Статья МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ИЗУЧАТЬ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
статья по психологии

Усольцев Игорь Геннадьевич

Аннотация. В статье на основе анализа результатов анкетирования студентов специальности «Экономическая безопасность» Тюменского государственного университета предпринята попытка установить наличие у них внутренней мотивации изучения бухгалтерского учета, при этом сделан вывод о неоднозначности результатов опроса. При наличии понимания значимости изучения данной учебной дисциплины для профессионального становления, как показал опрос, лишь примерно половина из них осознает внутреннюю мотивацию к этому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Токмакова Елена Геннадьевна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, системного анализа и контроля Тюменского государственного университета, г. Тюмень, e.g.tokmakova@utmn.ru 

Усольцев Игорь Геннадьевич

преподаватель  ГАПОУ ТО " «Тюменский колледж производственных и социальных технологий», г. Тюмень, astrotwins62@mail.ru

 МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ИЗУЧАТЬ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Аннотация. В статье на основе анализа результатов анкетирования студентов специальности «Экономическая безопасность» Тюменского государственного университета предпринята попытка установить наличие у них внутренней мотивации изучения бухгалтерского учета, при этом сделан вывод о неоднозначности результатов опроса. При наличии понимания значимости изучения данной учебной дисциплины для профессионального становления, как показал опрос, лишь примерно половина из них осознает внутреннюю мотивацию к этому.

Ключевые слова: мотивация изучения, студенты, специальность «Экономическая безопасность», анкетирование по вопросам мотивации изучения.

Tokmakova Elena Gennadyevna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Security, System Analysis and Control, Tyumen State University, Tyumen, e.g. tokmakova@utmn.ru

Usoltsev Igor Gennadyevich

Lecturer, GAPOU TO "Tyumen College of Industrial and Social Technologies", Tyumen, astrotwins62@mail.ru

MOTIVATION OF STUDENTS OF THE SPECIALTY "ECONOMIC SECURITY" TO STUDY ACCOUNTING

Abstract. Based on the analysis of the results of a survey of students of the specialty "Economic security" of Tyumen state University, the article attempts to determine whether they have an internal motivation to study accounting, and concludes that the survey results are ambiguous. If there is an understanding of the importance of studying this discipline for professional development, as the survey showed, only about half of them are aware of the internal motivation for this

Keywords: motivation of study, students, specialty "Economic security", questionnaire on the motivation of study.

Рыночная экономика, характеризующаяся в условиях турбулентности ее существования и, как следствие, возникновением различных угроз стабильному социально - экономическому развитию регионов, хозяйствующих субъектов и личности, остро выявила необходимость в специалистах в области обеспечения экономической безопасности на всех уровнях (микро, мезо и макро), особенно в бизнесе. Для субъектов хозяйствования при управлении их деятельностью и развитием первостепенное значение в условиях рыночной экономики приобретает защита от экономических угроз.  Для их контроля и профессионального регулирование требуется специалист – универсал, владеющий экономическими знаниями, основами юриспруденции и правоохранительной деятельности. Именно для подготовки таких специалистов и разработали профессиональный стандарт и, соответственно, программу высшего образования «Экономическая безопасность».

Специальность «Экономическая безопасность» появилась в учебных программах российских вузов с 2013 года. В этом же году Тюменский государственный университет набрал первых студентов по этой специальности в составе 145 человек. Таким образом, каждый год начиная с 2013 года, уже 8 лет в Тюм ГУ подают свои документы абитуриенты, желающие получить образование по специальности «Экономическая безопасность». Поучив студенческий билет и начав обучение, к сожалению, не все студенты осознают насколько универсальными знаниями должен обладать специалист данного профиля, в том числе и иметь профессиональное понимание бухгалтерского учета как системы информационного обеспечения управления предприятием, позволяющего обеспечить прежде всего финансовую безопасность, как оду из важнейших составляющих экономической безопасности бизнеса.

Очень важно с первых занятий по изучению бухгалтерского учета мотивировать студентов на изучение данной учебной дисциплины. В нашем исследовании, результаты которого представлены в данной статье мы попытались выяснить насколько студенты специальности «Экономическая безопасность» мотивированы на изучение бухгалтерского учета и как они оценивают значимость понимания системы формирования информации в бухгалтерском учёте для своего профессионального становления и роста в будущем.

Данное исследование направлено не только на выяснение наличия мотивации изучения бухгалтерского учета у современных студентов, но и, на потенциальную возможность сформулировать рекомендации по усилению этой мотивации. Исследование базируется на проведении анкетирования обучающихся в настоящее время студентов специальности «Экономическая безопасность» второго курса, которые лишь начали изучать бухгалтерский учет при этом было опрошено 142 человека, что составило примерно 90 % от общей численности студентов на этом курсе (160 человек), а также студентов выпускного пятого курса – был опрошен 31 человек, это составило примерно треть от общего количества студентов пятого курса (99 человек). Опрос был добровольным и полученные результаты уже весьма красноречивы: на младшем курсе студенты охотнее откликнулись на задания, требующие потратить свое время на анкетирование.  

