Программа для развития адаптации у пятиклассников
рабочая программа по психологии (5 класс)
в данной программе представлен материал для педагогов-психологов о переходе обучающихся в среднее звено и необходимостиих сопровождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_5_klassa.docx | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мулымская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №__ от «__»_________2014г. Руководитель МО________ Мезенцева Н.А. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по УР МКОУ Мулымская СОШ ________ Н.Л. Хакимова «___»___________2014г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Мулымская СОШ ________ В.П.Широкова Приказ № __от «__»__2014г. |
Программа адаптации учащихся “Перешли мы в пятый класс”
Автор-составитель: Таршилова Е.А.
педагог-психолог первой кв.категории
МКОУ Мулымская СОШ
П. Мулымья
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением «чувства взрослости» - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка референтно- значимое влияние, и в первую очередь - от семьи. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска младшим подростком собственной уникальности, познания собственного Я.
Этому же способствует и ориентированность младших подростков на установление доверительно - дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки самопознания последствий своего или чьего- то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная смена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую - общение.
Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей все оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в среднем звене становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходиться привыкать еще и к новому помещению.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
- Умение осознавать требования учителя и соответствовать им
- Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами
- Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы
- Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками
- Навыки уверенного поведения
- Навыки совместной (коллективной) деятельности
- Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем
- Навыки самоподдержки
- Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Цель программы:
¨ Создание условий, позволяющих пятикласснику легче вступить в новый этап школьного обучения; поддержание и развитие интереса к познанию; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями.
Задачи:
- Ø Формирование у учащихся позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности
- Ø Формирование устойчивой учебной мотивации учащихся
- Ø Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований
- Повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков
- Ø Освоение учащимися школьных правил
- Ø Выработка норма и правил жизни класса
- Ø Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях
- Ø Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, новыми учителями, другими сотрудниками школы
Формы проведения:
1) работа с группой и подгруппами
Методы проведения:
1) психогимнастика;
2) арт-терапевтические методы;
3) игры;
4) дискуссии;
5) диалоги;
Ожидаемые результаты:
1) положительная динамика социометрических показателей детского коллектива;
2) умение общаться (развитые коммуникативные навыки);
3) умение правильно себя вести и разрешать конфликтные ситуации;
4) познание себя как человека, ученика, личность;
5) позитивное общение и отношения с учительским составом гимназии;
Данная программа составлена на основе книги Е.Г.Коблик «Первый раз в пятый класс».
Занятия рассчитаны на проведение в 5 классе, начиная с 3-ей недели сентября.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 45- 60 минут.
Содержание программы
ЗАНЯТИЕ №1
«ДАВАЙТЕ, ПОЗНАКОМИМСЯ!»
Цели:
ü Сформировать группу участников
ü Способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе
ü Выяснить ожидания детей
ü Развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы
1. Знакомство- упражнение «Представление имени».
2. Разминка- упражнение «Если весело живется, делай так…»
3. Работа по теме занятия- «Принятие правил».
4. Упражнение «Твоя гимназия такая, какой ты ее видишь…» (высказывание своего мнения о гимназии; конструктивное отношение к школьным проблемам).
5. Дискуссия на тему занятия (о гимназии).
6. Упражнение «Пустой или полный» (один и тот же факт рассматривается с позитива и с негатива).
7. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
8. Рефлексия занятия.
9. Домашнее задание.
10. Прощание
ЗАНЯТИЕ №2
«ПЕРЕШЛИ МЫ В ПЯТЫЙ КЛАСС»
Цели:
ü Дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности
ü Помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе
1. Приветствие.
2. Разминка – упражнение «Прошепчи имя».
3. Работа по теме занятия- упражнение «Найди того, кто…».
4. Упражнение «Прощание с начальной школой» (положительные моменты учебы, свои успехи и достижения).
5. Упражнение «Игра с мячом» ( выяснение личной мотивации к обучению).
6. Рефлексия занятия.
7. Домашнее задание.
8. Прощание
ЗАНЯТИЕ №3
«ДРУГ- ЭТО ТОТ, КТО…»
Цели:
ü Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе
ü Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе
ü Повысить самооценку детей
1. Приветствие.
2. Разминка- упражнение «Что я люблю делать…».
3. Работа по теме занятия- упражнение «Найди меня».
4. Упражнение «Настоящий друг» (осознание качеств, которые ценятся в друге).
5. Дискуссия по теме занятия (дружба).
6. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (принятие другого человека).
7. Рефлексия занятия.
8. Домашнее задание.
9. Прощание
ЗАНЯТИЕ №4
«МОЯ ГИМНАЗИЯ…КАКАЯ ОНА?»
Цели:
ü Помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в различных школьных ситуациях
1. Приветствие.
2. Разминка- упражнение «Передай ритм по кругу».
3. Обсуждение домашнего задания- упражнение «Портрет группы».
4. Работа по теме занятия – упражнение «Узнай свою гимназию» (ознакомление с правилами и уставом гимназии).
5. Дискуссия на тему занятия (правила поведения в гимназии).
6. Рефлексия занятия.
