Агрессия в подростковой среде
методическая разработка по психологии

Карпова Елена Вячеславовна

Для бесед с родителями.Причины агрессии подростков. Рекомендации по воспитанию агрессивных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_besed_s_roditelyami_agressiya_podrostkov.docx504.09 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский лекторий (7-9 класс)

«Агрессия у подростков»

  • Агрессия подростков — одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса.
  • Агрессия подростков — крайне неприятное, но при этом закономерное и естественное явление.
  • Агрессия подростков — это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями.

Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

В каких формах выражается агрессия у подростков:

  • Физическая агрессия: подросток использует физическую силу против других людей.
  • Вербальная агрессия: подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика и т.п.
  • Раздражительность: подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым.
  • Подозрительность: подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него».
  • Косвенная агрессия: подросток пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля).
  • Обида: подросток может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или «на весь мир».
  • Пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия): подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.

Рекомендации родителям:

Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности.
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. В таблице, представленной ниже, даны общие «рецепты» избавления от гнева, которые будут полезны всем родителям.

Практические рекомендации родителям

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);
- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);
- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

  • Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
    Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.
  • Снижение напряжения ситуации.

    Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
    - повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
    - демонстрация власти («Взрослый здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
    - крик, негодование;
    - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
    - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
    - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
    - использование физической силы;
    - втягивание в конфликт посторонних людей;
    - непреклонное настаивание на своей правоте;
    - нотации, проповеди, «чтение морали»;
    - наказание или угрозы наказания;
    - обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»;
    - сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);
    - команды, жесткие требования, давление;
    - оправдания, подкуп, награды.
  • Обсуждение проступка.
    Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего для самого маленького агрессора.
  • Сохранение положительной репутации ребенка.

        Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

  • нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
  • пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;
  • внушение спокойствия невербальными средствами;
  • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  • использование юмора;
  • признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.

Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Агрессия в подростковой среде"

Материал для проведения родительского собрания совместно с учащимися, с привлечением членов администрации и социального педагога....

Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн...

Агрессия в подростковой среде

Родительское собрание, посвященное проблемам подросткового возраста детей и проблемам общения в семье....

«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».

Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. ...

Агрессия в образовательной среде

Психологическая травля, взрослые и дети....

«Профилактика агрессий и правонарушений в подростковой среде и в семейном воспитании»

Доклад на педсовете «Профилактика агрессий и правонарушений в подростковой среде и в семейном воспитании»...

Тема занятия «Агрессия в подростковой среде и как с этим бороться» _2019-2020 учебный год

Цель занятия:Профилактика правонарушений, агрессивного поведения учащихся.       Задачи занятия:Обсудить с учащимися причины агрессивности и её влияние на взаимодейс...


 

Комментарии

Зинченко Татьяна Федоровна

Спасибо за представленный материал. Очень познавательно.