Рабочая программа педагога-психолога
рабочая программа по психологии

Волгина Евгения Михайловна

Программа  содержит направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и план работы. Программа опирается на основные нормативные документы, цели и задачи сформулированы согласно базового компонента деятельности педагога-психолога. Для ДЮСШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

Детско-юношеская спортивная школа

РАССМОТРЕНО

На заседании

Педагогического совета

МБУ ДО ДЮСШ

Протокол № 1

От 31.08.2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДЮСШ

__________    М.Н.Мягкий

приказ № 209 – ОД

от 31.08.2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога - психолога

на 2021-2022 учебный год

Составитель:

педагог – психолог

Волгина Евгения Михайловна

п. Зимовники

2021г.

Пояснительная записка

Программа психолого-педагогического сопровождения составлена в соответствии с требованиями:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ  (ред. от 02.12.2019 г., с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.07.2020 г)
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" от 24 июля 2015 г. N 514н
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 N 1598
  • Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога  образовательных организаций Ростовской области» от   24.03.2015 № 163
  • Приказ Министерства общего и профессионального образования «О порядке выявления и сопровождения обучающихся группы суицидального риска в образовательных учреждениях Ростовской области» от 12.07.2018 №533
  • Основная образовательная программа МБУ ДО ДЮСШ от 31.08.2020 №32-ОД

Целью работы является создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы. Достичь этого можно через сопровождение педагогом-психологом всех участников образовательных отношений.

Объектом   сопровождения   выступает образовательный процесс, предметом – является развитие  и личностное становление  обучающегося, система его отношений с миром, с окружающими, с самим собой.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • Содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательной организации.
  • Профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии обучающихся.
  • Содействие  развитию общих и профессиональных компетенций  педагогических кадров.

Направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

  • Психолого-педагогическое сопровождение адаптационных процессов обучающихся;
  • Психолого-педагогическое сопровождение образования обучающихся;
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска»;
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • Психологическое сопровождение  профессиональной направленности и профессионализма тренеров-преподавателей.

Формами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса выступают: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций), организационно-методическая работа.

Программа рассчитана на 1 год психолого-педагогического сопровождения обучающихся, посещающих МБУ ДО ДЮСШ.

Содержание направлений психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

Психолого-педагогическое сопровождение адаптационных процессов обучающихся:

  • Изучение уровня адаптации к условиям обучения в школе.
  • Профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе процесса обучения
  • Изучение причин и факторов дезадаптации.        
  • Выявление группы риска возникновения дезадаптации у обучающихся.
  • Определение индивидуальных особенностей обучающихся и причин возникновения у них трудностей с адаптацией.
  • Изучение психоэмоционального состояния обучающихся в учебном    процессе школы и на учебно-тренировочном занятии.
  •  Изучение самооценки и уровня тревожности у обучающихся с трудностями в адаптации.
  • Помощь родителям и тренерам-преподавателям в решении актуальных проблем.
  •  Организация и проведение коррекционных и развивающих мероприятий.
  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
  •  Представление результатов на психолого-педагогическом консилиуме, семинарах, педагогических советах, совещаниях.

Психолого-педагогическое сопровождение образования обучающихся:

  • Углубленная психодиагностика личностных особенностей и системы взаимоотношений   обучающихся «группы риска», формы и причин отклоняющегося поведения.
  • Изучение психоэмоционального состояния обучающихся на учебно-тренировочных занятиях.
  • Выявление отношения к физической культуре, к выбранному виду спорта.
  • Развитие умения общаться и взаимодействовать в учебной группе.
  • Повышение сплочения учебных коллективов, командного духа.
  • Изучение профессиональных склонностей и предпочтений обучающихся.
  • Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию.
  • Помощь родителям и тренерам преподавателям в решении актуальных проблем.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска»:

  • Изучение личностных и индивидуальных особенностей обучающихся «группы риска»
  • Выявление риска развития кризисных состояний обучающихся: ранняя идентификация агрессивных и аутоагрессивных проявлений;
  • компенсация недостатков в общем развитии обучающихся, усиление деятельности в той области, которую они любит, в которой могут добиться хороших результатов;
  • постоянная   стимуляция   положительных   качеств, не утративших социальной значимости;
  • интенсификация    положительного    развития личности, формирование ведущих положительных качеств;
  • накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на  основе организации деятельности обучающихся, связанной с удовлетворением их интересов;

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов:

  • нормализация и обогащение отношений обучающихся  с окружающим миром, прежде всего с тренерами-преподавателями, сверстниками и коллективом;
  • компенсация недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов;
  • Изучение психоэмоционального состояния обучающихся на учебно-тренировочных занятиях:
  • Повышение знаний педагогов об особенностях заболевания обучающегося и специфике взаимодействия с ним.

Психологическое сопровождение  профессиональной направленности и профессионализма тренеров-преподавателей:

  • Оценка профессионализма тренерско-преподавательского состава.
  • Изучение психологического климата в педагогическом коллективе.
  • Оценка и самооценка  профессиональной деятельности тренера-преподавателя, выявление основных трудностей в профессиональной деятельности.
  • Исследование личностных характеристик.
  • Оценка уровня истощенности эмоционального состояния педагогов.
  • Ознакомление педагогического коллектива с приемами, повышающими эмоциональное благополучие, снижающими подверженность стрессу.
  • Ознакомление тренеров-преподавателей со способами повышения психической устойчивости педагогов в трудных (критических) ситуациях.

ПЛАН РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Для обозначения видов работ можно пользоваться следующими сокращениями:

Д – диагностика;

КР – коррекционно-развивающая работа;

К – консультирование;

П – просвещение;

ПФ – профилактика;

Э – экспертиза;

ОМ – организационно-методическая работа.

Базовый блок

Направление

Категория

Вид деятельности

Название мероприятия

Цель

Сроки проведения

Сопровождение адаптационных процессов обучающихся

обучающиеся первого года обучения 7 – 10 лет

Д

Диагностика  особенностей адаптации обучающихся (групповая форма):

- методика О.А.Ореховой «Домики» (эмоциональное состояние);

Выявление группы риска возникновения дезадаптации у обучающихся

Октябрь,

в течение года

Д

Углубленная диагностика обучающихся с трудностями в адаптации (индивидуальная форма):

- тест Люшера (эмоциональное состояние);

- тест В.Г.Щур «Лесенка» (самооценка);

- модифицированный тест С.Панченко «Школа зверей» (уровень тревожности, мотивация обучения, отношение к обучению, отношение к тренеру-преподавателю);

- другие (согласно направленности дезадаптации).

Определение индивидуальных особенностей обучающихся и причин возникновения у них трудностей с адаптацией

Ноябрь

ПФ

Цикл занятий «Я в мире спорта»

Профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе процесса обучения

Сентябрь – октябрь

ОМ

Подбор материалов для всех видов работ. Обработка результатов диагностики.

Подготовка к массовой и углубленной диагностике, обработка результатов.

Подготовка к проведению занятий.

В течение года

Родители вновь прибывших обучеющихся

7 – 10 лет

К

Индивидуальные беседы (по запросу)

Помощь в решении актуальных проблем, дать рекомендации по взаимодействию с ребенком

В течение года

П

Оформление стенда. Выдача памяток.

Рассказать об особенностях протекания процесса адаптации у обучающихся

 

Октябрь

ОМ

Подбор материала для всех видов работ.

Подготовка к работе с родителями. Оформление документации.

В течение года

Тренеры-преподаватели

К

Индивидуальные беседы (по запросу)

Помощь в решении актуальных проблем, дать рекомендации по взаимодействию с обучающимися

В течение года

Сопровождение образования обучающихся

Обучающиеся

7 – 13 лет

Д

Изучение психоэмоционального состояния обучающихся на учебно-тренировочных занятиях:

- тест «Мое настроение»

Выявление преобладающего настроения и уровня удовлетворенности обучающихся

Ноябрь, апрель

Д

Изучение мотивации обучения выбранным видом спорта:

- опросник Лускановой Н.Г.

Выявление отношения к физической культуре, к выбранному виду спорта

Январь

КР

Тренинг по развитию коммуникативных навыков «Учимся дружить».

Развитие умения общаться и взаимодействовать в учебной группе

Декабрь

КР

Тренинг по сплочению учебных коллективов «Мы – команда!»

Повышение сплочения учебных коллективов, командного духа.

Февраль

Обучающиеся

14 – 18 лет

Д

Изучение профессиональных склонностей и предпочтений:

- тест ДДО Климова

Февраль

КР

Тренинг по развитию целеполагания «Мой жизненный план»

Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию

Март

Родители обучающихся

14 – 18 лет

К

Индивидуальные беседы (по запросу)

Помощь в решении актуальных проблем, дать рекомендации по взаимодействию с ребенком

По запросу, в течение года

Тренеры преподаватели

К

Индивидуальные беседы (по запросу)

Помощь в решении актуальных проблем, дать рекомендации по взаимодействию с обучающимся

По запросу, в течение года

ОМ

Подбор материала для всех видов работ.

Подготовка к работе с обучающимися, родителями, тренерами-преподавателями. Оформление документации.

В течение года

Сопровождение обучающихся «группы риска»

Обучающиеся, состоящие на учете в ПДН

Д

Сбор данных об обучающихся:

- Наблюдение (особенности поведения и взаимоотношений с другими обучающимися и тренером-преподавателем);

- тест Люшера (эмоциональное состояние);

Изучение личностных и индивидуальных особенностей обучающихся

Д

Выявление риска развития кризисных состояний обучающихся:

-  тест А.И.Копытина «Нарисуй историю» (определение депрессии и суицидальной настроенности).

Ранняя идентификация агрессивных и аутоагрессивных проявлений;

Октябрь,

Март

Родители, тренеры-преподаватели

К

Индивидуальные беседы (по запросу)

Помощь в решении актуальных проблем, дать рекомендации по взаимодействию с обучающимися

В течение года

ОМ

Подбор материалов для всех видов работ. Обработка результатов диагностики.

Подготовка к индивидуальной диагностике, обработка результатов.

Подготовка к проведению занятий.

В течение года

Сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей инвалидов

Обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды

Д

Изучение психоэмоционального состояния обучающихся на учебно-тренировочных занятиях:

- тест «Мое настроение»

Выявление преобладающего настроения и уровня удовлетворенности обучающихся

1раз в месяц

Родители обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

К

Выявление и обсуждение трудностей, проблем возникающих в процессе развития, обучения, воспитания ребенка. Выработка тактики их преодоления.

Психологическая поддержка при решении текущих вопросов развития и обучения ребенка

По запросу

Тренеры-преподаватели

К

Выявление и обсуждение трудностей, проблем возникающих в процессе развития, обучения, воспитания обучающегося. Выработка тактики их преодоления.

Психологическая поддержка при решении текущих вопросов развития и обучения ребенка

По запросу

П

Беседа на тему: «Специфика психолого-педагогического взаимодействия с обучающимся с ОВЗ и ребенком-инвалидом» (согласно заболеванию обучающегося).

Повышение знаний педагогов об особенностях заболевания обучающегося и специфике взаимодействия с ним

Сентябрь

ОМ

Подбор материала для всех видов работ.

Подготовка к работе с педагогами. Оформление документации.

В течение года

Сопровождение профессиональной направленности и профессионализма тренеров-преподавателей

Д

Исследование личностных характеристик:

- тест «Состояние вашей нервной системы» К.Либельт

Оценка уровня истощенности эмоционального состояния педагогов

Декабрь, май

Д

Изучение уровня педагогической культуры тренеров-преподавателей:

- Опросник «Анкета преподавателя»

Выявление профессионализма тренерско-преподавательского состава

Сентябрь

К

Семинар-практикум «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Ознакомление с приемами повышающими эмоциональное благополучие, снижающими подверженность стрессу

Январь

К

Индивидуальное консультирование по различным эмоционально-личностным вопросам

Помощь в решении текущих  проблем

По запросу, в течение года

П

Тренинговое занятие «Эмоциональное выгорание»

Обсуждение способов повышения психической устойчивости педагогов в трудных (критических) ситуациях.

Сентябрь

ОМ

Подбор материала для всех видов работ.

Обработка результатов диагностики.

Подготовка к работе с педагогами. Оформление документации.

В течение года

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. — М., 1997.
  1. Новое педагогическое мышление /под ред. А.В.Петровского. — М., 1987.
  2. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. — М., 2000
  3. Практическая психология образования/под ред. И.В.Дубровиной. - М.,   1998.

5.        Психическое развитие воспитанников детского дома/под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. - М., 1990.

6. Р.В.Овчарова. Практическая психология образования. М., Академия. 2003.

        7.   ГонеевА.Д. Работа учителя с трудными подростками. М., 2008.

  1. Мухина В.С,    Горянина В.А.,   Развитие,    воспитание  и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО. М, 1997.
  2. Слюсарев   Ю.В.   Психологическое   сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1992.
  3.  Сухомлинскии В.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики/сост. Д.И. Латышина. М., 2003.
  4.  Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Просвещение, 200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

рабочая программа педагога-психолога

программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с растройством аутистического спектра 1-2 года обучения...

Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности

В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Рабочая программа педагога -психолога.

Рабочая программа специалиста -  важный методический материал для  работы....