Комплекс диагностического инструментария по изучению психологической готовности к школе
методическая разработка по психологии

Бондаренко Оксана Николаевна

Мониторинг представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования.

На сегодняшний день в свете требований ФГОС ДО и ФГОС НОО к содержанию обучения, в контексте повышения актуальности проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования возникла необходимость разработки комплекса диагностического инструментария готовности к школьному обучению слабослышащих дошкольников. Согласно ФГОС ДО, в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться для решения образовательных задач, а именно:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения

его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Целью изучения готовности к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

Методы сбора информации:

  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_diagnostik_po_izucheniyu_gotovnosti_k_shkole.docx424.24 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Комплекс диагностического инструментария

для изучения психологической готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе

Педагог-психолог

Бондаренко О.Н.

2021г.

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания динамики развития ребенка, является мониторинг.

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ребенка, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Мониторинг представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования.

На сегодняшний день в свете требований ФГОС ДО и ФГОС НОО к содержанию обучения, в контексте повышения актуальности проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования возникла необходимость разработки комплекса диагностического инструментария готовности к школьному обучению слабослышащих дошкольников. Согласно ФГОС ДО, в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться для решения образовательных задач, а именно:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения

его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Целью изучения готовности к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

Методы сбора информации:

  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Методики изучения психологической готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе

При изучении психологической готовности к школьному обучению целесообразно использовать комплексный подход, в котором осуществляется диагностика эмоционально-волевой сферы, умственной и мотивационной готовности.

        Диагностика эмоционально-волевой готовности включает определение уровня эмоционально-волевой регуляции; выявление уровня развития волевых действий и произвольности внимания.

        Диагностика умственной готовности предполагает определение уровня развития познавательных действий (восприятия), уровня основных мыслительных операций.

        Диагностика мотивационной готовности направлена на определение отношения к учению в школе.

Особенности проведения диагностического обследования

слабослышащих дошкольников

        Задания детям предъявляются индивидуально. Время обследования не должно превышать 40 минут, что соответствует максимальной работоспособности старшего дошкольника. Выполнению  ряда заданий может предшествовать определенная подготовка детей, в процессе которой сначала выполняются так называемые обучающие задачи, а затем конкретные.

Перечень диагностических методик

  1. Модифицированная методика «Лабиринт» Н.И. Озерецкого
  2. Методика «Шифровка» Векслера
  3. Методика «Эталоны» О.М. Дьяченко
  4. Методика «10 слов», «10 картинок» А. Р. Лурия
  5. Методика «4 лишний»
  6. Методика «Последовательные картинки»

Диагностика эмоционально-волевой готовности к школе

Модифицированная методика «Лабиринты» Н.И. Озерецкого

(для старших дошкольников, 5-7 лет)

Цель:  определение уровня эмоционально-волевой регуляции. 

В процессе выполнения задания определяется влияние эмоционального воздействия на волевые усилия ребенка. Ребенку предлагается провести  непрерывную линию внутри лабиринтов,  повторяя все изгибы, не касаясь ограничительных линий.

https://iknigi.net/books_files/online_html/118418/i_002.png

Инструкция к выполнению задания.

Лабиринт № 1. «Проведи линию в лабиринте посередине дорожки. Задевать за края нельзя. Соблюдай все повороты. Работай быстро и аккуратно».

Педагог, настраивая ребенка на успешное выполнение задания, подбадривает его: «Ты уже большой, умеешь хорошо рисовать (писать), скоро пойдешь в школу. Я думаю, что это для тебя легкое задание. Ты аккуратно и быстро все сделаешь». В любом случае по окончании оценка должна носить положительный характер.

Лабиринт № 2. Ребенку предлагается выполнить то же задание. Но педагог только объясняет, что нужно сделать и держится отстраненно. Не подбадривает ребенка и не выражает никакого отношения к тому, что тот делает.

Сравнивая поведение ребенка в первой и второй ситуации, можно сделать заключение о том, насколько уверенно чувствует себя ребенок в ситуации, когда он должен действовать самостоятельно, не рассчитывая ни на чью поддержку.

Методика «Шифровка» Векслера

(для старших дошкольников, 5-7 лет)

Цель: выявление уровня развития волевых действий и произвольности внимания. В процессе диагностики выявляется умение ребенка сконцентрировать волю и внимание.

В субтесте № 1 детям предлагаются расположенные в несколько рядов фигуры (круг, звезда, квадрат, крестик, треугольник) заполнить определенными знаками (черточка, две черточки, палочка, две палочки, кружочек).

