Психолого-педагогическая программа «Профессиональное ориентирование»
методическая разработка по психологии (10, 11 класс)
- Психолого-педагогическая программа «Профессиональное ориентирование» для обучающихся 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_professionalnoe_orientirovanie_10-11.docx | 60.03 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Директор МАОУ СОШ №32
Протокол №____________ г. Томска
«____»____________2021 г. _____________ М.Н. Крюкова
_______________________ Приказ №________________
«____»_____________ 2021 г.
Психолого-педагогическая программа
«Профессиональное ориентирование»
для обучающихся 10-11 классов
на 2021 - 2022 учебный год
Составитель:
Цвенгер Н.В., педагог-психолог
Томск 2021
- Пояснительная записка
Программа составлена на базе авторской психолого-педагогической программы «Профессиональное ориентирование» Автор: Торская Е.А. Программа является лауреатом Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде 2019 г.
Современные условия жизни характеризуются быстрой сменой ценностей и целей, именно они предъявляют принципиально новые требования к процессу социализации молодежи. Сегодняшний деловой мир нуждается в профессионалах, способных реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях, готовых принимать грамотные самостоятельные решения и нести за них ответственность. Очень популярен в настоящее время образ «успешного человека», обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, который представляет собой стартовую площадку для жизненной самореализации.
На основе анализа литературы выделены типичные трудности, мешающие подросткам успешно стартовать как в профессиональном, так и личностном плане: плохое понимание себя, собственных возможностей, ценностей, желаний, характера и так далее; низкое качество принятых и реализованных решений; смутное видение жизненной и профессиональной перспективы, в том числе и плана освоения профессии; незавершенность процесса личностного самоопределения.
Поэтому возникла необходимость в написании программы, которая является не только профориентационной, но и общепсихологической.
Актуальность программы
Во-первых, программа соответствует психологическим потребностям подростков. Актуальная задача для подросткового возраста - профессиональное самоопределение, которое характеризуется сменой социальной ситуации развития, изменением содержания ведущей деятельности, освоением новых социальных ролей и так далее. Все эти изменения вызывают у подростков психическую напряженность. Переход от одной стадии к другой зачастую порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты, можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального становления личности.
Во-вторых, программа отвечает на требования современной социально-экономической ситуации. Особенность современного мира профессий заключается в том, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку надо стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными профессиями. Для успешной жизненной и профессиональной самореализации необходимо понимание динамичности происходящего, готовность и потребность в самообразовании и самоизменении в течение всей жизни.
Теоретические концепции профессионального становления личности стали плодом исследований таких выдающихся деятелей науки как К. С. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Б. Ф. Ломова, Н. Н. Нечаева, Г. В. Суходольского, В. Д. Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции профессионального самоопределения оказали работы А. А. Бодалева, Ю. М. Забродина, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой. В работах зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Холланда также представлен теоретический анализ психологических проблем профессионального развития личности.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование осознанной позиции в профессиональном и жизненном самоопределении подростков.
Задачи:
обучающие:
- обучить навыкам самоанализа;
развивающие:
- формировать положительный «образ Я» и самопрограммирование на успех в профессиональной деятельности;
- актуализировать потребность к самопознанию и саморазвитию;
- активизировать внутренние ресурсы на достижение целей и получение результатов;
воспитательные:
- формировать «образ будущего» и ответственное, осознанное отношение к нему.
Категория обучающихся
«Группа риска» по результатам диагностики готовности к выбору дальнейшей траектории обучения после окончания школы.
Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний. Группы формируются с учетом интересов и потребностей детей. Для обучающихся, предусматривается дифференцированный подход при определении индивидуального образовательного маршрута и назначении учебных заданий в процессе обучения.
