Программа "На экзамен как на праздник"
рабочая программа по психологии (9 класс)
в программе предоставлен материал психолого-педагогического сопровождения обучающихся в 9 классе для успешной сдачи экзамена, стабилизации эвс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_9_klassa.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мулымская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №__ от «__»_________2014г. Руководитель МО________ Мезенцева Н.А. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по УР МКОУ Мулымская СОШ ________ Н.Л. Хакимова «___»___________2014г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Мулымская СОШ ________ В.П.Широкова Приказ № __от «__»__2014г. |
Программа психологической подготовки учащихся 9-х классов к сдаче экзаменов “На экзамен как на праздник”
Автор-составитель: Таршилова Е.А.
педагог-психолог первой кв.категории
МКОУ Мулымская СОШ
П. Мулымья
Экзамен - это для многих учащихся экстремальная ситуация. Естественной реакцией организма на стрессовую ситуацию неопределенности (какой билет достанется, какую оценку получу и т.п.) является мобилизация всех сил: концентрация внимания, максимальное извлечение из памяти заученного материала, готовность к неожиданностям, умение улавливать реакцию экзаменатора, не пасовать при неудачах. Однако бывает и так, что возбуждение, мобилизация сил происходит настолько сильно, что доминирующей становится мысль: «Я ничего не помню, я не сдам этот экзамен!»… Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью подростка и способствует развитию предневротических состояний. Исследованиями доказано, что учащиеся с высоким уровнем тревожности представляют собой «группу риска» по успешности сдачи экзаменов.
Умению сдавать экзамены никто специально не учит, вместе с тем соответствующие психотехнические навыки очень полезны. Они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствует развитию навыков мыслительной деятельности, умению мобилизировать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т.п.
При ответе на экзамене, как правило, требуется воспроизвести (вспомнить) известный материал или найти решение какой-то проблемы. При этом основная нагрузка ложится на память и мышление. В идеале ученик должен иметь хорошую память, уметь самостоятельно мыслить, анализировать материал, находить новые варианты, решения. А. Дистерверг как-то сравнил выпускника школы с пушкой, которую 9- 11 лет заряжают, а на экзаменах она выстрелит.
Разработанная программа помогает выделить разные виды деятельности участников занятий, направленную на помощь при сдаче экзамена:
- Участники могут разговаривать. Это групповые дискуссии, ролевые игры, упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, которые пригодятся при построении правильного ответа на экзамене.
- Участники учатся общаться с помощью невербальных средств (жестов, мимики, выразительных движений и т.д.). Это задания , направленные на развитие соответствующих коммуникативных навыков, на повышение сплоченности группы.
- Участники проявляют физическую активность. Это подвижные игры, телесно - ориентированные упражнения.
- Участники включены в методики рисования. Это арт-терапевтические техники, некоторые упражнения, направленные на развитие навыков эмпатии и навыков невербального общения.
- Участники пишут. Письменные работы используются для получения обратной связи.
- Участники работают с текстами. Этот вид деятельности в условии таких занятий не очень типичен, хотя вполне применим на стадии знакомства с определенной информацией.
- Участники работают с психодиагностическими методиками, применяемыми в контексте занятий. Это позволяет повысить эффективность решения задачи самопознания участников.
Данная программа призвана научить: не нервничать, логично организовывать свой ответ, эффективно использовать свою память, правильно осваивать материал при подготовке к экзамену.
Цели программы:
¨ Создание условий, позволяющих учащимся раскрыть свой потенциал
¨ Психологическая подготовка учащихся перед сдачей экзамена
Задачи программы:
- научить техникам снятия стрессовой ситуации;
- актуализация необходимых коммуникативных умений в ситуациях с высокой межличностной тревожностью;
- выявление комплекса индивидуальных психофизиологических возможностей и особенностей учащихся;
- знакомство с методиками для подготовки к экзамену
- задание позитива и эмпатии;
- закрепление позитивного опыта взаимодействия участников
Формы проведения:
1) работа с группой и подгруппами
Методы проведения:
1) арт-терапевтические методы;
2) психогимнастические упражнения;
3) игры;
5) дискуссии;
6) беседы;
7) тестирования;
Ожидаемые результаты:
- снятие напряжения перед во время и по окончании стрессовой ситуации (в данном случае - ЭКЗАМЕНА);
- позитивный настрой на ситуацию ЭКЗАМЕНА;
- умение «общаться» со своим телом;
- развитые коммуникативные навыки, применяемые в ситуации ЭКЗАМЕНА;
- раскрытие своего «Я»
Занятия рассчитаны на проведение в IV четверти каждого учебного года в 9-х классах. Продолжительность каждого занятия составляет 60 минут, 1 раз в неделю.
Содержание программы
Занятие №1
Вводное, подготовительное
Цели:
- создание благоприятного психологического климата группового взаимодействия;
- научить некоторым техникам снятия стрессовой ситуации;
- научить давать оперативную оценку своему состоянию «здесь и сейчас»;
- ввести опору на позитив и уверенность;
- актуализация необходимых коммуникативных умений в ситуациях с высокой межличностной тревожностью.
Оборудование:
- листы бумаги на каждого участника;
- бланки вопросов теста личностной и ситуативной тревожности;
- на полу вопросы данного задания: «ЭКЗАМЕН – это …»;
- доска, мел;
- правила проведения занятий.
