Рабочая программа педагога -психолога.
рабочая программа по психологии на тему
Рабочая программа специалиста - важный методический материал для работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_psihologa.docx | 71.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор.
ГБОУ школа №1356
Новосельцева В.С.
· РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
ЕРМАКОВОЙ Е.В.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ЕРМАКОВА Е.В.
В условиях модернизации образования основной целью функционирования дошкольных образовательных организаций является разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Психолого-педагогическое сопровождение в образовательной организации необходимо для учёта особенностей развития детей, формирования индивидуального подхода к каждому ребёнку, оказания помощи в преодолении трудностей в обучении, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, а также, защиты прав детей. Психолого-педагогическая помощь оказывается детям, не только испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а так же с целью развития базовых интегративных личностных качеств, способствующих социальной адаптации ребенка. ГБОУ Школа № 1356 дошкольное отделение №1 реализует основную общеобразовательную программу ДО, разработанную на основе ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012, вступившего в силу с 01.09.2013 года, ФГОС ДО (Приказ МО РФ от 17.09.2013 №1155) и примерной основной общеобразовательной программой ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте до 7 лет. Предмет его деятельности можно определить как психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в детском саду в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности – игре, восприятии произведений культуры (сказки, картины, песен и др.), в продуктивных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, конструкторской и др.). Содержание рабочей программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении. Данная рабочая программа педагога-психолога является технологией психологизации образовательного процесса в ДОУ. Психологизация – это процесс интеграции психологических знаний в образование на всех его уровнях:
- на уровне сознания субъектов образования;
- на уровне проектирования, создания и использования образовательной среды;
- на уровне отношений, посредством которых осваивается образовательная среда.
Направления психологизации определяются ориентацией на базовые составляющие образовательного процесса, предполагая ответы на следующие вопросы:
Кто является субъектами образовательного процесса?
× Ребенок, имеющий образовательные потребности.
× Воспитатель, действующий под влиянием профессиональных установок
× Родитель, формулирующий запрос на образовательную услугу согласно своим ожиданиям.
Что развивается у субъектов образовательного процесса?
× Ценностная (потребностно-мотивационная) сфера
× Когнитивная сфера
× Практико-деятельностная сфера
Зачем ребенок осваивает образовательные области?
× Образовательные области имеют образовательный ресурс в отношении формирования базовых интегративных личностных качеств
Как строится образовательный процесс?
× Необходимо обеспечить отбор форм и методов конструирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Центральная идея создания технологии психологизации является положение А.В. Запорожца об амплификации детского развития. Амплификация, в понимании В.Т. Кудрявцева (Кудрявцев В.Т. О самоценности детства и саморазвитии ребенка. // Детский сад: от теории к практике. 2011.№1. С.20), означает содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самодеятельность, направленную на творческое переосмысление этих образцов. В результате амплификации «сама деятельность из «инструмента педагогического воздействия» трансформируется в средство саморазвития и самореализации своего субъекта» ребенком. То есть, формируется важное психологическое новообразование дошкольного возраста – субъектная позиция.
Обогащение содержания детского развития за счет освоения ребенком культурных практик, приобретающих для него культуросозидающий смысл и приводящих к «разламыванию» диффузной инициативы ребенка на разные виды деятельности: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую и коммуникативную.
Происходит дифференциация сфер инициативы ребенка, как субъекта
- волевого,
- созидающего,
- творческого
- исследующего
- взаимодействующего
- общающегося.
Таким образом, образование выступает средством, как развития, так и саморазвития ребенка-дошкольника. Полем реализации технологии психологизации является триада: образовательная программа – образовательный маршрут – мониторинг качества образования. Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый выступает как носитель мотивационно- смысловых образований, передавая их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских видов деятельности. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей, которые опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Рабочая программа педагога-психолога ДОУ направлена на создание такого «фона» для достижения воспитанниками уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения основной образовательной программы ДОУ, а, впоследствии, программы начального общего образования.Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС:
× поддержки разнообразия детства;
× сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
× полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
× создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастным и индивидуальными особенностями и склонностями;
× содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
× приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
× формирование познавательных интересов, традициям семьи, общества и государства;
× формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
× учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
На основании рабочей программы будет составляется годовой план и график работы педагога-психолога, осуществляется перспективное планирование деятельности с учетом содержания образовательной программы, запроса родителей и специфики образовательных потребностей детей нашего ДОУ.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям:
психопрофилактика,
психодиагностика,
психокоррекция,
психологическое консультирование.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога- психолога ДОУ, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике и коррекции нарушений развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ. Цель программы- определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических,интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности , обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их
психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач
развития.
- повышать психолого-педагогическую компетентность
(психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
1) Международные акты в области защиты прав детей.
2)ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3) СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
4) Постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. №666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
5) Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636).
7) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
8) Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
9)Устав образовательной организации.
В рабочей программе учтены этические принципы деятельности психолога согласно этическому кодексу педагога-психолога службы практической психологии образования России, принятому на Всероссийском съезде практических психологов образования 2012 года.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи реализации программы.
1.3. Принципы формирования программы.
1.4. Основные подходы к формированию программы.
1.5. Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
1.6. Планируемые результаты освоения программы .
2. Содержательный раздел
2.1. Психологическое сопровождение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» .
2.2. Психологическое сопровождение образовательной области «Познавательное развитие" .
2.3. Психологическое сопровождение образовательной области «Речевое развитие».
2.4. Психологическое сопровождение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» .
2.5. Психологическое сопровождение образовательной области «Физическое развитие» .
3. Организационный раздел
3.1. Направления психолого-педагогической работы .
3.2. Содержательный аспект деятельности.
3.3. Условия реализации рабочей программы
4. Приложения
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной изприоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматриваетсякак условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольногообразования.
Деятельность современного педагога-психолога ДОУ направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ выступаютфеномены внутренней жизни ребенка в возрасте до 7 лет. А предмет его деятельностиможно определить как психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в ДОО в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.).
Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийсяпосредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности.
