Профилактика суицидов. Предотвращение самоубийства у подростков.
методическая разработка по психологии (10 класс) по теме

Шемякина Татьяна Викторовна

Это тренинговое занятие по психологии, где подросткам даются знания о суициде и способах его предотвращения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Профилактика суицидов.

Предотвращение самоубийства подростков.

Цели занятия:

- дать школьнику знания о суициде и способах его предотвращения;

- способствовать формированию активного самосознания и навыков волевой саморегуляции;

- помощь подросткам в понимании, осознании адекватности своей самооценки;

- тренировка способности к самораскрытию.

Методы

•  Лекционный метод передачи знаний (презентация)

•  Психодиагностические методы исследования личности

•  Методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем; метод анализа конкретных ситуаций; игровое моделирование

Продолжительность занятия - 45 минут

Оборудование

Проектор, экран, раздаточный материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка

Введение в атмосферу тренинга. Приветствие

Ведущий приветствует всех и просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе.

- Сегодня мы будем обсуждать очень трудную проблему. Мы попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка, мы попытаемся научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, мы узнаем, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода.

Основная часть

Показ презентации (краткий теоретический курс)

Практическая часть

     Для того чтобы удержать друга или знакомого от самоубийства, надо немного разбираться в человеческой психологии. Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи:

1. Нам нужно, чтобы нас любили.

2. Нам нужно хорошо к себе относиться.

     На наше поведение оказывают воздействие два основных принципа:

1. Наше поведение зависит от того, как мы к себе относимся.

2. Поведение каждого человека имеет цель; наши поступки не происходят “просто так”, каждый человек несет персональную ответственность за свои решения.

     Если руководствоваться этими очень важными соображениями и ясно представлять себе их реальный, практический смысл, то можно чуть лучше разобраться, почему некоторые подростки хотят уйти из жизни.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: показать многообразие возможностей осознания своей внутренней сущности.

Ведущий. Итак, продолжаем предложения (по кругу).

Формирование у учащихся представлений о персональном решении и навыка отстаивать свое решение.

Учащимся предлагается обсудить такую ситуацию: «Представь, что ты находишься в гостях у своих друзей, вечер в самом разгаре. Однако ты живешь очень далеко. Не стоит ли покинуть друзей пораньше?» Обобщая высказывания учащихся, следует обратить их внимание на необходимость уметь прогнозировать последствия своего решения. Нужно обсудить с учащимися, стоит ли в таком случае объявлять всем о своем решении (друзья, отговаривая, помешают его выполнить). Подумайте, какими способами можно отстаивать свое решение (лучший способ - приступить к его выполнению).

Упражнение «Мой щит»

Цель: формирование у учащихся навыка принятия персональных решений.

Участникам предлагается какая-либо ситуация (например, друзья приглашают на дискотеку, но у тебя другие планы), а также несколько бумажных листов (набор щитов) с готовыми вариантами ответов.

Я-сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение («Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино!»).

Встречный вопрос + отказ («Ты думаешь мне не хочется пойти? + Хочется, но не могу!»).

Анализ ситуации, почему группа хочет, чтобы ты согласился с предложением («Вам, наверное, интересно узнать мои музыкальные вкусы?»).

Затем рассматривается еще одна ситуация (например, во дворе тебе предлагают покурить сигарету с наркотиком). Учащиеся отвечают по образцу.

     Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, “невовлеченность”. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого, что самооценка их снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались походя, теперь становятся для них неразрешимыми.

     Некоторые подростки сравнивают это тревожное, неприкаянное состояние с ощущением тонущего, который захлебнулся и идет ко дну, или же человека, у которого судорожно сжимается от тоски сердце. Как ты думаешь, что для них в это нелегкое время самое главное? Ты угадал – Друг.

Самооценка – это то, как ты оцениваешь себя сам.

              На чем основывается наша самооценка?

– Наша самооценка – это наше самоощущение. То, как мы воспринимаем себя, нашу жизнь, наши чувства по отношению к друзьям – все это воздействует на нашу самооценку.

