Развитие интеллектуальных способностей школьника
рабочая программа по психологии (8 класс)
Основными задачами программы является развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся старшей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitie_intellektualnyh_sposobnostey_shkolnika.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей школьника» разработана на основе
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
-Программы Тихомировой Л. Ф «Развитие интеллектуальных способностей школьника».
Основными задачами программы является развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся.
Время реализации программы – 15 занятий. По окончании курса родители обучающегося получают консультацию по автоматизации и закреплению полученных знаний, умений.
Занятия проводятся раз в неделю по 40 минут.
Данная программа позволяет развивать следующие универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные – обучающийся принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану, извлекает необходимую информацию из текста.
Познавательные– обучающийся осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию, выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; ищет и выделяет необходимую информацию; формулирует проблему поискового характера; самостоятельно строит осознанное устное и письменное речевое высказывание, выдвигает гипотезы и обосновывает их, доказывает свою точку зрения.
Коммуникативные– формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; владеет монологической и диалогической формами речи, понятные для партнера; умеет слушать и вступать в диалог; умеет ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; реалистично строит свои взаимоотношения со взрослым.
Средствами формирования УУД служат развивающие задания, психогимнастические упражнения..
Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.
Формы контроля: диагностика (входная и итоговая).
Планируемые результаты:
- развитие познавательной активности и мыслительной деятельности ребенка, развитие высших психических функций (память, внимание, мышление)
- развитие словарного запаса;
- развитие навыков самоконтроля и самооценки; социальная профилактика, совершенствование навыков общения.
Содержание
- Мотивация познавательной деятельности. Диагностика уровня познавательного развития (входная).
- Развитие восприятия. Особенности восприятия. Диагностика восприятия. Упражнения для тренировки и развития восприятия.
- Тренинг для развития восприятия и наблюдательности.
- Развитие внимания. Особенности внимания. Правила самоорганизации внимания. Диагностика внимания. Тренинг внимания.
- Развитие мышления. Особенности мышления. Методы диагностики степени сформированности мыслительных процессов. Задания и упражнения для развития логического мышления. Тренинг мышления.
- Развитие памяти. Особенности памяти. Диагностика памяти. Тренировка памяти. Игровой тренинг для развития памяти. Диагностика уровня познавательного развития (итоговая)
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Мотивация познавательной деятельности. Диагностика уровня познавательного развития (входная) | 1 |
Развитие восприятия. | 3 |
Развитие внимания. | 4 |
Развитие мышления. | 4 |
Развитие памяти. Диагностика уровня познавательного развития (итоговая). | 3 |
Итого | 15 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы. Тема занятия | Дата проведения |
Мотивация познавательной деятельности. Диагностика уровня познавательного развития (входная) | ||
Развитие восприятия | ||
Развитие восприятия | ||
Развитие восприятия | ||
Развитие внимания | ||
Развитие внимания | ||
Развитие внимания | ||
Развитие внимания | ||
Развитие мышления | ||
Развитие мышления | ||
Развитие мышления | ||
Развитие мышления | ||
Развитие памяти | ||
Развитие памяти | ||
Развитие памяти. Диагностика уровня познавательного развития (итоговая) | ||
15 |
Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы
Положительная динамика - 1 балл.
Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекционных занятий:
- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;
- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;
- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.
Частично положительная динамика - 0,5 балла.
Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:
- частичное усвоение нового опыта;
-частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;
- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.
Отсутствие динамики - 0 баллов.
Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.
- нечувствительность учащегося к новому опыту;
- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.
Уровень развития на начало занятий | Уровень развития по окончании занятий | |
Познавательная активность. Мотивация познавательной деятельности. | ||
Развитие высших психических функций: - уровень развития внимания - уровень развития восприятия - уровень развития памяти - уровень развития мышления |
Подсчет результатов:
0-1 балла -низкий уровень применение полученных знаний и опыта
2-3 балла -средний уровень применение полученных знаний и опыта
4-5 баллов -высокий уровень применение полученных знаний и опыта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления
Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...
Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления
Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...
Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности
В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее об...
«Развитие интеллектуальных способностей и исследовательских умений учащихся по математике»
Систематическая работа учителя по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях. ...
Интеллектуальные способности школьника
Внимание — это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний....
Дополнительная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика» - инновационный метод развития интеллектуальных способностей школьника
Глобальные вызовы современному образованию призывают педагогическое сообщество искать новые формы раскрытия потенциала каждого ребенка. Сегодня, для достижения высоких метапредметных результатов, в де...
Тест-опросник Л.Ф.Тихомировой«Развитие интеллектуальных способностей школьника».
Предложенная методика может использоваться:1) для выяснения причин неуспеваемости учащихся;2) для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминирова...