«Осторожно! Манипуляция!»
план-конспект занятия по психологии (6, 7, 8 класс)

Ковченова Мария Николаевна

Все мы каждый день сталкиваемся с психологическими манипуляциями. Они видны на каждом рекламном баннере, слышны из всех каналов СМИ, заметны в большинстве частных разговоров. Кто-то мечтает научиться искусству виртуозного манипулирования людьми, другие наоборот хотят перестать быть жертвами чужих уловок. А иногда мы и не замечаем, как сами вместо прямых предъявлений используем манипулятивный тон, определенную интонацию, улыбаемся в нужный момент, или строим обиженное лицо, стараясь подтолкнуть собеседника к нужной нам реакции. Тема манипуляций такая же глубокая и обширная, как и вопрос человеческих взаимоотношений в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostorozhnomanipulyatsiya.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города  Прокопьевска

Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей (законных представителей) «Детский дом № 6 «Огонёк»

 (МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ОСТОРОЖНО, МАНИПУЛЯЦИЯ!»

(занятие с элементами тренинга для воспитанников 6-8 классов)

                                                                                         Составитель:

                                                                                               М.Н. Ковченова

Прокопьевск 2020

Пояснительная записка

Все мы каждый день сталкиваемся с психологическими манипуляциями. Они видны на каждом рекламном баннере, слышны из всех каналов СМИ, заметны в большинстве частных разговоров. Кто-то мечтает научиться искусству виртуозного манипулирования людьми, другие наоборот хотят перестать быть жертвами чужих уловок. А иногда мы и не замечаем, как сами вместо прямых предъявлений используем манипулятивный тон, определенную интонацию, улыбаемся в нужный момент, или строим обиженное лицо, стараясь подтолкнуть собеседника к нужной нам реакции. Тема манипуляций такая же глубокая и обширная, как и вопрос человеческих взаимоотношений в целом. 

Цели:

-  формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами;

- отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.

Задачи:

- формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка;

- развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением;

- воспитывать умение самостоятельно принимать решение.

 

Ход занятия

I.Вводная часть

Психолог играет куклой марионеткой под песню «Марионетки» Андрея Макаревича.

- Добрый день ребята!  До начала занятия осталось совсем мало времени, и я хотела обратиться к вам за помощью. Вы мне поможете?

Упражнение 1. Обмен колонки.

Психологический смысл упражнения. Показать способы психологического манипулирования.

- Дело в том, что моей дочери на день рождения подарили две мультимедийные колонки в виде Миньона.

         Колонка стала для моей дочери не только яркой игрушкой, но и полезным спутником в дороге.

Аккумулятор на 600миллиампер. Заряжается через Micro USB, после чего портативная колонка работает автономно. Разъем jack 5мм для подключения телефона и последующего проигрывания музыки с него. Слот TF – для карт памяти объемом до 32Гб. На нее может поместиться огромное количество mp3 песен. Если подключить колонку к зарядке, можно будет слушать музыку несколько дней подряд. Разъем для USB – флешки. Возможно, этот вариант вам покажется удобнее. Запишите на нее свою любимую музыку и подсоедините к колонке. Воспроизведение начнется автоматически. Радио, если ничего из вышеперечисленного нет под рукой, вы все – равно не останетесь без приятной музыки. Просто зарядите ее, воткните флешку, или включите радио и наслаждайтесь музыкой.

- У многих детей я уже видела такие колонки. Кто хочет такую колонку и флешку на 32 Гб?

- Вы же понимаете, просто отдать я ее не могу. Предлагаю обмен на ноутбук, планшет или деньги.

-Хорошо, тогда на телефон

- Как вы думаете, сколько она стоит?

-Ты мне друг? (обращение к воспитаннику)

- Ты согласен мне помочь?

-Тогда, помоги мне, пожалуйста!

-Ну, ты же сам сказал, что друг! А друзья всегда помогают.

- А на что, предложите вы поменять.

- Времени мало, решайся сейчас начнется занятие!

- Такие колонки есть только в интернет - магазинах, ожидать не всегда хочется.

При отказе детей от обмена:

1. Рассказать негативную информацию из социальных сетей.

2. Насторожить тем, что расскажите всем об известных вам проблемах в школе или в компании (воспитанников, отказавшихся от обмена).

После того как произошёл обмен, показать, что колонка нерабочая, вернуть её обратно в магазин нет возможности, так как с момента покупки прошло более двух недель.

- Подумайте, какие чувства у вас вызывают подобные ситуации?

Диалог с обманутым.

(Обманутый, как правило: испытывает жалость к себе; «Я не виноват», «Это все они…»; свойственно чувство беспомощности, не видит собственных возможностей в разрешении этой сложной ситуации; стремится переложить ответственность за происходящее на другого).

- Какие чувства у вас вызывают подобные ситуации?

- То есть, эти чувства неоднозначны: сначала – интерес, потом – желание воспользоваться предоставляемой льготой, а затем – недоумение, разочарование и возможно – протест. С чем связана такая перемена чувств?

