧЕЛОВЕКА 

Стресс, пережитый в переходном возрасте, может отрицательно сказаться на перестраивающемся физически организме подростка и на его изменяющейся психике. 

1) Ухудшение физического здоровья 

Научно засвидетельствован тот факт, что люди, столкнувшиеся со стрессом в подростковом возрасте, имеют ослабленный иммунитет и намного чаще серьёзно заболевают в зрелом возрасте, чем те, чьё отрочество было благополучным. 

2) Ухудшение психического здоровья 

Подростковый стресс, если с ним не бороться, может перерасти в депрессию. А депрессия в переходном возрасте может спровоцировать суицид. Поэтому, если, Вы родители, заметили у своего ребенка признаки надвигающейся депрессии, не ждите пока «само рассосется», принимайте срочные меры по выводу его из этого состояния.

 

Психологическая служба школы

 

***

Список служб города Курска, оказывающих психолого-педагогическую, социальную и медицинскую  помощь и поддержку детям и семьям,  находящимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.

Подробно

***

pervoklassnik

 

Возрастные проблемы первоклассников 

Поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни  и требует адаптации к новым условиям. У большинства детей адаптация к школе занимает 3 - 4 месяца, причем пик адаптации приходится на октябрь, ноябрь (когда детям наиболее тяжело: первая эйфория прошла, появилось много новых требований.) Как правило, во второй четверти  состояние выравнивается,  стабилизируется,  но у некоторых  учащихся этот период затягивается. У них адаптация проходит болезненно. Такие дети часто отвлекаются на уроках, занимаются  посторонними делами, на перемене нарушают нормы поведения - они кричат, бегают, или, наоборот, пассивны и замкнуты. При контакте с педагогом легко смущаются, при малейшем замечании легко плачут. У некоторых детей проявляются признаки невроза: они теряют аппетит, плохо спят, капризничают. Критериями наступившей адаптации к школе служат исчезновение негативных отклонений, наблюдавшихся ранее, снижение утомляемости, повышение успеваемости, установление нормальных взаимоотношений с педагогом и со взрослыми. 

Трудности адаптации чаще всего связаны с личностными особенностями ребенка,  особенностями типа высшей нервной деятельности. Быстрее привыкают к школьной обстановке дети сильного уравновешенного подвижного типа. На процесс превращения ребенка в ученика влияют многие факторы: уровень его предыдущего развития, желание учиться, семейная ситуация. 

Немного физиологии. Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу.  В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое созревание ребенка. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. К 7 годам кора головного мозга становится достаточно зрелой. Однако, наиболее важные специфические отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль поведения, у детей этого возраста еще не завершили своего существования. Развитие лобных отделов заканчивается лишь к 12 годам. Вследствие чего регулирующее  и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. В результате чего младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны, с низкой работоспособностью и низкой сопротивляемостью утомлению. 

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. В организме происходит бурный эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. В результате этого криза у ребенка повышается утомляемость, он очень раним. 

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Девочки по-прежнему опережают мальчиков  в своем развитии на 1-1.5 года.

Начальный период обучения – чрезвычайно важный период для сохранения психического здоровья учащихся. Теперь он не дошкольник, которому позволено все, первоклассник, с которого иной спрос, ему предстоит заниматься общественно значимым делом – ученьем. И, хотя он по-прежнему любит играть, рисовать, конструировать, все эти виды деятельности теперь подчинены учебной, которая для него становится ведущей, также как и для дошкольников игра.   У первоклассника появляется новое значимое лицо в его жизни – учитель, который в их глазах является заместителем родителей.  Ситуация «первоклассник – учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Первоначально  взаимоотношения детей во многом определяются учителем. Первоклассники относятся к своим сверстникам, так же, как к ним относится учитель. Похвалил учитель ученика –он молодец в глазах своего класса, сделал замечание – его все осуждают. Самооценка первоклассника корректируется сначала в общении с учителем, а затем со сверстниками. 

Ребенок-первоклассник может быть уверен, что он хороший ученик, хотя на уроках сидит плохо, неважно осваивает учебные навыки, так как вносит в свою работу много старания и рвения. Он склонен винить в своих неудачах, ошибках не себя, а других людей, товарищей. Как правило, отношение к себе у многих детей некритическое.  В большинстве своем дети не видят своих недостатков. Наиболее интенсивно развивается у первоклассников оценка выполнения учебных заданий. Уже после первого полугодия первоклассник имеет достаточно четкие критерии оценки результатов работы по письму, чтению и счету. 

