Общение. Структура и средства общения
презентация к уроку по психологии

Общение пронизывает всю человеческую жизнь и является такой же важной потребностью, как витальные потребности в еде, одежде, воде, жилище и т. п.

Известно, что в условиях изгнания из
общества, т. е. полного одиночества, у человека уже на шестой день начинаются галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами и, если остается в изоляции, погибает.
Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным. Об этом свидетельствует так называемое наказание
одиночеством (по-японски ≪
Моритао
≫), когда провинившегося человека сажали в пещеру на неделю или больше и запрещали разговаривать даже с самим собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obshchenie._storony_sredstva_vidy_obshcheniya.ppt2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общение. Структура и средства общения Педагог-психолог : Халимон Марина Николаевна.

Слайд 2

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент Экзюпери Общайтесь с людьми так, как будто они на самом деле такие, какими хотели бы быть, и вы поможете им стать такими. Гете План: 1.Что такое общение? 2.Стороны общения. 3.Средства общения. 4.Виды общения.

Слайд 3

Без общения, как известно, немыслимо ни общество, ни организация, ни группа. Способность общаться друг с другом — одно из величайших,если не самое главное, приобретение человека в ходе эволюции.

Слайд 4

Общение пронизывает всю человеческую жизнь и является такой же важной потребностью, как витальные потребности в еде, одежде, воде, жилище и т. п. Известно, что в условиях изгнания из общества, т. е. полного одиночества, у человека уже на шестой день начинаются галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами и, если остается в изоляции, погибает. Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным. Об этом свидетельствует так называемое наказание одиночеством (по-японски ≪Моритао≫), когда провинившегося человека сажали в пещеру на неделю или больше и запрещали разговаривать даже с самим собой.

Слайд 5

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

Слайд 6

В едином процессе общения выделяют три стороны: 1. коммуникативная - включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди используют язык как одно из важнейших средств общения; 2. интерактивная – взаимодействие общающихся и обмен информацией в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (продавец и покупатель общаются, даже если они не произносят слова); 3. перцептивная - предполагает восприятие общающимися друг друга (очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем из сообщенного ему не разберется).

Слайд 7

Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), перцептивную (восприятие), интерактивную (взаимодействие).

Слайд 8

Отсюда, общение можно представить в виде своеобразной пирамиды, состоящей из нескольких граней. Каждая из них имеет самостоятельное значение и в разное время и в разных ситуациях может превалировать. Однако полноценным общение становится лишь тогда, когда все грани проявляются одновременно: обмен информацией, взаимодействие с другими людьми, понимание и познание их, а также переживание, возникающее в ходе общения. Именно психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь и взаимодействие для решения разных задач, но и взаимный обмен эмоциями: сорадость, сопереживание, сострадание.

Слайд 9

К средствам общения относятся: язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения; интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе; мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы; расстояние , на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Слайд 10

Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой синтаксисом. Речь – важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней ( 10% - слова, 30% - тембр, мелодичность, ритмика, 60% - невербальное общение).

Слайд 11

Виды общения: Открытое общение – то такое общение, при котором человек может и хочет четко, ясно и полно выразить свою точку зрения или отношение к чему-либо, кому-либо и готов понять и учесть точку зрения и позицию других людей (собеседников).

Слайд 12

Виды общения: Закрытое общение - это общение, которое возникает при нежелании или неумении ясно выразить и донести до сознания собеседника свою позицию, отношение, мысль или информацию.

Слайд 13

Виды общения: Монологическое общение – это достаточно распространенный вид общения, в котором изначально задана неравноправность партнеров. В данной ситуации один из собеседников как правило владеет большей информацией и обладает большими полномочиями и правами в реализации какой-либо задачи через конкретного партнера по общению.

Слайд 14

Виды общения: Диалогическое общение – общение, в основе которого лежат такие важные качества, как доверие и уважительное отношение к собеседнику, равноправные отношения в общении, предоставление партнеру права на собственное мнение и принятие собственного (варианта) решения.

Слайд 15

Виды общения : Контакт масок - это уровень формального общения, при котором у собеседников нет потребности и стремления к глубокому пониманию другого человека (партнера по общению), когда используется набор стандартных социально-психологических «масок» (вежливости, участливости, почтительности, строгости, безразличия, нейтральности и т.п.).

Слайд 16

Виды общения : Формально-ролевое общение – общение, на данном уровне которого каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. В нем фактически не учитываются индивидуальные личностные качества человека, его внутренний мир, проблемы и т.п. Содержание и средства общения регламентированы ролями партнеров по общению: врач и пациент, инспектор дорожного движения и нарушитель ПДД, кондуктор и пассажир и т.д.

Слайд 17

Виды общения : Деловое общение – Общение, которое возникает у людей как правило в связи с их участием в определенной общей деятельности ( производственной, научной, учебной и т.д.) и имеет целью достижение общего результата. При таком общении учитываются особенности личности, характера собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника

Слайд 18

Виды общения : Светское общение – Для этого уровня общения характерна поверхностность и беспредметность. Люди при светском уровне общения обмениваются фразами, словами, восклицаниями, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми в данном обществе правилами. Т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Слайд 19

Виды общения : Духовное (межличностное) общение – На данном уровне общения находятся как правило люди, связанные общими высокими нравственными целями и возвышенными гуманистическими идеалами, а также люди, стремящиеся к духовному развитию и самосовершенствованию. Здесь раскрываются глубинные структуры личности. Характеризуется полным взаимопониманием.

Слайд 20

Виды общения : Примитивное общение – это общение, при котором другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности и т.п. При «нужности» и «полезности» с человеком вступают в контакт, при «ненужности» не вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению какой-либо цели. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Слайд 21

Виды общения : Манипулятивное общение – данный уровень общения близок примитивному, так как тоже направлен на получение какой-либо выгоды от собеседника (партнера) с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. При этом истинная цель всячески скрывается от человека.

Слайд 22

Эффективность взаимодействия людей зависит от коммуникативной компетентности (компетентности в общении), т. е. умения устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Коммуникативная компетентность включает систему знаний и умений (техник), обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека в различных ситуациях общения. Кроме того, эффективность общения зависит и от того, что А. А. Бодалев (1996) называет «коммуникативным ядром личности», под которым он понимает все, что относится к личности человека и как-то влияет на его общение с людьми, включая черты характера, эмоциональные особенности, перцептивные способности (познание объекта общения), т. е. то, что называют коммуникативными способностями (качествами). О составляющих эффективного и неэффективного общения пойдет речь в курсе «Психология общения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Невербальные средства общения. Язык жестов"

Разработка урока английского языка по теме "Body language. Non-verbal means of communication"...

Тренинг: «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога».

Цель: 1.     Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.2.     Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить  тактически...

Средства и мимика как невербальные средства общения

Материал занятия курса " Учусь общаться".Дает  понятие о невербальных средствах общения.На различных ситуациях показывает , что невербальные средства общения точнее передают  содержание выск...

Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.

Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...