- Да, нам действительно не нравится, когда нами начинают манипулировать, влиять на наше мнение и действия.

- И так, вы наверно догадались, тема нашего занятия «Осторожно, манипуляция!».

II.Основная часть

Манипуляция – это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия. Немаловажный фактор манипулирования – добиться того, чтобы человек сам захотел это сделать.

Человек, которым манипулируют, часто чувствует «навязанность», неестественность совершаемых им действий или произносимых слов: делаешь и говоришь совсем не то, что собирался делать и говорить, но не говорить и не делать тоже не можешь. Например:

- выдаешь информацию, хотя собирался «держать язык за зубами»;

- ставишь подпись под документом, хотя не уверен, что это надо делать;

- принимаешь гостей, хотя твои планы были совсем другими;

- оказываешь услугу человеку, которого терпеть не можешь и с которым не собирался иметь больше никаких дел;

- отказываешься от чего-либо, от чего совсем не собирался отказываться и т. п.

- Сегодня мы будем учиться противостоять чужому давлению, выражая отказ оптимальными способами, отрабатывать навыки уверенного поведения, отстаивать свои позиции. В общем, учиться противостоять манипуляциям.

- Для начала определим этапы манипуляции.

Сбор информации о жертве (проводится с целью получения сведений, которые позволят скрыто управлять объектом)  Выявление целей мишеней (мишени это те особенности личности, ее потребности и желания, на которые воздействует манипулятор, чтобы подтолкнуть объект к принятию нужного решения)  Вовлечение (привлечь внимание объекта к выгодной для него стороне дела и тем самым отвлечь его от истинной цели манипулятора, что обеспечивает – непонимание адресатом того, что им управляют)  Принуждение жертвы к действию (психологические уловки и риторические приемы)  Выигрыш манипулятора (достижение цели).

- Ну вот, теперь у вас есть представление, что такое манипуляции. А как же защититься от манипуляции?

- Если речь идет об использовании манипуляций в рекламе или торговле – проще всего просто отключить этот источник информации (выйти из магазина со слишком навязчивыми продавцами, переключить телевизор на другую программу на время рекламной паузы, пролистнуть, не читая, соответствующие страницы газеты, нажать на крестик всплывающего окна на вашей странице в интернете и т. д.).

Важно, чтобы мы знали самих себя: то есть, свои слабые стороны, которые могут вызвать у манипуляторов желание их использовать. Нужно помнить: если ты не научишься управлять собой, тобой будут управлять другие.

Второй  способ распознавания манипуляции является анализ собственных эмоций, которые возникают в процессе общения. Важно помнить: именно к нашим чувствам, а не к разуму обращены слова и действия манипуляторов, потому что там, где начинают говорить чувства – разум отключается и перестает контролировать наши поступки и действия.

Помимо анализа эмоций, необходимо следить за изменением ситуации. Если вы оказываетесь в ситуации, которая вам не выгодна, по крайней мере, на данный момент – это также может быть признаком манипуляции.

Упражнение 2. Манипуляционная разминка

         Психологический смысл упражнения. Вызвать у другого человека определенную эмоцию, причем незаметно для него самого. Развить способность улавливать изменения в собственном настроении, эмоциональном состоянии - важный этап в противостоянии манипуляции.

Инструкция: Участники объединяются педагогом-психологом в подгруппы по 3-5 человек.  Каждая команда должна будет выбрать себе целевую персону из другой команды.

- Ваша задача – вызвать у целевой персоны определенные эмоции (какие будет указано в задании). Каждая из команд получит свое задание. Например, «Вызвать скуку». Это означает, что тот, кого ваша команда назначит Манипулятором, должен будет так вести разговор с целевой персоной, чтобы ей стало скучно. Известно, что под влиянием скуки люди часто совершают поступки, которых в другом случае они не совершили бы. Манипулятору бывает важно привести человека в состояние скуки или какое-то иное... Сейчас вы узнаете, в какое состояние вы должны будете ввести свою целевую персону. Есть ли какие-либо вопросы?

Вариант 1.   Вызвать жалость.

Вариант 2.   Вызвать любопытство, желание расспрашивать.        

Вариант 3.   Вызвать реакцию самодовольства у целевой персоны.

         Например:  Вызвать у целевой персоны ощущение, что с ней поступили несправедливо.

Сообщаю членам команды, что все они прекрасно поработали, после чего вручаю каждому из них сладкие призы, кроме одного – целевой персоны. Ему лишь пожимаю руку. И задаю вопрос: «Какие у тебя возникли чувства?».

- Давайте познакомимся с универсальным способом противостояния манипуляциям, который называется «Заезженная пластинка».

Упражнение 3. «Заезженная пластинка» 

Психологический смысл упражнения. Упражнение направлено на отработку техники уверенного отстаивания своих интересов и требований – так называемой «заезженной пластинкой». Суть этого метода заключается в повторении своих слов, как на заигранной пластинке, однако при этом следует соблюдать определенную последовательность.

- Итак, к вам обращаются с просьбой, выполнение которой вам нежелательно:

         1) если вы не уверены, что поняли собеседника, расспросите его о деталях. Уточните, правильно ли вы его поняли, повторив за ним его слова.