7. Домашнее задание.
8. Прощание
ЗАНЯТИЕ №5
«ЧТО ПОМОЖЕТ МНЕ УЧИТЬСЯ?»
Цели:
ü Помочь ученикам группы осознать правила работы на уроке
ü Способствовать формированию учебных навыков
ü Способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии
1. Приветствие.
2. Разминка- упражнение «Нарисуй свое настроение».
3. Обсуждение домашнего задания.
4. Работа по теме занятия – упражнение «Что поможет мне учиться?»
5. Упражнение «Правила поведения на уроке» (осознание и принятие правил класса).
6. Дискуссия на тему занятия (что поможет мне учиться).
7. Рефлексия занятия.
8. Домашнее задание.
9. Прощание
ЗАНЯТИЕ №6
«КТО ТАКОЙ УЧЕНИК?»
Цели:
ü Помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику
ü Способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности
1. Приветствие.
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Работа по теме занятия – игра «Идеальный ученик» .
4. Упражнение «Незнайка».
5. Упражнение «Кляксы» (налаживание взаимоотношений между детьми).
6. Рефлексия занятия.
7. Домашнее задание.
8. Прощание
ЗАНЯТИЕ №7
«А ЕСЛИ БУДЕТ СТРАШНО?»
Цели:
ü Научить детей распознавать свои школьные страхи, помочь найти способ их преодоления
ü Снизить школьную тревожность
1. Приветствие.
2. Разминка – упражнение «Если весело живется, делай так…».
3. Работа по теме занятия- упражнение «Чего я боюсь?» (прорабатывание возникающих проблем).
4. Упражнение «На ошибках учатся» (извлечение пользы из совершенных ошибок).
5. Упражнение «Рисуем слово» (ослабление негативных эмоций и тревоги).
6. Рефлексия занятия.
7. Домашнее задание.
8. Прощание
ЗАНЯТИЕ №8-9
«НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ – КАКОЙ ОН?»
Цели:
ü Расширение и обогащение навыков общения с учителями
ü Формирование у учащихся правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки
ü Коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях
1. Приветствие.
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Работа по теме занятия- игра «Идеальный учитель».
4. Дискуссия на тему занятия (настоящий учитель).
5. Упражнение «Слушаем внимательно» (ощущение себя в роли учителя).
6. Упражнение «Интервью с учителем».
7. Рефлексия занятия.
8. Домашнее задание.
9. Прощание
ЗАНЯТИЯ №10-11
«КОНФЛИКТ ИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?»
Цели:
ü Развитие навыков общения и разрешения конфликтов
ü Научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли
1. Приветствие.
2. Разминка- упражнение «Назови чувство».
3. Обсуждение домашнего задания.
4. Работа по теме занятия – упражнение «Конфликт или взаимодействие?» (отношение у жизненным ситуациям, как к соревнованиям).
5. Дискуссия на тему занятия (конфликт и взаимодействие).
6. Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации?» (несколько вариантов поведения в конфликтных ситуациях).
7. Дискуссия на тему занятия (конфликт и взаимодействие).
8. Рефлексия занятия.
9. Домашнее задание.
10. Прощание
ЗАНЯТИЯ №12-13
«МОИ НЕГАТИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ЧУВСТВА»
Цели:
ü Повышение эмоциональной устойчивости детей
ü Формирование навыков принятия собственных негативных эмоций
ü Формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания
1. Приветствие.
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Работа по теме занятия – упражнение «Как реагировать на обидное замечание?»
4. Дискуссия на тему занятия (негативные переживания).
5. Упражнение «Рисуем обиду».
6. Упражнение – релаксация.
7. Упражнение «Знакомство с закрытыми глазами».
8. Рефлексия занятия.
9. Домашнее задание.
10. Прощание.
ЗАНЯТИЕ №14
«А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ…»
Цели:
ü Помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе
ü Подвести итоги работы группы
1. Приветствие.
2. Упражнение «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?»
3. Работа по теме занятия – упражнение «Инь и Ян» (осознание и принятие своих достоинств и недостатков).
4. Упражнение «Ставим цели» (осознание результатов тренинга).
5. Упражнение «Доброжелательное послание».
6. Рефлексия занятия.
7. Прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические особенности адаптационного периода в развитии и образовании пятиклассника
В докладе отражены рекомендации по организации адаптационного периода в 5 классе...
«Особенности организации процесса адаптации современных пятиклассников при обучении математике»
Современные пятиклассники, безусловно, отличаются от своих сверстников даже десятилетней давности, поскольку изменяется само общество, в котором вырастают дети, да и информационная среда перенасыщена,...
Отчёт о работе по теме "Развитие речемыслительной деятельности пятиклассников"
Презентация рассказывает о работе классного руководителя по данной теме...
Родительское собрание 5 класс "Трудности адаптации у пятиклассников"
родительское собрание...
Адаптация моих пятиклассников
Адаптация моих пятиклассников...
Программа адаптации "Я пятиклассник"
Длчя 5 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Адаптация пятиклассников"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Адаптация пятиклассников". Социальное направление....