Сроки и этапы реализации программы
Психолого-педагогическая программа «Профессиональное ориентирование» рассчитана на контингент обучающихся 10-11 классов. Обучающиеся 10-11-х классов вошедших в состав «группы риска» по по результатам диагностики готовности к выбору дальнейшей траектории обучения после окончания школы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Класс | Кол-во тем в год | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
10-11 класс | 14 | 1ч. | 14 ч |
Общая трудоемкость программы | 14 ч |
Форма и режим занятий
Форма занятий – групповая, до 12 участников. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Занятия предполагают наличие здоровьесберегающих технологий, организационных моментов, коротких перерывов, проветривания помещений, физкультминуток.
Занятия проводятся в разных формах: беседа, дискуссия, ролевые игры, показ видеоматериалов, тренинг, наблюдение, проигрывание ситуаций, проработка научно-популярных текстов, метафорические истории и притчи, моделирование образцов поведения.
Научно-методическая обоснованность программы
Научная проблема профессиональной ориентации в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Она привлекала и до сих пор привлекает внимание и вызывает живейший интерес у психологов и педагогов.
Теоретические концепции профессионального становления личности стали плодом исследований таких выдающихся деятелей науки как К. С. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Б. Ф. Ломова, Н. Н. Нечаева, Г. В. Суходольского, В. Д. Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции профессионального самоопределения оказали работы А. А. Бодалева, Ю. М. Забродина, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой. В работах зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Холланда также представлен теоретический анализ психологических проблем профессионального развития личности.
Е. А. Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию:
- стадия оптации (12—17 лет) — подготовка к сознательному выбору профессионального пути;
- стадия профессиональной подготовки (15—23 года) — овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;
- стадия развития профессионала (от 16—23 лет до пенсионного возраста) — вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности.
- Значительно обогатили теорию и практику профессионального самоопределения научные работы Н. С. Пряжникова. В своих трудах он подчеркивает неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни: «Сущностью про-фессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации».
Нормативно-правовой базой данной программы являются:
- Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989г.
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12г.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» №124-Ф3от 24.17.98г.
- Проект Концепции развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025г.
Методическое обеспечение реализации программы
В процессе реализации программы используются разнообразные формы и методы занятий: беседа, дискуссии, ролевые игры, показ видеоматериалов, тренинг, наблюдение, проигрывание ситуаций, проработка научно-популярных текстов, метафорические истории и притчи, моделирование образцов поведения. В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся, позволяет избежать переутомления, повышает эффективность усвоения материала и содействует формированию необходимых навыков.
Материально-техническое обеспечение
Для занятий необходим учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям, для занятий группы из 12 человек. Достаточно просторное помещение, в котором есть возможность:
- всем участникам занятия сесть в один круг;
- работать в 2-3 группах, не мешая друг другу;
- свободно передвигаться, выполняя игровые упражнения.
Желательно в помещении иметь 2-3 стола, магнитную доску, а также технику для просмотра видеоматериалов.
Оборудование, необходимое для реализации программы: компьютер (ноутбук) с выделенным каналом выхода в интернет, магнитофон, цифровой фотоаппарат.
Материалы для детского творчества: акварель, гуашь, белая и цветная бумага, картон и ватман для рисования и конструирования, клей, фотоальбомы и др.
Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, тетради; бумага разных видов и формата (А3, А4, А2); клей; файлы, папки и др.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Для эффективной реализации психолого-педагогической коррекционно-развивающей программы «Преодоление» необходимо соблюдение следующих условий: кадровые, материально-технические, информационные, управленческие, финансово-экономические, организационные, методические и педагогические.