Взрослый выступает как носитель мотивационно-смысловых образований, передавая их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских видов деятельности. Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений.
Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей.
Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена деятельность педагога-психолога ДОУ. Моменты, ориентирующие воспитанника в образовательных областях, определяются его индивидуальным избирательным тношением к их содержанию,интересам и склонностям. Они первоначально являются недостаточно осознанными и связанными с ситуативными побуждениями ребенка. По мере взросления эти моменты входят в сферу осознания, подвергаются анализу, на основе чего происходит «отбор» мотивационных тенденций, определяющих личностную активность воспитанника и приобретающих прогностический характер. В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагается развитие:
- побуждений, мотивов и интересов;
- сознательного отношения к деятельности на уровне постановки целей и их достижения;
- способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера;
- элементов творчества.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель деятельности педагога-психолога, реализующаяся в данной рабочей программе - охрана и укрепление психического здоровья детей на основе созданияпсихологических условий достижения ими личностных образовательных результатов впроцессе освоения образовательных областей.
Задачи деятельности педагога-психолога:
- определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
- предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
- создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.
1.3. Основные принципы формирования программы
Основные принципы формирования программы педагога-психолога можно определить следующим образом:
1. Интеграция, обеспечивающая полноту и целостность отражения разнородных элементов действительности в сознании ребенка, что позволяет ему создавать новое знание, а не просто продуцировать готовые знания, полученные от взрослого. В рабочей программе принцип интеграции реализуется через взаимопроникновение разных видов деятельности на основе качественно нового проектирования педагогической деятельности, обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах детской деятельности. Принцип интеграции основывается на положении об общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой деятельности, и на идеях о специфике развития ребенка- дошкольника (А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин). Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации образовательного процесса соответствует характеру восприятия, понимания, воспроизведения и преобразования действительности, свойственному дошкольникам. Вариативность в отношении образовательных программ и свобода выбора образовательного маршрута, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса, что создает психолого-педагогические основания для личностно- ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка в образовательном процессе.3. Открытость системы дошкольного образования для обогащения культурообразующими составляющими, что придает результатам образования культуросозидающий смысл. Обогащение содержания детского развития за счет освоения ребенком культурных практик, приобретающих для него культуросозидающий смысл и приводящих, по мнению Н.А. Коротковой, к «разламыванию» диффузной инициативы ребенка на разные ее направления (сферы), а именно: игра и родственные ей виды деятельности (продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и коммуникативная практика), что противостоит традиционному разделению «игра учебные занятия». Освоение детьми культурных практик приводит к дифференциации сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого субъекта, творческого субъекта, исследователя, партнера по взаимодействию и собеседника. Такой подход позволяет сформировать важное психологическое новообразование дошкольного возраста субъектную позицию. Важным моментом является сохранение субкультуры детства. Поле реализации принципов рабочей программы выстраивается в триаде:
образовательная программа - образовательный маршрут - мониторинг качества образования (целевые ориентиры).
1.4. Основные подходы к формированию программы
Основным подходом при создании рабочей программы с позиции психологизаци стало положение А.В. Запорожца об амплификации детского развития. Амплификация в интерпретации В.Т. Кудрявцева означает содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самостоятельность, направленную на творческое переосмысление этих образцов. «И в результате сама деятельность из «инструмента педагогического воздействия» трансформируется в средство саморазвития и самореализации своего субъекта-ребенка».Образование, следовательно, выступает средством не только развития, но и саморазвитияребенка-дошкольника.
1.5. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Возраст от 2 до 3 лет
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия деловое общение ребенка и взрослого),совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры,наглядно-действенное мышление. В ходе совместной с взрослыми предметнойдеятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активнаяречь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка сосверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра,рисование, конструирование.Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляютсядействия с предметами заместителями.Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящихот неё линий.Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различатьмелодии; петь.К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большимиискажениями.Основной формой мышления становится наглядно-действенная.Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность изависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости истыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией сименем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себякак отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис чвсто сопровождается отрицательными явлениями:негативизмом, упрямством,нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от несколькихмесяцев до двух лет.
Возраст от 3 до 4 лет
Общение становится внеситуативным.Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с дними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов идо 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине,8 ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организацииобразовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.
Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Возраст от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий.Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку величине,цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.Начинает складываться произвольное внимание.Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15- 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится внеситуативной.
В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст от 5 до 6 лет
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов. Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольноевнимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение ролитем или иным участником игры.Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображениечеловека становится ещё более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.6. Планируемые результаты освоения программы (Целевые ориентиры)
Физическое развитие:
Сформированные точные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции;
умение последовательно выполнятьсложные движения по образцу, словесной инструкции, плану,
создавать творческое сочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности, правильности. Двигательное воображение. Целостное психосоматическое состояние.
Социально-коммуникативное развитие:
Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия.
Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение.
Чувство собственного достоинства.
Сформированная потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным;
способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений;
адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать;
подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые;
проявлять инициативу в разных видах деятельности, подчинять свою активность достаточно отдаленным целям, развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее достижения;
создавать условия, необходимые для успешного достижения цели;
проявлять элементы прогнозировать, волевое усилие, противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности;
удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.
Познавательное развитие:
Умение планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.
Стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность мысленно экспериментировать,рассуждать.
Способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни, улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел, осознавать свое собственное эмоциональное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы.
Речевое развитие:
Навыки диалогического общения.
Уметь отражать в речи суть происходящего,
устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.
Художественно-эстетическое развитие:
Умение использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения.
Уметь определять жанр музыкального произведения; понимать и объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим рисунком,
качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять контроль,
создавать выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать настроение, импровизировать с использованием специфического «языка музыки»; согласовывать свои действия с действиями других детей в коллективных формах музыкальной деятельности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Психологическое сопровождение образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Младшая группа. Развивающие задачи.
Стимулировать положительное самоощущение.
Насыщать жизнь ребенка положительными переживаниями. Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах.
Повышать чувство защищенности.
Стимулировать стремления пожалеть, успокоить, порадовать, поделиться.
Развивать представления ребенка о себе, своей жизнедеятельности; способность осознавать и выражать свои потребности и предпочтения; умения понимать положительные и отрицательные последствия поступков, ставить и достигать предметно-практические и игровые цели, определять некоторые средства и создавать отдельные условия для их достижения, достигать результата, проявляя целенаправленность, действенную самостоятельность.
Поощрять стремление к совместным со сверстниками играм.
Стимулировать привязанность ко взрослому, стремление участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельности, адекватно реагировать на указания и оценку взрослого, интерес к действиям ровесника, желание принимать в них участие, проявление положительных эмоций в общении с другими детьми.
Средняя группа
Стимулировать положительное самоощущение.
Насыщать жизнь ребенка положительными переживаниями. Стабилизировать эмоциональный фон.
Развивать у ребенка осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах.
Повышать чувство защищенности.
Вызывать стремление содействовать взрослому и сверстнику в преодолении трудностей, проявлять сострадание, желание содействовать, успокоить, порадовать, помочь, проявлять положительное отношение к требованиям взрослого, готовность выполнять их.
Развивать способность замечать разнообразные эмоциональные состояния других людей, а также нюансы переживаний; чувствительность к педагогической оценке; стремление улучшать свои достижения, гордиться ими, демонстрировать свои успехи взрослому, давать себе оценку «хороший», пытаясь ее мотивировать; развивать положительную самооценку.
Побуждать к самостоятельному выполнению основных правил поведения и элементарных моральных норм в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности.
Стимулировать проявления целенаправленности; потребность улучшать качество своей деятельности; проявление в играх положительных эмоций, доброжелательного отношения к сверстникам, добрых чувств к игрушкам, бережного отношения к игровому материалу;
стимулировать стремление исправлять ошибки, проявлять социально одобряемое поведение в конкретной ситуации и избегать социально неодобряемых действий.
Формировать поведение в соответствии с гендерными различиями; умения самостоятельно или с незначительной помощью взрослых преодолевать затруднения в деятельности, ставить предметно-практические, игровые, элементарные коммуникативные и познавательные цели и достигать их, определять средства и создавать условия для их достижения; достигать результата, проявляя действенную самостоятельность; развернуто отражать в речи цели, намерения, средства, условия и этапы их реализации, результат; называть выполняемые действия и их последовательность, предшествующие и последующие действия, отдельные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные; узнавать эмоции людей, с которыми общается; интерпретировать эмоции персонажей литературных и фольклорных произведений, а также людей, изображенных на картинах, эмоции, отраженные в музыкальных произведениях; называть некоторые средства эмоциональной выразительности, замечать нарушения правил и норм другими детьми, понимать положительные и отрицательные последствия своих поступков; на пути достижения цели противостоять отвлечениям, помехам.
Развивать выразительность средств общения, диалогическое общение.
Формировать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослым, ситуативно-деловую форму общения со сверстниками.
Старшая группа
Стабилизировать эмоциональный фон.
Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия.
Повышать чувство защищенности, формировать приемы преодоления психоэмоционального напряжения.
Создавать условия для осознания ребенком собственных переживаний, снижения отчужденности.
Содействовать проявлению взаимопонимания, осовоению позитивных средств самовыражения.
Вызывать инициирование поддержки, помощи, сопереживание и стремление содействовать, понять причины эмоциональных состояний, радовать других, быть полезным.
Развивать понимание важности нравственного поведения, осознание последствий нарушения/соблюдения норм и правил.
Стимулировать самостоятельное преодоление трудностей в деятельности, стремление выполнять нормы и правила, относить содержащиеся в них требования к себе, организовывать в соответствии с ними свое поведение; стимулировать желание исправиться при нарушении норм и правил поведения.
Формировать умения устанавливать продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомыми, выражая содержание общения разнообразными способами; вступать в диалогическое общение, понимать разнообразные инициативные обращения и адекватно на них реагировать,
передавать содержание диалога в инициативных репликах; вступать в речевое общение разными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях, задавать вопросы, побуждать партнера к совместной деятельности;
дифференцированно, выразительно использовать вербальные и невербальные средства в разных ситуациях, говорить спокойно, с умеренной громкостью,
доброжелательно; проявлять доброжелательность, неконфликтность; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, используя конструктивные способы и прибегая к помощи взрослых только в исключительных случаях; договариваться, изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации, проявлять уважение и внимание к собеседнику, обосновывать свое согласие и несогласие с действиями партнера, соблюдать нормы речевого этикета, использоватьиндивидуализированные формулы речевого этикета за счет приращения к ним мотивировок.
Развивать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми и формировать внеситуативно-деловую форму общения со сверстниками.
Подготовительная группа.
Стабилизировать эмоциональный фон.
Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения,самочувствия.
Повышать чувство защищенности, формировать приемы преодоленияпсихоэмоционального напряжения.
Развивать чувство собственного достоинства.
Создавать условия для осознания собственных переживаний, снижения отчужденности.
Стимулировать взаимопонимание, содействовать освоению позитивных средств самовыражения.
Развивать потребность в проявлении ответственности, настойчивость, стремление быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно
реагировать на эмоциональные состояния других людей, сопереживать.
Формировать четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях ичувствах; умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки другихлюдей, результаты своей деятельности; замечать и исправлять ошибки для повышения качества результата; замечать и называть эмоциональные состояния людей, нюансы их переживания и выражения, отражая в развернутой речи;
понимать и объяснять причины их возникновения и приемы преодоления отрицательныхпереживаний, опираясь на свой опыт, опыт литературных персонажей, мнение и рассказы взрослого;
самостоятельно различать эмоциональные особенности и состояния людей по фотографии, описанию в тексте, наблюдению;
понимать важность эмпатии, применять приемы поддержания родственных связей, точно следовать образцу, обследовать его перед началом деятельности, задавать взрослому уточняющие вопросы, добиваться соответствия результата образцу, ориентироваться на способ действия в соответствии с требованиями взрослого («как надо делать»),
оценивать результат на основе соответствия с образцом, замечать и исправлятьошибки;
проявлять самоконтроль повсеместно как в практической, так и в умственной деятельности;
объяснять необходимость самоконтроля, использовать разнообразные приемы самоконтроля в зависимости от задач или содержания,условий деятельности;
мотивировать свою самооценку, ориентируясь на представления о себе.
