Примеры манипуляции и способы противостояния манипуляциям
консультация по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Жаровская Валерия Олеговна

В статье приводятся примеры манипуляции и способы противостояния манипуляциям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примеры манипуляции и способы противостояния манипуляциям

Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие, при котором жертва манипуляции вопреки собственной воле совершает действия, нужные манипулятору. Любой манипуляции, таким образом, свойственны принуждение и скрытый характер истинной цели.

У каждой манипуляции есть свои «миф» и «сценарий». Внешняя сторона воздействия, то, как его суть воспринимается, – это «миф», а ведет себя жертва по заложенному манипулятором «сценарию”. «Сценарная линия» предполагает наиболее естественную, прогнозируемую человеческую реакцию: когда вам чем-то угрожают, вы обычно испытываете страх, когда осыпают комплиментами, вы таете от удовольствия, когда задевают самолюбие, вы защищаетесь.

        «Права и свободы, потребности и желания, требования и отказы окружающих для (манипуляторов), мягко говоря, малозначительны и второстепенны. Они считают людей пешками в своей игре на пути к желаемому».

Манипулятор бьет прицельно. «Мишенью» выступают желания, устремления и потребности жертвы (желание быть успешным, потребность в уважении), ее слабости (тщеславие, слабоволие), эмоции (чувства вины, страха, зависти, жалости, неловкости). Манипулятор искусно играет на бытующих в обществе стереотипах и установках («нужно быть сведущим во всех областях», «нельзя менять свое мнение – прослывешь непоследовательным»).

        «Мы все являемся жертвами манипуляторов. Навязывающая товары и услуги реклама, пропаганда госканалов, личностные атаки в социальных сетях, деструктивные переговоры, давящие на жалость коллеги или агрессивный начальник».

Стремление к манипулированию рождается из желания обрести власть и контроль над другими людьми. Способ взаимодействия с людьми посредством манипуляции либо приходит из детства как усвоенная модель поведения, либо основывается на знании человеческой психологии. В последнем случае манипулятор может действовать как сознательно, так и неосознанно, не догадываясь о вреде своего воздействия.

Виды манипуляций.

В зависимости от цели можно говорить о трех видах манипуляции.

  1. «Прагматическая». В этом случае воздействие имеет конкретную внешнюю цель, например, получить подарок, заключить контракт, взять в долг денег, заставить нас отказаться от своего мнения. Для противодействия манипуляции необходимо разобраться в сценарном замысле манипулятора и понять, чего он хочет добиться.
  2. «Гедонистическая». Цель «гедонистического манипулятора» – самоутверждение, переживание чувства превосходства. Он получает удовольствие от самого процесса манипулирования. Эмоциональная реакция жертвы – будь то испуг, подавленность, слезы или чувство неловкости – возвышает манипулятора в собственных глазах. Ему отлично известны все слабые места – «мишени», он постоянно оттачивает свое мастерство, унижая и выводя из себя жертву в стремлении подтвердить свою значимость. К сожалению, такой вид манипуляции чаще всего встречается в общении между близкими друзьями и родственниками. Поэтому основную рекомендацию – держаться подальше от таких людей – выполнить не всегда просто.
  3. «Встречная». Такая манипуляция имеет своей целью защиту от агрессии собеседника. Иногда это единственный способ остановить деструктивное поведение оппонента, и в таких случаях она может быть оправдана.

    «Из всех видов деструктивного, варварского, нелояльного воздействия манипуляция – самый опасный вид, именно потому, что внешне она может производить впечатление вполне корректного и цивилизованного общения».

Типы манипуляторов.

Нарисовать универсальный портрет манипулятора, увы, невозможно. По стилю воздействия манипуляторов можно разделить на четыре типа, каждый из которых нажимает на определенные «болевые точки» жертвы.

  1. «Деспот». Использует в качестве мишени чувство страха, проявляя по отношению к жертве агрессию и подавляя ее. Его стратегия – демонстрация силы. Такой манипулятор «любит контроль, унижает и провоцирует».
  2. «Жертва обстоятельств». Постоянно апеллирует к жалости и чувству справедливости. Изображает себя мучеником: все-то его подставляют и используют. Пассивен, «косит под дурачка», избегает ответственности, предпочитает, чтобы его работу выполняли другие.
  3. «Обвинитель». Играет на чувстве вины и самолюбии. Во всех своих неудачах упрекает окружающих. Активен и агрессивен, обидчив и злопамятен. Считает себя специалистом в любом предмете и подает себя как такового. Оценивает и критикует всех.
  4. «Свой парень». Умеет расположить к себе и вызвать доверие. Улыбчив и обаятелен. Его излюбленная «мишень» – безотказность. Он хорошо знает, как нелегко сказать «нет», и этим пользуется. Со временем лишает свою жертву свободы, окружив обязательствами.

Между стилем манипулятивного воздействия и, скажем, возрастом или полом нет никакой связи. Порой один человек блестяще комбинирует различные тактики. Общее у всех манипуляторов одно: их поведение деструктивно.