Условия реализации программы | Требования к условиям реализации психолого- педагогической коррекционно-развивающей программы: |
Кадровые | Укомплектованность кадрами, имеющими базовое психологическое образование. Организация мероприятий для повышения профессиональной квалификации. Организация внутри образовательного учреждения непрерывного профессионального образования и самообразования. Наличие системы стимулирования профессиональной деятельности педагогов-психологов. Внедрение, апробация технологий управления развитием профессиональных компетенций специалистов образовательного учреждения. |
Материально- технические | Санитарно-гигиенические условия процесса обучения (температурный, световой режимы и т.д.). Пожарная безопасность, электробезопасность, охрана труда. Наличие образовательной среды, адекватной потребностям развития ребенка и сохранения его здоровья (необходимый набор помещений, эстетические условия, оформление кабинетов, наличие кабинета, оснащенного комплектом ученических парт, доской, наличие кабинета или зоны внутри кабинета для подвижных игр, наличие кабинета или зоны внутри кабинета для релаксирующих упражнений, наличие магнитофона или компьютера для прослушивания музыки). |
Информационные | Обеспечение специалистов доступом к информационно- методическим источникам по реализации программы, информирование о промежуточных результатах (данные мониторинга, анализ деятельности). Наличие методических пособий и рекомендаций, компьютерных пособий, мультимедийных, аудио, видеоматериалов. |
Управленческие | Наличие нормативно-правовой и регламентирующей документации образовательного учреждения. Внедрение, апробация новых технологий. Разработка и внедрение мониторинговой программы. |
Финансово- экономические | Формирование расходов на реализацию данной программы за счет бюджетных средств. |
Организационно- педагогические условия | Организация обучения педагогов проблеме внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода. Внедрение системы оценки достижений для участников развивающего процесса на основе компетентного подхода. Разработка методических материалов (диагностический инструментарий, критериальная база, методические рекомендации к коррекционно-развивающим технологиям, формирующих компетенции). |
Требования к специалисту, реализующему программу
Из перечисленных условий следует рассмотреть более подробно педагогические условия, которые в большей степени зависят от педагога-психолога, который реализует программу. Под педагогическими условиями понимается готовность специалиста к реализации коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы, мотивации к осуществлению данной деятельности, его позиция в отборе и содержании методик, педагогических технологий, диагностики и результативности коррекционно-развивающего процесса.
Критерии | Показатели |
Способность диагностировать активность в предметной и социальной деятельности в процессе реализации программы. | умение осуществлять психолого-педагогическую и дефектологическую диагностику развития практических умений ребенка, оценивать его индивидуальный опыт освоения развивающей программы; выделять его достижения, неудачи, акцентируя внимание на достижениях. |
Способность организовывать индивидуальную, групповую работу с использованием адекватных инструментальных и методических средств сообразно возрасту. | производить отбор приемов и средств для формирования познавательной компетентности детей; организовывать безопасное взаимодействие (соблюдение гигиенических требований, санитарных норм и правил); отбирать содержимое развивающего материала на основе игровых технологий и развивающих заданий. |
Способность организовывать эффективное взаимодействие с другими специалистами и родителями. | использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с психолого-педагогической ситуацией; использовать различные формы и технологии взаимодействия со специалистами в соответствии с психолого-педагогической ситуацией. |
Способность осуществлять профессиональное самообразование. | умение извлекать и анализировать профессиональную информацию. |
- Содержание программы
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |||
Теория | практика | ||||||
1. | Тайны собственного Я | 4 | 1 | 3 | Диагностика, рефлексия | ||
2. | На пути к цели | 8 | 2 | 6 | Анкеты обратной связи, рефлексия, защита мини- проекта | ||
3. | Репетиция успеха | 2 | 1 | 1 | Анкеты обратной связи, рефлексия, защита мини- проекта | ||
Итого: | 14 | 4 | 10 |
Этапы реализации программы
- Подготовительный этап. Включает в себя встречу с учащимися, на которой ведущий анонсирует программу. На этом же этапе происходит формирование учебных групп, решаются организационные вопросы.
- Основной этап. Предполагает реализацию программы развивающей программы «Профессиональное ориентирование». Занятия включают в себя теоретическую информацию, заполнение учащимися рабочих листов по заданной теме, практическую отработку навыков в играх и упражнениях, самостоятельную информационно-поисковую деятельность подростков и выполнение мини-проектов.
- Заключительный этап. На данном этапе проводится оценка эффективности программы на основе разработанных критериев, также оговаривается возможность продолжения работы с участниками - индивидуальные и групповые консультации.
