Тренинг для учителей "Подготовка к ГИА"
методическая разработка по психологии (11 класс)
Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов, занимающихся подготовкой обучающихся к ГИА,
«Психологическая подготовка к ГИА»
Цели и задачи занятия:
- Обсудить плюсы и минусы ГИА,
- сформировать понятие готовности о ОГЭ и ЕГЭ,
- выделить трудности, возникающие у учащихся при подготовке к нему,
- познакомить педагогов с приёмами саморегуляции своего эмоционального состояния,
- разработка стратегий поддержки разных групп учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_uchiteley.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов, занимающихся подготовкой обучающихся к ГИА,
«Психологическая подготовка к ГИА»
Цели и задачи занятия:
- Обсудить плюсы и минусы ГИА,
- сформировать понятие готовности о ОГЭ и ЕГЭ,
- выделить трудности, возникающие у учащихся при подготовке к нему,
- познакомить педагогов с приёмами саморегуляции своего эмоционального состояния,
- разработка стратегий поддержки разных групп учащихся
Задачи:
1. обучить навыкам саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
2. повысить уверенность в себе, в своих силах, сопротивляемости стрессу;
3. развивать способности к самопознанию и рефлексии собственного состояния и поведения;
4. развивать психические познавательные процессы (память, внимание, воображение, речь);
5. развивать чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
Приемы работы: мини-лекция, беседа, релаксационные упражнения.
Формы работы: индивидуальная и фронтальная работа.
Средства: 2 мяча разных цветов, весы с грузом, заготовки звездочек, ручки, памятки, музыкальные аудиозаписи мр3, мультимедийная презентация.
Ход семинара.
1.Приветствие.
Добрый день, уважаемые участники семинара. Я хочу предложить вашему вниманию практикум с элементами тренинга для педагогов, занимающихся подготовкой обучающихся к ГИА.
2.Психолог.
Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. В последние годы экзамены в школе стали совсем обычным делом, часто они проводятся даже в начальных классах, а заканчиваются выпускными экзаменами. И вот теперь появились новые формы итоговой аттестации выпускников, в форме ГИА.
Упражнение 1.
Продолжите высказывание “Для меня ГИА и ЕГЭ это…”, “Для моих учеников ГИА и ЕГЭ это…” (анализируя результаты, психолог фиксирует внимание на общих трудностях педагогов и обучающихся – усталость, нехватка времени, перегрузки…). (Слайд 2)
Как вы видите, учащиеся и педагоги стакиваются с общими трудностями, такими как усталость, нехватка времени, перегрузки и т.д.
Упражнение 2.
Психолог предлагает 2 мяча разных цветов, которые передаются по кругу с разных сторон. Получивший 1 мяч, продолжает фразу: “В проведении ГИА и ЕГЭ мне нравится…”, получивший 2 мяч – “В проведении ГИА и ЕГЭ меня огорчает…”. В проведении экзаменов в формате ЕГЭ есть положительные и отрицательные стороны, с которыми сталкиваются не только учащиеся и их родители, но и педагоги школы, поэтому существует необходимость сохранения физического и психологического здоровья педагога. (Слайд 3)
Психолог:
- Готовность педагогов и выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности к сдаче экзамена в форме ГИА и ЕГЭ могут быть выделены следующие составляющие: (Слайд 4)
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Чем могут помочь учителя своим ученикам в процессе подготовки к ГИА?
В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Во-первых, учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Т.е педагогам необходимо постоянно тренировать учащихся по выполнению тестовых заданий, что позволит учащимся реально повысить тестовый балл.
Во-вторых, необходимо научить ученика справляться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Как это можно сделать?
1.Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом.
2. Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый "доведение до абсурда". Главная задача - как можно сильнее напугать себя.
3. Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с учащимся, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения.
4. А помните ли вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками.
5. Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами.
6.Для расслабления снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения. Для начала сделайте эти упражнения сами, а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для психологического настроя класса.
Ритмичное четырехфазное дыхание
Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.
Первая фаза (4-6 секунд). Глубокий вдох через нос.
Вторая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.
Третья фаза (4-6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот.
Четвертая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.
Дышите таким образом не более 2-3 минут.
Аутогенная тренировка (3-5 минут)Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле "Я спокоен".
Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.