– Наша самооценка – это и то, каким мы представляемся другим. Наша самооценка зависит от того, как к нам относятся наши друзья, учителя, родители или воспитатели, что они о нас говорят.

Подумай, как изменится твоя самооценка в зависимости от следующих обстоятельств:

 твои родители тебя хвалят;

 ты завалил экзамен;

 твои друзья “за тебя горой”;

 учитель физкультуры кричит на тебя;

 ты считаешься самой хорошенькой девушкой в классе;

 кто-то назвал тебя “психом”;

 тебя избрали в совет класса;

 ты подвел приятеля.

     Упражнение «Зато»

Цель упражнения: введение в темпоритм, атмосферу тренинга, самосознание, тренинг спонтанности высказываний, осознание адекватности своей самооценки

Потребность любви. Для того, чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви – это:

– потребность быть любимым;

– потребность любить;

– потребность быть частью чего-то.

Если эти три “потребности” присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.


(Декларация самоценности)


Декларация моей самоценности     



Я – это Я.



Во всём мире нет никого в точности такого же, как Я.



Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому всё, что исходит от меня, - это подлинно моё, потому что именно Я выбираю это.



Мне принадлежит всё, что есть во мне: моё тело, включая всё, что оно делает; моё сознание, включая все мысли и планы; мои глаза, включая все  образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, - вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращённые к другим людям или ко мне самому.



Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.



Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.



Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы всё во мне содействовало моим интересам.



Я знаю, что кое – что во мне озадачивает меня и есть во мне что – то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать всё больше и больше разных вещей о себе.



Всё, что Я вижу и ощущаю, всё, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это моё. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.



Когда Я вглядываюсь в своё прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил, и что делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что это не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что – то новое в себе самом.



Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею всё, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.



Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.



Я – это Я, и Я – это замечательно.


Теперь ты знаешь о суициде очень много чрезвычайно важного. Без информации и правильного понимания происходящего трудно правильно построить свое поведение в кризисных ситуациях.

Рефлексия



Предварительный просмотр:

•  Я устал(а), зато...

•  Я небольшого роста, зато...

•  Я иногда несдержан(а), зато...

•  Я ленив(а), зато...

•  Я застенчив(а), зато...

•  Я криклив(а), зато...

•  Я молчалив(а), зато...

•  Я слишком уступчив(а), зато...

•  Я не умею печь пироги, зато...

•  Я зануда, зато...

•  Я школьник, зато...

•  У меня нет домашнего телефона, зато...

•  Я написал(а) контрольную работу на двойку, зато...

•   Я не очень хорошо успеваю по математике, зато...

• Я не люблю слушать классическую музыку, зато...

•  Я слишком часто фантазирую, зато...

•  Я не очень хорошо пою, зато...

•  Я иногда, слишком много ворчу, зато...

•  Я несколько легкомыслен(на), зато...

•  Меня легко рассмешить, зато...

•  Я бываю капризна(зен), зато...

•  Иногда я чувствую себя несчастным, зато…

•  Иногда меня охватывает чувство безнадёжности, зато…

•  Иногда я испытываю очень сильный стресс, зато…

•  Иногда я не знаю, что ответить друзьям, зато…

•  Я часто попадаю в трудные жизненные ситуации, зато…

•  Иногда я не знаю как себя вести в трудной жизненной ситуации, зато...

•  Я легко расстраиваюсь, зато…


•  Я — стакан воды...

•  Я — прекрасный цветок...

•  Я — кусочек тающего льда...

•  Я, словно рыбка...

•  Я — песенка...

•  Я, словно буква «о»..,

•  Я — тропа...

•  Я — ветер...

•  Я — скала...

•  Я, словно муравей...

•  Я, словно светлячок...

•  Я — интересная книжка...

•  Я — лампочка...

•  Я — доллар...

•  Я — мышь...

•  Я — желтый лист...

•  Я — вкусный завтрак...