Образовательный процесс проходит в виде групповых занятий и заданий, самостоятельно выполняемых участниками программы. Отличительными особенностями данной программы являются интерактивный характер занятий с отработкой практических навыков на практике; модификация полученной информации с учетом личностных особенностей обучающихся; интеграция полученного участниками опыта и знаний в жизнь путем выполнения самостоятельных заданий.
Ведущий заранее извещает участников о режиме занятий, стараясь обеспечить условия для комфортного пребывания участников и посещения ими всех занятий курса. Реализация программы предусматривает регулярные занятия по учебному плану, что позволяет поддерживать мотивацию участников и интерес на протяжении всего курса, способствует достижению заявленных задач. Ведущему программы желательно придерживаться учебно-тематического плана, так как все предлагаемые темы и упражнения взаимосвязаны и являются продолжением изученного материала. На усмотрение ведущего возможна замена некоторых упражнений на равнозначные, а также проведение дополнительных дискуссий и бесед на темы, особо интересующие участников. Для этого ведущему необходимо хорошо разбираться в механизмах, обеспечивающих результативность программы (владение методами и техниками, заявленными в программе), обладать знаниями возрастных особенностей участников и иметь опыт проведения групповых занятий.
Программа включает в себя три тематических раздела «Тайны собственного Я», «На пути к цели», «Репетиция успеха».
Раздел «Тайны собственного Я» включает игры, упражнения и задания, направленные на осознание особенностей самовосприятия, активизация процесса самопознания, узнавание своих способностей и возможностей.
Раздел «На пути к цели» предназначен для осознания особенностей восприятия себя другими, осознание возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям, формирование навыков, способствующих успешной личностной и профессиональной социализации.
Раздел «Репетиция успеха» направлен на приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей и личностных качеств; формирование позитивного образа мира и целостного видения будущего.
Каждое занятие включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный, деятельностный. Такое сочетание позволяет: создать благоприятную атмосферу на занятиях; обеспечить мотивированность участников; усвоение теоретических знаний и практических навыков и способов конструктивного взаимодействия, получить поддержку и обратную связь от ведущего и других участников группы.
- Тематическое планирование
По психолого-педагогической программе «Профессиональное ориентирование»
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Форма контроля | |
1-2 | Тайны собственного Я | 2 | Диагностика, рефлексия | |
3 | Что я думаю о себе | 1 | Рефлексия | |
4 | Формула здорового характера | 1 | Обратная связь | |
5 | На пути к цели | 1 | Анкеты обратной связи | |
6-7 | Дороги, которые мы выбираем | 2 | Рефлексия | |
8-9 | Портрет профессионала | 2 | Обратная связь | |
10 | По одежке встречают | 1 | Рефлексия | |
11 | Здесь и сейчас | 1 | Обратная связь | |
12 | Репетиция успеха | 1 | Обратная связь | |
13 | Видение будущей карьеры | 1 | Рефлексия | |
14 | Карьерная карта | 1 | Защита мини-проекта | |
Итого: | 14 |
Формы аттестации и оценочные материалы
При разработке процедуры первичного и динамического психолого-педагогического обследования участников программы используются:
- ДДО, Холланд
- Диагностика тревожности, активности и амбивалентности
Принципы реализации программы
- основу программы «Профессиональное ориентирование» заложены современные научные представления о процессе выбора профессии, а также методические принципы, способствующие достижению поставленной цели.
- «Принцип безоценочности и принятия» устанавливается в группе на этапе принятия правил и является средством создания безопасной комфортной образовательной среды, а также позволяет увидеть ситуацию во всей ее сложности и многогранности.
- «Принцип распределения ответственности» позволяет участнику быть полноправным субъектом отношений, формироваться как личность, моделирующая свое дальнейшее развитие с опорой на межличностное взаимодействие с педагогом-психологом.