Развивать адекватную дифференцированную устойчивую самооценку, адекватный уровень притязаний.
2.2. Психологическое сопровождение образовательной области
«Познавательное развитие»
Вторая младшая группа
Формировать умения использовать в деятельности собственный опыт, действовать по аналогии в сходных ситуациях, применять предметы-орудия в игровых и бытовыхситуациях, пользоваться различными приемами для решения проблемно-практических задач, выделять сенсорные признаки, использовать разные
перцептивные действия в соответствии с выделяемым признаком или качеством
объектов, выделять существенные признаки предметов.
Формировать умение отличать «добрых» («хороших») и «злых» («плохих») персонажей;
стремление содействовать добрым, выражать к ним положительное отношение, переживать победу положительных персонажей, негативно оценивать поступки отрицательных персонажей, выражая свои эмоции.
Средняя группа
Поощрять стремление объяснять мир; исследовательскую активность; желаниезадавать вопросы познавательного характера, направленные на установлениепричинно-следственных связей в мире физических явлений, участвовать вэкспериментировании, самостоятельно инициировать экспериментирование.
Стимулировать радость познания; познавательный интерес не только непосредственно воспринимаемым объектам, но и к тому, что ранее увидел, услышал, узнал; стремление наблюдать для приобретения новых знаний об окружающем;
попытки разрешить противоречия, используя свой жизненный опыт,наблюдая и экспериментируя, привлекая взрослого к содействию.
Развивать способность замечать противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, проявлять к ним интерес.
Формировать устойчивый интерес к слушанию художественной литературы;
умения проявлять эмоциональное отношение к героям, давать им эмоциональную оценку и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий.
Вызывать сочувствие и сопереживание положительным персонажам; поддерживать стремление содействовать им, радоваться победе добра над злом.
Старшая группа
Развивать разнообразные познавательные интересы; стремление понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи;
способность замечать несоответствия, противоречия в окружающей действительности, самостоятельно их разрешать, использовать и изготавливать карты-модели, классифицировать объекты по нескольким критериям: функции, свойствам, качествам, происхождению;
объяснять некоторые зависимости, например, свойств материала, из которого изготовлен предмет, и функции предмета, назначение бытовых предметов,
облегчающих труд человека, обеспечивающих передвижение, создающих комфорт;
выделять существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений.
Развивать адекватное эмоциональное реагирование на события, описанные в тексте;
способность давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков;
самостоятельно предлагать варианты содействия персонажам; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную
(добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей;
с помощью взрослого проникать в сферу переживаний и мыслей героев, объяснять мотивы поступков персонажей;
использовать в речи сравнения, эпитеты, элементы описания из текстов
в повседневной жизни, игре;
соотносить содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом.
Стимулировать переживания, разнообразные по содержанию в произведений художественной литературы.
Подготовительная группа
Поощрять проявления разнообразных познавательных интересов, стремление при восприятии нового понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи.
Стимулировать вопросы причинно-следственного характера.
Формировать умения планировать разные виды познавательной деятельности;
развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы;
соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.
Развивать стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы;
способность к мысленному экспериментированию, рассуждениям, выдвижению и проверке гипотез;
способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком, творчески их преобразовывать;
замечать и пытаться разрешить несоответствия, противоречия в окружающей действительности;
самостоятельно использовать систему обследовательских действий для выявления свойств и качеств предметов в процессе решения задач.
Развивать способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям произведений;
давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни. Улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел, осознавать свое собственное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения, авторские приемы создания образов; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы.
2.3. Психологическое сопровождение образовательной области
«Речевое развитие»
Вторая младшая группа
Развивающие задачи
Развивать навыки диалогического общения.
Средняя группа
Развивать навыки диалогического общения.
Учить отражать в речи жизненные ситуации, целостные сюжетные, изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, эмоциональное отношение к героям;
давать эмоциональную оценку героям литературных произведений и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий, выражать в речи сочувствие и сопереживание положительным героям.
Старшая группа
Развивать навыки диалогического общения.
Учить объяснять некоторые зависимости, задавать вопросы причинно-следственного характера, формулировать выводы, отражать в речи эмоциональные состояния,моральные и этические оценки. Формировать умение точно выражать свои мысли.
Подготовительная группа
Развивать навыки диалогического общения.
Учить отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера,
осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности,
развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки;
формировать в речи познавательные задачи.
2.4. Психологическое сопровождение образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Вторая младшая группа
Вызывать радость при восприятии произведений изобразительного искусства, художественных произведений, поддерживать стремление интересоваться ими, любоваться красивым.
Формировать умения замечать отдельные средства художественной выразительности, давать простые эмоциональные оценки, замечать данные произведения в повседневной жизни, непосредственном окружении.
Развивать способность принимать задачу взрослого создать что-то определенное, подчинять ей свои усилия; до начала деятельности определять, что будет создавать; реализовывать замысел.
Вызывать радость при восприятии музыкальных произведений.
Поддерживать интерес к разным видам музыкальной деятельности, стремление участвовать в ней, действовать под музыку в соответствии с ее настроением,обыгрывать музыкальные образы, подражать действиям взрослого под музыку.
Формировать умения ритмично двигаться, топать, хлопать в ладоши под музыку, реагировать движениями на изменение громкости, темпа и ритма музыки.
Средняя группа
Формировать устойчивый интерес к прекрасному, умение отражать в речи свои переживания, соотносить воспринятое со своим опытом, знаниями, переживаниями,представлениями, любоваться красивым, замечать средства художественной выразительности, давать эмоционально-эстетические оценки, мотивировать их, замечать прекрасное в повседневной жизни, в непосредственном окружении,
общаться по поводу воспринятого, принимать задачу взрослого создавать что-то определенное, подчинять ей свои усилия, до начала деятельности достаточно развернуто формулировать замысел, развивать замысел в процессе деятельности, реализовывать замысел.