В субтесте № 2 представлены цифры (от 1 до 9) в произвольном порядке; в клеточку под цифрой нужно поставить соответствующий условный знак (палочка, черточка, кружок, крестик и т. д.). Перед заданием ребенку показывается образец, и он может заполнить первые пять фигур в порядке тренировки.

Время выполнения задания – 1 мин.

Инструкция к выполнению задания.

Субтест № 1. «Как называются эти фигуры? Посмотри на образец. Что нарисовано в круге, квадрате?.. Заполни такими же знаками фигуры в первой строчке. Будь внимателен. Сейчас ты будешь рисовать дальше. За одну минуту надо заполнить как можно больше фигур. Рисуй быстро и правильно».

Субтест № 2. «Это образец. Назови все цифры по порядку. Под каждой цифрой есть свой знак. Нарисуй эти знаки в таблице: под каждой цифрой – свой знак. Будь внимателен. У тебя всего одна минута. Рисуй быстро и правильно».

https://iknigi.net/books_files/online_html/118418/i_003.pngФиксируется общее количество заполненных фигур и клеточек таблицы, а также количество правильно заполненных из них, и, конечно, анализируются особенности поведения ребенка при выполнении различных по сложности заданий. Субтесты позволяют характеризовать способность ребенка к целенаправленному действию в условиях ограничения времени.

Диагностика умственной готовности

Определение уровня развития познавательных процессов (восприятия, память, мышление)

Методика «Эталоны»
О.М. Дьяченко (для старших дошкольников, 5-7 лет)

Цель: выявление уровня развития восприятия.

Методика содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Ребенку предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

Материал. Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

http://testoteka.narod.ru/pozn/1/ris/18-1.jpg

Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур - эталонов:

http://testoteka.narod.ru/pozn/1/ris/18-2.jpg http://testoteka.narod.ru/pozn/1/ris/18-3.jpg http://testoteka.narod.ru/pozn/1/ris/18-4.jpg http://testoteka.narod.ru/pozn/1/ris/18-5.jpg

Инструкция: ребенку предлагается  тетрадь и говорится: «Рассмотри внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда ты отметишь все картинки, похожие на фигурку, переверни страницу и на следующей странице тоже отметь картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так ты должен отметить фигурки на всех четырех страницах».
http://testoteka.narod.ru/0.pngВо время выполнения задания необходимо обратить внимание ребенка на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. (Внимательно смотри на фигурку под картинками)

Обработка результатов и интерпретация


http://testoteka.narod.ru/0.pngПравильно отмеченные картинки:

http://testoteka.narod.ru/pozn/1/ris/18-2.jpg

- грибок, чашка, месяц, шляпа

http://testoteka.narod.ru/pozn/1/ris/18-3.jpg

- коляска, стул, сапоги, кресло

http://testoteka.narod.ru/pozn/1/ris/18-4.jpg

- морковь, пирамидка, листок, ёлка

http://testoteka.narod.ru/pozn/1/ris/18-5.jpg

- лампа, матрёшка, груша, снеговик

Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).
http://testoteka.narod.ru/0.pngУровни развития восприятия:
32-27 баллов - высокий
26-20 баллов - средний
от 19 и ниже - низкий

Качественный анализ результатов

1-й тип. Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали — выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей.

2-й тип. Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки.

3-й тип. Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.

Методика «10 предметов»

Цель: выявление уровня зрительной памяти, произвольности запоминания.

Стимульный материал: карточка, на которой нарисовано 10 разных предметов, достаточно крупных и находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Размер карточки не должен быть меньше стандартного альбомного листа.

Инструкция: посмотри внимательно на картинку, рассмотри нарисованные предметы, постарайся хорошенько их запомнить. Через некоторое время ты мне покажешь их, среди других картинок.

Проведение теста: после инструкции ребенку дают на 2-3 минуты картинку. Ребенку можно помочь, рассматривая картинки с ними вместе и называя нарисованные предметы, обращая при этом внимание ребенка на то, что ему их надо хорошенько запомнить. Таким образом, создается  дополнительная установка на запоминание. После того как ребенок рассмотрел предметы, карточку у него отбирают, напоминая о том, что через некоторое время  (20-30 минут) он должен будет вспомнить все нарисованные предметы. Количество правильно воспроизведенных предметов, а также число ошибок, допущенных ребенком, фиксируют. Ошибки в процессе воспроизведения не исправляют. Когда ребенок скажет, что больше он ничего не помнит, можно показать ему карточку, спросив, какие предметы он забыл показать. Таким образом, можно выявить способность ребенка к узнаванию. Обычно карточку предъявляют повторно только при плохом воспроизведении, если он может вспомнить не более 1-3 предметов.

Анализ результатов: нормой считается воспроизведение 4-6 предметов. Если ребенок не может вспомнить ни одного предмета либо вспоминает их неправильно, можно предположить наличие интеллектуального отклонения, однако только дальнейшее исследование покажет, связано ли оно с нарушением самой памяти либо с нарушением произвольной регуляции деятельности (особенно часто встречающейся у импульсивных детей, которые просто не могут сосредоточиться на задании).

Методика  «10 слов»

Цель: выявление уровня слуховой памяти, произвольности запоминания, (может использоваться  только для дошкольников способных воспринимать информацию на слух).

Стимульный материал: ряд из десяти не связанных между собой слов. Для детей старшего дошкольного возраста он может быть следующим: Самолет, Чайник, Бабочка, Ноги, Бревно, Свеча, Тачка, Журнал, Машина, Волк.

Инструкция: слушай меня внимательно. Я сейчас скажу тебе слова, которые ты должен будешь запомнить и повторить мне.

Проведение теста: после инструкции взрослый медленно (с интервалом в 1-2 секунды) и четко произносит приведенные выше 10 слов. По окончании он просит ребенка повторить их; в случае необходимости исправляя сделанные ребенком ошибоки. Затем ребенка просят повторить слова еще раз, и так до тех пор, пока он не повторит все слова правильно. После того как ребенок воспроизведет весь ряд слов, взрослый медленно и четко повторяет эти слова еще раз. Примерно через 20-30 минут ребенку предлагают вспомнить эти слова, причем, теперь взрослый ему не помогает, а только записывает, сколько слов воспроизведено правильно.

Анализ результатов: количество правильно воспроизведенных с первого раза слов показывает объем памяти, а число повторений, необходимых для запоминания всего ряда, говорит о скорости запоминания. Норма для детей 5-6 лет – воспроизведение 4-5 слов при первом воспроизведении и запоминание всего ряда после 2-3 повторений. При отсроченном воспроизведении (через 20-30 минут) в норме дети должны воспроизвести 5-7 слов. Если ребенок не мог воспроизвести даже 2-3 слова, как при мгновенном, так и при отсроченном воспроизведении, либо не запомнил ряд после 5-7 повторений, это говорит о низком уровне непосредственной памяти. Можно предположить, что у данного ребенка при обучении возникнут трудности, однако без дальнейшего анализа рано говорить о каких-то интеллектуальных отклонениях или нарушениях.

Определение уровня развития основных мыслительных операций.

Методика «Четвертый лишний» 

(для старших дошкольников, 5-7 лет)

Цель: диагностика словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Стимульный материал: 12 карточек с четырьмя изображениями, одно из которых лишнее.

Методика обследования:

Перед ребенком кладут картинки и дают инструкцию: «Рассмотри картинки. Здесь четыре предмета. Три похожи. А четвертый – не подходит. Назови (покажи) лишний предмет».

После того, как дошкольник, рассмотрев картинки, осуществляет выбор, педагог предлагает ему: 1) объяснить, почему именно этот предмет оказался лишним; 2) назвать обобщающие понятия для объединенных предметов.

Виды помощи:

1. Эмоционально-регулирующая.

2. Направляющая – вопросы и указания типа: «Посмотри, что тут лишнее? Какую картинку нужно убрать? Что это? Зачем нужен каждый предмет? Какой лишний?»

3. Обучающая – педагог, рассмотрев картинки вместе с ребенком, предлагает ему «взять» каждый предмет, изображенный на картинке, и показать, что им делают, а потом попытаться сформулировать признак сходства трех.

https://iknigi.net/books_files/online_html/118418/i_016.png

Протокол обследования

Ф.И. ребенка________________________________________ Возраст ___________

Карта

Ответ ребенка

Признаки обобщения

Наличие обобщающих слов

Уровень обобщения

1-я: репа, яблоко, огурец, свекла

2-я: шорты, кепка, ботинки, шуба

3-я: ручка, нож, книга, карандаш

4-я: шкаф, стул, стол, дверь

5-я: самолет, автобус, пароход, тачка

                                                                                     

    ОV = V1+V2+V3+V4+V5             Общий       уровень________________________________________________

                       5

Интерпретация результатов

1 уровень – высокая сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой на существенные (родовые) признаки. Ребенок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.