- Принцип «обучения через опыт» дает возможность участникам действовать самостоятельно и получать практический опыт, соотносить получаемую информацию с собственным жизненным опытом, своими ценностями, мечтами и идеалами, переосмыслить, делать собственные выводы и формировать новые модели поведения.
- «Принцип диалогического общения» исходит из признания и уважения права участника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную, способствует выработке собственной системы ценностей.
- «Принцип адресности» позволяет учесть возрастные и социальные характеристики обучающихся для достижения оптимального результата от освоения программы.
- «Принцип деятельной позиции» предполагает активное использование участниками полученной информации в практике собственной жизнедеятельности с последующей рефлексией получаемого опыта.
VI.Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы
Гарантии прав участников программы:
согласие родителей (законных представителей) на участие их детей в программе;
соблюдение Конвенции о правах ребенка;
соблюдение законов РФ;
педагог-психолог, реализующий программу несет ответственность за психологическую атмосферу, приемы и техники, используемые на занятиях, соблюдение этического кодекса и прав всех участников программы.
Ответственность | ||
Администрация ОУ | Соблюдение основных нормативных документов регламентации образовательного процесса в ОУ. | |
Педагогический коллектив | Реализация субъективного взаимодействия в психолого- педагогическом, коррекционном, развивающем, образовательно-воспитательном процессе. Такое взаимодействие направлено на формирование благоприятного психологического климата в группах. | |
Родители детей | Соблюдение полученных рекомендаций в рамках индивидуального коррекционного, развивающего и образовательно-воспитательного маршрута. | |
Основные права | ||
Администрация ОУ | Получать информацию по проведению занятий. Знакомиться с документацией открытого доступа, отчетностью и эффективностью реализации программы. | |
Педагогический коллектив | Повышать квалификацию в сфере работы с подростками по профориентации. Реализовывать психологически безопасные способы взаимодействия с детьми. | |
Родители детей | Получать квалифицированное психологическое консультирование по проблемам их детей, связанных с компетенцией специалиста (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, нейропсихолога), реализующего данную программу. | |
Обязанность | ||
Администрация ОУ | Организовывать необходимые условия для проведения занятий с детьми, нуждающимися в прохождении психолого-педагогической программы. | |
Педагогический коллектив | Оперативно информировать специалиста, реализующего программу об изменениях психического состояния детей, участвующих в реализации данной программы. Формировать психологически комфортный и позитивный климат в процессе психолого-педагогической развивающей деятельность | |
Родители детей | Информировать педагога-психолога (специалиста, реализующего программу), педагогов об изменениях психического (психологического) состояния детей, участвующих в реализации данной программы. |
Планируемые результаты реализации программы
Промежуточные:
- заинтересованность учащихся в общении со специалистом;
- активизация процесса самопознания;
- повышение познавательной активности к выбору в профессиональной сфере;
- умение анализировать личные трудности и препятствия на пути к цели;
- умение презентовать себя.
Итоговые:
- снижение напряженности, связанной с ситуацией неопределенности;
- формирование положительного «Образа будущего» и «Образа Я»;
- умение переносить полученные знания в жизнь;
- способность самостоятельно и осознанно выстраивать жизненный маршрут с учетом своих способностей и возможностей;
- умение не только планировать, но и осуществлять конкретные шаги к заданной цели.
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы
Контроль над реализацией программы осуществляют директор образовательного учреждения и заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Психолого-педагогическая программа принимается решением Методического совета МАОУ СОШ №32 г. Томска и утверждается директором образовательного учреждения.
Возможные риски
В условиях пандемии возможен риск переноса занятий с очной формы в форму электронного взаимодействия или переход на дистанционную форму обучения.
Критерии ограничения и противопоказания для участия в программе
Критерии ограничения участия в занятиях:
- личный отказ (нежелание) ребёнка идти на занятие;
- отказ родителей или лиц их заменяющих от посещения ребенком занятий;
- нарушения сенсорных функций (зрения, слуха).
