Развитие интеллектуальных способностей школьника
рабочая программа по психологии (8 класс)

Доровских Оксана Дмитриевна

Основными задачами программы является развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся старшей школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Рабочая программа  «Развитие интеллектуальных способностей школьника» разработана на основе

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

        -Программы Тихомировой Л. Ф «Развитие интеллектуальных способностей школьника».

Основными задачами программы является развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся.

  Время реализации программы – 15 занятий. По окончании курса родители обучающегося получают консультацию по автоматизации и закреплению полученных знаний, умений.

Занятия проводятся раз в неделю по 40 минут. 

 Данная  программа  позволяет  развивать  следующие  универсальные  учебные действия (УУД):

Регулятивные – обучающийся  принимает  и  сохраняет  учебную  задачу;  планирует   необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану, извлекает необходимую информацию из текста.

Познавательные– обучающийся осознает  познавательную  задачу;  слушает,  извлекая  нужную информацию, выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения  учебных  задач операции  анализа,  синтеза,  сравнения, классификации; устанавливает  причинно-следственные  связи,  делает обобщения,  выводы; ищет  и выделяет  необходимую  информацию;  формулирует  проблему  поискового  характера; самостоятельно  строит  осознанное  устное  и  письменное  речевое  высказывание, выдвигает гипотезы и обосновывает их, доказывает свою точку зрения.

Коммуникативные– формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; владеет монологической и диалогической формами речи, понятные для партнера;  умеет  слушать  и  вступать  в  диалог; умеет ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; реалистично строит свои взаимоотношения со взрослым.

Средствами формирования УУД служат развивающие задания, психогимнастические упражнения..

Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.

Формы контроля: диагностика (входная и итоговая).

Планируемые результаты:

  • развитие познавательной активности  и мыслительной деятельности ребенка, развитие  высших психических функций (память, внимание, мышление)  
  • развитие словарного запаса;
  • развитие навыков самоконтроля и самооценки; социальная  профилактика,  совершенствование  навыков  общения.

Содержание

  • Мотивация познавательной деятельности. Диагностика уровня познавательного развития (входная).
  • Развитие восприятия. Особенности восприятия. Диагностика восприятия. Упражнения для тренировки и развития восприятия.
  • Тренинг для развития восприятия и наблюдательности.
  • Развитие внимания. Особенности внимания. Правила самоорганизации внимания. Диагностика внимания. Тренинг внимания.
  • Развитие мышления. Особенности мышления. Методы диагностики степени сформированности мыслительных процессов. Задания и упражнения для развития логического мышления. Тренинг мышления.
  • Развитие памяти. Особенности памяти. Диагностика памяти. Тренировка памяти. Игровой тренинг для развития памяти. Диагностика уровня познавательного развития (итоговая)

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Мотивация познавательной деятельности. Диагностика уровня познавательного развития (входная)

1

Развитие восприятия.

3

Развитие внимания.

4

Развитие мышления.

4

Развитие памяти. Диагностика уровня познавательного развития (итоговая).

3

Итого

15

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела программы.

Тема занятия

Дата проведения

Мотивация познавательной деятельности. Диагностика уровня познавательного развития (входная)

Развитие восприятия

Развитие восприятия

Развитие восприятия

Развитие внимания

Развитие внимания

Развитие внимания

Развитие внимания

Развитие мышления

Развитие мышления

Развитие мышления

Развитие мышления

Развитие памяти

Развитие памяти

Развитие памяти. Диагностика уровня познавательного развития (итоговая)

15

Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы

Положительная динамика - 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекционных занятий:

- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;

- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

Частично положительная динамика - 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:

- частичное усвоение нового опыта;

-частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;

- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

Отсутствие динамики - 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.

- нечувствительность учащегося к новому опыту;

- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;

- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.

Уровень развития на начало занятий

Уровень развития по окончании занятий

Познавательная активность. Мотивация познавательной деятельности.

Развитие высших психических функций:

- уровень развития внимания

- уровень развития восприятия

- уровень развития памяти

- уровень развития мышления

Подсчет результатов:

0-1 балла -низкий уровень применение полученных знаний и опыта

2-3 балла -средний уровень применение полученных знаний и опыта

4-5  баллов -высокий уровень применение полученных знаний и опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления

Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления

Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности

В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее об...

«Развитие интеллектуальных способностей и исследовательских умений учащихся по математике»

Систематическая работа учителя по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях. ...

Интеллектуальные способности школьника

Внимание — это форма организации познаватель­ной деятельности, избирательная направленность со­знания на определенный объект, внешний или внут­ренний....

Дополнительная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика» - инновационный метод развития интеллектуальных способностей школьника

Глобальные вызовы современному образованию призывают педагогическое сообщество искать новые формы раскрытия потенциала каждого ребенка. Сегодня, для достижения высоких метапредметных результатов, в де...

Тест-опросник Л.Ф.Тихомировой«Развитие интеллектуальных способностей школьника».

Предложенная методика может использоваться:1) для выяснения причин неуспеваемости учащихся;2) для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминирова...