Психологическое сопровождение обучающихся в условиях цифровизации образования
презентация к уроку по психологии
Цифровизация образования сегодня преподносится как великое благо, признак высокого уровня цивилизации, избранности, но так ли это на самом деле? Развитие информационных технологий ставит педагогов и психологов, работающих в системе образования перед новыми вызовами: в образовательные учреждения приходит «цифровое» поколение, для которого Интернет не просто технологии, а среда обитания и новый инструмент развития. Наряду со всеми преимуществами, которые ИКТ технологии вносят в современный образовательный процесс, новые технологии несут с собой и новые угрозы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация Психологическое сопровождение обучающихся в условиях цифровизации образования | 77.2 КБ |
сопровождение презентации | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новые технологии - новые угрозы
Трансформация целей психологического сопровождения раньше мы создавали условия для максимального личностного развития и обучения ребенка т еперь мы должны создавать условия для формирования психологически безопасной образовательной среды
Предварительный просмотр:
Педагогический совет в рамках городского совещания педагогов 2020 « Современная образовательная организация: достижения, изменения, взгляд в будущее».
Выступление педагога-психолога Мильшиной О.В на тему: Психологическое сопровождение обучающихся в условиях цифровизации образования
Слайд 1. Цифровизация образования сегодня преподносится как великое благо, признак высокого уровня цивилизации, избранности, но так ли это на самом деле? Развитие информационных технологий ставит педагогов и психологов, работающих в системе образования перед новыми вызовами: в образовательные учреждения приходит «цифровое» поколение, для которого Интернет не просто технологии, а среда обитания и новый инструмент развития. Наряду со всеми преимуществами, которые ИКТ технологии вносят в современный образовательный процесс, новые технологии несут с собой и новые угрозы.
Слайд 2.
- Одна из них – это «неправомерная угроза»: не разработаны нормы для их применения с привлечением психологов, психофизиологов и организаторов здравоохранения. Хотя, «умные» интерактивные парты, интерактивные доски, планшеты и другие современные гаджеты призваны дать школьникам новое качество образования, но враждебны к здоровью детей.
- К угрозам, я считаю, что также можно отнести и утрату навыков письма, которому в школе уделяется все меньше и меньше внимания. А какие же могут быть последствия? Ведь при письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи.
- 3. Еще одна из угроз – это экранная зависимость. Сейчас уже известно, что айпэды, смартфоны и иксбоксы являются одной из форм цифрового наркотика. Сотни клинических исследований показывают, что гаджеты увеличивают депрессию, вспыльчивость и агрессию и могут привести к психотическим последствиям, при которых игрок теряет связь с реальностью. Угрозой развития личности ребенка является также снижение социальных навыков. Ребенок теряет возможность прямого общения, теплоты другого человека, его дыхания, его реальных глаз и он существует в компьютерном мире, он меняется внутри. Он, приученный через время к такой жизни, будет бояться выходить на улицу, потому что там другая жизнь…
Слайд 3.
Исходя из перечисленных угроз меняется и содержание психологического сопровождения. И если раньше мы создавали условия для его максимального личностного развития и обучения ребенка, то теперь, по-моему мнению, мы должны создавать условия для формирования психологической безопасной образовательной среды, в которой особое внимание необходимо уделять оказанию психологической помощи, прежде всего семьям с детьми.
В условиях дистанционного обучения я, педагог-психолог, столкнулась с острыми психологическими состояниями родителей и детей, особенно переходных, кризисных возрастов, а это 1,5 классы. Не успев, пройти адаптацию к начальной и средней школе, дети оказались в еще более стрессовой ситуации: переход на дистанционный режим работы, возможность потери заработка родителей, наличие трудной жизненной ситуации в сложившейся на данный момент ситуации в мире и к тому же изолированности семей с детьми в ограниченном пространстве.
Исходя из вышеперечисленного, напрашивается вывод, что в первую очередь психолого-педагогическая работа должна предусматривать максимальное общение с родителями и детьми с целью снижения возможности негативных эффектов (паники, слухи, агрессивные проявления), а также психологическое консультирование родителей и близких членов семьи обучающегося, направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями. А как показывает практика, 80% родителей не справлялись с такими условиями. Основными темами консультирования являлись способы адаптации среды (зонирование пространства), подбор способов мотивации ребенка к учебной деятельности, формирование учебного поведения в домашних условиях и способы преодоления нежелательных последствий.
Опираясь на собственный опыт консультирования родителей, могу сказать с уверенностью, что применение онлайн -консультаций (использование Zoom, Skype, WhatsApp), консультирование по принципу «телефон-доверия» через сотовую связь и оперативную помощь через социальные сети, психологическое просвещение посредством создания интересного видео-контента, прямых эфиров и видеоинструктажей дали положительный результат. Для некоторых видов диагностики я использовала платформу Psitests.org . Но лишь для некоторых, т.к. для исследования глубоких внутриличностных проблем необходим личный контакт и наблюдение за оптантом в очном формате.
Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что психологическое сопровождение образования сегодня переживает очередной виток в своем развитии, очевидны как серьезные проблемы, так и широкие возможности для движения вперед.
МБОУ «ООШ №3» г. ГубкинскогоСтраница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология психологического сопровождения первоклассников в условиях перехода на ФГОС
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Технологии формирования и измерения указанных компетенций должны ста...
Психологическое сопровождение учащихся в условиях обучения в лицее
Система психолого-педагогическго сопровождения как комплексная и динамичная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации....
Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
В статье рассказывается о психологическом сопровождении самой многочисленная группы школьников с ограниченными возможностями здоровья - детей с задержкой психического развития. В материале предс...
Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.
В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который бы...
Удостоверение о повышении квалификации "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования"
Удостоверение о повышении квалификации "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования"...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - основной общий)
Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования (2018-2019 учебный год)...
«Профессиональное развитие педагога в условиях Цифровизации образования»
Цифровизация – это важный комплексный процесс преобразований всех сфер общественной жизни под влиянием технологического прогресса. Несмотря на сложности социальной адаптации, которыми сопровожда...