Стимулировать чувство радости, удовольствия при восприятии прекрасного.Формировать устойчивый интерес ко всем видам музыкальной деятельности;
умения внимательно и заинтересованно слушать музыкальное произведение, замечать его настроение, следить за динамикой музыкального образа, самостоятельно рассуждать,
отвечая на вопросы о содержании и средствах выразительности музыкального произведения, образно передавать музыкальные образы в музыкально-ритмических движениях и пении, передавать музыкальный ритм.
Старшая группа
Стимулировать яркие, глубокие переживания при восприятии художественных произведений.
Формировать умения выразительно отражать образы художественных произведений,
творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывать о своих эмоциональных переживаниях. Замечать и понимать эмоциональные проявления в разных жанрах произведений; понимать средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций.
Развивать творческое отношение к действительности; способность создавать и воплощать замысел, развернуто формулировать его до начала деятельности, совершенствовать в процессе изображения, отбирать средства в соответствии с замыслом.
Развивать устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности;
творческое отношение к исполнительству; умения создавать выразительные оригинальные образы, передавать настроение, импровизировать в разных видах музыкальной деятельности.
Формировать умения понимать и развернуто объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения;
выполнять движения качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять самоконтроль.
Подготовительная группа
Формировать умения использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, подробно анализировать произведения, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их;
адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения;
рассказывать о своих эмоциональных переживаниях;
понимать средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций;
создавать оригинальные замыслы, выразительно отражать художественные образы в разных видах деятельности;
развернуто формулировать замысел до начала деятельности, совершенствовать его в процессе изображения, отбирать средства в соответствии с замыслом, воплощать его в соответствии с содержанием запланированного, творчески преобразовывать знакомые способы художественно-творческой деятельности.
Стимулировать потребность в творческом самовыражении.
Развивать устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности.
Формировать умения определять жанр музыкального произведения; понимать и объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим рисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично,выразительно;
осуществлять самоконтроль, создавать выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать настроение, нюансировать музыкальные произведения, импровизировать с использованием специфического «языка музыки»;
согласовывать свои действия с действиями других детей в коллективных формах музыкальной деятельности.
Поощрять стремление совершенствовать свое исполнительство; получать знания в отношении жанров, средств выразительности, композиторов и исполнителей;
задавать соответствующие вопросы взрослому.
2.5. Психологическое сопровождение образовательной области
«Физическое развитие»
Вторая младшая
Развивать целенаправленность движений.
Формировать умения выполнять движения точно, координировано; управлять своим телом;
подражать движениям, которые демонстрирует взрослый;
принимать задачу научиться движению, понимать простые речевые инструкции.
Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние.
Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.
Средняя группа
Формировать умения совершать точные прицельные движения руками,дифференцировать движения правой и левой руки, дифференцировать ведущую руку;
точно выполнять мелкомоторные движения, действуя с предметами, в том числе мелкими;
согласовывать свои движения с движениями других детей,
ориентироваться на заданный темп движений, менять темп движения по сигналу,передавать в движении заданный ритм.
Развивать элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников.
Стимулировать стремление качественно выполнять действия.
Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние.
Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.
Старшая группа
Формировать умения точно выполнять разнообразные прицельные движения,действовать сопряжено и поочередно правой и левой рукой.
Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние.
Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.
Подготовительная группа
Формировать точные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции;
умения последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание.
Развивать двигательное воображение.
Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Направления психолого-педагогической деятельности
Психолого-педагогическое сопровождение в учебно-воспитательном процессе в ГБОУ школа 1356 ДО №1 регламентируется федеральными, региональными, муниципальными локальными документами указанными выше.
В компетенцию педагога-психолога входит взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, специалистами, администрацией ДОУ, родителями (законными представителями) детей. Основными видами деятельности педагога-психолога являются: психодиагностика, консультирование, коррекционная и развивающая работа, просвещение и психопрофилактика.
Психодиагностика - это психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства, выявление его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии;оценка развития личностных образовательных результатов и уровеня развития базовых интегративных личностных качеств;
экспертиза, как выявление проблем в развитии для разработки и реализации индивидуальных форм поддержки в рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);
психодиагностика психологической готовности к обучению в школе для проектирования комплекса мер учитывающих возможные ограничения здоровья;
психодиагностика ранних признаков одаренности для реализации мер сопровождения развития детской одаренности;
психодиагностика профессиональных и личностных компетенций педагогов (по запросу).
Педагогом -психологом в проводится диагностика готовности к школе с использованием следующих методик-скрининг Екжановой Е.А., тест Керна -Йирасека, методика Гуткиной Н.Н.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы диагносцируются при помощи рисуночных методик "Несуществующее животное","Рисунок семьи" "Дом,дерево.человек" и др.
Развивающая работа,психологическая коррекция -воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка для o обеспечения успешного прохождения периода адаптации ребенка к детскому саду; освоение детьми содержания образовательных областей; предоставления детям с особыми образовательными потребностями индивидуального образовательного маршрута;o оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей.Развитие способностей и склонностей детей. Цель коррекционно-развивающей работы -исправление,компенсация недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка; создание оптимальных условий и возможностей для психического развития ребенка.
Коррекционная и развивающая работа проводится с учетом специфики детского коллектива и отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в возрастной и педагогической психологии, а в развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий , в которых ребенок может подняться на оптимальный для него уровень развития.
Для педагога-психолога важны следующие принципы психологической коррекции:
1) принцип комплексности;
2) принцип диагностики и коррекции;
3) принцип личностного подхода;
4) принцип деятельностного подхода;
5) принцип иерархический коррекции;
6) каузальный принцип;
7) временной;
8) принцип учета социальной среды ребенка.
Принцип комплексности отражает взгляд на психологическую коррекцию как единый комплекс клинико-психолого-педагогического воздействия.
Принцип единства диагностики и коррекции .Внутренняя психологическая сущность ребенка может быть раскрыта не только непосредственно в процессе диагностики,но и путем наблюдения за ребенком в процессе его деятельности,во время бесед и др.В самой психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал.
Принцип личностного подхода . В процессе психологческой коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление , а личность в целом.
Принцип деятельностного подхода основан на том,что личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Психокоррекционный процесс должен проводится с учетом основного ведущего типа деятельности ребенка. У дошкольников это игра.
Принцип иерархической коррекции базируется на положениях Л.С.Выготского, который считал , что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психологическая коррекция должна строится как целенаправленное формирование психологических новообразований , составляющих сущностную характеристику возраста.
Каузальный принцип заключается в реализации устранения причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка.
Временной принцип предполагает раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции .Необходимость ранней коррекционной работы вытекает из особенностей детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компенсации. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а в зависимости от того, на каком этапе психического развития находится ребенок.
Принцип учета социальной среды ребенка предполагает ,что должно уделяться особое внимание микросоциальной среде ребенка, его семье .Родители , педагоги должны быть основными участниками психологической коррекции.
Коррекционная и развивающая работа проводится с детьми ,имеющими уровень психического развития ,соответствующий возрастной норме.Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличия тех или иных проблем в познавательной,эмоционально-волевой, социально- личностной сферах,что и служит объектом коррекционно-развивающего воздействяи психолога. В том случае,если отклонения выражены в более значительной степени, воспитанника необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) на основании заключения психолого-педагогического консилиума ДО. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа строится на основании заключения ,полученного на ПМПК в рамках адаптированной программы при наличии необходимых специалистов в ДО или /и с привлечением специалистов психолого-медико-социальных центров ЮЗОУО.
В рамках коррекционно-развивающего направления педагогом -психологом проводятся следующие мероприятия:
- коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию высших психических функций с детьми ,прошедшими ПМПК;
-коррекционо-развивающие индивидальныеи подгрупповые занятия по корррекции эмоционально -волевой сферы - трудности самоконтроля, повышенная возбудимость, тревожность;
- адаптационные игры с вновь прибывшими детьми;
- выстраивание индивидуально - ориентированной программы развития ребенка в процессе консультирования педагогов и родителей;
-групповые развивающие занятия.
Используемые материалы:
В.Л.Шарохина "Коррекционно-развивающие занятия:младшая и средняя группа",В.Л.Шарохина, Л.И.Катаева"Коррекционно-развивающие занятия:старшая и подготовительная группа"; Н.М.Пылаева ,Т.В.Ахутина "Школа внимания.Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет". А.С.Роньжина "Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению"; Е.К.Лютова ,Г.Б.Монина "Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.Комплексная программа"; Крюкова С.В. Слободяник Н.П. "Удивляюсь,злюсь,боюсь,хвастаюсь и радуюсь.Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста"; Пазухина И.А "Давай познакомимся!Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет";Карпова С.И.,В.В.Мамаева "Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет".Стребелева Е.А."Коррекционо-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр.
Возрастно-психологическое консультирование педагогов,специалистов, родителей воспитанников по вопросам разрешения проблем процесса развития, обучения и воспитания ребенка, когда сам человек осознал ее наличие:
-по проблемам трудностей в обучении;
- по проблемам детско-родительских отношений;
- по проблемам межличностного взаимодействия в педпроцессе;
- по проблемам дезадаптации детей;
- по проблемам возрастных кризисов;
- по проблемам раннего развития детей;
- по проблемам готовности ребенка к обучению в школе,выявление его индивидуальных особенностей;
-определение причин нарушений в развитии;
Психопрофилактика и психологическое просвещение.
Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО (И.А. Бурлакова и Е.К. Ягловская). Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в
становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Реализация содержания деятельности педагога-психолога предполагает соответсвующий объем организационно-методической работы, подразумевающей ведение документации: плана работы, журналов учёта рабочего времени; составление коррекционных и развивающих программ, справок и заключений; подготовку к консультациям, занятиям; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах; написание статей.
3.2 Содержательный аспект деятельности .
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и специфику ДОУ, содержание рабочей программы педагога-психолога конкретизируется в виде:
- психологического сопровождения адаптации воспитанников к условиям ДОО;
- создания психологических условий для оптимизации педагогического общения;
- выявления и преодоления нарушений личностного и познавательного развития детей, что обеспечивается проведением диагностической, консультативной, просветительской, профилактической, развивающе-коррекционной работы.
· Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего и дошкольного возраста
Цели:
1. Создание условий для адаптации детей при поступлении в ДОУ.
2. Профилактика дезадаптации у детей, поступающих в ДОУ.
Задачи:
1. Подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ.
2. Выявление факторов риска возникновения тяжелой адаптации ребенка (прогноз протекания адаптационного периода).
3. Рекомендации воспитателям по организации адаптационного периода.
4. Отслеживание процесса адаптации.
Причины нарушений:
1. Негативные воспитательные воздействия семьи (отсутствие социального опыта общения со взрослыми и сверстниками вне семьи, несоответствие режима дня семьи режиму дня в ДОУ).
2. Биологические факторы нарушения развития (соматическая ослабленность, несоответствие психического развития возрастной норме).
3. Неверный педагогический подход (отсутствие у воспитателя опыта работы с детьми в период адаптации).
4. Негативный опыт посещения ребенком ДОУ (для детей после 3 лет).
Проявления:
1. Негативная реакция на посещение ДОУ (плач, отказ идти в ДОУ, заходить в помещение).
2. Вдруг возникающие:
- нарушения аппетита в ДОУ и дома;
- нарушения сна в ДОУ и дома;
- нарушения во взаимоотношениях со сверстниками (агрессия или отстраненность);
- регресс бытовых навыков.
Система работы:
Сбор информации – анкета для родителей (до поступления ребенка в ДОУ) ,прогноз протекания периода адаптации.
Адаптационный лист для воспитателей – отслеживание процесса адаптации.