Мысленно повторите 5-6 раз: "Правая рука тяжелая".
Затем повторите исходную формулу: "Я спокоен".
Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: "Левая рука тяжелая".
Снова повторите мысленно: "Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!"
Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.
Выполни два любых упражнения:
1. посмотри попеременно вверх- вниз (25 секунд), влево – вправо (15 секунд);
2. попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
3. нарисуй глазами квадрат, треугольник - сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Мини - лекция «Стратегии помощи обучающимся»
Любые экзамены – стресс. Они требуют от человека мобилизации всех сил, и не только интеллектуальных.
Стресс - категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь. При этом нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто, у каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс. Сейчас мы с вами материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму.
Сделаем это следующим образом: в течение 5 минут каждый из вас выполнит рисунок, который называется “Мой стресс”. На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Обсуждение подученных результатов:
1. Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке? Какой он, ваш стресс? На что он похож?
2. Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем, не нравится (что в нем не нравится). Вы его боитесь?
Человек не может постоянно находится в стрессовой ситуации, ему хочется ее преодолеть.
Поэтому педагогам необходимо определить собственную формулу успеха.
- Чаще сотрудничайте с психологом образовательного учреждения, особенно, в ситуациях стресса или выгорания (может проявляться в форме как повышения эмоционального фона, так и его притупления).
- В случаях проявления невротических состояний (нарушение сна, раздражительность, пищеварительные расстройства, аллергические реакции, необоснованная тревожность, паника) срочно обратитесь к невропатологу.
- Обменивайтесь опытом по подготовке учащихся к экзаменам с коллегами в форме круглых столов, семинаров или просто в виде дружеского общения.
- Старайтесь не культивировать в себе и не заражать коллег негативными эмоциями и установками, а, наоборот, поддерживайте друг друга и моделируйте ситуацию успеха.
- Делите ответственность за процесс подготовки и результат экзаменов с учениками и их родителями (Взаимодействуйте с родителями, особенно, слабоуспевающих учеников, на родительских собраниях ведите просветительскую работу по методикам подготовки к экзаменам, можно подключать к этой работе психолога ОУ).
- Самостоятельно используйте методики по саморегуляции и снятию напряжения в случае необходимости (их может предоставить психолог).
- Помните о том, что помимо социальной роли педагога, в Вашей жизни существуют и другие важные сферы жизни. Продолжайте вести нормальную активную жизнь вне школы: ведите хозяйство, занимайтесь спортом, общайтесь с друзьями, проводите время с семьей, посещайте интересные мероприятия.
Упражнение “Поплавок в океане”.
“Это упражнение используется, когда вы чувствуете себя какое - то напряжение или когда вам необходимо контролировать себя, а вы боитесь, что потеряете контроль над собой (звуки моря).
Вообразите, что вы - маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел… Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движение волны… тепло солнца… капли дождя… подушку моря под вами, поддерживающую вас… Какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?”.
Упражнение “Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на “черный день”.
Психолог: у каждого из людей случаются приступы хандры, “кислого” настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Давайте проделаем подобную работу. Если захотите, можете потом прочитать нам свои памятки. Заполненные памятки останутся у вас.
На доске рисуют большую таблицу, изображенную на бланках.
БЛАНК ПАМЯТКИ “Мои лучшие качества”
Мои лучшие | Мои способности | Мои |
|
|
|
Инструкция: “Мои лучшие черты” — в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.
“Мои способности и таланты” — сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться. “Мои достижения” — в этой графе записываются достижения в любой области. После того, как все запишут что-то в свои бланки, происходит обсуждение: Какое значение для вас имело выполнение этого упражнения? Что вы взяли себе на заметку и будете использовать?
Психолог:
- Итак, сегодня мы с вами познакомились со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдаче ГИА и ЕГЭ. Используйте в своей работе те рекомендации, которые вам были представлены, желаю вам успехов в достижении поставленных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов с элементами тренинга.
Семинар можно проводить с целью оказания психологической помощи педагогам при прохождении аттестации....
разработка занятия с элементами тренинга для педагогов
Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации, как отраж...
Психологический тренинг для подростков-1
Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....
Психологический тренинг для подростков-2
Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....
ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"
Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь" Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...
Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"
Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.· формировать общий командный дух путем спло...
Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...