       «Манипуляторы отличаются глубоким дефицитом совести».

Принципы противодействия манипуляциям

Поскольку всякая манипуляция носит скрытый характер, имеет свою цель и сценарий, противодействовать этому вредному психологическому воздействию можно тремя способами, в основе которых лежат «рационализирование и непредсказуемость»:

Вскрыть манипуляцию. Как только вы даете понять собеседнику, что видите его попытку манипулировать вами, его действия нейтрализуются, ибо «тайное стало явным».

Вскрыть цель. Заданный прямо вопрос: «Чего вы хотите этим добиться?» или «Зачем вы мне это говорите?» – может помочь вам перевести разговор в конструктивное русло.

Сломать сценарий. Манипулятор ожидает от вас определенного поведения, поэтому как только вы отреагируете непредсказуемым для него образом, манипуляция будет остановлена. Подумайте, какой реакции от вас ждут, и поступите иначе.

«Когда ты непредсказуем, ты неуязвим» (Карлос Кастанеда).

Манипуляторы нередко прибегают к жесткому эмоциональному воздействию на оппонента, стремясь вывести его из равновесия. Цель манипулятора в этом случае – избежать конструктивного диалога. Обычно на агрессию реагируют либо пассивно – замыкаясь в себе, обижаясь, плача, либо активно – отвечая в тон и обостряя конфликт. Манипулятора-агрессора устраивают оба варианта.

    «Сложные термины, англоязычные слова, непонятные аббревиатуры, научные обороты, факты, которые сложно проверить здесь и сейчас, – вот что используется… когда играют на незнании и чувстве ложного стыда».

Единственным эффективным способом противодействия будет рационализирование. Так, в ответ на замечание: «Вы сначала в Excel научитесь работать, а потом уж занимайтесь бюджетом отдела!» – нужно спокойно уточнить, будет ли безоговорочно принят ваш бюджет, если вы представите его в Excel. Манипулятор может выставлять напоказ не вашу некомпетентность, а ваше «неадекватное» поведение или внешность. Так, он может, например, спросить, почему у вас дрожат руки (тактика, в особенности полюбившаяся представителям СМИ). Не нужно смущаться и уверять, что с вами все в порядке, – на это и расчет. Действуйте непредсказуемо. Подтвердите точность наблюдения и превратите его в свой козырь: скажите, что руки у вас дрожат оттого, что решается очень значимый для вас вопрос и исход дела вам небезразличен. Так вы сломаете сценарий и нейтрализуете манипуляцию. В подобных ситуациях работает формула «признание + выгодное объяснение». Спокойствие и взвешенность – вот лучшее оружие против манипулятора.

    «Невозможно быть хорошим для всех. Вежливым и корректным – да, легкоуязвимым и слабым – нет!»

Манипулятор, добивающийся, чтобы его просьбы были выполнены, играет на том, что вам будет неудобно отказать. Из боязни обидеть ближнего или желания ему угодить многие объекты манипуляции берут на себя лишние обязательства в ущерб собственным интересам. При робкой попытке объекта вежливо не согласиться манипуляторы обычно «нажимают» на чувство вины, долга, страха или обостренное чувство справедливости. Как быть? Сломайте сценарий: спокойно и уверенно скажите манипулятору «нет». Не оправдывайтесь – не демонстрируйте чувства вины. Предвидя манипулятивную просьбу, опередите ее, рассказав о своей чрезвычайной занятости. Если вам неловко отказать в услуге, честно спросите себя, хотите ли и можете ли вы ее оказать, какова будет цена вашего отказа или согласия. И не стоит бояться испортить отношения с тем, кто пользуется вашей слабостью. Помните: в отличие от манипулятивной, искренняя, честная просьба предполагает возможность отказа.

        «Ваш встречный абсурд должен быть гораздо абсурднее. Это тот случай, когда кашу маслом точно не испортишь».

Если с человеком, изображающим жертву обстоятельств, вас связывают личные и деловые отношения, а в делах он апеллирует к вам как к другу, воспользуйтесь «методом раздвоения». Скажите, что как друг вы ему очень сочувствуете, но как руководитель вынуждены вести себя жестко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как уберечь себя от манипуляций"

Классный час - беседа с  обучающимися 10 класса по курсу  Г.Селевко "Самосовершенствование личности".Как устоять перед соблазном?Как суметь сказать "Нет",не обидев человека?Как научиться отл...

реферат Манипуляции и их отражение

Реферат о манипулятивном воздействии на личность при руководстве коллективом, способах урегулирования и отражения манипулятивных действии руководства...

«За» и «Против» нанотехнологии как качественному переходу от манипуляции веществом к манипуляции отдельными атомами»

В последние десятилетия существенное внимание уделяется новому направлению в естественных и технических науках – нанонауке и нанотехнологии. Согласно определению Национальной нанотехнологической...