Для разработки вопросов анкеты авторы исходили из научного понимания термина мотивации (побуждение к действию) в современной педагогической науке, согласно концептуальному подходу которой, рассмотренному Мельниковым В.Е. в своей статье [1], выделяют   два вида мотивации: внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация характерна тем, что причины, ее вызывающие, находятся вне человека. Например, к внешним мотивам можно отнести указания, советы, подсказки или даже принуждения родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент.  В результате учебная деятельность осуществляется как вынужденное поведение и может вызвать внутреннее сопротивление личности. Внутренняя мотивации состоит в причинах к действию, которые находятся внутри человека и позволяют осуществлять саморазвитие в процессе обучения. Если мотивация достижения конкретного успеха содержится в желании самого человека к саморазвитию, то она никогда не потеряет своей актуальности, независимо от внешних факторов.

 Мотивация обучения — средство побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Таким образом при разработке вопросов мы исходили из желания понять насколько сильна в студентах внутренняя, а не внешняя мотивация в изучении бухгалтерского учета. Для нас было важно определить есть ли у студентов основанная на понимании необходимости изучения бухгалтерского учета осознанная потребность в этом.  При этом мы отталкивались от материала, представленного по данному вопросу в статье Чиркиной С.Е. о мотивах учебной деятельности современного студента [2], безусловно, рассматривая его через призму изучения конкретной учебной дисциплины – «Бухгалтерский учет» и конкретной специальности студентов - «Экономическая безопасность». В таблице 1 представлены вопросы, разработанной авторами анкеты и результаты анкетирования. В опросе, как было отмечено выше, приняли участие студенты 2-го курса - 142 человека, студенты 5-го курса - 31 человек.

Таблица 1

Результаты опроса студентов специальности «Экономическая безопасность» с целью выявления мотивации изучения бухгалтерского учета

Возможные ответы на вопрос анкеты

Результаты опроса студентов

Студенты 2-го курса, выбравшие данный ответ

Студенты 5-го курса, выбравшие данный ответ

Количество

Доля в процентах

Количество

Доля в процентах

Вопрос 1. Для специалиста в сфере экономической безопасности бизнеса знание бухгалтерского учета, по моему мнению, является:

а)  обязательным

127

89

29

94

б) не обязательным

7

5

1

3

в) затрудняюсь ответить

8

6

1

3

Вопрос 2. Изучение бухгалтерского учета позволит:

а) обеспечить успешную профессиональную деятельность

119

84

25

81

б) никак не повлияет на профессиональную деятельность

10

7

2

6

в) затрудняюсь ответить

13

9

4

13

Вопрос 3. Изучение бухгалтерского учета по программе обучения студентов специальности «Экономическая безопасность»:

а) даст возможность при необходимости профессионально выполнять функции бухгалтера

123

87

27

87

б) не даст такой возможности

5

3

1

3

в) затрудняюсь ответить

14

10

3

10

Вопрос 4. Я изучаю бухгалтерский учет так как:

а) это предусмотрено программой

66

47

11

36

б) считаю это важным для специалиста моего профиля

73

51

19

61

в) затрудняюсь ответить

3

2

1

3

Вопрос 5. Могу ли сформулировать для себя, что такое бухгалтерский учет и для чего он нужен в организации:

а) да

131

92

31

100

б) нет

11

8

-

-

Источник: составлено авторами по данным анкетирования.

Подавляющее большинство студентов как 2-го так и 5-го курса считают изучение бухгалтерского учета обязательным для специальности, по которой они обучаются, при этом на 5-м курсе доля таких студентов на 5% больше, чем на 2-м курсе. Также абсолютное большинство (порядка 80%) студентов отметило, что знание бухгалтерского учета, по их мнению, позволит им обеспечить успешную профессиональную деятельность.   При этом возникает определенное недоумение и озабоченность относительно результатов ответов на этот вопрос студентами 5-го курса: 13 % из их числа затрудняются в ответе, т. е. имеет место некая неуверенность, понадобятся ли им знания бухгалтерского учета для профессионального становления и роста. Скорее можно было ждать такого ответа от второкурсников, стоящих на пороге глубокого понимания профессиональной сути своей специальности, чего нельзя, по логике, сказать о пятикурсниках.

В числе предложенных вопросов, был вопрос, связанный с определением понимания студентами значимости изучения бухгалтерского учета с возможной перспективой использовать эти знания для профессиональной работы бухгалтером, что можно, по нашему мнению, определить, как дополнительную мотивацию к изучению данной учебной дисциплины.   В современных рыночных условиях далеко не все выпускники специальности «Экономическая безопасность» смогут трудоустроится непосредственно на должность, напрямую связанную с данной специальностью, наверняка многие будут работать в других экономических службах предприятий, в том числе и в бухгалтерии. В связи с этим и была поставлена задача определить есть ли такое понимание у студентов.  Интересен результат опроса по данному пункту анкеты. Он абсолютно совпал у студентов и 2-го и 5-го курсов, а именно 87 % и тех и других ответили положительно на поставленный вопрос, т.е. они предполагают, что знания бухгалтерского учета, получаемые при обучении по специальности «Экономическая безопасность» позволят при необходимости работать в бухгалтерии.