- Диагностика – скрининг по возрасту (для детей после 3 лет
- Индивидуальные консультации для родителей до поступления ребенка в ДОУ при оформлении документов, совместное планирование администрации и родителей периода адаптации.
- Информация для каждого родителя, например, буклет – путеводитель с информацией об особенностях ДОО (режим работы, график работы специалистов, образовательные услуги) и с рекомендациями на период адаптации.
- Стендовая консультация для родителей (при создании группы).
- Выступление на родительском собрании (при создании группы).
- Консультация для воспитателей по процессу адаптации каждого ребенка.
- Индивидуальные консультации для родителей детей с тяжелой формой адаптации с детьми.
-Консультации для педагогов по вопросам адаптации детей.
- Проведение адаптационных игр с детьми.
Оптимизация педагогического общения
Цели:
Создание условий для оптимизации взаимодействия педагога с детьми.
Задачи:
- Изучение особенностей общения педагога с детьми
- Развитие профессионально-значимых коммуникативных умений педагогов
Причины нарушений:
- Отсутствие профессионально-значимых коммуникативных умений (не знает либо не владеет).
- Личностные особенности педагога.
Проявления:
У педагогов – несоответствие общения требованиям ФГОС ДО.
У детей – нарушение межличностных отношений, признаки дезадаптации.
Система работы:
- Сбор информации – анализ общения педагога
- Просвещение, обучение, консультирование по формированию необходимых умений общения.
-Направление отдельных педагогов на обучение.
- Информирование педагогов о возможности получения психологической помощи.
Выявление и преодоление нарушений личностного и познавательного развития детей.
1 этап. Скрининговая диагностика.
Цель:
Содействие формированию личности ребенка с ориентацией на возрастные нормы.
Задачи:
1. Определение соответствия психического развития детей возрастной норме,выявление детей с несформированными новообразованиями (для подготовительной группы – определение школьной зрелости и факторов риска школьной дезадаптации).
2. Консультирование родителей, педагогов, администрации по проблемам учета особенностей развития детей в образовательном процессе.
3. Просвещение родителей и педагогов (информирование о возрастных нормах развития).
Причины нарушений:
1. Биологические.
2. Социальные.
3. Комплексные.
4. Недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей и педагогов.
Проявления:
- Отсутствие интереса и невключенность детей в организованные формы образовательного процесса.
- Неуспешность ребенка в освоении образовательной программы.
Система работы:
- Сбор информации – экспертная оценка педагогами особенностей игровой деятельности детей (характеристики игры меняются с возрастом).
- Диагностика – познавательное развитие и особенности развития личности (методики конкретизируют в зависимости от возраста).
В ДОУ реализуется скрининговая программа. Основным ориентиром для выявления содержания и методического обеспечения скрининговая диагностики выступает сформированность возрастных новообразований. С вновь поступающими детьми раннего возраста скрининговую диагностику проводят после завершения процесса адаптации, а с детьми дошкольного возраста до и после вхождения ребенка в группу.
- Просвещение, обучение, консультирование:
- Групповые консультации для родителей о возрастных нормах психического развития детей (выступления на родительских собраниях).
- Стендовые консультации для родителей и педагогов.
- Индивидуальные консультации педагогов и родителей по результатам диагностики.
- Помощь в выборе адекватного образовательного маршрута.
2 этап. Углубленная диагностика и коррекционно развивающая работа.
Цель:
Содействие развитию ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Задачи:
1. Углубленная диагностика для определения причин развития ребенка ниже социально-возрастной нормы.
2. Сопровождение развития ребенка (развивающе-коррекционная работа с ребенком).
3. Просвещение и обучение родителей и педагогов.
4. Согласование содержания, форм и последовательности развивающе-коррекционной работы с родителями и педагогами..
5. Подготовка и участие в заседании ПМПк ДО и представление в вышестоящую ПМПК.
Система работы:
- Сбор информации:
- Анализ результатов скрининговой диагностики.
- Динамическое наблюдение в ходе индивидуальной развивающей работы.
- Анализ результатов повторного скрининга.
- Диагностика – дифференциальная диагностика
- Индивидуальная развивающая работа по результатам скрининговой диагностики
Групповая и индивидуальная коррекционная работа по решению ПМПк ДО.
- Просвещение, обучение, консультирование:
- Консультация педагогов о способах психолого-педагогической помощи детям с особенностями в развитии в зависимости от причин нарушений.
- Консультация родителей о способах помощи ребенку (в том числе выполнение психологом социально-диспетчерской функции – по решению ПМПк и ПМПК.
- Предоставление характеристик для ПМПк и ПМПК.
3.3 Условия реализации рабочей программы
Материально-техническое обеспечение.
Пространственно – предметная среда кабинета педагога-психолога позволяет обеспечить психологический комфорт как для ребёнка, так и для взрослого. С учетом задач деятельности педагога-психолога помещение кабинета включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
· Рабочая и консультативная зона:
• Полки напольные.
• Стулья
• Рабочий стол педагога – психолога.
• Шкаф для хранения документов, методических материалов, дидактических игр,
профессиональной литературы.
• Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога.
• Набор диагностических методик.
· Зона развивающих занятий:
• Столы детские.
• Стулья детские.
• Изоматериалы и дидактические игры.
• Сенсорный стол
· Психотерапевтическая зона:
• Напольные полки.
• Наглядный и дидактический материала.
• Зеркало.
• Уголок для развития эмоциональной сферы.
• Игровой материал.
• Магнитофон, аудиодиски.
· Зона релаксации:
• Стол-лоток с песком
·Программно-методическое обеспечение.
1. Программа дошкольного образования «Я-ты-мы» под редакцией О.Л.Князевой.
2. Программа дошкольного образования «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю.Куражевой.
3. Л. М. Шипицина, О. А. Защиринская, А. П. Воронцова, Т. А. Нилова.Азбука общения (развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками от 3 до 6), - С-Пб.: Детство – ПРЕСС, 1998.
4. О.Хухлаева, О.Хухлаев, И.Первушина. Маленькие игры в большое счастье .М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
5.Лабиринт души,терапевтические сказки под ред.О.В.Хухлаевой,О.Е.Хухлаева- М: Академический Проект;Фонд "Мир",2010.