- отклонения в психическом развитии, не позволяющие стать полноценными участниками программы;
- острые психоэмоциональные переживания;
Х. Критерии оценки достижения планируемых результатов
Система контроля разработана на основании работ и статей Резапкиной Г.В. и Пряжникова Н.С., предполагает отслеживание количественных и качественных показателей результативности в течение и по окончанию реализации программы.
Количественные:
- повышение на 20 % доли учащихся, имеющих адекватные профессиональные установки (независимость, рационализм, реализм, решительность и уверенность в профессиональном выборе) по результатам диагностики.
Качественные:
- положительные отзывы от участников программы (анализ анкет обратной связи и рефлексивных высказываний участников);
- стремление использовать или уже использование полученных знаний и умений в жизни (выполнение участниками практико-ориентированных заданий по тематике программы);
- готовность работать в режиме взаимодействия (сотрудничества с педагогом-психологом);
- наличие в работах участников характеристик, присущих личному профессиональному плану (осознанность, обоснованность, реалистичность, гибкость, согласованность, перспективность).
Психопрофилактические возможности работы с родителями
Взаимодействие с родителями играет важную роль, поскольку семья оказывает на формирование личности основополагающее влияние. Работая над развитием личностных качеств, навыков, невозможно не работать с семьёй. Именно от родителей подросток должен в первую очередь получать поддержку, помощь, понимание и одобрение в работе над собой; личностному росту должна содействовать не только работа на занятиях, но и семейная атмосфера. Без плодотворного сотрудничества с родителями этого трудно достичь.
Первые шаги к такому сотрудничеству можно сделать на установочном родительском собрании, групповых консультациях для родителей. В дальнейшем можно предложить родителям индивидуальные консультации по волнующим их вопросам, либо по результатам диагностики, приводящийся в рамках занятий. Главной целью такой работы является повышение психолого-педагогической грамотности родителей, содействие оптимизации детско-родительских отношений в семьях обучающихся.
- Список литературы
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 349с
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с- (Педагогика. Психология. Управление).
- Пряжников Н. С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики: Учеб.-метод. Пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов. – М., 1991
- Резапкина Г.В. Методический кабинет профориентации, Интернет-ресурс http://metodkabi.net.ru/
- Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. — СПб.: Питер, 2009. — 160 с: ил. — (Серия «Практическая психология»).
- Фопель К На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Книга 1: Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг, М.: Генезис , 2008. - Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Книга 4. Планирование жизни. Решение проблем. Сотрудничество, М.: Генезис , 2008. - 179 с.
Для участников (в качестве рекомендуемой литературы):
- Резапкина Г.В. Беседы о самоопределении. Книга для чтения учащихся 8 — 9 классов : учеб. пособие / Г.В.Резапкина. — М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2012. — 112 с. — (Серия «Профессиональная ориентация»).
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. —464 с: 208 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения воспитанников
В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим модель индивидуального образовательно-профессионального маршрута личности выпускника профильного класса. Сначала раскроем этапы де...
Психолого-педагогическое сопровождение программы внеурочной деятельности
Психолого-педагогическое сопровождение программы...
Создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения выпускников в условиях агрошколы
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, ...
Психолого-педагогическая (просветительская) программа "Зеркало"
Лекционно-практическая программа, направленная на формирование позитивного физического образа "Я" у девочек подросткового возраста....
Семинар-тренинг по формированию психолого-педагогической компетенции в профессиональной деятельности молодых педагогов на тему: «Точки силы, точки роста»
В конспекте тренинга описаны практические упражнения, направленные на формирование психолого-педагогической компетенции педагогов. Данный тренинг был представлен на семинаре-тренинге для молодых педаг...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)
В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...
Программа занятий для учащихся 5-х классов «Умники и умницы» в рамках психолого-педагогического сопровождения программы «Одаренные дети»
Программа из 10 занятий, направленных на развитвие познавательных психических процессов, мотивационной и коммуникативной сфер для учащихся 5-х классов...