Для оценки понимания студентами значения бухгалтерского учета в хозяйственной деятельности предприятия им было продолжено осознать – могут ли они самому себе дать определение понятия «Бухгалтерский учет». Радует то, что 92% - на втором курсе и 100% - на пятом курсе ответили утвердительно.

Исходя из представленного выше анализа анкетирования интересен результат ответов на вопрос, который является ключевым в понимании наличия у студентов внутренней мотивации изучения бухгалтерского учета. Это вопрос, связанный с осознанием студентом того, почему он изучает бухгалтерский учет: или, исходя из того, что это предусмотрено программой (внешний мотив), или, так как, по его мнению, это важно для специалиста «Экономическая безопасность». По логике ответов на предыдущие вопросы результат должен был быть в районе 80 % в пользу второго ответа, но это не так, лишь порядка 50% студентов 2-го курса и 60% студентов 5-го курса выбрали ответ, что изучают бухгалтерский учет, так как считают это нужным, а не по тому, что это предложено программой обучения. Следовательно, в процессе обучения необходимо проводить работу, способствующую усилению у студентов внутренней мотивации изучения бухгалтерского учета.

По нашему мнению, одним из направлений такой работы является внедрение в учебный процесс изучения бухгалтерского учета студентами специальности «Экономическая безопасность» интерактивных методов обучения. Более подробно об этом авторы данной статьи писали ранее [3], также особенности преподавания бухгалтерского учета студентам специальности «Экономическая безопасность» изложены Зылевой Н.В. в разделе «О преподавании бухгалтерского учета студентам специальности «Экономическая безопасность» в коллективной монографии [4, с. 158].  Безусловно, через квесты, деловые игры, решение ситуационных заданий, в которых будут   поставлены конкретные задачи в области разработки мер по обеспечения экономической безопасности бизнеса можно показать значимость бухгалтерского учета как информационного обеспечения управления безопасностью бизнеса. При этом важно, что для разработки таких мер необходимо располагать информацией, формируемой в бухгалтерском учете. Считаем необходимым при разработке заданий для интерактивных методов обучения по экономической безопасности, одним из обязательных составляющих, включать задание по формированию в системе бухгалтерского учета данных, используемых при выполнении основного задания в форме разработки мер по усилению экономической безопасности по разным направлениям (финансовой, кадровой, информационной, силовой, технологической, экологической).  

Библиографический список

  1. Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема// Вестник новгородского государственного университета – 2016 - № 5 (96) – С.61-64.
  2. Чиркина С.Е.  Мотивы учебной деятельности современного студента//  Образование и саморазвитие-2013 - №4 (38)- С. 83-89. Режим доступа: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/32694/statya_VAK_Chirkina_S_E.pdf?sequence=1 p(дата обращения: 15.10.2020).
  3. Токмакова Е.Г., Усольцев И.Г. Элементы интерактивного обучения при изучении бухгалтерского учета студентами специальности «Экономическая безопасность» // Обеспечение безопасности бизнеса как фактор противодействия мошенничеству Материалы Международной научно-практической конференции. Тюмень: ИД Тюм ГУ,  2018.  С.244-249.
  4. Современные методы и модели бухгалтерского учета, экономического анализа, контроля и экономической статистики: коллективная монография / под ред. проф. Мизиковского И.Е., и др.– Нижний Новгород: ИД  Нижегородского госуниверситета, 2020. – 319 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Информатика" (II курс) для специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отралям)

Рабочая программа по дисциплине "Информатика" (II курс) для специальности 080110 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)". В дополнение календарно-тематический план, инструкция по технике безопа...

Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания составлены для проведения практического занятия по учету операций по продаже готовой продукции и финансовых результатов. Вводу и редактированию информации, формированию отч...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине: «ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА» для студентов заочного отделения 1 курса специальность 080114 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

В методических указаниях имеется пояснительная записка, краткий курс лекций, календарно-тематический план заочной формы обучения, задания для домашней контрольной работы и методические рекомендации по...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине: «ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА» для студентов заочного отделения 1 курса специальность 080114 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

В методических указаниях имеется пояснительная записка, краткий курс лекций, календарно-тематический план заочной формы обучения, задания для домашней контрольной работы и методические рекомендации по...

Информационные технологии в профессиональной деятельности Методические указания для студентов-заочников образовательных учреждений по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности  080114 «Экономика и бухгалтерский...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Бухгалтерский учет в бюджетных организациях Для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины изучается при освоении основной профессиональной образовательной программы при очной и заочной форм обучения и  на базе среднего (полного) общего образования ...

Учебное пособие для студентов специальностей Коммерция, Экономика и бухгалтерский учет

Учебное пособие является адаптацией серий учебников издательств Person Longman, Oxford University Press, Cambridge University Press. Охватывает темы: профессии и умения, интервью, организация и коллек...