 2) поняв суть просьбы, согласитесь с правом собеседника иметь собственное мнение;

3) сообщите собеседнику, что вы не хотите делать то, о чем вас просят. Если собеседник продолжает настаивать, «включайте пластинку» и, соглашаясь с правом собеседника иметь свое мнение, отказывайтесь выполнять его просьбу.

Просмотр отрывка из х/ф «Бычье сердце»

 - Высказывания строятся по схеме (нарисовать схему):

         «Я понимаю, что… (пересказ своими словами возражения собеседника), но мне нужно… (повторение своего требования).

Упражнение выполняется в четверках, при этом два человека предъявляют претензии или отказываются выполнить требование, а еще два отстаивают свои интересы с помощью указанной техники (2–3 минуты). Остальные участники в это время находятся в роли наблюдателей и потом делятся своими соображениями о том, насколько эффективно была применена техника, и какую пользу она могла бы принести, будь это не игра, а реальная жизненная ситуация.

Вот примеры ситуаций для разыгрывания:

1. Вы хотите вернуть в магазин деньги за купленный товар, оказавшийся некачественным.

2. Знакомый уговаривает вас принять участие в сетевом маркетинге: купить у него некий товар, стать его распространителем и продавать такой же товар дальше. Вы хотите вежливо отказаться и убедить его больше не обращаться к вам с подобным предложением.

- Что служит условием эффективности этой техники? (Обсуждение.  Сохранение собственного спокойствия, принципиальная выполнимость и обоснованность предъявляемых требований и т. д.)

Упражнение 4.  «Просто скажи «нет»

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, что мы можем отказаться от выполнения просьбы без оправданий и объяснений каких - либо причин, тренировка соответствующего навыка.

Описание упражнения. Участники делятся по парам. Один обращается с какой - либо просьбой, а другой  ему отказывает. При этом он не должен начинать оправдываться, извиняться, объяснять причины своего отказа, неуместность просьбы или невозможность ее выполнения. Следует отказаться, сказав просто: «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду это делать» – или употребив другие подобные фразы.

(Поездка на дачу, алкоголь, курение и т. д.)

-Что было сложнее – обращаться с просьбами и получать отказ на них, или самому отказывать, с чем это связано? (Обсуждение).

Просьба – это когда человек обращается к нам за чем-то, принадлежащим нам. И если согласие не соответствует нашим интересам, сказать «нет» мы имеем полное право.

Говоря «нет», мы защищаем свои интересы и свои границы. Если мы скажем «да», когда это против наших интересов, мы нанесем ущерб себе. Одновременно мы опасаемся ухудшения отношений с этим человеком – и это важно. Мы понимаем, что если откажем, «он обидится», «разозлится на меня», «будут отношения хуже», «будет вредить», «потом не даст что-то».

Мы предугадываем возможные последствия того «удара», который наносим своим отказом.

Поэтому, когда мы хотим научиться правильно и вовремя говорить «нет», перед нами встает несколько проблем одновременно – как минимизировать силу удара по самооценке другого человека, как уменьшить свой дискомфорт в ситуации отказа, как предотвратить возможные негативные последствия этой ситуации в будущем.

III. Заключительная часть

- в заключении я хотела поблагодарить всех участников нашего занятия и пожелать вам как можно реже попадать в ситуации, о которых сегодня шла речь и всегда выходить из них достойным образом.

А для того, чтобы закрепить то чему мы научились сегодня, предлагаю вам выполнить домашнее задание к следующей нашей встрече.

Задание 1

Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда вы после совершения определенного поступка осознали, что кто-то манипулировал вами: объявил вам одну цель, в то время как преследовал другую. Как вы догадались об этом? Почему ваш партнер так поступил?

Задание 2

Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда вы сознательно пошли на то, чтобы ввести вашего партнера в заблуждение: объявили ему одну цель, в то время как преследовали другую. Почему вы это сделали?

Звучит песня Н. Королевой «По ниточке…»

Список Интернет источников

  1. https://xn----etbocfiubcadtf1df5c.xn--p1ai/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D1%8F%D0%BC/
  2. https://trepsy.net/world/?stat=850
  3. https://psychologies.today/texnika-zaezzhennoj-plastinki-ili-protivostoyanie-manipulyaciyam/
  4. https://psihdocs.ru/rabochaya-programma-dlya-studentov-napravleniya-030300-62-psih-v10.html?page=6#%D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%C2%AB%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE_%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B8_
  5. https://starkov.su/chto-takoe-manipulyatsiya-chelovekom/
  6. https://www.b17.ru/article/24195/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры манипуляции и способы противостояния манипуляциям

В статье приводятся примеры манипуляции и способы противостояния манипуляциям...

«За» и «Против» нанотехнологии как качественному переходу от манипуляции веществом к манипуляции отдельными атомами»

В последние десятилетия существенное внимание уделяется новому направлению в естественных и технических науках – нанонауке и нанотехнологии. Согласно определению Национальной нанотехнологической...