Также у ребенка младшего школьного возраста бурно развивается рефлексия, самоанализ, внутренний план действий. Идет утрата детской непосредственности, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями. 

Для адаптационного периода характерны высокий уровень школьной тревожности, снижение самооценки. Школьная тревожность – это сравнительная мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, ожидания плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно неуверен в правильности того, что он делает, боится всего, очень раним, мнителен, повышенно чувствителен, ко всему относится слишком серьезно. Это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослого. А между тем тревожность, в том числе и взрослая – это один из предвестников невроза, и работа по ее преодолению – есть работа по психопрофилактике невроза. Однако, как правило, после адаптационного периода эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются. 

            Адаптация проходит безболезненно, если есть поддержка в семье. Трудности возникают, когда в родительской диаде наблюдается раскол.  Младший школьник обладает повышенной чувствительностью к снижению социального статуса семьи. Он не рассказывает о разрыве отношений родителей, об алкоголизме членов семьи, так как может стать объектом насмешек со стороны сверстников, что ведет к травмирующим переживаниям. Ребенок, который испытывает дефицит внимания со стороны родителей понимает, что единственный способ его добиться – это нарушение поведения. Он начинает все чаще вести себя плохо, в результате родители все чаще обращают на него внимание, и сами того не подозревая, подкрепляют такое поведение. 

Адаптация к школе проходит не только у первоклассников, но и их родителей. Некоторые психологи считают, что первые месяцы ребенка обучения в школе являются кризисными для семьи. Семейная система испытывает сильное влияние со стороны школы. Необходимо установить новые правила. Как помогать ребенку с выполнением домашних заданий? Кто это должен делать? Как относиться к школьным оценкам? Часто родители, требуя от ребенка высоких оценок, решают проблемы собственного самолюбия. Чего следует ожидать от ребенка в школе и дома? От того насколько успешно удастся договориться по этим вопросам зависит благополучность прохождения семьей  этого этапа жизненного цикла.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

 

1) Прежде всего,  стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телевизионных передач, компьютерных игр до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите ему «Доброе утро!» – и собирайтесь в школу без суеты. 

2) Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный путь не обязательно самый короткий, поэтому лучше выйти из дому пораньше. 

3) Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых 5 часов. 

Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что. 

4) Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу. 

5) Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе. 

Мы не встречали родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: «Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!». Это недопустимо. Пожалуйста, помните об этом.

 

Психологическая служба школы

 

 

***

dipressiya

 

Как распознать психическое расстройство по манере поведения 

Будьте внимательны к мелочам: иногда странное поведение человека — не что иное, как симптомы заболевания. 

Депрессия 

По данным ВОЗ, депрессия — самое распространённое психическое заболевание: им страдает более 300 миллионов человек во всём мире. При депрессии наблюдается стойкое снижение настроения и самооценки, потеря интереса к жизни и прежним увлечениям, пессимизм, расстройство сна и аппетита. 

Речь человека в депрессии имеет свои особенности: 

  • Тихий голос.
  • Отсутствие желания вести беседу.
  • Долгое раздумье перед ответом, заторможенность, тщательный подбор слов.
  • Частое использование слов с негативной окраской («одинокий», «грустный», «несчастный»), местоимения «я» и слов, выражающих тотальность («всегда», «ничего», «целиком»).

 

Кроме того, существует понятие маскированной депрессии, когда ученик скрывает свои проблемы и пытается казаться счастливым. Распознать расстройство в этом случае непросто: собеседник всегда будет отрицать все жизненные трудности. Может отпускать шутки про самоубийство. Такие пациенты будут пытаться не затрагивать в диалоге проблемные для них темы, подчёркивать, что у них в жизни всё хорошо. Но стоит начать разговор о сферах, где они испытывают трудности, мы увидим уныние на лице и услышим фразы: «Куда мне торопиться? Всё успею, у меня вся жизнь впереди». 

Генерализованное тревожное расстройство 

Этому заболеванию подвержена треть населения планеты. Человек постоянно испытывает беспокойство и тревогу, страдает от неприятных ощущений в теле: дрожи, потливости, головокружения, дискомфорта в районе солнечного сплетения. Беспокойство обычно вызывают разнообразные страхи, связанные с будущим. 