6. Е.А.Алябьева. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста, - М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Л.И.Катаева. Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста, - М.: 200
8. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Тренинг Эффективного взаимодействия с детьми, -СПб.: Изд-во «Речь»,2000.
9. М.И.Чистякова. Психогимнастика, - М.: Просвещение, 1995.
10. Е.О.Севостьянова. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения .- М.: ТЦ Сфера, 2006.
11.В.Л.Шарохина ,Л.И.Катаева Коррекционно-развивающие занятия:старшая,подготовительная группы.М.:ООО"Национальный книжный центр,2011.
12.В.Л.Шарохина.Коррекционно-развивающие занятия:младшая,средняя группы.М.:ООО"Национальный книжный центр,2014.
13.Крюкова С.В.,Слободяник Н.П.Удивляюсь.злюсь,боюсь,хвастаюсь и радуюсь.Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.Генезис,2003.
14.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет.Автор-составитель И.А.Пазухина- Спб.: "ДЕТСТВО- ПРЕСС"2004.
15.Роньжина А.С.Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. -М.: "Национальный книжный центр",2015
Психологический инструментарий
1. С.Д.Забрамная, О.В.Боровик. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. - М.: Владос, 2008.
2. Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений, - М.: Генезис, 2008.
3. Когитоша. Комплект психодиагностических методик для детей дошкольного возраста с 4 до 6 лет с приложением для исследования детей от 3 лет. Составитель Белопольская Н.Л.
4. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста под ред. Серебряковой Н.В., - С-Пб.: Изд-во Каро, 2008.
5.Тесты для детей ,сборник тестов и развивающих упражнений.Составители М.Н.Ильина,Л.Г.Парамонова ,Н.Я.Головнева - СПб"Дельта",19997.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
ЕРМАКОВОЙ Е.В.
на 2016/2017 уч. год.
План работы на 2016-2017 учебный год.
педагога-психолога ГБОУ школа №1356
(дошкольное отделение № 1,Старокачаловская 3-Б)
Ермаковой Е.В.
Дата проведения | Вид работы | С кем проводится работа | Ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.09.16– 15.09.16 | Подготовительная работа. Планирование деятельности. Оформление документации. | Ермакова Е.В. | |
1.09.16-1.12.17 В течение года | Помощь в период адаптации детей к детскому саду.Проведение курса адаптационных занятий. | Младшие группы Кратковременная группа Вновь поступившие дети | Ермакова Е.В. |
1.09.10 – 24.05.11 | Участие в ПМПк, педсоветах, собраниях воспитателей, родительских собраниях. | Администрация ГОУ , воспитатели, специалисты,родители, | Ермакова Е.В. |
15.09.16-15.10.17 (первичная) 11.04.16-30.04.17 (повторная) | Психолого-педагогическая оценка готовности дошкольника к началу школьного обучения | Подготовительные группы | Ермакова Е.В. |
1.10.16– 24.05.17 | Индивидуальная углубленная диагностика эмоционально-волевой сферы(выборочно)по запросу | Подготовительные группы Старшие группы Средние группы Младшие группы Кратковременная группа | Ермакова Е.В. |
15.11.16-31.11.17 | Индивидуальная и групповая диагностика когнитивной сферы (выборочно, по запросу) | Подготовительные группы Старшие группы Средние группы Младшие группы Кратковременная группа | Ермакова Е.В. |
1.10.16 – 24.05.17 | Развивающие занятия (1 раз в неделю 20-40 мин.) | Подготовительные группы Старшие группы Кратковременная группа | Ермакова Е.В. |
1.10.16– 24.05.17 | Индивидуальные и подгрупповые психокоррекционные занятия | По показаниям ПМПК. | Ермакова Е.В. |
1.09.16 – 31.05.17 | Консультирование родителей | Родители детского сада | Ермакова Е.В. |
1.10.16 – 24.05.17 | Консультирование воспитателей | Воспитатели детского сада | Ермакова Е.В. |
24.05 16 – 29.06.17 | Анализ результатов работы в течение года. Планирование работы на 2017-2018 учебный год ,с учетом полученных результатов за год | Ермакова Е.В. | |
В течение года | Посещение семинаров, методических объединений, конференций,супервизия. . | Ермакова Е.В. | |
В течение года | Оформление кабинета, стендов. | Ермакова Е.В. |
Педагог-психолог ГБОУ школа № 1356 ДО №1 /Ермакова Е.В.
Государственное бюджетное образовательноеучреждение г. Москвы
средняя образовательная школа с углубленным изучением английского языка №1356
(дошкольное отделение №1,Старокачаловская 3-Б).
«УТВЕРЖДАЮ»
И.О.директора
ГБОУшкола №1356
__________Е.Е.Игнатьева
План работы с родителями педагога-психолога
Ермаковой Е.В. на 2016/2017 уч.год.
№ | Вид деятельности | Сроки Периодичность |
1. | Консультативная помощь родителям в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению | Сентябрь-декабрь |
2. | Групповые консультации родителей на родительских собраниях по темам: «Игры наших детей», «Особенности развития детей в раннем возрасте», «Готовность к школе». «Чтение с увлечением», «Особенности речевого развития детей на различных возрастных этапах», « Адаптация к детскому саду», «Помощь гиперактивному ребенку». | В течение года. |
3. | Регулярное оформление информационного стенда для родителей. | В течение года. |
4. | Консультирование родителей с использованием дистанционных технологий. | В течение года |
5. | Консультирование родителей по результатам диагностики детей. | В течение года. |
6. | Подготовка психологических материалов для чтения родителями в группах. | В течение года. |
7. | Рекомендации родителям по индивидуальным особенностям детей. | В течение года |
12.09 .2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
рабочая программа педагога-психолога
программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с растройством аутистического спектра 1-2 года обучения...
Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности
В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....
ДОКЛАД Методические рекомендации составления рабочей программы педагога психолога школы
бумажный вариант...
Рабочая программа педагога-психолога 5 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки общения» для учащихся 5 классов...