2 уровень – высокая способность к обобщению наглядно – образного материала. Ребенок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов, но не всегда точно определяет обобщающее слово.

3 уровень – достаточный уровень способности к обобщению наглядного материала. Ребенок умеет анализировать, обобщать известные ему предметы и явления. Может допускать ошибки в процессе обобщения признаков, заменяя существенные признаки несущественными, не всегда может найти обобщающее слово.

4 уровень – недостаточная  способность к обобщению наглядного материала. Обобщение осуществляется по случайным или функциональным признакам. Ребенок может определять  и анализировать преимущественно различия между знакомыми предметами. Поиск обобщающего признака затруднен. Существенные признаки не называются.

5 уровень – несформированность умения обобщать наглядный материал по существенным признакам. В качестве обобщающих используются  случайные признаки, часто имеющие личностный смысл. Обобщающие слова заменяются описанием субъективного отношения к предметам.

Методика «Последовательные картинки» 

(для старших дошкольников, 5-7 лет)

Цель: изучение логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Оборудование: рисунок (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) из четырех последовательных изображений. (Ниже представлены два варианта картинок). Картинки вырезаются по линиям. Надо отметить, что эта серия с явным сюжетом является легкой. Более сложные варианты — картинки со скрытым сюжетом, с незавершенным действием.

Процедура проведения: перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут четыре картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20—30 сек.

Инструкция: «Все эти картинки про одного мальчика. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом». Если ребенок не начинает работу, уточняют: «Что сначала делал мальчик? Положи эту картинку сюда, первой»; «А что потом?». После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ.

Приложение к методике.

http://iemcko.ru/images/43552.jpg                             http://iemcko.ru/images/43553.jpg           

Протокол обследования

Последовательные картинки

Ф.И. ребенка __________________Возраст___________________Дата_______

№ набора

Выполнения

Уровень

1.

2.

3.

ОV = V1+V2+V3        Общий уровень___________________________________________

                       3

Интерпретация результатов

1 уровень – высокий уровень сформированности логического мышления, способность понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать их дальнейшее развитие. Быстро и точно устанавливает причинно – следственные связи. Способен  обосновать правильность своего решения. Умозаключения правильны, суждения точны. Речь правильная, связная, эмоционально насыщенная. Разложил без ошибок.

2 уровень - высокий уровень  логического мышления, способность понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать их дальнейшее развитие. Достаточно быстро  устанавливает причинно – следственные связи. Способен  обосновать правильность своего решения. Допущенные ошибки обнаруживает самостоятельно и устраняет сам. Разложил верно, самостоятельно внося поправки.

3 уровень – достаточный уровень развития логического мышления. Ребенок практически самостоятельно выполняет все задания. Безошибочно устанавливает причинно- следственные отношения между небольшим  числом событий. Самостоятельно исправляет ошибки при организации помощи психолога. Сделал одну ошибку и при обосновании на вопрос «Почему» ее исправил.

4 уровень – недостаточная сформированность логического мышления. Ребенок способен установит причинно – следственные отношения между небольшим  числом событий. Испытывает трудности при обосновании своего решения, часто ориентируется на субъективную логику видения событий. Замечает и исправляет ошибки с помощью психолога. Сделал одну ошибку и не справился с обоснованием.

5 уровень – несформированность умения устанавливать причинно – следственные отношения между событиями. Ребенок выполняет задание чисто механически, вне логики событий. Неспособен объяснить свой вариант решения. Разложил картинки без установления логической последовательности или отказался выполнить задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое "психологическая готовность к школе"?

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто такой ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг,...

Психологическая готовность к школе

Родительское собрание о психологической готовности к школе (для родителей будущих первоклассников)...

Что такое психологическая готовность к школе?

Что такое психологическая готовность к школе?...

Психологическая готовность к школе.Роль родителей.

Данная работа включает в себя следующее: 1. Теоретические аспекты проблемы влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет 1.1 Типы родительских...

Комплект диагностического инструментария для изучения психологической готовности учащихся 9, 11 классов к ГИА

Комплект диагностического инструментария для изучения психологической готовности учащихся 9, 11 классов к ГИА...

Комплекс диагностического инструментария для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся НОО

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, с...

«Диагностический инструментарий для изучения индивидуальных особенностей слепых обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Реализация прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного не только дошкольного, обще...