•  Я — кусочек пластилина...

•  Я — луч...

•  Я — остров...

•  Я — формула...

•  Я-...

•  Я умею...

•  Я хочу...

•  У меня есть...

•  Внешне я...

•  Мне хотелось бы быть в идеале...

•  Мне можно...

•  Мне нельзя...

•  Я могу научиться...

•  Как юноша (девушка) я...

•  Как школьник я...

•  В классе я...

•  На улице я...

•  Дома я...

•  Когда окончу школу, я...

•  Я могу быть партнером...

•  Я могу работать...

•  Я буду...

•  Я люблю...

•  Я не люблю...

•  Я мечтаю...

•  Я надеюсь...

•  Я верю...

•  На этих уроках я себя чувствую...



Предварительный просмотр:


Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид “молодеет”: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще дети. В последующие десять лет число суицидов будет быстрее всего расти у подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет.



Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.





В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.





Некоторые родители, учителя, психологи избегают слова “суицид”, потому что боятся навести своих подопечных на мысль о насильственной смерти. На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Твоя готовность поддержать эту “опасную” тему даст другу возможность выговориться, – суицидальные же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидальноопасными.



Суицидальные идеи по наследству не передаются. Представь, например, семью, где родители много курят, пьют или употребляют наркотики. В такой семье дети рискуют перенять вредные привычки родителей. На этих детей действует так называемый “фактор внушения”:  родители, дескать, плохому не научат. Разумеется, дети вовсе не обязаны подражать родителям. Для подражания они вправе выбрать другой, более положительный, пример.



Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Тем не менее, у нас принято от них “отмахиваться”. “Он шутит”, – говорим или думаем мы. – “Она делает вид”, или: “Это он говорит, чтобы привлечь к себе внимание!” Не рискуй жизнью своего друга: раз он заговорил о самоубийстве, значит это серьезно.





От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.



А теперь представь, что кто-то из твоих друзей поделился с тобой своей тайной. Согласись, если б он тебе не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил твой друг с тобой, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К тебе он обратился потому, что верил: понять его сможешь только ты.






Предварительный просмотр:

Ситуация №  1

Друзья собираются в «Причал» на ночную дискотеку и предлагают тебе поехать с ними. Однако на территории нашего посёлка действует комендантский час, завтра рано вставать в школу, будут волноваться родители…

Подумайте, какими способами можно отстаивать своё решение?

Прогноз последствий…

Ситуация №  2

Перед школьной дискотекой тебе предложили выпить спиртного и покурить. Однако тебе всего 14-15 лет, и ты не знаешь,  как отреагирует твой организм, на дискотеке в состоянии опьянения тебя увидят дежурные учителя…

Подумайте, какими способами можно отстаивать своё решение?

Прогноз последствий…

Ситуация №  3

Твои знакомые собираются устроить «тёмную» однокласснику, наказать его, проучить. Однако ты знаешь, что этот одноклассник прав, у тебя с ним нормальные отношения, человек может пострадать по чужой вине…

Подумайте, какими способами можно отстаивать своё решение?

Прогноз последствий…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидов. Предотвращение самоубийств среди подростков.

Рекомендую всем классным руководителям провести урок, направленный на предодвращение самоубийств среди подростков  П...

Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях.

Содержание:Понятие суицид.Типы суицидального поведения .  Динамика развития суицидального поведения.Причины суицида.Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков...

План мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков

План раскрывает комплекс мероприятий по профилактике суицидального поведения в подростковой среде....

Программа профилактики суицида среди детей и подростков

По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков...

Программа профилактики суицида среди детей и подростков

Программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся 8-11 классов.   Среди приоритетных форм профилактики под...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».  ...

Программа профилактика суицида среди детей и подростков

Актуальность программы связана с ростом уровня самоубийств среди российских подростков. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и ф...


 

Комментарии

Шемякина Татьяна Викторовна

Предлагаю занятие для педагогов-психологов по профилактике суицидов у подростков