- Рефлексия.
- Принятие правил занятий
- Упражнение «Необычное знакомство»
- Упражнение «Самопрезентация»
- Упражнение «Что такое ЭКЗАМЕН?»
- Тест «Шкала реактивной( ситуативной) и личностной тревожности» (Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханина)
- Снятие напряжения через работу с дыханием.
- Техника «Дыхание треугольников»
- Игра « Выбираешь ли своего соседа?»
- Рефлексия.
Занятие №2
Подготовка к экзамену
Цели:
- выявление комплекса индивидуальных психофизиологических возможностей и особенностей учащихся;
- помощь в стабилизации эмоций и чувств;
- снятие негативных проявлений;
- знакомство с методиками для подготовки к экзамену
Оборудование:
- листы бумаги на каждого участника;
- цветные карандаши;
- доска, мел;
- на полу вопросы данного задания;
- ненужные, испорченные листки бумаги (черновики, старые чеки, талоны, квитанции, обертки от конфет), ручки, мусорное ведро.
- Рефлексия.
- Упражнение « Приветствие»
- ТЕСТ на выявление комплекса индивидуальных психофизиологических возможностей и особенностей.
- Описание типов индивидуальности
- Упражнения из гимнастики мозга.
- Техника. Перекрестный шаг.
- Техника. Думательный колпак.
- Техника. Ленивая восьмерка.
- Что делать, если глаза устали?
- Общие советы при подготовки к экзамену
- Упражнение «Мусор»
- Рефлексия.
Занятие №3
Накануне экзамена
Цели:
- задание позитива и эмпатии;
- знакомство с различными стабилизирующими и расслабляющими техниками;
Оборудование:
- листы бумаги на каждого участника;
- цветные карандаши, краски, кисточки;
- доска, мел;
- на полу вопросы данного задания;
- Рефлексия.
- Упражнение «Необычное знакомство»
- Упражнение «Рисуем экзамен»
- Накануне экзамена ( теоретическая часть)
- Техника КРЮКИ ДЕННИСОНА
- Техника КРЮКИ КУКА
- Релаксация «Ручей»
- Рефлексия.
Занятие №4
Во время экзамена
Цели:
- составление структуры выигрышного ответа на экзаменационный билет;
- работа над сплоченностью группы;
- помощь в раскрытии индивидуальных особенностей учащихся;
Оборудование:
- листы бумаги на каждого участника;
- цветные карандаши;
- доска, мел;
- на полу вопросы данного задания;
- бланки для написания текстов экзаменационных билетов, бумага (1/4 листа на каждого) по количеству участников, ручки, плакат с планом, маркеры;
- мяч небольшого диаметра.
- Рефлексия.
- Упражнение «Необычное приветствие»
- Игра: «Если достался билет»
Цель: составление структуры выигрышного ответа на экзаменационный билет.
Оснащение и реквизит: бланки для написания текстов экзаменационных билетов, бумага (1/4 листа на каждого) по количеству участников, ручки, плакат с планом, маркеры.
- Рефлексия.
Занятие №5
Во время экзамена
Цели:
- демонстрация способов взаимодействия членов группы;
- расширение вариантов выражения беспокойства и тревоги, составление перечня примет уверенного поведения;
- оказание эмоциональной поддержки участникам;
- закрепление позитивного опыта взаимодействия участников.
Оборудование:
- листы бумаги на каждого участника;
- цветные карандаши;
- доска, мел;
- на полу вопросы данного задания;
- мяч небольшого диаметра.
- Рефлексия.
- Упражнение «Лидер»
Цель: демонстрация способов взаимодействия членов группы
- Упражнение «Комплименты»
Цель: оказание эмоциональной поддержки участникам.
Оснащение и реквизит: мяч небольшого диаметра.
- Упражнение « Портрет»
Цель: расширение вариантов выражения беспокойства и тревоги, составление перечня примет уверенного поведения.
Оснащение и реквизит: бумага, карандаши, лист ватмана, маркеры.
- Во время экзамена (теоретическая часть)
- Упражнение «Подарок»
Цель: закрепление позитивного опыта взаимодействия участников, оказание эмоциональной поддержки старшеклассникам.
Оснащение и реквизит: мяч небольшого размера.
- Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа и положение спортивного праздника "Весёлые старты!"
Игры - одно из действенных средств разностороннего физического развития детей. Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. В программе представлены цели и задачи праздника, место и ...
Сценарий интерактивной игровой программы, посвящённой финскому национальному празднику – День Святой Люсии.
Знакомство с историей, культурой, национальными традициями Финляндии продолжается в нашей школе и во внеурочной деятельности. Эта работа помогает увидеть особенности развитой европейской страны ...
"Досуговая программа, посвящённая традициям народных праздников"
Полноценно реализованная предложенная программа может содействовать введению детей в мир народной культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта позитивной, созидательной самореализаци...
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...
Программа на летний период "Праздник каждый день"
Программа работы на летний период "Праздник каждый день" для детей с ограниченными возможностями. В программе определены цели, задачи и основные направления работы....
Рабочая программа творческой деятельности "Календарные праздники"
Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается лично...