Рабочая программа творческой деятельности "Календарные праздники"
календарно-тематическое планирование на тему
Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью, членом коллектива.
Одновременно с этим одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей в общество. И немаловажную роль в этом процессе играет организация праздников для детей. В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование содержания и методов организации праздничных форм деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kalendarnye_prazdniki_indira.docx | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственного бюджетного учреждения
Здравоохранения города Москвы
«Детский нефрологический санаторий №9
Департамента здравоохранения
города Москвы»
УТВЕРЖДАЮ:_________________
Главный врач ГБУЗ ДС № 9 ДЗМ
Миронова И.Н.
«_____»__________________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
творческой деятельности
«Календарные праздники»
для учащихся 1 - 8 классов
на 1 учебный год
Составитель: воспитатель Янбекова И. Ф.
Москва 2016
Самые лучшие праздники — те, что происходят внутри нас. Фредерик Бегбедер.
1.Пояснительная записка
Актуальность программы.
Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью, членом коллектива.
Одновременно с этим одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей в общество. И немаловажную роль в этом процессе играет организация праздников для детей. В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование содержания и методов организации праздничных форм деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка.
Актуальность данной работы определяется также характерным для всего мира процессом гуманизации отношений между всеми элементами социальной структуры общества. Поэтому создание оптимальных условий для успешной адаптации детей путем проведения для них праздников является важнейшей социально-экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур.
Праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения.
Рабочая программа модуля «Календарные праздники» реализует направление творческой деятельности дополнительной общеобразовательной программы «Комплексная модульная образовательная программа «Внеурочная деятельность учащихся на ступени начального, основного общего образования» ГБУЗ «Детский нефрологический санаторий №9 Департамента Здравоохранения города Москвы».
Направление программы: программа направлена на знакомство с праздниками, традициями народов России; развитие детской одарённости, культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал детей, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия детей, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка, предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. То есть художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.
Таким образом, праздник обусловлен не только деятельностью, но и всеми сторонами человеческой личности, на которые он призван воздействовать.
Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно- развивающей работы. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие ребенка. И действительно, диапазон задач детских праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы и школы, и деятельности учреждений дополнительного образования, и детских клубов, и центров творчества.
Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных и творческих дел детей и взрослых. Участие в праздничном действии формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят.
Основой любого праздника является музыкальная деятельность, которая состоит из песен и танцев. В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия, крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки.
Не последнюю роль в празднике для детей играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. Речевая деятельность на празднике необходима, т.к. это создает богатейшие возможности для развития речи; ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.
Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность. Дети, готовясь к празднику, делают подарки (открытки маме к 8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.
Общение, как особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, персонажами действия и, конечно же, между самими детьми. И очень важная задача– создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных», так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка – праздник – не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.
Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка, предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Цели программы:
- развитие и воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации;
- развитие личности ребенка, его творческих способностей;
- создание наиболее благоприятных условий для социализации ребенка через изучение традиций и обычаев российского народа;
- совершенствовать художественный вкус детей, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту;
- развить творческие способности , их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость;
- познакомить с элементами сценической грамоты.
Задачи:
- ознакомление детей с историей России, с ее традициями, праздниками и ремеслами;
- воспитание чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре;
- развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
- формирование потребности в самопознании, в саморазвитии;
- формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
- воспитание способности к духовному самообогащению, самооценке и самоконтролю поведения;
-обучение навыкам научно – поисковой деятельности по сбору и обработке материалов;
- развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность;
- воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру;
- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности, вере, религии;
- помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции. Основными формами проведения занятий являются
- беседы;
- творческие конкурсы;
- коллективные творческие дела;
- викторины;
- выставки художественного творчества;
- музыкальные вечера;
- праздники;
- спектакли.
Формой подведения итогов считать:
- выпуск стенгазет;
-анкетирование;
-творческие отчеты;
-участие в творческих конкурсах;
- выставки поделок, рисунков, фотографий;
- презентации учебных и творческих достижений;
- выступление на праздниках, музыкальных вечерах;
- инсценирование сказок и постановка пьес.
Ожидаемые результаты:
- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа;
-привитие чувства долга, ответственности, верности традициям, сохранению и приумножению исторических, культурных, духовных ценностей;
- приобретение опыта самостоятельного социального действия;
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
- о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
В результате работы обучающиеся научатся:
- различным формам организации досуга;
- организовывать свою и коллективную деятельность;
- выбирать из многообразия предложенных вариантов самые выигрышные и интересные;
- работать в группе и индивидуально;
- отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника;
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Мониторинг социально-педагогических результатов
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
Высокий уровень: без напоминания преподавателя перед началом занятий и после использования клея или красок моет руки, аккуратно с осторожностью пользуется клеем, красками и фломастерами.
Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянно или после напоминания преподавателя.
Низкий: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарно-гигиенические требования.
2. Выполнение требований техники безопасности.
Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности.
Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания преподавателя.
Низкий: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем преподавателя.
3. Характер отношений в коллективе.
Высокий уровень: постоянно доброжелательное отношение к другим учащимся, стремление помочь или подсказать, поделиться материалом или инструментами, желание выполнять коллективные работы или руководить их выполнением.
Средний: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активному сотрудничеству с товарищами.
Низкий: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другими учащимися при выполнении заданий
4. Отношение к преподавателю.
Высокий уровень: внимательно слушает преподавателя, старательно выполняет все требования, может обратиться за необходимой помощью в различных вопросах.
Средний: выполняет требования преподавателя, но держится независимо.
Низкий: игнорирует требования преподавателя, отвечает на вопросы и выполняет задания только по принуждению.
Календарно-тематическое планирование
1 – 8 класс (48 часа)
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
№ | Темы занятий | Время проведения |
1. | 1. День знаний. 3.Международный день сока. 4. День воспитателя. | Сентябрь |
2. |
| Октябрь |
3. | 1. День народного единства. 2. Праздник, посвященный Дню матери. 3. День отказа от курения. 4. КВН. | Ноябрь |
4. | 1. День Конституции РФ. 2. День энергетика и день спасателя. 3.Подготовка к Новому году. 4. Новогоднее представление. | Декабрь |
5. | 1.Старый новый год. 2. День студентов «Татьянин день». 3. Праздник «Зимушка_зима». | Январь |
6. | 1. День влюбленных. 2. Конкурс стихов. 4. День защитника Отечества. | Февраль |
7. | 1. Выставка рисунков « Моя любимая мама» 4. День внутренних войск МВД России. | Март |
8. | 1. День смеха. 2. День космонавтики и всемирный день авиации. 3. Конкурс плакатов. 4. Конкурс поделок и рисунков. | Апрель |
9. | 1. Праздник весны и труда. 2. Чтение рассказов о героях войны. 4.День славянской письменности и культуры. 5.Всемирный день библиотек. | Май |
10. | 1. День защиты детей. 2. Пушкинский день России. 3. День России. 4. День медицинского работника. 5. День памяти и скорби. 6. День молодежи России. | Июнь |
11. | 1. День семьи, любви и верности. 2. Конкурс рисунков и поделок о семье. | Июль |
12. | 1. День Государственного флага. 2. Конкурс рисунков «Здравствуй, школа! 3. Праздник «До свиданья лето». | Август |
Содержание программы
Программа состоит из 2 направлений общим объёмом 48 часа, возможно варьировать содержание в зависимости от возраста, целей и планируемого уровня результатов воспитания.
Содержание занятий
Календарные праздники месяца (32ч.). Подготовка к празднику. Изучение общих сведений о событии, о празднике. Планирование проведения праздника. Выбор формы, времени, места проведения, участников. Распределение обязанностей.
Заключительные концерты и спектакли (16ч). Проведение тематического дня. Общий анализ проведённого праздника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Праздник – важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Но праздник для детей – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.
Праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
На всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей.
Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и воспитанию. Особая педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.
Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет.
Праздник играет огромную роль для социальной адаптации детей. Подготовка и проведение таких праздников – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых и детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Просвещение, 2006.
2. Гужова И.В. праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
3. Комарова Т.С. Как научить ребенка выступать. М.: Столетие, 2008.
4. Кораблева Л.В. Роль изобразительной деятельности в познании окружающего мира школьниками. // Тезисы международной конференции «Ребенок в современном мире», Т.II «Здоровье ребенка». СПб: Научный центр проблем диалога, 2003.
5. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СПб, 2008.
6. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - СПб, “Паритет”, 2000;
7. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 2008.
8. Леонтьева С. Детский новогодний праздник: сценарий и миф
9. Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СПб, 2008.
10. Тарабарина Т.Н. Развитие ребенка. Ярославль: ООО «Академия развития», 2006.
11. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"
Рабочая программа творческого объединения по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....
рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс
Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...
Рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки"
Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческой студии «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапа...
Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"
Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....
Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"
Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...
Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...