Среди особенностей общения: 

  • Рассказы о собственных страхах. Человек боится то летать на самолёте, то садиться в лифт, то общаться, то заходить в незнакомые места.
  • Постоянное возмущение и жалобы, в том числе на состояние здоровья. 

Зачастую это одинокие люди, не достигшие успеха в личной жизни и работе. Они постоянно  чем-то возмущены: руководством страны или компании, где работают, обстановкой в государстве или дома — всем, с чем в жизни сталкиваются.

 

Обсессивно-компульсивное расстройство 

Ещё одно заболевание, связанное с тревогой. При нём у больного возникают навязчивые пугающие мысли, с которыми он не способен бороться. Чтобы избавиться от тревоги, человек выполняет какой-то ритуал: плюёт через левое плечо, проверяет все замки в доме, моет руки и так далее. Эти действия могут казаться бессмысленными, однако они помогают больному ненадолго облегчить состояние. 

Человека с ОКР можно распознать по тем же признакам в речи, что и больных генерализованным тревожным расстройством. Это жалобы, мнительность, повторяющиеся разговоры о страхах. Однако гораздо эффективнее будет понаблюдать за его поведением, отследить ритуал, например, постоянное мытье рук из-за боязни подцепить заразу. 

Посттравматическое стрессовое расстройство 

Расстройство может возникнуть после перенесённой травмирующей ситуации, чаще всего связанной с угрозой для жизни. Заболевшие — жертвы сексуального или иного насилия, терактов, участники военных действий. Они стараются избегать разговоров, мест и ситуаций, которые могут напоминать им о пережитых событиях, однако воспоминания постоянно возвращают их туда. В особо тяжёлых случаях больной может вытеснить событие из памяти, как бы забыть.

Заболевшие ПТСР страдают одновременно от депрессивной и тревожной симптоматики, поэтому в их речи можно встретить те же признаки, что и у больных депрессией или тревожным расстройством.

Заметить что-то по их высказываниям затруднительно, потому что они стараются ни с кем не общаться, живя в своих переживаниях. Но если диалог всё-таки состоится, то вы не услышите ни слова о счастье, радости или любви. Собеседник с ПТРС или будет немногословен, или посвятит свой рассказ той беде, которая с ним случилась. 

Шизофрения

Согласно ВОЗ, шизофренией страдают 23 миллиона человек во всём мире. Это серьёзное психическое заболевание, которое сопровождается нарушением мышления, восприятия реальности, эмоций, речи и поведения. У больных отсутствует критическое отношение к своему состоянию, в большинстве случаев они уверены, что здоровы. 

Распознать шизофрению можно по следующим признакам: 

  • Мнительность и паранойя. Человек может быть уверен, что его преследуют или хотят навредить.
  • Грандиозные идеи и планы.
  • Бредовые идеи. Больной может думать, что мир давно захватили инопланетяне.
  • Неспособность вести диалог и формулировать мысли. Они либо обрываются где-то посередине предложения (шперрунг), либо состоят из беспорядочного набора слов (словесная окрошка). 

Одно из наиболее ярких проявлений шизофрении в речи — это бредовая симптоматика преследования. Больной будет уверен, что ему вставляют палки в колёса, за ним следят. Он будет шептать о своих догадках вам на ухо, оглядываясь по сторонам.

Помните: поставить диагноз по одной только речи и манере общения нельзя. Однако если вам кажется, что поведение близкого человека изменилось, то проявите наблюдательность. При наличии описанных симптомов лучше показать его врачу. 

Психологическая служба школы

 

 

***

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология личности. Советы психолога.

Здесь даются различные советы каждому из нас, кто бы ты не был и кем бы ты не был. прислушайся к ним и может быть тебе станет легче жить....

Советы психолога

http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1342&Itemid=757...

«Ключевые компетенции учителя и ученика начальных классов». Практические советы психолога

Предлагаемое методическое пособие включает  только психологический блок: психологическая компетентность учителя начальных классов. Также здесь есть уникальная информация о профилактике профессион...

Советы психолога при выборе профессии.

Выбор профессии хотябы раз в жизни встает перед каждым. В старших классах школы,мы задумываемся об этом важном вопросе. Зачастую бывает так, что идешь учиться, получать  профессию за компан...

Советы психолога

Советы психолога...

Советы психолога.

Психолог дает советы  родителям по вопросам воспитания детей....

советы психолога родителям выпускников

Советы родителямИменно Ваша поддержка нужна выпускнику, прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораз...