Рабочая программа педагога-психолога
рабочая программа по психологии
Программа содержит направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и план работы. Программа опирается на основные нормативные документы, цели и задачи сформулированы согласно базового компонента деятельности педагога-психолога. Для ДЮСШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеская спортивная школа
РАССМОТРЕНО На заседании Педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ Протокол № 1 От 31.08.2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО ДЮСШ __________ М.Н.Мягкий приказ № 209 – ОД от 31.08.2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога - психолога
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
педагог – психолог
Волгина Евгения Михайловна
п. Зимовники
2021г.
Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения составлена в соответствии с требованиями:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019 г., с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.07.2020 г)
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" от 24 июля 2015 г. N 514н
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 N 1598
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области» от 24.03.2015 № 163
- Приказ Министерства общего и профессионального образования «О порядке выявления и сопровождения обучающихся группы суицидального риска в образовательных учреждениях Ростовской области» от 12.07.2018 №533
- Основная образовательная программа МБУ ДО ДЮСШ от 31.08.2020 №32-ОД
Целью работы является создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы. Достичь этого можно через сопровождение педагогом-психологом всех участников образовательных отношений.
Объектом сопровождения выступает образовательный процесс, предметом – является развитие и личностное становление обучающегося, система его отношений с миром, с окружающими, с самим собой.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- Содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательной организации.
- Профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии обучающихся.
- Содействие развитию общих и профессиональных компетенций педагогических кадров.
Направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
- Психолого-педагогическое сопровождение адаптационных процессов обучающихся;
- Психолого-педагогическое сопровождение образования обучающихся;
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска»;
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- Психологическое сопровождение профессиональной направленности и профессионализма тренеров-преподавателей.
Формами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса выступают: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций), организационно-методическая работа.
Программа рассчитана на 1 год психолого-педагогического сопровождения обучающихся, посещающих МБУ ДО ДЮСШ.
Содержание направлений психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
Психолого-педагогическое сопровождение адаптационных процессов обучающихся:
- Изучение уровня адаптации к условиям обучения в школе.
- Профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе процесса обучения
- Изучение причин и факторов дезадаптации.
- Выявление группы риска возникновения дезадаптации у обучающихся.
- Определение индивидуальных особенностей обучающихся и причин возникновения у них трудностей с адаптацией.
- Изучение психоэмоционального состояния обучающихся в учебном процессе школы и на учебно-тренировочном занятии.
- Изучение самооценки и уровня тревожности у обучающихся с трудностями в адаптации.
- Помощь родителям и тренерам-преподавателям в решении актуальных проблем.
- Организация и проведение коррекционных и развивающих мероприятий.
- Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
- Представление результатов на психолого-педагогическом консилиуме, семинарах, педагогических советах, совещаниях.
Психолого-педагогическое сопровождение образования обучающихся:
- Углубленная психодиагностика личностных особенностей и системы взаимоотношений обучающихся «группы риска», формы и причин отклоняющегося поведения.
- Изучение психоэмоционального состояния обучающихся на учебно-тренировочных занятиях.
- Выявление отношения к физической культуре, к выбранному виду спорта.
- Развитие умения общаться и взаимодействовать в учебной группе.
- Повышение сплочения учебных коллективов, командного духа.
- Изучение профессиональных склонностей и предпочтений обучающихся.
- Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию.
- Помощь родителям и тренерам преподавателям в решении актуальных проблем.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска»:
- Изучение личностных и индивидуальных особенностей обучающихся «группы риска»
- Выявление риска развития кризисных состояний обучающихся: ранняя идентификация агрессивных и аутоагрессивных проявлений;
- компенсация недостатков в общем развитии обучающихся, усиление деятельности в той области, которую они любит, в которой могут добиться хороших результатов;
- постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости;
- интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств;
- накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности обучающихся, связанной с удовлетворением их интересов;
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов:
- нормализация и обогащение отношений обучающихся с окружающим миром, прежде всего с тренерами-преподавателями, сверстниками и коллективом;
- компенсация недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов;
- Изучение психоэмоционального состояния обучающихся на учебно-тренировочных занятиях:
- Повышение знаний педагогов об особенностях заболевания обучающегося и специфике взаимодействия с ним.
Психологическое сопровождение профессиональной направленности и профессионализма тренеров-преподавателей:
- Оценка профессионализма тренерско-преподавательского состава.
- Изучение психологического климата в педагогическом коллективе.
- Оценка и самооценка профессиональной деятельности тренера-преподавателя, выявление основных трудностей в профессиональной деятельности.
- Исследование личностных характеристик.
- Оценка уровня истощенности эмоционального состояния педагогов.
- Ознакомление педагогического коллектива с приемами, повышающими эмоциональное благополучие, снижающими подверженность стрессу.
- Ознакомление тренеров-преподавателей со способами повышения психической устойчивости педагогов в трудных (критических) ситуациях.
ПЛАН РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Для обозначения видов работ можно пользоваться следующими сокращениями:
Д – диагностика;
КР – коррекционно-развивающая работа;
К – консультирование;
П – просвещение;
ПФ – профилактика;
Э – экспертиза;
ОМ – организационно-методическая работа.
Базовый блок | |||||
Направление | Категория | Вид деятельности | Название мероприятия | Цель | Сроки проведения |
Сопровождение адаптационных процессов обучающихся | обучающиеся первого года обучения 7 – 10 лет | Д | Диагностика особенностей адаптации обучающихся (групповая форма): - методика О.А.Ореховой «Домики» (эмоциональное состояние); | Выявление группы риска возникновения дезадаптации у обучающихся | Октябрь, в течение года |
Д | Углубленная диагностика обучающихся с трудностями в адаптации (индивидуальная форма): - тест Люшера (эмоциональное состояние); - тест В.Г.Щур «Лесенка» (самооценка); - модифицированный тест С.Панченко «Школа зверей» (уровень тревожности, мотивация обучения, отношение к обучению, отношение к тренеру-преподавателю); - другие (согласно направленности дезадаптации). | Определение индивидуальных особенностей обучающихся и причин возникновения у них трудностей с адаптацией | Ноябрь | ||
ПФ | Цикл занятий «Я в мире спорта» | Профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе процесса обучения | Сентябрь – октябрь | ||
ОМ | Подбор материалов для всех видов работ. Обработка результатов диагностики. | Подготовка к массовой и углубленной диагностике, обработка результатов. Подготовка к проведению занятий. | В течение года | ||
Родители вновь прибывших обучеющихся 7 – 10 лет | К | Индивидуальные беседы (по запросу) | Помощь в решении актуальных проблем, дать рекомендации по взаимодействию с ребенком | В течение года | |
П | Оформление стенда. Выдача памяток. | Рассказать об особенностях протекания процесса адаптации у обучающихся
| Октябрь | ||
ОМ | Подбор материала для всех видов работ. | Подготовка к работе с родителями. Оформление документации. | В течение года | ||
Тренеры-преподаватели | К | Индивидуальные беседы (по запросу) | Помощь в решении актуальных проблем, дать рекомендации по взаимодействию с обучающимися | В течение года | |
Сопровождение образования обучающихся | Обучающиеся 7 – 13 лет | Д | Изучение психоэмоционального состояния обучающихся на учебно-тренировочных занятиях: - тест «Мое настроение» | Выявление преобладающего настроения и уровня удовлетворенности обучающихся | Ноябрь, апрель |
Д | Изучение мотивации обучения выбранным видом спорта: - опросник Лускановой Н.Г. | Выявление отношения к физической культуре, к выбранному виду спорта | Январь | ||
КР | Тренинг по развитию коммуникативных навыков «Учимся дружить». | Развитие умения общаться и взаимодействовать в учебной группе | Декабрь | ||
КР | Тренинг по сплочению учебных коллективов «Мы – команда!» | Повышение сплочения учебных коллективов, командного духа. | Февраль | ||
Обучающиеся 14 – 18 лет | Д | Изучение профессиональных склонностей и предпочтений: - тест ДДО Климова | Февраль | ||
КР | Тренинг по развитию целеполагания «Мой жизненный план» | Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию | Март | ||
Родители обучающихся 14 – 18 лет | К | Индивидуальные беседы (по запросу) | Помощь в решении актуальных проблем, дать рекомендации по взаимодействию с ребенком | По запросу, в течение года | |
Тренеры преподаватели | К | Индивидуальные беседы (по запросу) | Помощь в решении актуальных проблем, дать рекомендации по взаимодействию с обучающимся | По запросу, в течение года | |
ОМ | Подбор материала для всех видов работ. | Подготовка к работе с обучающимися, родителями, тренерами-преподавателями. Оформление документации. | В течение года | ||
Сопровождение обучающихся «группы риска» | Обучающиеся, состоящие на учете в ПДН | Д | Сбор данных об обучающихся: - Наблюдение (особенности поведения и взаимоотношений с другими обучающимися и тренером-преподавателем); - тест Люшера (эмоциональное состояние); | Изучение личностных и индивидуальных особенностей обучающихся | |
Д | Выявление риска развития кризисных состояний обучающихся: - тест А.И.Копытина «Нарисуй историю» (определение депрессии и суицидальной настроенности). | Ранняя идентификация агрессивных и аутоагрессивных проявлений; | Октябрь, Март | ||
Родители, тренеры-преподаватели | К | Индивидуальные беседы (по запросу) | Помощь в решении актуальных проблем, дать рекомендации по взаимодействию с обучающимися | В течение года | |
ОМ | Подбор материалов для всех видов работ. Обработка результатов диагностики. | Подготовка к индивидуальной диагностике, обработка результатов. Подготовка к проведению занятий. | В течение года | ||
Сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей инвалидов | Обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды | Д | Изучение психоэмоционального состояния обучающихся на учебно-тренировочных занятиях: - тест «Мое настроение» | Выявление преобладающего настроения и уровня удовлетворенности обучающихся | 1раз в месяц |
Родители обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов | К | Выявление и обсуждение трудностей, проблем возникающих в процессе развития, обучения, воспитания ребенка. Выработка тактики их преодоления. | Психологическая поддержка при решении текущих вопросов развития и обучения ребенка | По запросу | |
Тренеры-преподаватели | К | Выявление и обсуждение трудностей, проблем возникающих в процессе развития, обучения, воспитания обучающегося. Выработка тактики их преодоления. | Психологическая поддержка при решении текущих вопросов развития и обучения ребенка | По запросу | |
П | Беседа на тему: «Специфика психолого-педагогического взаимодействия с обучающимся с ОВЗ и ребенком-инвалидом» (согласно заболеванию обучающегося). | Повышение знаний педагогов об особенностях заболевания обучающегося и специфике взаимодействия с ним | Сентябрь | ||
ОМ | Подбор материала для всех видов работ. | Подготовка к работе с педагогами. Оформление документации. | В течение года | ||
Сопровождение профессиональной направленности и профессионализма тренеров-преподавателей | Д | Исследование личностных характеристик: - тест «Состояние вашей нервной системы» К.Либельт | Оценка уровня истощенности эмоционального состояния педагогов | Декабрь, май | |
Д | Изучение уровня педагогической культуры тренеров-преподавателей: - Опросник «Анкета преподавателя» | Выявление профессионализма тренерско-преподавательского состава | Сентябрь | ||
К | Семинар-практикум «Формирование эмоциональной устойчивости педагога» | Ознакомление с приемами повышающими эмоциональное благополучие, снижающими подверженность стрессу | Январь | ||
К | Индивидуальное консультирование по различным эмоционально-личностным вопросам | Помощь в решении текущих проблем | По запросу, в течение года | ||
П | Тренинговое занятие «Эмоциональное выгорание» | Обсуждение способов повышения психической устойчивости педагогов в трудных (критических) ситуациях. | Сентябрь | ||
ОМ | Подбор материала для всех видов работ. Обработка результатов диагностики. | Подготовка к работе с педагогами. Оформление документации. | В течение года |
Литература:
- Абрамова Г.С. Практическая психология. — М., 1997.
- Новое педагогическое мышление /под ред. А.В.Петровского. — М., 1987.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. — М., 2000
- Практическая психология образования/под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1998.
5. Психическое развитие воспитанников детского дома/под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. - М., 1990.
6. Р.В.Овчарова. Практическая психология образования. М., Академия. 2003.
7. ГонеевА.Д. Работа учителя с трудными подростками. М., 2008.
- Мухина В.С, Горянина В.А., Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО. М, 1997.
- Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1992.
- Сухомлинскии В.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики/сост. Д.И. Латышина. М., 2003.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Просвещение, 200
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
рабочая программа педагога-психолога
программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с растройством аутистического спектра 1-2 года обучения...
Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности
В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....
ДОКЛАД Методические рекомендации составления рабочей программы педагога психолога школы
бумажный вариант...
Рабочая программа педагога -психолога.
Рабочая программа специалиста - важный методический материал для работы....
- Мне нравится (1)